Родители и дети
Домашнее обучение
ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ В РАННИЕ ГОДЫ
До пяти лет на детей очень сильно влияет поведение взрослых дома, а также они подражают всему, что происходит вокруг них. Эти первые годы закладывают основу для всей их будущей жизни, и можно практически предсказать, какие качества будут у ребенка, когда он вырастет, посмотрев на воспитание, которое он получил в эти решающие первые пять лет. В ИСККОН у нас много примеров детей, которые росли в среде сознания Кришны с самого начала своей жизни и которые теперь являются источником вдохновения для других.
Формальное обучение ребенка начинается в 5 лет, идут ли они в общественную школу, гурукулу или обучаются дома родителями. Но как насчет тех лет, которые предшествуют их формальному обучения? Как нам создать атмосферу сознания Кришны для новорожденных, младенцев и детей дошкольного возраста?
Поскольку дети этой возрастной группы учатся в основном за счет подражания. Первым делом, необходимо создать дома атмосферу, наполненную сознанием Кришны. Дома всегда должна звучать вибрация святого имени и Кришна-катха, так же как и такие занятия в преданном служении, как поклонение Божествам, раздача прасада и проповедь. Таким образом, все чувства наших детей будут заняты в деятельности в сознании Кришны — слушании, наблюдении и участии в ней. Бесспорно, таким образом они очень быстро и без усилий будут прогрессировать.
ЗАНЯТЬ ЖЕЛАНИЕ ИГРАТЬ
Дети, выросшие в такого рода среде, ничего не знают, кроме Кришны, счастливы и умиротворены. Прабхупада подчеркивал, что давать своим детям сознание Кришны и есть «настоящее образование». В своей лекции по прибытию в Даллас 3 марта 1975 года он отметил: «Если мы просто научимся, как поклоняться Кришне, как удовлетворить Его, как наряжать Его и украшать цветами, как предлагать Ему смиренные поклоны, как повторять Его святое имя, таким образом, если мы просто подумаем, то даже безо всякого так называемого образования, мы станем совершенным человеком в этой вселенной. Это сознание Кришны. Оно не нуждается в образовании А-Б-В-Г-Д. Оно просто нуждается в перемене сознания. Так что если этих детей с самого начала их жизни обучают таким образом…У нас была возможность получить такое образование от своих родителей».
НАУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ ЕСТЬ ТОЛЬКО ПРАСАД
Еще одна вещь, которую мы можем проводить у себя дома на равне с обучением, а также для того, чтобы сохранять своих детей в чистоте, — это готовить и есть только прасад, избегая любой не предложенной пищи, приготовленной не преданными. Господь Чайтанья, юга-аватара для этого века, выделял воспевание святого имени, как единственный способ обретения любви к Богу. В отличие от других воплощений, которые приходили убивать демонов, эта самая милостивая форма Бога вместо этого использовала секретное оружие, чтобы подчинить демоническое умонастроение Кали-юги: воспевание святого имени и распространение прасада, пищи, предложенной Кришне с любовью и преданностью. Точно так же, как мы можем приручить животное, подкармливая его, так же мы можем приручить все демонические наклонности в себе и в других, готовя прасад. Есть и распространять прасад настолько важно, что во многих случаях это может быть единственным способом растопить холодные сердца, забывшие Кришну с незапамятных времен.
Преданные могут рассказать много историй в этой связи. Никакое количество философских обсуждений не сможет сравниться с силой тарелки прасада, когда речь идет об изменении чьего-либо сердца. Это в особенности касается детей, для которых приём пищи является очень важной деятельностью.
Еда "вне дома"
А что же нам делать, когда нас куда-то приглашают?
Мы можем сделать свою пиццу или торт и взять их на праздник. Когда мы объясняем хозяевам особенности своего питания, обычно они понимают. (Мы можем сказать им, что, как строгие вегетарианцы, мы не едим ничего, что приготовлено на кухне, где готовится мясо. Эти правила приготовления пищи похожи на кошерную диету.) Если же это невозможно, лучше всем вместе не ходить на этот праздник. Вместо этого мы можем приготовить пиццу дома и предложить её Кришне, а затем наслаждаться прасадом с нашей семьей. Когда дети еще слишком маленькие, чтобы понять, почему они не могут есть в ресторанах или в домах не преданных, лучше предлагать им что-то получше дома — конечно, прасад — чтобы они не чувствовали себя ущемленными. А когда они становятся старше, с годами, уже не будет необходимости так часто искать замену, поскольку они будут достаточно взрослыми, чтобы понять, почему необходима аскеза, и им это даже начнет нравиться.
ПРОСМОТР ТВ
Чистота — это сила.
Даже после того, как мы привнесем эти благоприятные вещи в свои дома, мы все равно должны будем быть осторожными, чтобы избегать того, что может загрязнить тело, ум и атмосферу дома. Один вид деятельности, который сам по себе разрушает спокойствие, чистоту и здравый смысл, — это просмотр телевизора. Бесчисленные отчеты, статистики и исследования показали, что телевидение оказывает плохое воздействие на любого человека. С точки зрения вайшнава, во время просмотра телевизора все принципы религии нарушаются, поскольку почти все программы показывают насилие, незаконный секс, азартные игры и интоксикации приемлемым образом жизни.
Кто-то может поспорить, что смотреть хорошие программы по телевизору — нормально — канал «Дискавери», если вы живете в Северной Америке, или другие похожие образовательные программы. Многие люди думают, что такие программы помогают детям академически развиваться.
Но это ложный довод, потому что, даже если дети узнают несколько фактов о природе и о науке, в итоге они все равно не станут умнее или более творческими. Телевизор поощряет пассивное обучение — это однонаправленная загрузка с экрана в ум. Чтение и слушание, с другой стороны, поощряет активное обучение: ребенку нужно приложить усилия, чтобы добыть информацию и создать в уме образ того, о чем было написано. В результате благо и удовольствие от чтения намного больше, чем от просмотра телевизора.
Даже если принять образовательную ценность таких программ, разве кто-то из детей прекращает смотреть телевизор, когда заканчивается передача на «Дискавери»? Например, исследования показали, что выпивать один бокал вина в день полезно для здоровья. Это, может быть, и правда, но кто останавливается на одном бокале? Одна образовательная передача по телевизору вдохновляет детей смотреть телевизор больше, и вовсе не обязательно, что они будут различать между образовательными и не образовательными программами. К тому же, даже образовательные программы усеяны десятками рекламных роликов, в которых встречается множество нежелательных элементов, созданных для приманки: мясо, секс, интоксикации. Исследования показывают, что дети в своем раннем детстве очень впечатлительны, и на них с легкостью влияет среда и общение.
Просмотр телевизора крадет у нас так много времени. Статистика показала, что среднестатистический ребенок в Америке смотрит телевизор четыре часа в день. И наоборот, родители тратят примерно четыре минуты в неделю на качественное общение со своими детьми. Что же тогда может ребенок совершить в своей жизни? Все свободное время тратится на просмотр телевизора или на компьютерные игры. Такие хобби, как музыка, искусство и садоводство требуют времени. Если ребенок ходит в школу восемь часов в день, спит восемь часов в день и сидит за экраном компьютера четыре часа в день, остается всего четыре часа — большинство из которых тратиться на еду, принятие душа и другие ежедневные нужды.
Помимо создания физически ленивого ребенка, телевизионный образ жизни также разрушает творческий потенциал и воображение — дети, которые много смотрят телевизор, становятся умственно ленивыми, из-за того что им не нужно думать. Телевидение — это односторонняя передача из «ящика» в ум ребенка. Смотреть телевизор настолько умственно легко, что ребенок теряет свой вкус к тому, что представляет сложность для ума, как, например, чтение или математика. То же самое и с компьютерными играми. Детям, которые часами сидят за компьютером или телевизором, часто не хватает социальных навыков, и им трудно сконцентрироваться на других вещах. Вот почему так многим учителям трудно заставить своих учеников учиться.
Такие творческие занятия, как музыка, плотничное дело, скульптура, рисование, театр, танцы, рукоделие и спорт развивают таланты детей. Если время потрачено на эти занятия, к тому моменту, как они вырастут, дети будут обладать богатством талантов и навыков, которыми они смогут гордиться и использовать их в служении Кришне. С другой стороны, если они потратят время, смотря телевизор десять или пятнадцать лет, — к тому моменту, когда они станут взрослыми, их умы станут «обусловленными телевизором», и им будет нечего показать из своих достижений.
Телевизор с точки зрения ученика
Урмила Даси, известная преподавательница в ИССКОН с многолетним опытом руководства в гурукуле, однажды написала статью для журнала «Обратно к Богу», в которой она назвала телевизор «одноглазым гуру». В наших храмах мы сажаем гуру на почетное место в центре комнаты и терпеливо сидим и слушаем, как он просвещает нас. В наших домах мы относимся к телевизору таким же образом, предоставляя ему самое возвышенное почетное место в своем доме. Почти в каждой гостиной телевизор стоит по центру. Практически говоря, этому одноглазому гуру дана вьясасана, и все каждый день собираются вокруг него как минимум на час, но обычно и более, утром и вечером, чтобы послушать и поучиться.
Но в основном то, что показывают по телевизору, предназначено для того, чтобы прославить тело тем или иным способом. Некоторые шоу тоньше, а некоторые более прямо, но слишком многие из них включают в себя сцены, которые ставят героев в компрометирующие ситуации.
В Америке у фильмов есть градация, но даже фильмы PG (детям рекомендуется смотреть с родителями), которые, возможно, покажутся родителям подходящими для детей, могут включать в себя незаконный секс и насилие. Та деятельность, против которой мы выступаем в храме, прославляется на больших и малых экранах в наших домах. Мы слышим одно от своего гуру в храме, а затем идем домой и слышим обратное от другого гуру в нашей гостиной. К сожалению, основное отличие между двумя учителями заключается в том, что одноглазый гуру обладает более прямым доступом к нам, чем наш духовный учитель. Мы можем видеть своего духовного учителя лишь раз или два в году и только в храме. С другой стороны, одноглазый гуру находится у нас в спальнях, гостиных и обращается к нам в те моменты, когда мы больше всего расслаблены и уединены. Мы предоставляем телевизору открытый доступ к нашим сердцам и умам круглосуточно, но духовный учитель ограничен определенным местом и временем — обычно в лучшем случае только пару раз в неделю.
А что, если мы не будем смотреть?
Не трудно понять, насколько вреден телевизор, рассматриваем ли мы этот вопрос с точки зрения академического исследователя или сознающего Кришну родителя. Хотя иногда у нас возникает ноющий страх, что если наши дети не будут смотреть телевизор, то они что-то упустят. Будут ли они глупыми, не зная, что происходит в мире? Упустят ли они какого-то рода удовольствие?
Этот последний вопрос возникает, поскольку для многих людей телевизор является единственным источником расы в материальном мире. Но они не знают, что это извращенная раса. Преданные очень сильно стараются заменить мирскую расу трансцендентной расой. Просмотр телевизора при этом подобен попытке разжечь огонь, поливая его водой. Это приводит к обратным результатам.
Я бы зашел еще дальше и сказал, что дети, которые растут при постоянной бомбардировке со стороны телевидения и других отвлекающих ум медиа-развлечений, являются социально неприспособленными. Я вижу, что ученики в наши дни едва ли могут поддерживать беседу, не заглядывая постоянно в свои мобильные телефоны. Я общался с людьми, которые, как только возникала пауза в нашей беседе, не знали, как заполнить её, доставали свой телефон и начинали нажимать на кнопки — я полагаю, в основном для того, чтобы заполнить тишину.
Нам не нужно беспокоиться о своих детях. Как преданные, они узнают, как жить в этом мире. Кришна обещает в «Гите», что Он даст нам любой разум, который нам только понадобиться.
Ответы на вопросы о детских программах
Е.С. Дхирашанта Дас Госвами о воспитании детей
Как мышка стала кошкой
Та история случилась очень и очень давно. Однажды старый и мудрый отшельник, который жил в лесу в полном уединении, увидел маленькую мышку. Мышка что есть мочи убегала от огромной кошки, преследовавшей её. Добрый мудрец подумал:
- Я должен помочь этому бедному созданию. И тут же превратил мышку в кошку. Теперь мышь могла не бояться, так как её тело стало мощным и сильным. Лесные кошки больше не пугали и не беспокоили её, и она была стчастлива.
Но в оди прекрасный день она заметила большущую собаку. Собаки, как известно, не очень-то любят кошек и постоянно гоняются за ними. И наша бедная мышка, теперь уже в теле кошки, снова пустилась наутёк, спасая свою жизнь. Она прибежала прямо к хижине святого мудреца в поисках покровительства и защиты. Приблизившись к отшельнику, она принялась умолять его:
- Дорогой господин, ты спас меня от кошки, дав мне кошачье тело. А теперь не мог бы ты спасти меня от этой страшной собаки?
Добрый мудрец с помощью своей мистической силы быстро превратил мышку теперь уже в огромную собаку.
Прошло время. И вот насмерть перепуганная собака прибежала к хижине отшельника. Она громко плакала и молила его:
- Мой дорогой господин, чудовищный тигр преследует меня. Можешь ли ты спасти меня?
И тогда мудрец сказал:
- В этом мире постоянно существует страх. Ты не сможешь избавиться от страха и перестать бояться, просто меняя свои тела. Для этого нужно совсем другое.
- Ну, пожалуйста, - просила мышка, которой на время было дано собачье тело, - ну ещё только один раз спаси меня! Дай мне тело тигра, прошу тебя.
Что делать с бедной мышкой? Добрый мудрец сжалился над ней и превратил дрожащую от страха собаку в огромного тигра. А дальше случилось вот что. Этот тигр,который когда-то был мышкой, почувствовал голод, посмотрел на святого и заревел:
- Теперь я тигр, мне нечего больше бояться, и я собираюсь съесть тебя.
Однако мудрец ничуть не испугался. Он грустно посмотрел на тигра и сказал:
- Ты так ничего и не понял. Ну что же, возвращайся снова в тело мышки.
И в то же мгновенье громадный свирепый тигр превратился в крошечную полевую мышку. Вильнув хвостом, она тут же скрылась в лесной чаще.
ИСТОЧНИК: "Истории ведической древности о великих воинах и святых мудрецах" (в изложении Ягья-валки д.д.)
ИСТОРИИ
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами о воспитании детей
Стихи для маленьких вайшнавов
Гурукула
ДЕТЯМ
ЗАГАДКИ МУЛЬТФИЛЬМЫ |
РОДИТЕЛЯМ
(О ВАЖНОСТИ ВОСПИТАНИЯ МАЛЕНЬКИХ ВАЙШНАВОВ)
ИЗ ПИСЕМ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ: НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВНЫХ УЧИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ ПРЕДАННЫХ:
СУНДУЧОК ИДЕЙ И ВДОХНОВЕНИЯ: |
За законом стоит его создатель
Авадатта д.д.:
Ваше Святейшество, ответьте, пожалуйста, на вопрос: если родители проводили гарбхадхана-самскару и во время зачатия помнили о Кришне, гарантирует ли это религиозность ребенка? Или все-таки карма самого ребенка может возобладать и он может вырасти нерелигиозным? Конечно, сознание родителей должно привлечь благочестивую душу, но меня интересует принципиальная возможность неудачи. Известно, что кроме сознания родителей в момент зачатия и во время беременности в формировании личности играет роль карма самой дживы, ее желания с прошлой жизни и качество общения в жизни настоящей. Интересно было бы узнать, в каком процентном соотношении (хотя бы приблизительно) все это распределяется.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами:
Карма дживы, привлеченной этим актом, прежде всего определяется сознанием родителей, хотя в шастрах говорится и о других факторах, таких как день месячного цикла и т.д.
Сознание родителей имеет определенную форму. Дайва, Провидение, направляет дживу в то лоно, в котором ее карма найдет адекватное воплощение. Таков закон, поэтому как правило у благочестивых родителей рождаются благочестивые и склонные к религии дети. Но за законом стоит тот, кто эти законы создал, и Он не связан этим законом. В конце концов, мы должны понять: все зависит от Него. Шесть первых детей Деваки были демонами. Кто может сказать, почему?
Помимо всех этих соображений, есть еще ваша собственная карма. Из отношений со своим ребенком вам тоже нужно извлечь какой-то урок. Какой урок нужен вам, определяет Провидение. В случае великого вайшнава это еще и урок всему миру. Из шести сыновей Адвайты Ачарьи только трое были строгими последователями Шри Чайтаньи Махапрабху, трое же отклонились и стали асара, бесполезными. Старший сын Шрилы Прабхупады, Матхура Мохан Де в какой-то период своей жизни увлекся коммунизмом. Такие примеры можно продолжать.
Поэтому Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Если бы я был уверен в том, что все мои дети станут чистыми вайшнавами, я зачал бы сто детей». Как мы знаем, он всю свою жизнь оставался найштхика-брахмачари.
Вывод один: мы должны стараться и как можно более честно исполнять свой долг, но результат зависит, как всегда, не от нас. Если вас интересует процентное соотношение, то самое правильное считать, что результат на все 100% зависит от Кришны, а то, какую пользу мы сумеем извлечь из всего того, что послал нам Кришна, на 100% зависит от нас.