Энциклопедия

Слушание Шримад Бхагаватам

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Повседневная практика преданного

Vrindavan oktjabri nojabri 1972 Srila Prabhupada chitaet lekcii vo dvore hrama Radhi DamodaryСамо посещение лекций по «Шримад-Бхагаватам» уже сказывается благоприятно. Шрила Прабхупада говорит, что даже когда человек засыпает, душа всё равно получает благо от такого слушания.

идам бхагаватам нама пуранам брахма-саммитам
уттама-шлока-чаритам чакара бхагаван рших
нихшрейасайа локасйа дханйам свастй-айанам махат

«Этот «Шримад-Бхагаватам» является литературным воплощением Бога. Он составлен Шрилой Вйасадевой, воплощением Бога. Его цель - нести высшее благо всем людям. Он совершенен и приносит удачу и блаженство».

Шрила Рупа Госвами включает слушание « Шримад- Бхагаватам» в пять самых могущественных методов преданного служения. В самом «Бхагаватам» провозглашается:

васудева-катха-прашнах
пурушамс трин пунати хи
вактарам праччхакам шротрмс
тат-пада-салилам йатха

Ганга, исходящая из пальца Господа Вишну, очищает три мира, - высшие, средние и низшие планетарные системы. Подобно этому, когда кто-либо спрашивает об играх и качествах Господа Васудевы, Кришны, очищаются три вида людей: говорящий, или проповедник; тот, кто спрашивает; и все остальные люди, которые слушают.

Традиция слушания и обсуждения «Шримад-Бхагаватам» среди преданных снова и снова встречается в священных писаниях. Господь Шри Чайтанья Махапрабху иногда часами снова и снова слушал одни и те же главы подряд. Снова и снова он просил, чтобы рассказчик начал заново. На самом деле, обсуждение «Бхагаватам» дарует слушателю ни с чем несравнимые блага. «Бхагаватам» - это плод всей ведической литературы, и вкусить этот плод можно только через слушание.

К сожалению, несмотря на это, сегодня ежедневное проведение обсуждений «Шримад-Бхагаватам» всё реже можно встретить среди преданных. Существует множество разных мнений о причинах отсутствия таких собраний вайшнавов. Возможно, искренние люди скажут: «У нас нет веры в «Шримад-Бхагаватам». Возникает соответствующий вопрос: А нужна ли нам вера для этого? И где её взять, если не в «Шримад-Бхагаватам»? Скорее, это преданное служение совершается неправильным образом.

На самом деле, процессы бхакти не нуждаются в наличии веры. Они действенны сами по себе. Поэтому Шрила Джива Госвами говорит, что просто слушая звуки «Бхагаватам», даже не понимая при этом вообще ничего, человек очищается.

Но вера защищает от оскорблений. Поэтому чаще всего именно оскорбления не дают человеку практиковать такие могущественные формы преданного служения как слушание «Бхагаватам».

йасйам ваи шруйаманайам
кршне парама-пуруше
бхактир утпадйате пумсах
шока-моха-бхайапаха

«В человеке, который просто слушает ведические писания, тотчас же пробуждается влечение к любовному преданному служению Господу Кришне, Верховной Личности Бога, которое гасит в нём пламя скорби, иллюзии и страха».

«Здесь подчёркивается важность слушания для достижения высочайшего совершенства жизни - избавления от тройственных материальных страданий. Каждый в этом мире исполнен скорби, постоянно гонится за иллюзией и боится возможных врагов. Это основные симптомы материальной болезни. Но здесь недвусмысленно утверждается, что просто слушая послание «Шримад-Бхагаватам», человек развивает в себе привязанность к Верховной Личности Бога Шри Кришне, и как только это происходит, симптомы материальной болезни исчезают...».

В начале своего духовного пути садхака приносит своё тело на лекции по «Шримад-Бхагаватам», и, несомненно, слушание «Бхагаватам» и даже формальное присутствие при его обсуждении влияет благотворно. Но со временем просто приходить на лекции становится мало. Потому как появляется потребность в переменах в сердце или трансформации сознания. Слушание «Бхагаватам» приводит к тому, что преданный получает импульс к дальнейшему развитию. И оно также будет основываться на слушании «Бхагаватам». Только теперь необходимы усилия со стороны слушателя, чтобы беседа с «Бхагаватам» состоялась и принесла нужный результат. Лекция по «Бхагаватам» - это свидание с Самим Бхагаваном. В этом чуде участвуют трое: слушающий, рассказчик и сам «Бхагаватам». Подобно тому, как влюбленные волнуются, собираясь на первое свидание, также и преданный должен готовиться к свиданию с «Бхагаватам».

Встреча с «Бхагаватам» приводит к трансформации сознания, но не все слушатели легко идут на такую операцию. Слушать и принимать как руководство в жизни истины, которые проповедует «Шримад-Бхагаватам» - это выход за пределы зоны комфорта. Возможно, не составит труда изменить поверхностное поведение на людях: приходить вовремя, сидеть ровно, говорить учтиво и т. п. Но измениться внутри не так-то и просто. Но если человек правильно слушает «Бхагаватам», то Кришна Сам вмешивается и с помощью Своих энергий производит трансформацию сознания.

шрнватам сва-катхах кршнах
пунйа-шравана-киртанах
хрдй антах стхо хй абхадрани
видхуноти сухрт сатам

«Шри Кришна, Личность Бога - Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного - очищает сердце преданного от стремления к материальным наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют».

Как происходит перемена в сердце? В начале своего пути преданный получает дикшу. Так он становиться двиджей, дважды рождённым. Двиджа - это тот, в кого гуру вливает новую жизнь. На этом уровне преданный полностью зависим от гуру. Далее преданный становится випрой. Випра - это тот, кто знает Веды. Но бувально это слово переводится как «вдохновенный». И следующая ступень - это брахман - тот, кто осознал дух. Так преданный проходит три ступени трансформации: вначале он слушает и воодушевляется - шраванам, далее он начинает размышлять над знаниями Вед - мананам, и после этого он начинает жить в соответствии с этим знанием - нидидхйасанам.

Таким образом, мы видим, что осознать Брахман или дух, можно только с помощью шабда-брахмана или священных писаний. Процесс трансформации в випру начинается со слушания «Шримад- Бхагаватам». Так преданный постепенно становится способен увидеть Бога. Для того чтобы этот процесс был действенным, необходимо одно условие: правильное слушание и повторение.


Правильное слушание

«Внимательно и терпеливо изучая его [«Шримад-Бхагаватам»], мы можем получить высшее благословение Самого Господа. Бог исполнен света, блаженства и совершенства, таков же и «Шримад- Бхагаватам». Чтение вслух «Шримад-Бхагаватам» может дать нам весь трансцендентный свет Верховного Брахмана, Шри Кришны, при том условии, что мы будем воспринимать его через прозрачную среду духовного учителя».

«Шримад-Бхагаватам», как и любую другую научную литературу, нельзя изучить самостоятельно, полагаясь на собственный интеллект. Любой человек может приобрести книги по анатомии и физиологии, но для того чтобы стать хорошим врачом, не достаточно просто изучить их дома. Для этого необходимо поступить в медицинский институт и изучать эти книги под руководством квалифицированных преподавателей. Так и «Шримад-Бхагаватам», «аспирантский курс» науки о Боге, можно постичь, только изучив его у стоп осознавшей себя души, каким был Шрила Вйасадева. Даже будучи с рождения освобождённой душой, Шукадева Госвами всё же должен был изучить «Шримад-Бхагаватам» под руководством своего великого отца Вйасадевы, создавшего это произведение по указанию другой великой души, Шри Нарады Муни. Господь Шри Чайтанья Махапрабху сказал одному учёному брахману, что «Шримад-Бхагаватам» следует изучать, слушая его из уст личности Бхагавата».

Шрила Прабхупада предупреждает, что «здравомыслящий человек должен слушать «Шримад-Бхагаватам» из уст осознавшей себя души и не давать обмануть себя профессионалам».

Далее в комментарии к десятому стиху Шрила Прабхупада снова делает акцент на наличии квалификации слушателя и рассказчика «Бхагаватам»:

«Метод получения ведического знания носит название авароха-пантха, нисходящий метод познания. Это значит, что оно передаётся по цепи авторитетной ученической преемственности. Чтобы заниматься материальной наукой, необходимо обладать определёнными способностями и склонностью к исследовательской деятельности, но успех того, кто постигает духовную науку, в большей или меньшей степени зависит от милости духовного учителя. Духовный учитель должен быть доволен учеником, только тогда к последнему придёт понимание духовной науки. Однако не следует считать, что этот процесс представляет собой некий мистический акт, в ходе которого учитель, будто волшебник, вкладывает духовное знание в ученика, словно заяжая его электричеством. Истинный духовный учитель даёт ученику аргументированные разъяснения, опираясь на авторитетные источники ведической мудрости. Ученик же усваивает эти знания не столько с помощью интеллекта, сколько смиренно задавая вопросы своему учителю и служа ему. То есть и духовный учитель, и ученик должны обладать определённой квалификацией».

Перед слушанием «Шримад-Бхагаватам» необходимо настроиться на цель. Для чего мы слушаем «Шримад-Бхагаватам»? Чтобы наша преданность освежилась, а привязанность к материальному миру стала слабее. В итоге чтобы любовь, которая дремлет в нашем сердце, пробудилась и вернулась к своему вечному Объекту, Кришне во Вриндаване. Важно отследить мотив и направить своё сознание на правильную стезю. Зачастую мы слушаем, чтобы потом как-то выделиться с помощью чего-то новенького. Когда человек говорит или обучает других, он находится в позиции господина, а не слуги. Такие рассказчики в будущем не способны слушать. Они мрачнеют, когда говорит кто-то другой, а когда снова приходит к ним эта возможность, на их лице всплывает радостная улыбка. Для слушания существуют: три мотивации в гуне невежества, три в гуне страсти и три мотивации в гуне благости. Все они отделяют нас от Кришны. Особенно заметны в нашей жизни мотивы в гуне страсти: вишайа, йаша и айшварья - мы можем хотеть наслаждаться киртаном или катхой (вишайа), заработать славу и имя (йаша) или приобрести власть над людьми и их душами (айшварйа).

Как узнать, правильное ли слушание я практикую или нет?

Шрила Прабхупада говорит о результатах такого слушания: просто слушая ведическое повествование «Шримад-Бхагаватам», человек сможет установить непосредственную связь с Верховной Личностью Бога Шри Кришной и тем самым достичь высшего совершенства жизни, поднявшись над материальными страданиями, иллюзией и страхом. Таковы практические критерии, с помощью которых можно распознать тех, кто действительно со смирением обратил свой слух к «Шримад-Бхагаватам».

Шрила Прабхупада предостерегает преданных от прекращения слушания «Шримад-Бхагаватам» по причине знакомства с историями «Бхагаватам» или ещё каким-либо причинам. «а Слушать «Шримад-Бхагаватам» нужно до конца своей жизни, тогда мы действительно сможем вступить в трансцендентное общение с Господом и обрести освобождение в результате этого слушания».

«Тот, кто искренне старается слушать «Шримад-Бхагаватам», постигает свои изначальные взаимоотношения с Господом в трансцендентных расах: служения, дружбы, родительской или супружеской любви, и, достигнув такого уровня самоосознания, сразу начинает заниматься трансцендентным любовным служением Господу»


Правильное повторение

«Бесполезно, однако, выслушивать послание «Бхагаватам» от людей, настроенных скептически, атеистов и профессиональных чтецов, наживающихся на продаже «Бхагаватам» обывателям. Это послание было передано Шриле Шукадеве Госвами, а он никак не причастен к бизнесу на «Бхагаватам». У него не было семьи, и ему никого не нужно было содержать таким ремеслом. «Шримад-Бхагаватам» необходимо принимать от представителя Шукадевы, который ведёт отречённый образ жизни и не отягощён семейными заботами. Молоко, несомненно, полезно и питательно, но если его попробует змея, то оно утрачивает свои свойства. Более того, оно может стать причиной смерти. Так и те, кто не соблюдает строго всех принципов вайшнавов, не должны наживаться на «Бхагаватам», становясь причиной духовной смерти множества своих слушателей».

Согласно Дживе Госвами (Б.-С, 203) существует два вида рас-сказчиков: сарагах и нирагах. Сарагах - имеющие привязанности. Это рассказчики шастр, которые используют «Бхагаватам» для того чтобы зарабатывать средства к существованию. Его слова не влияют на сердце. Такие лекторы дают наставления кому попало, не испытывая своего ученика, упадешам каротй эва на парикшам кароти ча.

Нирагах - без привязанностей. Его отличают два качества - знание шастр и вкус. Причём внешне они могут не отличаться от тех, кто привязан к материальным наслаждениям. Потому как они часто скрываются от глаз людей. Примерами таких преданных являются: Гауракишор дас Бабаджи, скрывающийся в отхожем месте, и Пундарика Видьянидхи, находящийся в окружении танцовщиц и роскоши.

кама-кродхади-йукто’пи
крпано’пи вишадаван
шрутва викашам айати
са вакта парамо гурух

«Благодаря слушанию такого рассказчика человек с сердцем,исполненным вожделения, жадности и других пороков, будь он даже скупцом или неудачником, входит в вечный духовный мир. Именно это делает красноречивого рассказчика лучшим духовным учителем».

Рассказчики нирагах обладают таким могуществом, благодаря чистоте в своих мотивах, что способны даже самых низких из людей погрузить в трансцендентную реальность духовного бытия. Настроение, соответственно, будет также двух типов: «я наслаждающийся» или «я слуга». Наслаждающийся будет говорить от себя, о себе и о том, к чему он привязан. Также он будет считать себя так называемым представителем гуру-парампары. Настроение слуги противоположно этому сознанию. Слуга считает себя учеником своего гуру и действует от его имени. Слуга будет придерживаться того, что он услышал от гуру и делиться реализациями, не выставляя напоказ свои достижения в бхакти. Прославлять «Бхагаватам» в обществе преданных - великая честь. Соответственно, правильное настроение рассказчика «Бхагаватам» мы можем снова и снова встретить на страницах самого «Бхагаватам».

Сута Госвами в своём смирении так начинает рассказывать «Бхагаватам»:

татра киртайато випра випраршер бхури-теджасах
ахам чадхйагамам татра нивиштас тад-ануграхат
со ‘хам вах шравайишйами йатхадхитам йатха-мати

«О, ученые брахманы, когда Шукадева Госвами декламировал там «Бхагаватам» [в присутствии императора Парикшита], я слушал его с неослабным вниманием, и так по милости этого великого и могущественного мудреца я постиг «Бхагаватам». Теперь я постараюсь передать вам то, что я услышал, так, как я это понял».

идам бхагаватам нама
пуранам брахма-саммитам
адхитаван двапарадау
питур дваипайанад ахам

«В конце Двапара-юги я изучил «Шримад-Бхагаватам» - великое произведение, дополняющее ведические писания и по ценно¬сти равное всем Ведам вместе взятым, услышав его от своего отца Шрилы Дваипайаны Вйасадевы». (Шрила Шукадева Госвами)

 

провача махйам са дайалур укто
муних пуластйена пуранам адйам
со ‘хам таваитат катхайами ватса
шраддхалаве нитйам анувратайа

«Великий мудрец Парашара, упомянутый выше, по совету великого мудреца Пуластьи поведал лучшую из Пуран [«Бхагаватам»] мне, а теперь, сын мой, я расскажу то, что услышал от Парашары тебе, ибо ты во всём следуешь мне с верой и преданностью». (Майтрея)

Считая себя смиренным слугой гуру и вайшнавов, преданному следует стать инструментом в руках духовного учителя и использовать возможность прославить «Бхагаватам» только лишь с одной целью - заключить Господа в своём сердце, хриди аварудхйате.


Практические рекомендации для слушателей

1. Не сидите выше рассказчика. Хануман тоже был на поле битвы Курукшетра и слушал «Бхагавад-гиту» из уст Кришны, но так и не понял её. Конечно, есть исключения, когда не позволяет сесть ниже планировка помещения или болезнь.

2. Садитесь ближе к рассказчику. Чем дальше сидит слушатель, тем больше его кругозор. И тем больше его внимание рассеивается. Сидя рядом, ученик участвует в этом сокровенном процессе передачи трансцендентного знания. Слушая с вниманием он может проникнуться настроением учителя, что является основой в понимании священных писаний.

3. Помечайте осознания и важные наставления. Существует несколько способов: а) стенографирование, б) записывать осознания и цитаты, либо в) после лекции выделять время для записи.

4. Если хочется спать, то лучше всего встать, попить воды или выйти на улицу на минуту. Не поддавайтесь диктату ума, который так и норовит укрыться под тёплым одеялом на часок-другой. В идеале, необходимо высыпаться, чтобы слушание было внимательным.

5. По окончании лекции можно поговорить друг с другом о том, что интересного я услышал и спросить, что помнят другие, чтобы закрепить полученные знания. Также, такое общение - хорошая возможность получить реализации преданных. В этом случае «Бхагаватам» продолжается, и весь день мы можем проводить в медитации на Кришну.