Ведические писания многократно упоминают о повторении Святых Имён Бога как самом лучшем, самом эффективном методе духовного прогресса и достижения любви к Богу в Кали-югу – век раздора и лицемерия. Об этом говорится и в шрути, и в смрити.


Так в «Калисантарана-упанишаде» есть следующий стих:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
ити шодашами намнам кали калмаша нашанам
натах паратаропаях сарва-ведешу дришьяте
«Изучив все ведические писания видим, что высшим методом в отношении разрушения грехов Кали-юги являются эти шестнадцать слов маха-мантры».
 
«Брихад-нарадия пурана» утверждает:
харер нама харер нама
харер намайва кевалам
калау насти эва насти эва
насти эва гатир аньятха
«В Кали-югу единственным средством достижения цели является воспевание Святых Имён. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути».
 
В высшей ведической Пуране – «Бхагавата-пуране» можно найти много шлок, подтверждающих первенство именно этого метода достижения освобождения и развития према-бхакти. Приведём лишь один из них:
крите яди дхьяято вишнум третаям ягьято макхаих
двапара паричарьяям калау тад дхари киртанат
«В Сатья-югу достигали освобождения медитацией на Вишну, в Трета-югу – совершением жертвоприношений, в Двапара-югу – пышным поклонением в храмах, в Кали-югу таким средством является воспевание Святых Имён Бога».

В «Чайтанья-чаритамрите» Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами есть такой стих:
кали-кале нама-рупа кришна-аватара
нама хоите хайя сарва-джагат нистара
«В век Кали Кришна является в облике Святого Имени. Это Имя способно освободить всех обусловленных живых существ».
 
Стихи о величии и славе Святых Имён Господа можно было бы продолжать и продолжать, но давайте здесь остановимся. Для преданных Харе Кришна всё более-менее ясно. Менее потому, что нам ещё предстоит всей своей жизнью доказать правоту вышеприведённых строк. А как обстоит дело с этой практикой в других религиозных конфессиях? Впервые это заинтересовало меня лет десять назад. И поскольку Кришна очень милостив, то мне всё чаще стали приходить подтверждения о существовании практики повторения имён Господа в других религиях. Стоит только отметить, что в связи с нарастанием влияния Кали-юги практика эта загонялась на обочину, переводилась из разряда главного метода в один из многих. Давайте вместе вспомним католические чётки, суфийские песнопения. А что же в православии? Оказывается и здесь это есть, но как-то размыто, затёрто, скрыто от рядового мирянина. Да и тиши келий братия в наши дни не очень спешит следовать опыту монахов Афона, старцев Валаама и Оптиной пустоши. Иисусова молитва есть, она известна, но не популяризируется в среде православных, она явно не в почёте. Практике умной молитвы не уделяется подобающее ей место. Интересно почему?

После моего изучения книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», посвящённой практике повторения Иисусовой молитвы на чётках, я лишний раз убедился, что ведические писания лишены и тени сектантства, а изложенные в них методы очищения сознания касаются жителей не одной только Индии, как зачастую это преподносят обывателям клирики-неофиты. На самом деле это лучший метод «на все времена и для всех народов». Кстати главный герой фильма «Остров», наделавшего много шума и получившего приз лучшего фильма года, которого талантливо сыграл П. Мамонов, постоянно повторял ни что иное, как Иисусову молитву.

Если внимательно изучить философию практики повторения этой молитвы и Харе Кришна маха-мантры, то можно поразиться значительному сходству, что и немудрено. Обе практики ставят своей целью достижение любви к Богу, обе учат, как грамотно пройти через болото наших анартх, не сбившись с верного пути, как развить истинное смирение, которое является платформой для развития духовного вкуса.

Поэтому сегодня я предлагаю вашему вниманию отрывок из книги Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты», посвящённый Иисусовой молитве. Читайте, сравнивайте, размышляйте. В добрый путь.
 
Беседа старца (учителя) с иноком (учеником) о молитве Иисусовой (стр.127-219)

Инок: Можно ли всем братьям в монастыре заниматься молитвой Иисусовой?

Старец: Не только можно, но и должно. При пострижении в монашество, когда новопостриженному вручаются чётки, называемые при этом мечом духовным, завещается ему непрестанное, денно-нощное моление в молитве Иисусовой. Следовательно, упражнение в молитве Иисусовой есть обет монаха. Исполнение обета есть обязанность, от которой нет возможности отречься.

Помню: современные молодости моей некоторые благочестивые миряне, даже из дворян, проводившие очень простую жизнь, занимались Иисусовой молитвой. Это драгоценный обычай ныне, при общем ослаблении христианства и монашества, почти утратился.

Инок: Последствием сказанного не будет ли заключение, что без упражнения молитвой Иисусовой не получается спасение?

Старец: Отцы не говорят этого. Преподобный Нил Сорский, ссылаясь на святомученника Петра Дамаскина, утверждает, что многие, не достигшие бесстрастия, сподобились получить отпущение грехов и спасение. Достижение же бесстрастия, освящения, или, что то же, христианского совершенства, без стяжания умной молитвы невозможно: в этом согласны все отцы. Цель монашеского жительства состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства.

Инок: Направление современного монашества, при котором упражнение молитвой Иисусовой встречается очень редко, может ли послужить для меня извинением и оправданием, если я не буду заниматься ею?

Старец: Долг остаётся долгом, и обязанность обязанностью, хотя бы число не исполняющих ещё более умножилось. Обет произносится всеми. Ни множество нарушителей обета, ни обычай нарушения не дают законности нарушению. Мало то стадо, которому Отец Небесный благоволил даровать царство. Всегда тесный путь имеет мало путешественников, а широкий много. В последние времена тесный путь оставится почти всеми, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись непременно должен держаться тесного пути, положительно завещанного Спасителем.

Инок: Почему называешь ты тесным путём упражнение молитвой Иисусовой?

Старец: Как не тесный путь? Тесный путь, в точном смысле слова! Желающий заняться успешно молитвой Иисусовой должен оградить себя и извне, и внутри поведением самым благоразумным, самым осторожным. (Далее перечисляются необходимые ограничения в наслаждениях плотских, пище и сне, одежде и жилище, т.е. о контроле чувств, а также об осторожности общения).

Инок: Из каких слов состоит молитва Иисусова?

Старец: Она состоит из следующих слов: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.

Инок: Упомянуто ли о Иисусовой молитве в Священном писании?

Старец: О ней говорится в святом Евангелии. Не подумай, что она – установление человеческое, она – установление Божественное. Установил и заповедовал священнейшую молитву Иисусову Сам Господь наш, Иисус Христос. После Тайной вечери преподал Он возвышеннейшее учение и важнейшие, окончательные заповеди. Между этими заповедями Он даровал дозволение и заповедание молиться именем Его (от Иоанна, 16.23-24,26).

Инок: В чём заключается сила молитвы Иисусовой?

Старец: в Божественном имени Богочеловека, господа и Бога нашего, Иисуса Христа.

Инок: Некоторые утверждают, что от упражнения Иисусовой молитвой всегда или почти всегда последует прелесть, и очень запрещают заниматься этой молитвой.

Старец: В усвоении себе такой мысли и в таком запрещении заключается страшное богохульство, заключается достойная сожаления прелесть. Господь наш Иисус Христос есть единственный источник нашего спасения, единственное средство нашего спасения. Как же эта сила, действующая во спасение, может извратиться и действовать в погибель? Это – чуждо смысла! Это – нелепость горестная, богохульная, душепагубная! Усвоившие себе такой образ мыслей точно находятся в бесовской прелести, обмануты лжеименным разумом, исшедшим из сатаны.

Инок: Но старцы, мнение которых приведено мной, пользуются особенной известностью, признаются многими за опытнейших наставников в духовной жизни?

Старец: Апостол заповедал, правильнее – заповедал устами апостола Святой Дух, отвергать всякое учение, несогласное с учением, которое благовествовали апостолы, - отвергать и тогда, когда бы ангел с небес благовествовал это несогласное учение. Мнение общества человеков о наставнике монашества не имеет никакого значения, если учение этого наставника противоречит Священному писанию и писанию святых отцов. Мир особенно уважает то, что действует удачно на телесные чувства, что соответствует понятиям мира о добродетели. Мир любит то, что льстит и угождает ему, мир любит своё, сказал Спаситель. Скорее ненависть мира, злоречие мира, гонение им могут быть признаками истинного раба Божия: и это засвидетельствовано Спасителем. Святые отцы утверждают, что не имеющие очищенного душевного ока и не могущие познать древа по плоду признают учительными и духовными тщеславных, пустых и лицемеров, а на истинных святых не обращают никакого внимания, находя их незнающими ничего, когда они молчат, гордыми и жестокими, когда говорят. Рассмотри всё Священное Писание: увидишь, что в нём повсюду возвеличено и прославлено имя Господне, превозносится сила его, спасительная для человеков. Рассмотри писания отцов: увидишь, что все они, без исключения, советуют и заповедуют упражнение молитвой Иисусовой, называют её оружием, которого нет крепче ни на небе, ни на земле. Наконец обратись к законоположению православной Восточной церкви: увидишь, что она для всех неграмотных чад своих, и монахов, и мирян, установила заменять псалмопение и молитвословие на келейном правиле молитвой Иисусовой.
В предисловии на книгу преподобного Григория Синаита молдавский старец, схимонах Василий, говорит: «Некоторые, незнакомые опытно с умным деланием и мнящие о себе, что имеют дар рассуждения, оправдывают себя, или лучше сказать, отклоняют от обучения сему священному деланию тремя предлогами, или изветами: во-первых, отсылая это делание к святым и бесстрастным мужам, думая, что оно принадлежит им, а не и страстным; во-вторых, предоставляя совершенное оскудение наставников и учителей такому жительству и пути; в-третьих – последующую этому деланию прелесть. Из этих предлогов, или изветов, первый – непотребен и несправедлив; второй – безрассуден и неоснователен, потому что за недостатком наставника и учителя Писание – нам учитель; третий заключает в себе самообольщение: приводящие его, читая писания о прелести, этим же писанием запинают себя, криво объясняя его»
В упражнении молитвой Иисусовой есть своё начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с середины и не с конца.

Инок: Что значит начинать упражнение молитвой Иисусовой с середины и конца, и что значит начинать это упражнение с начала?

Старец: Начинают с середины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия её. Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно сопутствовали молитве.

Инок: Имеется ли какое верное средство к предохранению себя от прелести вообще, и в частности при упражнении молитвой Иисусовой?

Старец: Как гордость есть причина прелести, так смирение служит верным предостережением и предохранением от прелести. При упражнении же молитвой Иисусовой вполне и со всей вероятностью предохраняет вид смирения, называемый плачем. Плач есть сердечное чувство покаяния, спасительной печали о греховности и разнообразной немощи человека. Да будет наша молитва проникнута чувством покаяния, да совокупится она с плачем, - и прелесть никогда не воздействует в нас.

Инок: Что помогает совершению молитвы Иисусовой?

Старец: Смирение. Смирение рождается от послушания и поддерживается послушанием, как поддерживается горение светильника подливаемым елеем. Послушание служит начальной причиной, уничтожающей рассеянность, от которой молитва бывает бесплодной; оно служит причиной смирения, смирение уничтожает ожесточение, при котором молитва мертва; прогоняет смущение, при котором молитва не потребна; помазует сердце умилением, от которого молитва оживает, окрыляется, возлетает к Богу. Напротив того, от деятельности по своей воле и своему разуму немедленно явится попечительность о себе, предстанут уму различные соображения, предположения, опасения, мечты, уничтожат внимательную молитву.

Инок: Мне привелось узнать, что некоторые старцы, весьма преуспевшие в молитве Иисусовой, преподавали новоначальным прямо молитву умную, даже сердечную.

Старец: Знаю это. Такие частные случаи не должно принимать за общее правило, или основываясь на них, пренебрегать Преданием Церкви. К отступлению от общего правила приведены были упомянутые тобой преуспевшие старцы или по замеченной ими особенной способности новоначальных к упражнению в умной молитве, или по собственной неспособности быть удовлетворительными руководителями других, несмотря на своё молитвенное преуспеяние. И последнее случается! В монастырях о таких преуспевших старцах изречение свят, но неискусен, и наблюдается осторожность в совещаниях с ними, в совещаниях, которые иногда могут быть очень полезными. Осторожность заключается в том, чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев, чтоб поверять их наставление Священным Писанием и писаниями отцов, также беседой с другими преуспевшими и благонамеренными иноками, если окажется возможность найти их. Можно и новоначальному и юному преподать умную и сердечную молитву, если он к ней способен и подготовлен. Такие личности были очень редки и в прежние времена, предшествовавшие времени общего растления нравов.

Инок: Когда я молюсь, то уму моему представляется множество мечтаний и помыслов, не допускающих чисто молиться; не может ли возникнуть из этого прелесть или какой другой вред для меня?

Старец: Множеству помыслов и мечтаний естественно возникать из падшего естества. Даже свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные признаки падения его и впечатления, произведённые произвольными согрешениями. Будем молиться постоянно, терпеливо, настойчиво. Бог, в своё время, даст благодатную, чистую молитву тому, кто молится без лености и постоянно, кто не покидает малодушно молитвенного подвига, когда молитва долго не поддаётся ему.

Инок: Какие истинные плоды молитвы Иисусовой, по которым новоначальный мог бы узнать, что он молится правильно?

Старец: Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. От внимания рождается умиление, а от умиления усугубляется внимание. Они усиливаются, рождая друг друга; они доставляют молитве глубину, оживляя постепенно сердце; они доставляют ей чистоту, устраняя рассеянность и мечтательность. Далее плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач. Плачем называется преизобильное умиление, соединённое с болезнованием сердца сокрушённого и смиренного, действующее из глубины сердца и объемлющее душу. Потом являются ощущения присутствия Божия, живое воспоминание смерти, страх суда и осуждения. Все эти плоды молитвы сопровождаются плачем, и, в своё время осеняются тонким, святым, духовным ощущением страха Божия. От вкушения этого чудного действия начинают истаивать страсти, ум и сердце начинают привлекаться к непрерывному упражнению молитвой. По некотором преуспеянии приходит ощущение тишины, смирения, любви к Богу и ближним без различия добрых от злых. О дальнейших плодах и последствиях моления святейшим именем Господа Иисуса останавливаюсь говорить: пусть блаженный опыт научит им и меня и других.
 
Старающийся стать Вашим слугой Бала Кришна дас
Журнал "Мир Вайкунтхи" №5 (2009 год)