Энциклопедия

ВАНДАНАМ – практика молитвенной жизни

Автор: Евгения Карлова. Опубликовано в Повседневная практика преданного

Вступительное слово Бала Кришна даса:
«После непродолжительного соприкосновения с духовностью в жизни почти каждого преданного на определённом этапе возрастает интерес к практике молитвенной жизни. Это не что-то новое. Значительная часть таких наших писаний, как Бхагават-гита, Шримат-Бхагаватам и Чайтанья-чаритамрита состоит из молитв, возносимых возвышенными личностями Верховному Господу и Его истинному представителю. Ученики Его Божественной Милости Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и ученики Его учеников также не обошли стороной этот аспект духовной практики в своих книгах, лекциях и семинарах. Для того, кто интересуется можно порекомендовать книги Е.С. Сатсварупы Махараджа «Ванданам» и «Вступление в молитвенную жизнь», Е.С. Бхакти Тиртхи Махараджа «Молитвы», Е.С. Маханидхи Свами «Искусство повторения Святого Имени», Е.С. Шачинандана Свами «Океан нектара Святого Имени». Есть очень интересная книга Яшодадулала даса «Наука молитвенной жизни». Ещё настоятельно рекомендую изучить статью «Попутчик», которая будет напечатана в этом номере нашего журнала. Кто-то из преданных, желая развить молитвенное состояние, обращается к христианской молитве, например, молитве старцев Оптиной пустоши. Цель этого одна – Шаранагати, постепенное предание себя возлюбленному Господу Шри Кришне. Цель и Венец всего – према-бхакти, когда преданный делает только то, что хочет объект его любви, желает только того, чего желает объект его любви и чувствует только то, что чувствует объект его любви. И это есть истинное совершенство.
Сегодня я предлагаю вам воспользоваться отрывком из моего конспекта на тему молитвы и молитвенной жизни. Это наиболее заинтересовавшие меня выдержки из книги И.Брянчанинова «Аскетические опыты» том 1. Читайте, запоминайте и пусть это поможет всем нам во внимательном воспевании величайшей молитвы – Харе Кришна маха-мантры. В добрый путь!»

 •    Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Первое обнаружение, первое движение покаяния – плач сердца. Это – молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлечённый молитвой сердца, начинает рождать молитвенные помышления (стр.62).

•    Научитесь молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно. Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, наполненного нищетой духа, из сердца сокрушённого и смиренного (стр.62).

•    Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные. Не занимайся мыслями, которые тогда придут тебе, как бы они ни казались важными, блестящими, нужными. Отдай Божие Богу, а нужное для временной жизни успеешь отдать в своё время. Невозможно в одно и то же время работать Богу молитвой и занимать ум помышлениями и попечениями посторонними (стр.65-66).

•    Прощение всех, всех без исключения обид, и самых тягчайших – непременное условие успеха в молитве (стр.66).

•    Умеренное, благоразумное, постоянное воздержание от пищи и пития делает тело лёгким, очищает ум, даёт ему бодрость, и потому служит также приготовлением к молитве. Невоздержание чрева делает тело тяжёлым, дебелым, ожесточает сердце, затемняет ум. Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или ещё более, неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от малоедения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должной силой (стр.67).

•    Количество молитвы определяется для каждого образом жизни его и количеством сил душевных и телесных. Назначь себе количество её соответственно силам твоим, помни премудрое наставление великого наставника подвижников: «если ты понудишь тело немощное на дела, превышающие силы его, то этим влагаешь в душу твою помрачение и приносишь ей смущение, а не пользу». От здорового и сильного сложения взыскивается соответствующая молитва. Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придёт в сокрушение, признается не дозревшим плодом, потому что такая молитва без души (стр.67).

•    Милосердие к ближним и смирение пред ними, выражаемые наружными делами и питаемые в душе, в совокупности с чистотой сердца, преимущественно от блудных помыслов и ощущений, составляют основание и силу молитвы (стр.68).


•    Душа молитвы – внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе. Не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы. Внимание есть первоначальный дар Божественной благодати, ниспосылаемый трудящемуся и терпеливо страждущему в подвиге молитвенном (стр.68).

•    Если б во время молитвы твоей представился тебе чувственно или изобразился сам собой в тебе умственно вид Христа, или ангела, или какого святого, - словом сказать, какой бы то ни было образ, - никак не принимай этого явления за истинное, не обрати на него никакого внимания, не вступи с ним в беседу. Иначе непременно подвергнешься обману и сильнейшему повреждению душевному, что и случилось со многими (стр.69).

•    Ощущение присутствия Божия доставляется внимательной молитвой. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние перед святыми иконами (стр.70).

•    Наслаждение в молитве – исключительный удел святых избранников Божьих. Кто, увлекаемый порывами крови, увлекаемый тщеславием и сладострастием, сочиняет сам себе наслаждения, тот находится в горестном самообольщении. К так5ому сочинению способна душа, омрачённая жительством во плоти, душа, обманутая и обманываемая своей гордостью (стр.72).

•    Ощущения, порождаемые молитвой и покаянием, состоят в облегчении совести, в мире душевном, в примирении к ближним и к обстоятельствам жизни, в милости и сострадании к человечеству, в воздержании от страстей, в хладности к миру, в покорности Богу, в силе при борьбе с греховными помыслами и влечениями. Этими ощущениями будь доволен. НЕ ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов (стр.72).

•    Старайся постоянно заниматься внимательной молитвой: внимательная молитва доставит тебе разрешение вопроса блаженным опытом (стр.72).

•    Тягостным, скучным, сухим представляется молитвенный подвиг для ума, привыкшего заниматься одними тленными предметами. С трудом приобретается навык к молитве; когда ж приобретается этот навык, тогда он делается источником непрестанного духовного утешения (стр.72).

•    Перед начинанием всякого дела приноси молитву Богу; ею привлекай благословение Божие на дела твои, и ею суди дела твои (стр.72).

•    Многоглаголание, осужденное Господом в молитвах языческих, заключается в многочисленных прошениях о временных благах, которыми преисполнены молитвы язычников. Осуждая это многословие, Господь отнюдь не осудил продолжительных молитв, как представилось некоторым еретичествующим: Он сам освятил продолжительную молитву, пребывая подолгу в молитве (стр.74).

•    Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтоб молитва была милостиво принята и услышана Богом (стр.77).

•    Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде, нежели приступишь к этому подвигу, постарайся простить всякому огорчившему, уничижившему тебя, всякому, причинившему тебе какое бы то ни было зло (стр.78).

•    Кто соединяет с молитвой плач, тот подвизается по указанию Самого Бога, подвизается правильно, законно. В своё время он пожнёт обильный плод: радость достоверного спасения. Кто устранил из молитвы плач, тот трудится в противность установлению Божьему, тот не пожнёт никаких плодов. Не имеющий плача, находится в ложном положении: он обманут своею гордостью. Святые отцы называют плач вождём в духовном подвиге. Достигший посредством плача чистой молитвы, помнит во время молитвы только Бога и греховность свою (стр.86-87).

Журнал "Мир Вайкунтхи" №5 (2009 год)