Энциклопедия

Введение

Автор: dimka. Опубликовано в Санскрит

 

Господь Чайтанья964LCJagannath

Из "Чайтанья Чаритамрита", Ади-лила, гл. 14.94:

ката дине мишра путрера хате кхади дила

алпа дине двадаша-пхала акшара шикхила

"Несколько дней спустя Джаганнатха Мишра провел обряд хате кхади и приступил к обучению сына. Всего за несколько дней Господь выучил все буквы и их сочетания."

КОММЕНТАРИЙ: К двенадцати пхалам, или составным буквам, относятся репха, мурдханья (церебральные), на, дантавья (зубные), на, ма, йа, ра, ла, ва, ри, ри, л и л . Хате кхади — это обряд начала обучения. Когда мальчику исполняется пять-шесть лет, в благоприятный день под названием видьярамбха проводится обряд начала обучения ребенка, во время которого поклоняются Вишну, после чего учитель дает ребенку длинный кусок мела. Затем, водя рукой ученика, он учит его писать буквы (а, ā и т.д.) по образцу больших букв, написанных на полу. Когда ребенок научится сносно писать простые буквы, ему дают грифельную доску, и он продолжает свое начальное образование до тех пор, пока не научится писать упомянутые выше двухбуквенные сочетания пхала. 

После этого ученик учится писать лигатуры (кша, тра, джна). Как только Господь Чайтанйа научился писать он стал писать имена Господа Вишну. В восемь лет он был принят в ролу (школу) Гангадаса Пандита в Ганганагаре, недалеко от Майапура. За два года он изучил грамматику санскрита и прекрасно говорил на нем. Любой серьёзно изучающий санскрит должен научится грамматике. Это занимает некоторое время, но однажды выучив грамматические правила человек может с лёгкостью читать и понимать различные свяшенные писания на санскрите. Существуют множество по систем изучения грамматики санскрита. Наиболее известные школы представляются системати Панини, Калапа (в которой учился Махапрабху) и Каумуди с их различными отраслями. Обычно студентам необходимо двенадцать лет чтобы закончить изучение правил и определений, но Махапрабху немедленно запомнил их, просто услышав их один раз.

Затем Махапрабу стал изучать смрити и нйайу. В возрасте четырнадцати лет он считался одним из лучших ученых Надии и сумел победить дигвиджайа Кешава Мишру. 

Господь Чаитанйа открыл свою чатушпатхи (сельскую школу) во дворе чанди-манддапа Мукунды Санджайи. Он учил своих учеников которые в последствии стали экспертами в манере жонглировать словами. Эксперт в грамматике может полностью изменить смысл предложения просто играя грамматическими правилами. 

После возврашения из Гаи, где он принял посвящение у Ишвара Пури, он продолжил преподавать. Господь Чаитанйа объяснял граматические правила и одновреммено прославлял Господа. Напимер, дхату означает глагольный корень, основа слов в языке. Но дхату также означает и жизнения сила. Поэтому Господь Чаитанйа объяснил, что дхату значает Кришна, без которого невозможна жизнь. 

Понимая желания Господа, Джива Госвами развил эту форму подачи грамматики санскрита в книге Харинамамрита-вйакарана (грамматика с нектарными именами Шри Хари). 

 

Джива Госвамиjiva goswami418x640

Шрила Джива Госвами очень дорогой спутник Шри Кришна Чайтаньи Махапрабху. Сбивая океана священных писания, он получил нектар преданности. Затем он распространил его всем преданным. Полубоги поклоняются двум лотосным стопам Шрилы Дживы Госвами, и он самый почтенный для всех вайшнавов, которые приняли прибежище у Шри Вриндавана.

Шри Джива Госвами был сыном Шри Валабхи (Анупамы), младшего брата Шри Рупы и Санатаны. В соответствии с древними книгами сохранившимися в библиотеке Гаудия Ваишнавачарйа лате Ванамали Шри Лала Госвами, его рождение было в Самват 1580 году, а его уход было в Самват 1665. (По мнению некоторых, что его рождения было в 1568, а уход в 1653 году). 

Джива Госвами родился в Рамакели. Он имен все телесные признаки махапуруши, уполномоченной личностью. Писания приводят такие признаки: удлинённые лотосоподобные глаза, большие плечи и грудь, их тело сияет как расплавленное золото и т. д. 

В 1514 году его отец и младший брат Рупы и Санатаны Госвами, Анупама умер. Это повлияло на Дживу Госвами, в то время ещё ребёнка, на принятие отречения от мира. Таким образом, с горячим желанием к духовному просветлению, Шри Джива стал изучать писания. Он обожал Шримад Бхагаватам. Позже он отправился в Навадвину изучать нйаю, а в компании с Нитйанандой Прабху обошёл всю Навадвипа-дхаму. По указанию Нитйананды Прабху он отправился в Варанаси, чтобы обучаться у Мадхусуданы Вичаспати, ученика Сарвабхаума Бхаттачарйи. За сравнительно короткое время, Шри Джива хорошо разбирался в философии Веданты и заработал репутацию ученного. По сей день, два университета Бенареса имеют кафедру изучающую труды Дживы Госвами.

В возрости двадцати лет, законцив учёбу, он отправился в Вриндаван, где получил инициацию у Рупы Госвами. В 1570 году император Акбар получил аудиенцию у Дживы Госвами.  В последствии он отправил своих людей начать строительство четырёх храмов во Вриндаване. После ухода Шрилы Рупы и Санатаны Госвами, Шрила Джива стал ачарьей всех вайшнавов Вриндавана, Бенгалии и Орисы. Его трое учеников, Нароттама дас Тхакур, Шриниваса Ачарьйа и Шри Шйамананда Прабху стали великими учителями Гаудийа Вайшнавизма.

Достигнув высокой эрудиции в кавйи, вйакаране, ньяйи и различных даршан (философских системах) в течение короткого времени, он отправился во Вриндаван и следуя за Шри Рупой и Санатаной начал жить жизнью полной отречения и преданности. Из его великих достижений, когда он находился во Вриндаване (около 65 лет), было авторство таких великих книг, как Бхагават-сандарбха сарва-самвадини, Гопала-Чампу, Мадхава-Махотсава и Шри Харинамрита вйакарана.

Кроме поддержания храмов, преподавания философии и раскопок святых мест, Шри Джива Госвами написал не менее двадцати пяти книг в общей сложности имеющие 400 000 стихов, что равно количеству шлок во всех восемнадцати Пуранах.