Энциклопедия

Введение

Автор: dimka. Опубликовано в Санскрит

Название этого семинара, Śri-bhāgavatākhila-vṛtta-nirṇaya, что значит, “аналитический разбор всех метров в Шримад-Бхагаватам”.

Большая часть Шримад-Бхагаватам написана в виде стихов. Только в Пятой Песни есть большое количество текстов написпнных в прозе. В Четвертой Песни есть один единственный текст в прозе в главе 29. В Шестой Песни, в главе 9, есть молитвы полубогов Господу Вишну с одиннадцатью текстами в прозе, и одной из молитв, данных Нарадой Муни Махараджу Четракету в главе 16 и две молитвы в главе 19 также написаны в прозе. Наконец, в Двенадцатой Песни, есть молитва Шри Йаджйавалка Богу Солнца, которая состоит из шести текстов в прозе. Все оставшиеся стихи Бхагавтам написаны в форме стихов.

Основной тип стихов составлен в метре - anuṣṭup. В первой Песни Шримад-Бхагаватам например есть 628 стихов anuṣṭup, общее же количество стихов в этой Песни 808. Санскритские стихи классифицированы согласно числу слогов в pāda.

Pāda - это четверть стиха:

kṛṣṇāya vāsudevāya
devakī-nandanāya ca
nanda-gopa-kumārāya
govindāya namo namaḥ

1 pada  _ _ ‿ _ ‿ _ _ ‿
 2 pada   _ ‿ _ _ ‿ _ ‿ _ 
3 pada  _ ‿ _ ‿ ‿ _ _ ‿
4 pada  _ _ _ ‿ ‿ _ ‿ _

Вышеупомянутый пример показывает стих в метре anuṣṭup в транслитерации devanāgarī и его символическое представление последовательности длинных и коротких слогов в каждой pāda. У стиха в нашем примере есть восемь слогов в каждой pāda. Когда вы смотреть на символическое представление длинных и коротких слогов, вы  видеть, что все четыре пады различны. У них всех есть восемь слогов, но распределение длинных и коротких слогов отличается. Однако, есть некоторые общие особенности. В каждом паде 1 слог длинный, а 5 слог короткий. Конец 1 и 3 пады: _ _ ‿, а конец 2 и 4 пады: _ ‿ _.

Размер anuṣṭup являются самыми популярными в классической санскритской литературе, и читать их не трудно, но правила для их составлееня относительно сложны. Мы не будем обсуждать эти правила на этом семинаре, поскольку они интересны для тех, кто хочет составить санскритские стихи. Итак, метр тех стихов в Бхагаватам, у которых есть восемь слогов в каждой паде, называют anuṣṭup.

Науку санскритских метров или метрического состава называют chanda. Есть много работ в санскритской литературе на этоу тему. Этот семинар основан на тексте "Chando-mañjarī" Gaṅgādāsa Paṇḍita. Гангадас Пандит был фактически учителем грамматики Господа Чайтаньи, это подтверждено следующими цитатами из Чайтанйа-Чаритамриты об обучения Господа Чайтаньи (Ади 15.5),

gaṅgādāsa paṇḍita-sthāne paḍena vyākaraṇa
śravaṇa-mātre kaṇṭhe kaila sūtra-vṛtti-gaṇa

Когда Господь изучал грамматику в школе Гангадаса Пандита, Он на лету схватывал все правила, услышав их всего лишь раз.

Комментарий:
Шрила Бхактивинода Тхакур пишет, что сначала Господь брал уроки у двух учителей, одного звали Вишну, а другого — Сударшана. Позже, когда Он немного повзрослел, Его учителем стал Гангадас Пандит, который обучал Его более трудным правилам грамматики. Любой, кто намерен посвятить себя серьезному изучению санскрита, прежде всего должен выучить грамматику. Считается, что на изучение санскритской грамматики в полном объеме требуется двенадцать лет; но если уж человек овладел правилами грамматики, все писания и прочие тексты на санскрите становятся доступными для его понимания, ибо санскритская грамматика — это фундамент образования.

В восемь лет его допустили в талу Гангадаса Пандита в Ганганагаре рядом с Майапуром. Через два года он стал хорошо разбираться в санскритской грамматике и риторике.

Эта статья, как предполагается, не является полным текстом нашего семинара. Мы только представим самые важные определения и дадим названия различных классов метров. Вот цитата из Шримад-Бхагаватам о происхождении метров Вед:

ШБ 11.21.38-41

yathorṇanābhir hṛdayād ūrṇām udvamate mukhāt
ākāśād ghoṣavān prāṇo manasā sparśa-rūpiṇā

chando-mayo ’mṛta-mayaḥ sahasra-pāda vīṁ prabhuḥ
oṁkārād vyañjita-sparśa-svaroṣmāntastha-bhūṣitām

vicitra-bhāṣā-vitatāṁ chandobhiś catur-uttaraiḥ
ananta-pārāṁ bṛhatīṁ sṛjaty ākṣipate svayam

gāyatry uṣṇig anuṣṭup ca bṛhatī paṅktir eva ca
triṣṭub jagaty aticchando hy atyaṣṭy-atijagad-virāṭ

Так же как паук извлекает паутину изнутри и выделяет её через рот, Верховная  Личность Бога проявляет Себя как звук первичного жизненного воздуха, содержащий в себе все ведические ритмы и исполненный трансцендентного наслаждения. Так Господь из эфирного неба своего сердца издаёт великий и беспредельный звук Вед посредством Своего ума, который формулирует разнообразные звуки, такие как спарши. Звук Вед разветвляется в тысячах направлений, записанных разными буквами, происходящих из слога ом: согласными, гласными, шипящими и полугласными. Затем Веда разделяется на множество словесных разновидностей, выраженных в разных размерах, каждый из которых имеет на четыре слога больше, чем предыдущий. В конце концов, Господь снова вбирает Своё проявление звука Вед в Себя.

Ведические размеры это Гайатри, Ушник, Ануштуп, Бехати, Панкти, Триштуп, Джагати, Атиччханда, Атйашти, Атиджагати и Ативират.

 

Виды метров

samavṛtta

Метр, когда во всех четырех падах стиха одно то же число слогов, и одинаковое расположение длинных и коротких слогов называется - samavṛtta - одинаковый, равный (характер, певедение).

Пример для такого даже метр:

nigama-kalpa-taror galitaṁ phalaṁ
śuka-mukhād amāta-drava-saṁyutam
pibata bhāgavataṁ rasam ālayam
muhur aho rasikā bhuvi bhāvukāḥ
SB 1.1.3

‿ ‿ ‿ _ ‿ ‿ _ ‿ ‿ _ ‿ _
‿ ‿ ‿ _ ‿ ‿ _ ‿ ‿ _ ‿ _
‿ ‿ ‿ _ ‿ ‿ _ ‿ ‿ _ ‿ _
‿ ‿ ‿ _ ‿ ‿ _ ‿ ‿ _ ‿ _

В этом стихе в каждой паде имеется 12 слогов.

Общее название для метров с двенадцатью слогами - jagatī.

Теоретически мог быть 4 096 различных jagatī метров. Однако, "Chando-mañjarī" перечисляет только 30 вариантов метров с 12 слогами. Помимо общего названия, jagatī, размеры также имеют свое индивидуальное название, потому что это не только характеризовано числом слогов, но также и их специфической последовательностью длинных и коротких слогов. Стих, показан выше, составлен в метре, названном drutavilambita.

ardha-samavtta

Кроме того есть другой класс метров, известных как ardha-samavåtta - полуравные.

1 пада, совпадает с 3, а 2 пада совпадает с 4.

Следующий стих из Бхагаватам составлен в размере puṣpitāgrā. Отметьте, что samavṛtta отличаются от ardha-samavåtta в числе слогов. Здесь у ardha-samavåtta есть 12 слогов, тогда как samavṛtta имеют 13.

lalita-gati-vilāsa-valguhāsa-
praṇaya-nirīkṣaṇa-kalpitorumānāḥ
kṛta-manu-kṛta-vatya unmadāndhāḥ
prakṛtim agan kila yasya gopya-vadhvaḥ
SB 1.9.40

‿ ‿ ‿ ‿ ‿ ‿ _ ‿ _ ‿ _ _
‿ ‿ ‿ ‿ _ ‿ ‿ _ ‿ _ _
‿ ‿ ‿ ‿ ‿ ‿ _ ‿ _ ‿ _ _
‿ ‿ ‿ ‿ _ ‿ ‿ _ ‿ _ _

viṣama-vṛtta

Наконец есть неравные или viṣama-vṛtta метры. В неравном метре все четыре пады являются различными.

Самый общий тип viṣama-vṛtta - неравный anuṣṭup. Пример этого метра покажут позже, в секции anuṣṭup.

Пример более экзотического разнообразия типов viṣama-vṛtta может быть найден в Шестой Песни Шримад-Бхагаватам в 16 главе, который является молитвой Царя Читракуту Господу Ананте-шеше. В четырнадцати различных стихах этой молитвы нет не только четырех одинаковых пад в каждом шлоке, но также и нет никаких двух стихов, у которых есть такая же самая метрическая структура.

na vyabhicarati tavekṣā
yayā hy abhihito bhāgavato dharmaḥ
sthira-cara-sattva-kadambeṣv
apṛthag-dhiyo yam upāsate tv āryāḥ
SB 6.16.43

‿ ‿ ‿ ‿ ‿ ‿ _ _ 12
‿ _ ‿ ‿ ‿ _ _ ‿ ‿ _ _ _ 18
‿ ‿ ‿ ‿ _ ‿ ‿ _ _ 12
‿ ‿ _ ‿ _ ‿ ‿ _ ‿ _ _ _ 18

12+18=30

Этот стих может также быть помещен в категорию mātrā-vṛtta. В классе стихов mātrā-vṛtta не число слогов в паде имеет значение, а скорее общее число длинных и коротких слогов. Длинный слог считает за 2 меры, а короткий слог считается за 1 меру. Гангадас Пандит описывает размер в своей книге, который почти соответствует вышеупомянутому образцу и называет его udgītiḥ, из семейства āryā. Правила для этого типа mātrā-vṛtta предписывают, чтобы было 30 мер в каждой половине стиха. Наш пример, удовлетворяет это правило, как обозначено числами на правильном краю. Молитва Царя Читракету действительно составлена в метре āryā, это подтверждает и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур комментаруюший этот стиха, который, после объяснения значения слова āryāḥ, говорит, “…āryākhyaṁ chandaś cedam iti darśitam; … и метр этого стиха также известен как āryā. Таким образом это было показано.”

Тяжолый и легкий слог

Гангадас Пандит определил длинные и короткие слоги в следующем кратком правиле,

sānusvāraś ca dīrghaś ca visargaç ca gurur bhavet
varṇaḥ saṁyoga-purvaś ca tataḥ pādāntago 'pi vā

 

“Гласный, сопровождаемый anusvāra (), длинный гласный ā и гласный, сопровождаемый visarga (), тяжелы - гуру. Любого гласный, перед которым предшествует комбинация двух или более согласных, также считают тяжелым. Гласний в конце пады можно произвольно считать тяжелым.”

Следующие гласные долгие (тяжелые) по своей природе: ā, ī, ū, ṝ, e, o, ai, au.

Все другие гласные короткие или легкие.

Пандит далее объясняет,

gurur eko ga-kāro 'stu la-käro laghur ekaka,

“единственный длинный слог - гуру - должен быть представлен звуком ‘ga’, и единственный короткий слог - лагху - должен быть представлен звуком ‘la’.”

Группу трех слогов называют gaa.

Наука chandas определяет 8 ган.

В "Chando-mañjarī" эти восемь ган определены следующим образом,

mas tri gurus tri laghuś ca na-kāro
bhādi guruḥ punar ādi laghu yaḥ
jo guru-madhya-gato rala-madhyaḥ
so 'nta-guruḥ kathito 'nta-laghus taḥ

ma _ _ _ три гуру
 na    три лагху
bha _   гуру в начале
ya  _ _ лагху в начале
ja   _  гуру в середине
ra _  _ лагху в середине
sa   _ гуру в конце
ta _ _  лагху в конце

 

То же самое правило выражено наиболее кратко в словах Агни-Пураны:

sarvādi-madhyānta-galau
mnau bhyau jrau stau trikā gaṇāḥ

Chando-manjari перечисляет в общей сложности двадцать шесть общих названий для метров. Эти названия просто относятся к числу слогов в паде. Список начинается с метров, в которых есть только один слог в каждой паде и доходит до метр, в которых есть 26 слогов в каждом паде. В следующей таблице указанны 26 названий, но не индивидуальные названия метров, которые принадлежат каждой категории. В каждой категории может быть равные, полуравные и неравные метры. В Бхагаватам есть много стихов, в которых объединены пады одиннадцати и двенадцати слогов. Эти комбинации являются редко симметрическими и не имеют индивидуальных названий. В этой статье мы не анализировали этот тип стиха.

название слогов  в ШБ
ukthā 1  
atyukthā 2  
madhyā 3  
pratiṣṭhā 4  
supratiṣṭhā 5  
gāyatrī 6  
uṣṇik 7  
anuṣṭup 8 3 типа
bṛhatī 9  
paṅktiḥ 10  
triṣṭup 11 7 типов
jagatī 12 5 типов
atijagatī 13 5 типов
śakvarī 14 1 тип
atiśakvarī 15 1 тип
aṣṭī 16  
atyaṣṭī 17 3 типа
dhṛtiḥ 18  
atidhṛtiḥ 19 1 тип
kṛtiḥ 20  
prakṛtiḥ 21 1 тип
ākṛtiḥ 22  
vikṛtiḥ 23  
saṁkṛtiḥ 24  
adhikṛtiḥ 25  
utkātiḥ 26