Энциклопедия

Почему Адвайта Ачарья поклонялся Господу?

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Ответы на важные вопросы

qПочему Адвайта Ачарья поклонялся Господу, если он и есть Господь (воплощение Садашивы и Махавишну)? Ведь Махавишну - это сам Бог, а Он может освободить мир Сам.


 qaНандагопал прабху:

джйешт̣ха-бха̄ве ам̇ш́ӣте хайа прабху-джн̃а̄на
каништ̣ха-бха̄ве а̄пана̄те бхакта-абхима̄на

Источник всех воплощений чувствует Свое превосходство, сознавая Себя господином, а подчиненность Он чувствует, когда сознает Себя преданным. (ЧЧ Ади, 6.99)

Я думаю, что этот стих и является ответом на этот вопрос, потому что у Адвайты Ачарьи есть джйештха-бхава, которой является прабху-джнана (осознание себя господином), и каништха-бхава (сознание нижестоящего) - это бхакта-абхиман, понимание себя как преданного. Точно также можно спросить: почему тогда Господь Чайтанья поклоняется Кришне, если он и есть Кришна? Точно так же и Адвайта Ачарья. Просто потому что Ему нравится. Потому что есть два режима - джйештха-бхава и каништха-бхава.


advaitaБриджабаси прабху (из лекции): Адвайта Ачарья неотличен от Верховного Господа Хари. Чем он отличается от Верховного Господа Шри Чайтаньи Махапрабху? Казалось бы, это тоже вишну-таттва, и среди различных вишну-таттв нет никакой разницы. Но Адвайта Ачарья знаменит тем, что Он считает Себя слугой Верховного Господа. Он постоянно говорит: чайтанйера даса муи - Я слуга Господа Чайтаньи Махапрабху. И Кришнадас Кавирадж Госвами, анализируя такое настроение Шри Чайтаньи, говорит, что это единственный способ, с помощью которого можно понять величие Господа и Его сладость. Без дасйа-бхавы, без настроения слуги, мы не сможем постичь Господа. Если в нашем сознании присутствует настроение пуруша-абхиман (настроение повелителя), то, приходя к Господу в таком настроении, мы не сможем ощутить сладость отношений с Ним. Это единственная причина, по которой все спутники Господа считают себя Его слугами, даже те, кто находится в более высоких расах с Ним. Даже те, кто является старшими по отношению к Нему. Например, Нанда Махарадж и матушка Яшода. Они могут очень часто вести себя как родители Кришны, наказывать Его, они считают себя не повелителями, а слугами Кришны. Именно поэтому и Нитьянанда прабху, который неотличен от Господа Чайтаньи так же как Баларама неотличен от Кришны, постоянно пребывает в настроении слуги, хотя Он тоже Бог. И поскольку Он - Бог в настроении слуги, он может служить Господу безгранично.


Апурва-прити деви даси: Если говорить конкретно о том эпизоде, когда Адвайта Ачарья поклонялся Господу, чтобы призвать его, то ответ на вопрос мы можем найти, если прочитаем третью и четвёртую главу Ади-лилы про внешние и внутренние причины явления Господа. Зов Адвайты Ачарьи стал внешней причиной явления Шри Чайтаньи. Зачем же тогда нужно было призывать Махапрабху? Если коротко, то Господь Чайтанья дал в Своих играх комментарий на игры Кришны (внутренняя причина). А раскрыть сокровенную глубину игр Кришны для людей может только свайам-бхагаван Кришна (в облике Махапрабху). Он может дать унната-уджджвала-расу (сияющие отношения мадхурьи), ведь в отличие от Махавишну, Кришна является не только айшварья-пурна-бхагаваном, но также карунйа-пурна и мадхурья-пурна:

 aiśvarya-mādhurya-kāruṇye svarūpa-pūrṇatā
bhakta-vātsalya, ātma-paryanta vadānyatā

«Кришне присущи во всей полноте (пурната) и совершенстве такие духовные качества, как могущество (айшварья), сладость (мадхурья) и
милосердие (карунья). Кришна так любит Своих преданных, что из великодушия может отдать им Самого Себя» (ЧЧМ 24.42)

Именно в этой форме Господь наилучшим образом выполняет Свою задачу и желание Адвайты Ачарьи. А про то, почему Адвайта Ачарья имеет такие чувства к Господу и то, что он таким образом подаёт пример нам, уже было сказано выше.