Танец Бога

Индийское кино. Кто у нас когда-то не « болел» им? Многие женщины - это уж точно. И хотя сюжеты большей частью были похожи друг на друга, но привлекало другое: феерия красок, цвета, необычайное исполнение в сочетании с искусным владением голосом и мимикой.

Конечно, простой зритель и понятия не имел о том, что столь удивительное танцевальное исполнение уходит своими корнями в далекое прошлое и то, что мы видим в актерском исполнении, всего лишь некое отражение божественной жемчужины света, каким является индийский танец.

НЕПОДРАЖАЕМЫЙ ТАНЦОР

«Встань у реки, смотри , как течет река – ее не поймать ни в сеть, ни рукой»

Так можно сказать о танце неподражаемого вселенского танцора – Господе Шиве, творящего мир из хаоса.Космическим танцем Тандава Он создает и сжигает состарившийся мир в огне своего последнего разрушительного танца. В ипостаси танцора Господь Шива известен как Натараджа – Владыка танца.

Известно, что Шива научил танцевать свою супругу Парвати. Так возникла женская форма танца – Ласья.

Поначалу танец был доступен лишь небожителям. В небесном дфорце царя полубогов Индры на горе Кайлас устраивались пышные празднества, где самые прекрасные апсары – полубожественные танцовщицы показывали свое искусство. Когда же сам Господь Шива танцевал Тандава, полубоги считали за великое счастье составить ему оркестр.

Вот как описан этот танец в одном из древних санскритских текстов: «Энергия 3-го глаза Шивы заставляет содрогаться все миры. Шива ослепляет своей сдержанной улыбкой. По волосам Шивы, украшенным луной и звездами, спускается на землю Ганга. В руках Натараджи – трезубец, барабанчик и священный огонь. О, Шива, исполняющий Тандава со своей супругой Парвати! Ваш танец заставляет все миры замереть в трепетном восторге. Вишну играет на мриданге, Индра – на флейте, Брахма задает ритм танцу, Сарасвати аккомпанирует на вине, а Лакшми поет. О, Натараджа, мой Бог и покровитель, весь мир озарен огненной энергией Твоего танца!»

Простым смертным не дано было увидеть танцы полубогов. Но мудрец Бхарата за свои великие подвиги и аскезы удостоился милости присутствовать во дворце Индры. Пораженный великолепным исполнением танца Бхарата захотел, чтобы людям тоже стало доступно это искусство. Он смиренно
обратился к Брахме, создателю драмы, называвшего танец «пятой Ведой», и Шиве – первому танцору, прося их открыть сувои знания. Получив из уст Брахмы эти знания, Бхарата записал их.

Так, по преданию, возникла «Натья Шастра» - « Наука о танце», трактат, на основе которого развились все стили классического танца Индии – Бхарата – Натьям, Кучипуди, Одисси, Катхака ли, Мохиниаттам, Манипури, Катхак.

Затем мудрец Бхарата попросил Господа Шиву и его супругу Парвати отправиться с ним на землю и научить людей танцевать. Шива научил танцу мужчин, а Парвати – женщин.

По преданию Шива Натараджа, который в то же время является верховным учителем йоги – Йогешварой, изобрел 108 танцев, и спокойных, и буйных.

Четырехрукий Шива обычно изображается танцующим. Его вид поистине прекрасен и притягателен своей силой, мощью, величием и таинственностью. Длинные развевающиеся волосы усыпаны драгоценными камнями, коброй, черепом и матерью Гангой. Украшенный ожерельями, поясом из драгоценных камней, кольцами и браслетами на руках и ногах, Шива Натараджа стоит на пьедестале в форме лотоса, из которого вырывается пламя. Его танец – это прообраз ритма как ис-
точника движения во Вселенной. У Шивы 4 руки: одна правая рука держит « дамару» - символ созидания через из начальный звук; одна левая рука держит очищающий огонь – символ преобразования; другая правая рука показывает жест утешения; другая левая рука – это жест защиты. Его левая нога, поднятая вверх, символизирует освобождение от невежества и зла.

ДЕВАДАСИ – «СЛУЖАНКИ БОГА»

«Благодаря нашей религии мы можем придавать богам любую форму, обращаться к ним, как к друзьям, детям или любовникам. Но все, что бы мы ни делали, нужно помнить,- существо, с которым ты говоришь, - Бог. Чтобы достичь совершенства в индийском танце, нужно быть верующим человеком».

Пратхибха Прахлад
( популярная индийская танцовщица)

Чарующий танец индийских танцовщиц покоряет воображение зрителей на протяжении многих тысячелетий. У индусов он вызывает особенное трепетное чувство – религиозный экстаз, ведь изна-
чально он возник как форма прклонения перед Богом и исполнялся исключительно в храмах – «служанками Бога» - девадаси.

В юном возрасте девочек по желанию родителей отдавали в храм, где они давали обет безбрачия и считались земными супругами божества – девадаси. К женщинам предъявлялись очень строгие требования:они должны были быть не только молодыми, но и не полными и не худыми, не высокими и не низкими. У них должно быть красивое лицо, большие глаза и обаятельная улыбка. Они должны были уметь легко и четко двигаться. Кроме того, их не допускали к исполнению танца, пока они не выучат 108 положений рук и ног и 32 их комбинации. Но и это еще не все. Танцовщица должна была уметь петь, пощелкиванием пальцев исполнять целые мелодии и вообще быть очень музыкальной, поскольку звенящие браслеты на ее ногах должны были звучать в такт музыке в строго определенные моменты.

Девадаси прекрасно знали храмовый ритуал, правила жертвоприношений и молитвы. Танцовщицы пользовались большим уважением и находились на содержании храма. Территория вокруг храма считалась единственно удобным местом, где могли собираться люди, чтобы посмотреть танец, который был неотъемлемой частью ежедневного ритуала. В танце девадаси рассказывала о Божестве, в честь которого построен храм, описывала его подвиги в борьбе с демонами. Считалось, что события танца как бы повторялись наяву заново, и для того, чтобы Бог мог победить, танцовщица должна была исполнить свой танец безукоризненно.

БХАРАТА–НАТЬЯМ – ДРЕВНИЙ И ВЕЧНЫЙ ТАНЕЦ ДУШИ

«Искусство всегда теснейшим образом связано с религией. Искусство – это и есть частичка Божественного начала, данная нам на земле и ставшая частицей нашей души и тела, ставшая выражением наших эмоций. Религия – это есть отражение Божественного начала. Невозможно, на
мой взгляд, отделить религию от искусства, ибо Создатель любого произведения искусства должен иметь такое же внутреннее вдохновение, такой же внутренний порыв, как тот, кто идет в Божественный храм. Именно поэтому настоящее искусство в мире рождается в муках, оно есть страдание, когда отсутствует вдохновение. И оно же величие, когда высокое Божественное озарение ведет творца-человека».

Рукмини Деви

Согласно « Натья – Шастре» понятие «танец» включает в себя 3 компонента: нритта – собственно сам танец, состоящий из свободных и красивых движений тела; нритья - выражение определенного смысла с помощью мимики и жестов, символических положений тела; натья - не только мимика и жесты, но и речь, связанные в единое драматическое действие. Еще у танца есть один важный элемент – «абхиная» - «выразительность», которая и придает танцу особый шарм, неповторимость и завораживающую взгляд притягательность. Она достигается с помощью костюма, украшений, музыки, движений рук и ног, а также передачей настроения и чувств. Соединяясь в единое целое, они порождают гармонию Лалита - кала – тонкого искусства.

Из всех стилей индийского классического танца Бхарата - натьям считается самым древним. Он почти не изменился за всю свою историю. Не случайно его название иногда переводится как «индийский танец». Считается, что слово « бхарата» состоит из речевых слогов следующих слов: «бхава»(чувство), «рага» (мелодия) и «тала» (ритм). Существует и другая версия, по которой свое название Бхарата - натьям получил в честь легендарного мудреца Бхараты, вымолившего у Господа Шивы разрешение на обучение божественному танцу людей.

Бхарата - натьям – это не просто танец для удовлетворения внешнего, чувственного. Это одна из форм йоги - медитации на внутренний, духовный аспект в сочетании с искусным владением собственным телом, умением застывать в позах, в которых, подчас кажется и равновесие сохранить невозможно. Кроме того, исполнение такого танца требует солидной физической подготовки и немыслимого контроля над мышцами тела. Ведь танцовщица с одинаковым успехом может заставить звенеть как весь «хор» своих колокольчиков, так и только единственный из них.

Вообще, подлинный индийский танец не имеет ничего общего с примитивным покачиванием бедер, без которых не обходится ни один индийский фильм. В действительности – это высокое искусство, танцов - щица постигает его всю жизнь, специализируясь только в одном из 7 видов классического танца – Бхарата-натьям, Катхак, Одисси, Кучипуди, Мохиниаттам, Катхакали и Манипури – настолько каждый из них сложен. В Бхарата - натьям, например, существует 28 жестов для одной руки и 24 для двух рук вместе. При этом каждый из жестов может иметь различное значение в зависимости от позы и мимики танцовщицы.

Если вглядеться в лицо танцовщицы, то можно увидеть, что оно находится в постоянном движении, также как руки и ноги. И это очень важно. Ведь мимика – это составная часть танца и от умения танцовщицы владеть своим лицом зависит конечный результат – донесение до зрителя смысла танца.

Самое сложное - сделать лицо зеркалом эмоциональных состояний, передать с помощью мимики чувства. Такое исполнение требует владение огромным запасом выразительных возможностей. Например. Только улыбок существует более 60-ти видов. Не менее важны и жесты. Каждое дви жение танцовщицы, каждая поза, поворот головы и, главное, сочетание движений руки пальцев имеют определенный смысл. Движения одних только пальцев могут обозначать небо, землю, грех или видение.

Красота танца создается и с помощью одежды танцовщицы. Сари исполнительниц классического индийского танца 9 метров в длину, причем, изящные мелкие складки, раскрывающиеся будто веер во время бессчетных приседаний, танцовщица драпирует прямо на себе, отмеряя их ширину на глазок и тщательно разглаживая руками каждую. Процесс этот длительный и кропотливый.

Перед выходом на сцену танцовщице требуется не менее 3 часов, чтобы надеть сари из специального тонкого и жесткого «танцевального» шелка, наложить грим, покрасить ступни и кисти альтой (это такая устойчивая краска растительного происхождения, ее наносят для того, чтобы сделать жесты еще выразительнее), наконец, прикрепить украшения, вес которых измеряется килограммами. На голову-диадема, символы солнца и луны, на шею – ожерелья-обереги, в уши- колокольчики. На руки – браслеты и как завершающий аккорд - ножные бубенчики в количестве 60 штук на каждую ногу… В Индии к косам танцовщиц прикрепляют тяжелые гирлянды нераспустившегося жасмина. Иногда бутоны раскрашивают во все цвета радуги.

Раньше сольное выступление танцовщицы длилось 3-4 часа, теперь же до 1,5 часов. И не потому что танцовщица устает, просто зритель не выдерживает.

БХАРАТА-НАТЬЯМ В СИБИРИ

«Нет другой молитвы и другого жертвоприношения, которое было бы так приятно Богу».

Так сказано о танце в священных индийских книгах. В мае этого года одна из участниц ансамбля индийского танца «Бхарата – натьям» матаджи Оксана пригласила меня на концерт своего коллектива в г. Красноярск. В фойе музея на Стрелке толпится народ.

Много детей – и маленьких, и постарше. Взрослые тоже разнятся по возрасту: юноши и девушки, люди преклонного возраста. Все они здесь, чтобы вживую увидеть завораживающее зрелище – индийский танец, который кто-то видел только в кино, а для кого-то – это первая встреча с чем-то совершенно невообразимым и в то же время манящим своей таинственностью.

И вот двери открываются и зрители спешат занять места в небольшом, но довольно уютном камерном зале.

Концерт еще не начался, но все присутствующие уже попали в атмосферу загадочности предстоящего. Ухо улавливает удивленные возгласы: «А это что такое? Какой красивый домик, разукрашенный!..» Замечаю девочку, лет 5-6 , которая показывает рукой в направлении небольшого алтаря. Рядом сидящая пожилая женщина, видимо, бабушка, со знанием дела объясняет: « Это алтарь! Он всегда красиво украшен…»

Зал постепенно заполняется, люди толпятся в проходах, некоторые усаживаются прямо на ступеньки.

Ожидая начало концерта, вспоминаю картинки из своей юности, связанные с индийскими танцами, непременным атрибутом индийских фильмов. Привлекало все: и пение, и немыслимые телодвижения актеров, и яркость и красота костюмов. Конечно, в то время я, как и большинство зрителей, и понятия не имела о том, что одним только танцем можно рассказывать целые истории и поэмы.

И вот спустя много лет я вновь встре тилась с индийским танцем, но уже не в кино, а наяву. И не в исполнении индийских танцовщиц, а девушек из ансамбля «Бхарата – натьям» г. Красноярска.

Вообще непосвященный в историю танцевального стиля и философию Вед человек может увидеть лишь внешнюю сторону исполнения, привлекаясь яркостью костюмов танцовщиц и пластикой движений и мимики. Понять же внутренний, скрытый смысл танца можно владея лишь определенными знаниями. И на все протяжении концерта руководитель ансамбля Муза очень умело и тонко вводила неискушенного зрителя в таинственный мир эпических поэм Индии.

«Та-та, ти-ти-та…»- звучат колокольчики на ногах танцовщиц, сменяющих одна другую и завороженный зритель то замирает в чудодейственном восторге, то взрывается бурей аплодисментов.

Но вот гаснет свет и зал застывает в ожидании чего-то совершенно необычного. И это необычное « вплывает» великолепием мерцающих огоньков, двигающихся в полной темноте по каким-то своим, неведомым простому человеку, траекториям. Кажется, что зал вообще перестал дышать, настолько притягательна сила огня, заключенная в некое магическое действие. Для неискушенного зрителя кажется, что огоньки в руках танцовщиц «растут» прямо из ладони.

После танца пробираюсь за кулисы. Здесь царит оживление: кто-то переодевается, готовясь к следующему выступлению, кто-то повторяет движения. Все заняты общим делом. Дух сотрудничества чувствуется во всем. Прошу нескольких участниц рассказать о себе и своем увлечении индийскими танцами.

Оксана: Я уже 4 года занимаюсь в ансамбле. Мне нравятся индийские танцы: здесь поет душа, эмоции становятся чище. Сами движения зачаровывают, как будто в каком-то полете.

Яна: Я занимаюсь танцами 2 года. Это так интересно, экзотично. Я пробовала много других способов самовыражения, но когда появилась возможность заняться индийскими танцами, сразу остановилась на них. Меня это сильно увлекло. Думаю, что танец поможет лучше узнать себя, прогрессировать и развиваться духовно.

Марина: Мне 23 года. Заниматься индийскими танцами я начала в январе этого года. В танцах меня привлекает возможность выразить свой внутренний мир, свои чувства. Очень хочу продолжить обучение, но становиться профессиональной танцовщицей, пожалуй, не хотела бы. Больше привлекает внутреннее самовыражение через танец.

Оля: Не так давно ездила с туристической поездкой в Индию. Эта страна буквально покорила меня. Вот где действительно поверишь в чудеса! Я являюсь членом организации «Сибирь - Россия» и как-то мы делали выставку, на которой я увидела выступление Музы и загорелась научиться также танцевать. До этого я некоторое время занималась практикой ци-гун. Но танцы привлекли меня с первого взгляда. Насколько будут позволять физические данные, буду заниматься индийскими танцами. Может быть, когда-нибудь буду принимать участие в исполнении сложных танцев ( пока еще только участвую в младшем составе ансамбля).

Из поездки в Индию привезла сари себе и дочери. Надеваю его на выставки нашей организации « Сибирь - Россия», дома – на Новый год и день рождения.

В Индии купила себе Бхагават-Гиту, дома подарили перевод, прочитала, решила, что надо найти Общество Сознания Кришны. Мне нравится не есть мясо, но рыбу и яйца я еще ем. Дочка меня поддерживает, хотя иногда и посмеивается. Чувствую, что сама я стала смелее, меньше стало суетливости.

Во время нашей беседы за кулисы то и дело вбегают разгоряченные, улыбающиеся девушки и женщины (надо сказать, что возрастной состав очень разный: от самых юных до уже вполне зрелых женщин), что-то оживленно обсуждающие. А зал в это время взрывается очередной порцией аплодисментов.

Уже после концерта беседую еще с одной участницей и ее мамой.

Наташа (студентка университета, будущая журналистка). Мама: Никак не ожидала, что дочка будет заниматься индийскими танцами. В детстве очень любила смотреть индийские фильмы. Я поддерживаю ее желание танцевать. Костюм для выступления мы сшили сами. Я заметила, что у девушек, кто занимается индийскими танцами, даже поведение меняется: они мягкие, уступчивые, уважительные. Это очень радует. Дома Наташа занимается по 1,5 часа. Стала вегетарианкой. Я сначала испугалась, отправила ее к врачу, а она пришла такая счастливая! Мы друг друга понимаем и это самое главное. Я уже не в первый раз на концерте, вижу какие изменения с ней происходят. Индийские танцы – это ведь так красиво. У Наташи есть свой талисман – Ганеша, она обращается к нему.

И уже в машине, по дороге домой своими впечатлениями делится семья Переваловых.

Людмила Геннадьевна (бабушка): Сегодня впервые увидела внучку Оксану. Просто потрясена! Настолько красиво, необычно, просто слов не хватает! Никогда не представляла, что она будет заниматься индийскими танцами. Скорее уж фехтованием… Я буду дома вспоминать этот концерт.

Светлана Владимировна (мама): Очень переживала, волновалась, как дочь выступит, особенно в танце с огоньками. Все это, конечно. Очень привлекательно, буквально завораживает. Особенно вдохновил последний танец. А дефиле участниц – просто потрясающее зрелище!

Действительно, после всего увиденного еще раз убеждаешься в истинности того, о чем говорится в шастрах: «Кришна – всепривлекающий!» Он вместилище всего самого прекрасного, а значит и самый лучший танцор. Слова одной из исполнительнициндийских танцев говорят сами за себя: « Когда я в первый раз увидела танец маленького Кришны, я была в восторге. Маленький прекрасный пастушок с черными кудрями по плечам, с флейтой в руках, с множеством золотых украшений, усыпанный драгоценными камнями, защищающий безобидных коров, кормящих людей молоком, навсегда вошел в мое сердце и покорил его. Меня настигла Его «кара», но эта «кара» очень сладкая, и она наполняет вас любовью и блаженством. И вы, совсем как Иисус хотите любить всех».

Людмила Яковлева

Статья была опубликована в журнале "Мир Вайкунтхи" №3 (2007 год)