Когда миг общения меняет нашу жизнь

Опубликовано в Авторская колонка

cадху-санга, садху-санга – сарва-шастре кайа
лава-матра садху-санге сарва—сиддхи хайа

Все священные писания утверждают, что даже один миг общения с возвышенным преданным способен принести нам высшее непреходящее благо.

Не является ли это утверждение преувеличением, своеобразной метафорой? Насколько каждый из нас прочувствовал это в собственной жизни? По каким критериям найти такую личность? Другими словами (словами Арджуны): Как распознать человека, обладающего божественным сознанием? О чём он говорит и как выражает свои мысли? Как он сидит и как ходит? (Б.Г. 2.54). И Верховный Господь, Шри Кришна, Сам отвечает на поставленный вопрос: Это человек, который черпает удовлетворение в своём «Я», который выше двойственности этого мира. Он не тратит времени даром, посвящая всё время без остатка постижению и прославлению Моих качеств и деяний.

Итак, Святой – это тот, каждый миг жизни которого осознан, тот, кто 24 часа в сутках думает о том, как спасти всех джив, как распространить славу Святого имени Господа в каждый город и деревню. И в силу этой просветлённости своего сознания он способен менять сердца обусловленных падших душ. На самом деле, садху не живёт ради себя, цель его жизни – поделиться божественным сознанием с другими. «Так же, как реки не пьют свою воду, но несут её на благо другим, так же, как плодовые деревья не едят своих плодов, но дают их другим, и так же, как тучи не пьют свой дождь, но проливают его для других, так и святые живут только для других».

Спасти даже одну дживу и вырвать её из бесконечной череды рождений и смертей является невероятно трудным делом, что же говорить, если спасённых тысячи и тысячи. Перед такими святыми склоняются в поклоне не только потомки, но и обитатели высших миров. Их имена навечно вписываются в скрижали истории. Пройдут века, но люди вряд ли забудут Иисуса Христа, Серафима Саровского, Шрилу Прабхупаду и многих других. Они покорили наши сердца не только своими качествами, хотя и этого для многих общавшихся с ними было достаточно, но, прежде всего, своей беспримесной верой и преданностью исключительно Верховной Личности Бога.

В 11 песне «Шримад-Бхагаватам» Уддхава перечисляет 26 основных качеств садху, но выделяя из них одно: Кришна эка шарана – сосредоточенность только на Боге, посвящение всех своих помыслов и деяний только Ему, отсутствие желаний отличных от желаний Господа.

Господь настолько впечатлён преданностью и любовью этих святых личностей, что готов для них на что угодно. Такие отношения и есть беспримесная любовь. Однажды, Господь Вишну сказал Кумарам: «Я так обязан Своим слугам, пусть даже они чандалы, что Я готов отрубить себе руку ради них».

Если мы думаем, что сможем по-настоящему прогрессировать в духовной жизни без общения с такими личностями, то просто в очередной раз обманываем сами себя. Его Божественная Милость Шрила Прабхупада как-то произнёс: «Тот, кто думает, что сможет обрести сознание Кришны, не общаясь с искренними преданными, просто сумасшедший».

Как только мы начинаем слушать о Верховном Господе от живого садху и служим ему, то вся слабость уходит из нашего сердца (зависть, поиск недостатков в других, желание славы и поклонения).

Садху-санга является той самой диетой на фоне которой мы должны ежедневно принимать лекарство в виде шраванам, киртанам и т.д., и так постепенно излечиваться от болезни материального существования. Без общения с возвышенными преданными излечение практически не возможно. Такое общение даёт нам вкус, благодаря которому мы можем следовать регулирующим принципам свободы и развиваем желание следовать принципам бхакти-йоги.

Поэтому первой милостью Кришны является общество преданных, а принятие этой милости означает желание, во что бы то ни стало, находиться в нём, несмотря на все имеющиеся пока недостатки. Мы должны научиться быть счастливыми только от одного нахождения в обществе преданных. В «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила 8.248 говорится: «Из всех видов страданий какое считать наихудшим? Кроме разлуки с преданными, нет несчастья, которое нельзя было бы перенести».

Итак, всеми своими силами мы должны стремиться обрести общение с садху. Но необходимо учитывать один важный момент: мы должны стремиться к обретению вайшнава близкого нам по духу. Хари Бхакти Судходайя так говорит об этом: «Следует общаться со святыми личностями, которые более продвинуты, чем вы, любят вас и имеют сходный образ мыслей». Это придаст дополнительный импульс нашей духовной жизни.

Благодаря общению со святой личностью мы начинаем видеть грязь в своём сердце и это очень неудобно. Неудобно для нашего ложного эго. Но это общение даёт нам силы избавиться от этой грязи. В результате этого общения человек начинает яснее видеть, понимать и даже преодолевать препятствия, на которые в обычных условиях уходят целые жизни.

И мы должны всегда помнить, что в результате неблагоприятного общения, мы можем утратить общение садху. Поэтому нужно быть очень осторожным, когда мы выбираем, с кем общаться или у кого искать прибежища. В Катьяяна-самхите есть стих: «Следует предпочесть муки запертого в клетке, охваченной пламенем, общению с теми, кто не является преданным Господа».

Всеми силами необходимо держаться в стороне от людей злобных и завистливых. Завистнику, выдающему себя за вайшнава, служить не следует.

Бала Кришна дас

Статья была опубликована в журнале "Мир Вайкунтхи" №6 (2009 год)