Хладини деви даси

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые ИСККОН

Содержание материала

Шестнадцатого января 1949 года в обычной американской семье Дональда и Элен Жюри родилась девочка, которую назвали Линдой. Детство Линды прошло в пригороде Детройта, где она жила вместе со старшими братом и сестрой. Характер у нее от природы был веселым и радостным. Когда ее, младшую сестру, дразнили брат и сестра, как это обычно делают дети, Линда вовсе не сердилась и не жаловалась. Она была очень общительная и имела много друзей. Еще она любила домашних животных, которых у нее в доме всегда было много, в том числе собака и даже лягушка. Летние каникулы Линда постоянно проводила в семейном загородном доме. У нее было счастливое детство.

Вслед за братом и сестрой Линда поступила в университет. Однако, в отличие от них, ей там не понравилось. После года учебы она решила бросить университет и выйти замуж за Майка. Подобно многим молодым людям, она и ее муж находились в поисках истины и смысла жизни. Майк читал много разных книг о дзен, даосизме и других восточных религиях, ища ответы на свои многочисленные вопросы. После того как Майк прочитал книгу Шрилы Прабхупады, услышал, как преданные поют Харе Кришна маха-мантру и попробовал их вегетарианскую пищу, он захотел стать преданным.

В сентябре 1969 года Линда и Майк переехали в храм Движения Харе Кришна в Детройте. Вначале Линда сделала это просто потому, что так захотел ее муж. Но вскоре почувствовала, что в храме она находится на своем месте. Чем больше она занималась служением Кришне, тем больше блаженства ощущала. В атмосфере детройтского храма она почувствовала себя счастливой, и ее вдохновение заниматься преданным служением росло день ото дня.

Через месяц после переезда в храм Линда написала Шриле Прабхупаде письмо, в котором описала случившиеся в ее жизни перемены. Прабхупада, находившийся в то время в Лондоне, вскоре прислал ей ответ: «Очень рад узнать, что ты и твой муж Майк находите, что ваша жизнь стала очень счастливой и исполненной радости благодаря влиянию Господа Кришны. Таково положение сознания Кришны — если кто-то принимает его серьезно, то его жизнь сразу же становится лучше».
Жизнь в детройтском храме под руководством Бхагавана даса была насыщена проповедью. Обычно преданные выходили в город, чтобы петь святое имя на улицах и распространять журнал «Обратно к Богу», шесть дней в неделю по четыре часа — два перед и два после обеденного прасада. В остальное время они пели святое имя в местном парке. Линда была очень вдохновлена харинама-санкир-таной. Нельзя было не заметить ее погруженность в пение святых имен. Она выходила на харинаму даже тогда, когда другие преданные не хотели идти.

Линда испытывала вдохновение от любого служения в храме, но особенно ее привлекало поклонение Божествам. Ей даже стал сниться Господь Джаганнатха. Позднее она говорила своей подруге, что, когда она впервые увидела Господа Джаганнатху, это была любовь с первого взгляда.
В марте 1970 года Линда и Майк написали Шриле Прабхупаде письмо с просьбой о духовном посвящении. Прабхупада незамедлительно ответил, приняв их в свои ученики. Он выслал начитанные для них четки и дал новые, духовные имена: Хладини деви даси и Махананда дас.


Влюбленная служанка Господа Джаганнатхи

Через несколько месяцев после получения посвящения Хладини и Махананда отправились в Чикаго, чтобы помочь другой семейной паре открыть новый храм. Хладини выходила на санкиртану, а также служила Божествам в храме. Стандартам поклонения Божествам ее обучила матаджи Шилавати. В первые годы, когда Шрила Прабхупада только начинал вводить поклонение Божествам на Западе, Шилавати получила в Лос-Анджелесе личные наставления от Прабхупады о том, как правильно служить Божествам.

Прабхупада также вдохновлял Хладини на служение Божествам, написав ей несколько ободряющих писем. В своем письме из Индии от 29 декабря 1970 года он указал Хладини на важность ее служения:

«Правильное поклонение Божествам с полным вниманием к чистоте является очень важным. Если вы сможете удовлетворить Божества своим искренним служением, тогда ваш храм будет процветать. Способность лично служить Божествам является большой привилегией, и такой человек поистине очень удачлив. Продолжай служить таким образом, и Кришна несомненно благословит тебя».

Получив наставления от Шрилы Прабхупады, Хладини еще больше сосредоточилась на своем служении. Однако она все еще испытывала определенные затруднения, о чем написала в письме Шриле Прабхупаде.

Прабхупада ответил ей в феврале 1971 года, указав надежный путь решения всех ее возможных проблем:
«Да, ум подвержен влиянию множества впечатлений от прошлой деятельности, а также с многих прошлых жизней. Поэтому, когда беспокойные мысли приходят тебе в голову, следует просто не обращать на них внимания. В действительности наш метод состоит в том, чтобы всегда помнить лотосные стопы Господа, но это не происходит автоматически. Поскольку мы находимся в обусловленном состоянии, это сосредоточение требует долгой практики. Наш метод заключается в следовании регулирующим принципам и регулярном повторении шестнадцати кругов маха-мантры. Это дает нам силу в духовной жизни, и постепенно все проблемы будут решены. И поскольку ты искренне желаешь служить Божествам, ты можешь быть уверена, что Кришна поможет тебе во всех отношениях. Поэтому просто будь настойчивой и продолжай внимательно повторять святые имена. И тогда все эти временные проявления начнут уходить».

В 1972 году Хладини и Махананда переехали в сельскохозяйственную общину Нью-Вриндаван. В том же году Махананда решил уехать из Нью-Вриндавана, и больше он туда не возвращался. Однако Хладини, хотя и чувствовала привязанность к мужу, решила остаться, чтобы заботиться о Господе Джаганнатхе. Так Нью-Вриндаван стал ее домом.

Хладини очень быстро стала одной из самых популярных преданных в Нью-Вриндаване. Сначала она жила в Бахулаване, новой основной ферме Нью-Вриндавана, расположившись в старом доме на холме, который стал небольшим брахмачарини-ашрамом. В то время помимо нее там жила Шилавати, которая была главной пуджари в Бахулаване, и еще несколько женщин.

Затем Хладини стала главной пуджари Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры в Мадхуване, другой ферме Нью-Вриндавана, расположенной в некотором отдалении от основной. Божества, которым она служила, были вырезаны вручную из древесины деревьев, выросших в Нью-Вриндаване, и высота каждого Божества была полтора метра. Хладини заботилась о больших Божествах Джаганнатхи и о пяти комплектах поменьше.

В Мадхуване были очень простые и аскетичные условия. В комнате у Хладини не было отопления,Hladhini is on right with reddish shirt хотя зимой дул сильный холодный ветер, и наметало снегу по колено. Хладини вставала в полтретьего утра и целый день заботилась о Божествах. Шесть раз в день она готовила для Них подношения. С топором в руках она ходила в лес, рубила и собирала дрова для кухни Божеств. При этом зимой дрова были настолько влажные, что от них было больше дыма, чем огня. И пока она готовила, дым щипал ей глаза и забивал легкие. Для того чтобы набрать воды, ей приходилось проделывать приличное расстояние и вручную поднимать воду из колодца. Ледяная вода для омовения, ледяная вода для стирки — в таких условиях приходилось жить и служить Божествам.

Хладини родилась в обеспеченной семье, но, несмотря на все трудности, с которыми ей пришлось столкнуться, она никогда не сетовала. Хладини служила Божествам с полной самоотдачей, на пределе возможностей. Она всегда надлежащим образом и с совершенной пунктуальностью соблюдала все стандарты поклонения. Однако при этом все же считала, что ее служение было незначительным, а стандарты не такими уж и высокими.

Однажды она услышала, что свою голову нужно держать на стопах Верховной Личности Бога. И с тех пор вместо подушки стала использовать сандалии — маха-прасад Господа Баларамы, являющегося изначальным духовным учителем.

Под дождем, снегом или палящим солнцем — в любую погоду в течение пятнадцати лет Хладини преданно служила Божествам и всегда была удовлетворена. Ее никогда не покидало радостное расположение духа, поскольку она глубоко понимала, что делает это служение для удовольствия Господа Джаганнатхи, а все остальное было не так важно. Поэтому она всегда пребывала в блаженстве.

Свою жизнь в Нью-Вриндаване Хладини описала в стихотворении «Огонь преданного служения»:

Вриндаван, Вриндаван, все снегом покрыто.

Где ваши коровы сурабхи, что топчут долины копытом?

Зеленые пастбища скованы льдом.

Жить во Вриндаване можно с трудом.

Холодный ветер приходит требовать плату

За те теплые дни, что ты летом потратил.

Свет солнца, цветы и стадо коров;

Однако пейзаж теперь строг и суров.

Запасы исчерпаны, дрова на исходе,

Мерзнущим преданным негде укрыться при этой погоде.

Четыре одеяла поверх пяти слоев одежды,

Однако не проснуться от холода это все же не дает надежды.

Печь так сильно чадит, что двери не видно в дыму.

И тарелка с прасадом примерзла к полу.

Пронзающий ветер и холод несет с собой ночь,

И трактор Бхавишьяты даса не приедет помочь.

Хотелось бы знать, когда же придет лето с теплом?

Ночь, 10:30, и надо рубить дрова топором.

Что я здесь делаю? — ты задаешься вопросом, —

Больная, измученная, с безнадежным прогнозом.

Ответ на этот вопрос скрыт в комнате с обогревом,

Где слаще и слаще становятся отношения любовью обмена.

Их тепло и Их удовольствие — то, ради чего здесь мы.

И если это цена, то мы готовы терпеть бесконечно холод зимы.

Если кто-то приходил в это отдаленное, уединенное место, чтобы увидеть Господа Джаганнатху, Хладини становилась очень счастливой. «Кто-то пришел увидеть Господа Джаганнатху, — думала она. — Джаганнатха будет так счастлив». И она принималась ухаживать за гостями с огромной заботой и вниманием. Она испытывала такое сильное вдохновение и была так погружена в служение Божествам, что те, кто приходил в этот одинокий храм, заражались от нее желанием служить Господу Джаганнатхе. У них возникало желание сделать что-нибудь для Него.

Когда Господь Джаганнатха «заболевал», Хладини расписывала весь комплект Божеств для нью-вриндаванской Ратха-ятры. С самозабвенной любовью она была полностью поглощена служением Господу Кришне. Ее ежедневное служение было расписано на четырнадцать часов. На самом деле она служила двадцать четыре часа в сутки. Ночью она видела сны о Господе Джаганнатхе, а днем готовила замечательный прасад (иногда из очень скудных ингредиентов), проводила арати, шила, убирала и делала еще много чего.

Хладини была просто влюблена в Господа Джаганнатху, Господа Балараму и Госпожу Субхадру, но особенно в Господа Джаганнатху. Часто она выглядела словно женщина, у которой есть любовник. Она казалась влюбленной и с такой любовью, преданностью и самоотдачей заботилась о Божествах, что Они вознаграждали ее Своей милостью.


Решительная и блаженная преданная

Никто никогда не видел, чтобы Хладини плакала или даже просто выглядела несчастной. Она была счастлива, служа Господу Джаганнатхе, и была готова сделать все что угодно для Него. Хладини и вправду была воплощением своего имени — «энергия блаженства». Казалось, она всегда пребывала в блаженстве, поскольку прекрасная улыбка не сходила с ее уст. Не было никого, кто бы ее не любил. Для многих из тех, кто ее знал, она была источником постоянного вдохновения. Иногда на ее отдаленную ферму приходили преданные, чтобы помочь ей и найти прибежище в общении с мягкой, сострадательной и глубоко преданной гуру и Кришне личностью. Некоторые матаджи считали ее своей наставницей, но она только смеялась, когда ей говорили об этом. Хладини всегда была готова помочь в любом деле. Ничто не могло причинить ей какие-нибудь беспокойства. Заботиться о других для нее всегда было в радость — это то, что давало ей жизнь.

Хладини всегда была доброй в отношениях с каждым, но особенно с детьми, которых очень любила и о которых заботилась, как родная мать. Во время школьных каникул их посылали к ней в помощь. Дети были очень вдохновлены проводить с ней время.

Одним из ее фирменных блюд были большие булочки с корицей, которые она делала для Господа Джаганнатхи. Преданные очень их любили. Она щедро раздавала горы приготовленного ей маха-прасада от Господа Джаганнатхи. Для себя, однако, она не оставляла изысканного маха-прасада, предпочитая питаться очень скромно. Тем не менее кто-то заподозрил ее в том, что она оставляет весь маха-прасад для себя. Хладини не стала сердиться или оправдываться. Вместо этого, никому ни говоря, она дала себе слово никогда не есть ничего, что было приготовлено ею. В течение многих месяцев она вкушала маха-прасад только тогда, когда кто-то другой готовил подношение.

В Хладини были проявлены все качества святой: смирение, трудолюбие, скромность, дружелюбие и свобода от страсти, гнева и жадности.

Как-то Чинтамани, которая одно время помогала Хладини заботиться о больших Божествах Джаганнатхи, случайно наткнулась на записную книжку, в которой Хладини писала письма Господу Кришне. Они были очень возвышенны, выдавая в ней высокий духовный уровень и глубину понимания сознания Кришны. Узнав, что Чинтамани прочла эти письма, Хладини сильно смутилась.
Одно из произведений, написанных Хладини в Мадхуване в 1974 году, иногда называют «Ода Грязи», однако сама Хладини назвала его просто «Грязь».

О Грязь, ты преследуешь меня с незапамятных времен!
О Грязь, я знаю, что ты очень привязана ко мне,
Но, ПОЖАЛУЙСТА, УЙДИ ИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ!!!
Я обращалась к самым большим знатокам с вопросом о том, как мне избавиться от тебя.
Но когда я отворачивалась, однажды ты снова заключала меня, израненную и измученную, в свои крепкие объятья.
ЧТО Я ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ, чтобы освободиться от тебя???
О Грязь, мы были вместе так долго, что мое имя стало единым с твоим.
Когда кто-нибудь думает обо мне, он сразу же вспоминает тебя.
А когда кто-нибудь думает о тебе, вполне вероятно, что это напоминает ему меня.
Неужели мы вечные спутники???
Или, может, я смогу вырваться из твоих объятий и просто перестану обращать внимание на твои атаки. Я лишь молюсь о знании и силе, чтобы когда-нибудь — в один прекрасный день — я уничтожила тебя.

Как-то на ферме в Бахулаване Хладини готовила для Божеств на кухне вместе с другими женщинами. В то время она читала «Махабхарату» и каждый день пересказывала ее преданным, пока они работали на кухне. Однажды Киртанананда позвал ее к себе и жестко раскритиковал приготовленные ею малпуры, которые вышли по форме напоминающими рыб. Позже, она, смеясь, рассказывала об этом. Одно из замечательных качеств Хладини было то, что она всегда умела смеяться над собой.

Хладини никогда не искала ни в ком недостатков и была просто не способна критиковать других. Она была очень стойкой преданной, обладающей глубокой верой в сознание Кришны, без каких-нибудь беспокойств, уныния и огорчения, которым обычно подвержены неофиты. Ее вера в процесс преданного служения была такой: «Мы должны просто следовать ему, и это принесет результат. Даже если мы не всегда понимаем или чувствуем, как это происходит, результат от следования этому процессу все равно придет». Такова была ее вера! Она вдохновляла многих преданных и часто помогала преодолевать сомнения и беспокойства в сознании Кришны. Просто находиться рядом с ней вдохновляло и действовало ободряюще!

Иногда, чтобы узнать глубину преданности Хладини, Рупара-мешвари, беседуя с ней, в шутку начинала спорить. Однажды она спросила Хладини, как она может быть такой уверенной, что сознание Кришны является лучшим и верным путем для нее. На что Хладини, не задумываясь, ответила, что всегда молится о том, чтобы всем сердцем полюбить Бога и идти путем, который бы привел ее к Нему. Это было ее единственное желание, и поэтому она была полностью убеждена, что путь преданного служения предназначен для нее, и она должна дойти по нему до конца. Для Хладини не было ничего более важного, чем находиться в сознании Кришны.

Когда ее сердце чувствовало особенно сильную необходимость в поддержке, она писала письма своему духовному учителю, которые так никогда и не были отосланы. Хладини написала несколько таких писем, наполненных безграничной преданностью Шриле Прабхупаде. В одном из них она пишет:
«Дорогой Шрила Прабхупада, прошу Вас, пожалуйста, примите мои самые смиренные поклоны у Ваших божественных лотосопо-добных стоп.

После того, как я получила столько милости, после того, как была спасена от пустого холодного материального существования, я пала жертвой всепоглощающей иллюзии, что я могу наслаждаться. Это как будто полностью забыть обо всем, словно облако безумия: „Кришна, теперь моя очередь". Это возникает из-за расслабленности и комфорта.

Брахман Судама мог жить в комфорте и при этом не претендовать на место царя. Но я не могу находиться в таком сознании. Шрила Прабхупада, я хочу быть служанкой, хорошей служанкой, самозабвенной. Шрила Прабхупада, я пренебрегла своим лекарством, думая, что больше не нуждаюсь в нем: „Я уже здорова и могу расслабиться". Теперь я неудержимо стремлюсь вернуться к врачу, сбитая с толку из-за своего пренебрежения его бескорыстной помощью.

Пожалуйста, Шрила Прабхупада, помогите мне стать серьезной ученицей. Помогите вернуться к простой жизни без излишеств, всегда помнить о своем служении, о котором я забыла из-за этого нечистого желания. Пожалуйста, пусть это произойдет.

Каждую секунду предоставляется выбор: „Какую энергию ты хочешь?" Майя очень быстро дает удовлетворение, но так же быстро сжигает. Да, ты не скупец, но стоит ли это того? Почему я так глупа, упряма и безрассудна? Позвольте мне услышать то, что Вы говорите. Позвольте мне следовать за Вами на сто процентов. Вы дали мне всё. Вы мой настоящий отец, спаситель и самый близкий друг.
Дорогой Шрила Прабхупада, я величайшая мошенница. Но я хочу лишь одного — стать чистой служанкой. Пожалуйста, не прогоняйте меня. Дайте мне еще один шанс. Я буду пытаться изо всех сил быть хорошей.

Тринадцатое октября. Картика. Гопи поклонялись Дурге для того, чтобы Кришна стал их супругом. Они ели рис и мунг-дал и молились каждый день в течение месяца. Я же ничего не делаю просто так, но, Прабхупада, позвольте принять эту аскезу, чтобы попытаться обрести контроль над непокорными чувствами. Дорогой Шрила Прабхупада, все, чего я хочу, — это Кришна. Пожалуйста, ведите меня верным путем. У меня нет собственных желаний. Вы моя сила и мое желание.

Дорога прямая и ясно очерчена, хотя окольные пути кажутся легче и приятней. Сохраните мой разум твердым. Спасибо Вам!

Во мне есть безграничный потенциал любви, так позвольте же поднести ее к Вашим божественным стопам».


"Иди и проповедуй"

В течение пятнадцати лет Хладини жила в Нью-Вриндаване, служила Джаганнатхе, Баладеве и Субхадре и была полностью этим удовлетворена. Но однажды ей приснился Господь Нитьянанда, который сказал, что она должна проповедовать. Затем ей приснился Господь Баларама и сказал: «Как ты можешь бросить меня? Ты должна остаться и заботиться обо мне, ведь ты моя пуджари». Она не знала, что делать, и ей снова приснился сон. В нем Господь Нитьянанда сказал: «Этот звон колокольчиков — для неофитов. Иди и проповедуй». Но затем Господь Баларама, который на самом деле и есть Господь Нитьянанда, сказал: «Твой звон колокольчиков во время пуджи доставляет мне большое удовольствие. Тебе нельзя покидать меня. Ты должна продолжать свое служение пуджари».

Хладини было сложно понять, как ей следует действовать. В то время она читала «Чайтанья-чаритамриту» и развила к ней сильный вкус. «Чайтанья-чаритамрита» описывает, что Господь Джаганнатха пришел как Господь Чайтанья, а Господь Баларама — как Господь Нитьянанда. Они пришли, чтобы проповедовать имя Кришны по всему миру. Чтение «Чайтанья-чаритамриты» пробудило в Хладини горячее желание проповедовать славу имени Кришны.

Так Нитьянанда Прабху в конце концов победил, и ей пришлось покинуть своих возлюбленных Божеств. Она забрала с собой деревянные сандалии Господа Баларамы, чтобы всегда продолжать служить Ему, храня их у себя до конца дней, взяла Божества Гауру-Нитая и пошла проповедовать. Но она не знала, с чего начать, поэтому отправилась к Радханатхе Свами и сказала: «Мне нужно проповедовать. Господь Нитьянанда хочет, чтобы я проповедовала. Но я ничего не знаю о проповеди. Я жила на этой ферме посреди грязи, была пуджари, рубила дрова и готовила пищу в течение последних пятнадцати лет. Что я должна делать?» Радханатха Свами ответил: «Я точно знаю, что вам следует делать».

В то время Махараджа устраивал в университетах проповеднические программы, на которых к сознанию Кришны проявляли серьезный интерес как мужчины, так и женщины. А поскольку он был брахмачари, на самом деле даже санньяси, ему необходима была помощь матаджи, которая смогла бы заботиться об этих женщинах.

Радханатха Свами сказал Хладини: «Мы найдем вам фургон, и вы организуете группу женщин, которая будет путешествовать и проповедовать женщинам в университетах и заботиться о них, помогая им стать преданными».

Хладини согласилась и стала много ездить и проповедовать, развив у себя сильный дух проповеди.

Однажды несколько преданных — брахмачари и женская группа Хладини — приехали в один из студенческих городков провести харинаму. Они поставили столик с книгами, а Хладини установила там свои Божества Гауру-Нитая. Хладини всегда брала Их с собой. Однако вскоре приехала полиция и попыталась арестовать преданных. Указывая на Божества, Хладини сказала: «Вы не можете арестовать нас, не арестовав Их. Не думайте, Они не куклы. Нет. Это Они приказали нам петь здесь святые имена, распространять книги и прасад. Мы это делаем по Их приказу. Как вы можете арестовать нас, не арестовав Их?» Она говорила с такой убежденностью, что полицейские удивленно спросили: «О чем вы говорите? Они ведь даже не люди». «Нет, Они люди, — сказала Хладини. — Мы подчиняемся Их приказам. Мы просто Их слуги. Вы не можете арестовать нас без Них!»

Так полиции пришлось арестовать Божества. Они забрали преданных и Божества в полицейский участок и посадили за решетку за проведение киртана без разрешения. Когда их привели к судье, Хладини, держа перед собой Божества, сказала: «Это был Их приказ. Они сказали нам: „Кришна — ваша мать, Кришна — ваш отец, Кришна — ваша жизнь и душа, Кришна — ваше богатство. Пойте Харе Кришна, поклоняйтесь Кришне и следуйте учению Кришны". Они приказали нам действовать так и нести это послание всему миру. Мы не можем с этим ничего поделать. Независимо от того, какие у вас законы, мы не можем следовать им, поскольку Они дают нам Свои указания». Она говорила с такой верой и убежденностью, что ошеломленный судья в итоге ответил: «Если вы все следуете Их указаниям, как я могу вас арестовать? Просто идите и следуйте Их указаниям».

Хладини не нужен был адвокат. У нее были свои защитники — Гаура-Нитай. Такова была ее вера!
Ее любовь к Кришне была настолько заразительна, что студенты и городские жители, с которыми она общалась, не могли уже расстаться с Хладини. У них возникало желание помочь ей чем-нибудь. Просто общаясь с ней, они испытывали блаженство и становились преданными. Она была воплощенной любовью Бога, удивительным человеком.

Хладини прекрасно проповедовала людям лично, но никогда в жизни не читала лекций. Она была застенчивой, скромной и целомудренной женщиной и всегда смущалась читать лекции.

У нее было сильное желание посетить Вриндаван, и однажды Радханатха Свами устроил ейпоездку в Индию. Она посетила Вриндаван, совершила Говардхана-парикраму, была в Варшане, Нанда-гаоне и многих других местах. Пока она там находилась, она была словно опьянена духовной любовью. Затем Радханатха Махараджа привез ее в Бомбей. В то время преданные проводили утренние лекции по «Шримад-Бхагаватам» в доме Шри Натхаджи прабху. И когда в один прекрасный день Махараджа попросил Хладини прочитать лекцию, она замерла словно статуя. «Нет! Я никогда не проводила лекций, — смутилась она. — Я не могу читать лекции. Нет, я не читаю лекций». Радханатха Махараджа сказал: «Хладини деви, пожалуйста, прочтите лекцию по „Бхагаватам". Преданным понравится то, что они услышат от вас». Она сказала: «Все эти люди цивилизованные и культурные, а я похожа на животное. Я как грубое животное из леса в Нью-Вриндаване. Как я могу читать им лекцию? У меня нет никаких хороших качеств, я не знаю философии. Я ничего не знаю. Я не могу. Если вы будете настаивать, то я просто уйду. Я не могу это сделать! Я не буду это делать!» Тогда Махараджа сказал: «Хорошо, я прочитаю лекцию».

В комнате у Шри Натхаджи прабху находилось двадцать или двадцать пять преданных, пришедших послушать лекцию. Радханатха Свами спел «Джая Радха-Мадхава», повторил ом намо бха-гавате васудевая, прочитал стих на санскрите, его перевод, комментарий, а затем сказал: «А теперь матаджи Хладини прочитает лекцию». Махараджа встал и направился к выходу, в то время как Хладини стала повторять: «Нет! Нет! Нет!» Не обращая на это внимания, Махараджа продолжал идти к выходу, закрыл за собой дверь, запер замок снаружи и стал спускаться вниз по ступенькам. Теперь она ничего не могла возразить. Она сидела посередине комнаты среди преданных, и кто-то положил передней книгу, кто-то другой передал микрофон. Что ей еще оставалось делать? Она стала говорить. Через несколько минут Радханатха Свами вернулся, поднялся по ступенькам, приоткрыл дверь, заглянул в небольшую щель так, чтобы она не могла его увидеть, и стал слушать. Хладини проповедовала с большим вдохновением. Это была великолепная лекция! Вначале она десять минут извинялась за то, что у нее нет никаких хороших качеств, а затем прочитала двухчасовую лекцию. Преданные слушали ее как завороженные. С этого дня Хладини никогда не переставала читать лекции по «Шримад-Бхагаватам».


Хладини уезжает из Нью-Вриндавана

Начиная с 1985 года в Нью-Вриндаване произошло много изменений: преданные перестали исполнять киртаны, надевать традиционную одежду преданных и многое другое. В 1987 году Киртанананда Свами и его община Нью-Вриндаван были даже исключены из ИСККОН. Эти изменения разрывали сердце Хладини, которая была глубоко погружена в воспевание святого имени, чтение «Чайтанья-чаритамриты» и твердо придерживалась традиции Гаудия-вайшнавов. Она плакала и говорила: «Я не могу больше оставаться здесь. Я не могу это принять, но я не хочу никого оскорблять».

В это время в Нью-Вриндаван приехал Бхакти Тиртха Махараджа и в своих лекциях рассказал о невероятных успехах проповеди в Африке. Хладини подошла к Радханатхе Свами и спросила: «Я могу получить ваши благословения, чтобы поехать в Африку? По крайней мере, я смогу там беспрепятственно поклоняться Господу Нитьянанде».

Они отправились в комнату Бхакти Тиртхи Махараджи, где между ним и Радханатхой Свами состоялся серьезный разговор, во время которого Хладини не проронила практически ни слова. В основном за нее говорил Радханатха Свами. Хладини просто сидела со слезами на глазах. Наконец Бхакти Тиртха Свами произнес: «Это величайшее благословение — иметь помощником такую преданную, как вы. Вы действительно этого хотите?» Она ответила: «Махараджа, пожалуйста, примите меня как свою служанку».

Так в конце 1989 года Хладини пришлось принять трудное для себя решение покинуть место, которое было ей очень дорого, и отправиться в Западную Африку.

В Африке она стала проводить харинама-санкиртану на улицах, привлекая сотни людей к сознанию Кришны.

Хладини читала фантастические лекции для преданных, и вскоре ее стали приглашать на телевидение и радио, а газеты и журналы регулярно брали у нее интервью. Она стала для прессы настоящей сенсацией. Вдохновленная Бхакти Тиртхой Свами, она смело проповедовала, ничего не страшась.

Она собрала небольшую группу до десяти преданных и стала путешествовать вместе с Божествами Шри Шри Нитаем-Гаурачандрой на микроавтобусе из деревни в деревню. Они проповедовали простым бедным деревенским жителям, распространяя прасад и устраивая харинамы. Преданные объясняли им, что Бог один, но у него много имен, таких как Иегова, Аллах, Кришна, и рассказывали о силе повторения и пения святых имен. После этого преданные проводили киртан, в котором участвовала вся деревня. Тысячи простых африканцев из глухих деревень в блаженстве пели Харе Кришна вместе с преданными.

Хладини больше всего нравилось вовлекать в пение и танцы детей. Никогда прежде они не видели человека с белым цветом кожи, и поэтому, куда бы она ни приезжала, вокруг нее толпились сотни африканских ребят. Она обучала их маха-мантре, и они с большим удовольствием танцевали и пели вместе с ней. Она готовила прасад, кормила их и была для них словно мать.

Проповедовать в Африке было достаточно тяжело для женского западного тела. Хладини пришлось столкнуться с очень жарким климатом, грязной водой, вызывающей дизентерию, и скудной пищей. Там не было ни молока, ни специй, ни топленого или растительного масла. Ежедневное меню в основном состояло из безвкусной тапиоки без специй и сахара и супа из листьев. Хладини сильно похудела в Африке, но, как обычно, никогда ни на что не жаловалась. Наоборот, она признавалась, что такие простые условия жизни ей нравятся больше, чем роскошные и комфортные.

Африканские преданные и простые люди понимали, на какие жертвы ей приходится идти ради них, и старались ответить взаимностью. Они, как могли, пытались позаботиться о ее нуждах.


Иногда преданные специально готовили для нее дал и всякий раз ухаживали за ней, когда она заболевала малярией.

Впечатленные ее служением и неколебимой преданностью, местные преданные доверили ей полномочия регионального секретаря. Когда Бхакти Тиртха Свами уезжал в Америку, в его отсутствие Хладини оставалась источником огромного вдохновения для многих преданных. Она путешествовала из центра в центр, помогая и поддерживая преданных всеми возможными способами. Она обучала их готовить и шить для Божеств, а также проводить различные фестивали. Хладини искренне отдавала себя служению преданным. Ее доброта и энтузиазм располагали к ней африканских преданных все больше и больше.

Оказавшись в Африке с Божествами Нитаем-Гаурой, глубоко внутри Хладини чувствовала сильную разлуку с Господом Джаганнатхой, испытывая к Нему неодолимую привязанность. Однако, когда ее служением стало ездить по разным храмам Африки, она была приятно удивлена, увидев Господа Джаганнатху почти в каждом из них. В течение нескольких месяцев Хладини переезжала из храма в храм и, поскольку Божества там были раскрашены не на высоком уровне, она заново расписывала комплекты Божеств Джаганнатхи, делая их похожими на тех, что она оставила в Нью-Вриндаване. Когда после вынужденного отсутствия Божества возвращались настолько красивыми, что все приходили в восторг, преданные устраивали большие фестивали с бесконечными киртанами для Их удовольствия. Местные преданные очень любили киртаны, проводя их с огромным вдохновением. По много часов они могли петь, иногда пропуская лекции.

В Африке у Хладини появилось больше времени для того, чтобы читать, повторять святое имя и размышлять. Она погружалась в чтение книг Шрилы Прабхупады, читая иногда по восемь часов с полным вниманием. Хладини проводила много лекций, иногда по два раза в день — утром и вечером. Они всегда были простые, но очень вдохновляющие и всегда заканчивались историями о Господе Чайтанье. Хладини регулярно распространяла книги и проповедовала на улице. Она была способна проповедовать любому, будь это деревенский житель или член правительства.

Следуя примеру аскетичной жизни Бхакти Тиртхи Свами, Хладини принимала пищу только раз в день, вечером, и увеличила повторение святого имени. Она повторяла джапу очень сосредоточенно, глубоко погружаясь в океан этого метода. В письме из Африки она написала своей подруге Ямуне, что увеличила «внутренний поиск тайн души» через увеличение количества и улучшения качества повторения святого имени.

Делясь своим пониманием, Хладини писала: «В результате интенсивного повторения святого имени мне так много открылось. Нам ни в коем случае не следует думать, что перипетии и несчастья этого мира есть нечто плохое. Если мы, сознавая свою беспомощность, призываем Кришну помочь, они становятся ступенями на пути к духовному миру. Поэтому, хотя внешне все то, с чем я себя отождествляла в прошлом, ушло, я никогда за всю свою жизнью не была более счастливой или решительной. С каждым днем я чувствую все большую силу и связь.

Когда мы только начинали, у всех нас был приказ гуру выходить на улицы и распространять это движение санкиртаны. У нас не было никакой финансовой поддержки. Мы могли лишь сводить концы с концами, но Кришна всегда вмешивался в ситуацию и помогал нам. В чем бы мы ни нуждались, все приходило само собой.

Помню, какой-то человек подошел ко мне на харинаме и сказал: „Не говори никому, кто я, и сунул мне в руку конверт. Я не знала, кто это был. Когда я заглянула в конверт, там было четыреста долларов — сумма, достаточная для того, чтобы оплатить аренду. Я описала этого человека преданным, но никто из них также не знал его. Мы подумали, может быть, это был Нарада Муни или какой-нибудь полубог. Каждый день с нами случались подобные чудеса, все потому, что сутью нашей жизни было наставление гуру и все, что мы получали, мы предлагали Господу Джаганнатхе.

Затем кое-где преданные решили, что харинама недостаточно надежный источник дохода, и прекратили ее проводить, найдя другие способы финансовой поддержки. Это правда, что стало больше внешнего благополучия и денег, но полной беспомощной зависимости от наставлений гуру и безусловной веры стало меньше.

С богатством приходит также самодовольство и расслабленность. Одна из главных причин, почему я счастлива здесь, — это то, что в Африке вообще нет никакого материального комфорта. Есть только суровые аскезы просто для того, чтобы выжить здесь. Кроме того, все похоже на начало распространения Движения сознания Кришны.

Майя так сильна и хитра, что без хорошего общения очень трудно избегать ее ловушек. Но даже если у нас нет физического общения, мы должны крепко держаться наставлений нашего гуру и воспевать святое имя Господа. Тогда мы будем в полной безопасности.

Это великое благословение — находиться на передовой поля боя, потому что нет никакой иллюзии комфорта или самодовольства. Каждый постоянно помнит об опасностях этого мира и необходимости обрести квалификацию, чтобы стать достойным слугой слуг Шри Гаурачандры».


Жертвуя собой ради других

Путешествуя и проповедуя, Хладини прибыла в Монровию, столицу Либерии, страны, увязшей в братоубийственной гражданской войне. Семь различных конкурирующих группировок боролись за власть. Они сражались в безумии, вызванном наркотиками. Многие из них были детьми, вступившими в борьбу, едва перестав играть в куклы. Гражданское население повсеместно голодало, двое из трех либерийцев стали бездомными.

Видя страдания людей, преданные расположенного в Монровии храма попытались договориться с военными об открытии программы «Пища жизни». Они обратились к диктатору по имени Принц Йорми Джонсон, контролировавшему Монровию, и сделали ему приблизительно следующее предложение: «Поскольку вы управляете портом, вся международная продовольственная помощь, которая поступает в страну, проходит через ваши руки. Почему бы вам не дать нам какую-то часть продовольствия, а мы раздадим ее голодным. Так вы заработаете репутацию великого гуманиста». Джонсон согласился на это предложение и стал направлять поставки пищи преданным, которые затем распространяли ее как прасад. Джонсон даже несколько раз посещал храм и получил в подарок от преданных «Бхагавад-гиту как она есть».

Так как в стране нарастало военное противостояние, правительство США предписало всем своим гражданам покинуть страну. Хладини встала перед выбором: либо остаться в Монровии, либо вернуться в безопасную Нигерию. Ее сострадание к другим перевесило любую тревогу о своей собственной безопасности. Повинуясь своей природе, Хладини предпочла остаться. Она была единственной старшей преданной в Монровии, и ее присутствие давало утешение местным африканским преданным, которые не могли уехать. Вокруг происходило много насилия и убийств, и преданные знали, что каждый день может оказаться последним. Они стали очень близки друг другу, ежедневно вместе повторяли святые имена и молились.

В сердце Хладини не было страха, только лишь благодарность. В одном из своих стихотворений «Ода Господу Джаганнатхе» Хладини обращается к Господу с такой молитвой:

Силой Своей любви

Ты уничтожил все плохое в моей жизни.

Могу представить, что я чувствовала бы сейчас,

если бы не было Твоей любви.

Я вижу все сумасшествие, и зависть, и двойственность тех ужасающих положений,

через которые я прохожу.

Но по Твоей милости нет ада.

По Твоей милости я не чувствую двойственности.

По Твоей милости мне некому завидовать.

По Твоей милости я сильна и решительна.

По Твоей милости я преодолеваю любые препятствия,

что встают на моем пути.

У меня нет страха. Я готова умереть за Тебя.

Ты — все, что есть у меня.

Ты — все, чего я хочу.

Я воспринимаю все это как испытание, но

Ты можешь устроить мне любую проверку,

Силой своей любви я принимаю вызов.

Я чувствую себя очень сильной. Я знаю, чего хочу.

Я знаю, что это вечно,

и я не соглашусь ни на что другое.

В письме Радханатхе Свами в Нью-Вриндаван Хладини описала ситуацию, в которой она оказалась: «Сейчас я застряла в Либерии в атмосфере военного переворота и свержения правительства. Аэропорт захвачен. Они попросили всех американцев и иностранцев незамедлительно покинуть страну. Американский военно-морской флот послал шесть линкоров и две тысячи морских пехотинцев, чтобы эвакуировать граждан. Я собираюсь остаться и помочь преданным пережить это трудное время. Не хватает продуктов питания, поскольку все дороги заблокированы и никого не пропускают в город. В течение нескольких последних недель из страны бежало сто пятьдесят тысяч человек. Каждый день казнят, по меньшей мере, десять человек, отрубая им головы, а повстанцы все еще в пятидесяти километрах от города».

Принц Джонсон был общепризнанным убийцей. В сентябре 1990 года он жестоко пытал и убил прежнего президента Сэмюэля Доу. Он убивал всех показавшихся ему подозрительными друзей и солдат прежнего президента. Известно также, что Джонсон убил больше даже своих собственных соратников, чем врагов. Репутация кровавого диктатора беспокоила преданных, и кто-то из них написал ему письмо, в котором попросил перестать убивать людей.

Не терпящий ни малейшей критики в свой адрес, Джонсон, прочитав письмо, пришел в ярость. Один из доброжелателей передал преданным послание, что Джонсон, вероятно, попытается расправиться с ними. Однако было слишком поздно. Им некуда было бежать из храма, поскольку многие здания в округе были либо разрушены, либо контролировались войсками Джонсона. Преданные остались в храме, передав свою судьбу в руки Господа Кришны.

Поздней ночью 13 сентября 1990 года Джонсон и его шайка бандитов, захвативших власть, подъехали к храму. Сначала в дверь начали сильно стучать, а затем ее с грохотом выломали. В то время Хладини находилась там вместе с восемью африканскими преданными: семерыми мужчинами и одной женщиной, которая только недавно присоединилась к преданным.

Ворвавшись в храм, Джонсон стал в бешенстве кричать. Он тряс письмом и рычал на искаженном западноафриканском английском: «Как вы посмели мне это написать?!» Затем преданных вытолкнули на улицу и бросили в ожидавшую там машину. Двоим преданным удалось спрятаться, и они остались незамеченными.

Небольшая колонна подъехала к расположенному неподалеку от храма мосту над мутной рекой Сент-Пол и остановилась на грязном берегу ее устья. Под дулом пистолета преданных вывели на берег и собрали вместе на песке возле реки. Джонсон заявил, что они убьют только мужчин, и поднял свое оружие, готовясь стрелять в преданных. Таким образом, бандиты дали понять, что не собираются убивать Хладини и другую женщину-преданную, поэтому те могли быть свободны и уйти.

В своем последнем письме, которое Хладини написала Радханатхе Свами за несколько недель до этого происшествия, она рассказывала о смертельной опасности, которой подвергается в Либерии, о голоде и насилии, воцарившемся в стране. Она писала ему о том, что, возможно, ей придется умереть, но признавалась, что не испытывает страха, и единственное, чего она боится в жизни, — это оскорбить вайшнава. И когда на ее глазах Джонсон поднял свой пистолет, чтобы открыть огонь в ее подопечных, мужчин-преданных, Хладини, безоружная, бросилась прямо на него и закричала: «Как ты смеешь убивать преданных Кришны! Лучше убей меня, чем их!»

Преданные-мужчины отчаянно повторяли Харе Кришна, понимая свою неизбежную участь. Вокруг стояли вооруженные люди, и их главарь держал в руке пистолет. Хладини, хрупкая женщина, подбежала и вцепилась в руку президента страны так, чтобы он не смог стрелять в преданных. Она знала, что за это будет убита, но решила, что лучше умереть, чем просто стоять и смотреть, как убивают преданных. Джонсон застрелил ее первой, а затем и всех остальных, кроме девушки-африканки. Когда убийцы стреляли в преданных, те повторяли святые имена, крепко сжимая четки в мешочках.

Эта трагедия произошла ночью 13 сентября или в ранние часы 14 сентября, согласно ведическому календарю, в день Индира-экадаши. Тела преданных были оставлены на прибрежном песке. На рассвете они были унесены приливом, и только сари Хладини, запутавшееся в опорах моста, выдавало кошмар ночной трагедии.

По словам Трибхуванатхи прабху, который помогал расследовать эту трагедию и опросил одного из уцелевших преданных, весь город был шокирован. Не удовлетворившись своей «работой», Джонсон продолжил кровавое неистовство, убив в ту ночь двадцать девять человек.

В 1996 году временное правительство Чарльза Тейлора попыталось арестовать Джонсона за убийства, но Джонсон вверг страну в пучину жестоких бунтов. Он был вынужден бежать в Нигерию, а группировка, которую он возглавлял, распалась. Позднее Джонсон сумел вернуться в Либерию. В 2005 году он был избран сенатором, а в 2011 году даже баллотировался на пост президента.


maxresdefaultВайшнав не умирает

Хладини оказалась перед сложным выбором, в обреченной, безвыходной ситуации. Она отреагировала с прямотой и честностью, без страха, сохраняя верность своему духовному учителю, так с честью пройдя свое испытание. Она до конца осталась верной себе, заботясь о других даже ценой собственной жизни.

В «Бхагавад-гите» Кришна обещает, что Он защитит предавшуюся Ему душу. И то, что Хладини смогла сохранить свою веру и чистоту сознания даже в такой трудной, смертельно опасной ситуации, означает, что Кришна защитил ее. Защита сознания Кришны является самой важной формой защиты, гораздо более значимой, чем защита физического тела. Так или иначе, рано или поздно все должны умереть. В момент своего последнего экзамена Хладини не задумываясь отдала жизнь, чтобы лично служить другим вайшнавам. В таких трудных ситуациях проверяется вера и степень продвижения преданного по духовному пути. И Хладини сдала свой экзамен.

Когда преданные Нью-Вриндавана услышали, что в Либерии произошел переворот, вся община собралась в «Золотом дворце Прабхупады» — главном храме общины — и молилась за Хладини и других преданных. А когда они узнали, что Хладини убита, то испытали большое потрясение. Преданные провели поминальную службу, на которой присутствовали все члены общины, поскольку все очень любили Хладини.

Бхакти Тиртха Свами был безгранично признателен матаджи Хладини за ее служение и заботу о преданных, стоившую ей жизни. У них были глубокие духовные отношения. Бхакти Тиртха Свами считал ее одной из главных шикша-гуру в своей жизни, показавшей совершенный пример как своей жизнью, так и смертью. После того как Хладини была убита, Махараджа сказал, что в прежней жизни у нее было мужское тело. Они оба шли по духовному пути и были дружны как братья.

Через много лет после физического ухода Хладини ее давней подруге из Нью-Вриндавана Ваджрешвари приснился сон. Это было нечто большее, чем просто обычный сон. Все было очень реально, как наяву. Лицо Хладини находилось перед ее лицом, и Ваджрешвари смотрела прямо в ее красивые синие глаза. Хладини сказала, глядя на нее с любовью: «У тебя замечательная жизнь. Ты не должна ни о чем беспокоиться». Это было удивительно своевременное послание, поскольку в жизни Ваджрешвари на тот момент было много переживаний, и она испытывала сильное волнение. Так Хладини лично пришла, чтобы поддержать и укрепить ее веру.

Не только Господь Кришна любит нас и направляет в жизни изнутри и извне, но и великие вайшнавы, оставившие земные тела, также помнят о нас, помогая Шриле Прабхупаде в этом невероятном приключении спасения падших душ и возвращения их домой, обратно к Богу.

Материал подготовлен по книге "Святые ИСККОН".

Святые ИСККОН