Преданные о Е.С. Ниранджане Свами Махарадже

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами о Е.С. Ниранджане Махарадже

"Я готов признаться ему в своей любви. Для меня Ниранджана Махараджа прежде всего самый близкий друг и самая надежная опора в жизни. Во всей Вселенной я не знаю человека более надежного, чем он. Я полностью уверен, что если вдруг мне понадобится поддержка, то он будет готов в ту же минуту прийти на помощь, прилететь с другого конца света. Это очень редкое качество, и в наше время оно встречается все реже и реже. Мое общение с Ниранджана Махараджей не связано с какими-то бурными событиями. Обычно мы просто сидим и разговариваем: я жалуюсь на жизнь, а он терпеливо слушает, или беседуем о том, как помочь другим преданным.

Ниранджана Махараджа - воплощение желания служить преданным, желания отдать все возможное. По сути дела, он уже отдал все своим ученикам и другим преданным. Он не делает никаких различий между преданными - учениками и не учениками - если видит, что может помочь. Он не думает, ответят ли ему тем же. Если кто-то нуждается в его помощи, то он оставит все свои дела, чтобы помочь этому человеку. Я всегда восхищаюсь его искреннему, непритворному, глубоко осознанному желанию помогать другим людям, и пытаюсь научиться у него этому. Благодаря постоянной готовности Ниранджана Махараджа помочь другим, я чувствую, что связан с ним, может быть, не совсем бескорыстно. Не то чтобы я рассчитываю на какое-то служение с его стороны, напротив, его чуткое отношение ко мне и к другим вдохновляет меня тоже сделать что-нибудь для других. Я живу в обществе преданных и стараюсь сделать что-то только потому, что у меня перед глазами есть пример Ниранджаны Махараджи. Это не преувеличение, это факт, реальность моей жизни.

Я сказал бы, что многие качества Ниранджана Махараджи не бросаются в глаза, потому что он не является человеком фразы, он ничего не делает напоказ. Он делает все очень незаметно, но именно эти мелочи приковывают к себе мое внимание.

Хочу отметить еще одно качество Ниранджана Махараджи. Мы уже говорили о его беспристрастности, пандита самадаршанах - он помогает всем живым существам, не делая ни каких различий. И что меня еще больше восхищает, так это то, что он помогает также тем людям, которые в прошлом причинили ему боль. И он не задумываясь, прощает им все. Более того, он вообще не обращает внимания на прошлые недоразумения. Для меня это самое яркое доказательство того, что он полностью свободен от ложного эго.

В августе-сентябре 1998 года на долю Ниранджана Махараджи выпала неблагодарная задача - находиться в Москве в разгар очень сложных событий. С одной стороны, это был один из самых тяжелых периодов в моей жизни, но, с другой стороны, если бы не те события, то я, возможно, не узнал бы столько о людях, сколько я узнал тогда. Я очень благодарен судьбе за то, что в то время мне посчастливилось близко общаться с Ниранджана Махараджей, подолгу, часами, практически каждый день.

В те дни я видел, как некоторые люди оскорбляли Ниранджана Махараджу, причем иногда очень жестоко. Но Ниранджана Махараджа никак не воспринимал эти оскорбления. Позже, когда у него появлялась возможность помочь этим людям, людям, которые еще совсем недавно чуть ли не плевали в него, он прилагал для этого все усилия. Умение прощать - очень редкое качество в этом мире. Я мог бы рассказать некоторые истории о тех событиях, но боюсь, что сразу станет понятно, кого я имею в виду.

И еще. Иногда мы делаем что-то хорошее и при этом в глубине души думаем: "Что мне за это будет? Оценят ли другие то, что я сделал? Заметят ли они это или нет?" Что греха таить, время от времени у всех нас появляется эта мысль. Хотя, в конечном счете, важно, чтобы то, что мы делаем, заметил Кришна. Ниранджана Махараджа делает все не ради похвалы и славы, а только ради Кришны. Он не стремится к тому, чтобы все знали о том, как он помогает другим. И это мешает мне говорить сейчас. Может быть, я и рассказал бы что-нибудь, но знаю, что Ниранджана Махараджа не хочет, чтобы то, что он делал, становилось известным другим. Он множество раз помогал людям и потом просил меня не говорить никому о том, что помощь исходила от него. Я говорю не только о деньгах. Я не знаю более искреннего человека, который бы так бескорыстно отдавал себя другим.

Общаясь с Ниранджана Махараджей, я извлек для себя еще один урок. Ниранджана Махараджа никогда не сомневается в том, что Кришна защитит его. Это самая безопасная позиция в этом мире, но далеко не самая простая. Вряд ли кто-то сможет подражать этому, не обладая непоколебимой верой и чистотой сердца.

На самом деле все, о чем я говорю - не новость, многие неоднократно убеждались в этом из собственного общения с Ниранджана Махараджей. Я уверен, что не открываю Америку, рассказывая все это.

Я имею возможность наблюдать за Ниранджана Махараджей примерно на протяжении пяти лет, во время заседаний Джи-би-си в Майяпуре, и вижу, как он общается со своими духовными братьями. Меня восхищает его умение общаться с людьми. Это залог успеха в преданном служении и, вообще, в жизни. В "Нектаре Наставлений" основной акцент ставится на том, как важно уметь правильно общаться с другими людьми. Это редкое умение - в полной мере им обладают далеко не все преданные, даже очень возвышенные. Я наблюдал за Ниранджана Махараджей в различных ситуациях: когда он общался со своими духовными братьями, учениками и с другими преданными. В каждой ситуации он всегда безукоризненно точно находит дистанцию и нужную форму общения. Он прекрасно понимает, как он должен себя вести, и никогда не теряет достоинства и благородства.

На заседаниях Джи-би-си иногда можно заметить, как Ниранджана Махараджа скучает или засыпает (это уже известно всем членам Джи-би-си). Они не ожидают от него очень активного участия в самих совещаниях, но всех очень воодушевляет сам факт присутствия Ниранджана Махараджи. Иногда во время совещаний возникают очень напряженные и резкие моменты. Временами я поглядываю на Ниранджана Махараджу, и когда дело принимает крутой оборот, многие обсуждающие всасываются в воронку споров и напряженных обсуждений. При этом на лице Ниранджана Махараджи появляется очень безразличное, отстраненное выражение. Он очень отзывчив, если кому-то нужно помочь, поддержать или напомнить о Кришне, но когда речь заходит о каких-то спорных, противоречивых проблемах, Ниранджана Махараджа тут же отстраняется - эти темы его не интересуют.

Споры - это один из признаков века Кали. Кали сеет раздоры даже среди преданных. Вступая в споры, многие преданные, сами того не желая, становятся невольными пособниками Кали. Но Ниранджана Махараджа всегда неизменно и последовательно отстраняется от любых противоречивых, вызывающих споры вопросов, и занимает нейтральную позицию по отношению к ним. Для него подобные обсуждения не так важны. Они просто кажутся таковыми спорящим. Он постоянно сосредоточен на иных, более значимых ценностях.

Несколько астрологов составляли гороскоп для Ниранджана Махараджи. Мне известно содержание гороскопа, который делал для него один из лидеров ИСККОН. Он заметил, что сложные периоды в ИСККОН длятся определенное время, и в гороскопах лидеров нашего общества эти же периоды так же, как правило, отмечены трудностями. Но когда речь зашла о гороскопе Ниранджана Махараджи, этот Преданный поделился интересным наблюдением: хотя некоторые периоды будут сложными для всего ИСККОН и, в целом, они не будут легкими и для Ниранджана Махараджи, его гороскоп отличает одна удивительная особенность - эти трудности не будут влиять на него самого. Более того, несмотря на все проблемы, внутренняя сила Ниранджана Махараджи будет расти. Этот астролог сказал, что подобного гороскопа ему еще видеть не доводилось.

Обычно тяжелые периоды жизни так или иначе сказываются на человеке, уменьшая его силы, но у Ниранджана Махараджи ситуация прямо противоположная - трудности делают его сильнее. Впрочем, это можно заметить и без гороскопа, гороскоп - лишь еще одно подтверждение. Ниранджана Махараджа становится сильнее благодаря своему безукоризненному умению вести себя правильно, выбирать образ действий, необходимый в данной ситуации. Когда человек обладает этим умением, то в каких бы сложных обстоятельствах он не оказался, он выйдет из них победителем. Объяснение тому одно - у этого человека очень твердые, непоколебимые принципы. Когда мы строим свою жизнь на основе таких принципов, а не на коньюктуре, не на каких-то легких соблазнительных решениях, компромиссах, которые подсовывает нам ум, - тогда мы сможем выйти победителем в любой ситуации, пройти все испытания и не потерять лицо."


Письмо Е.С. Ниранджана Махараджу (Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж)

Дорогой Ниранджана Махараджа!

Пожалуйста, примите мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде.

Меня попросили написать поздравление, но я подумал и решил написать вам просто письмо. Сейчас люди разучились писать письма. Их заменила электронная почта, по которой люди обмениваются друг с другом не письмами, а обрывками мыслей, лихорадочными вопросами и руганью (просто потому, что обмениваться больше нечем). А мне захотелось написать вам старомодное письмо, в котором не надо торопиться, в котором нет места суете, в котором можно, отложив все дела, поговорить о самом главном.

Я сижу сейчас в холодной, запорошенной снегом Швеции и иногда думаю о Вриндаване, где сейчас находитесь вы. Отсюда Бхаума-Вриндаван кажется почти таким же нереальным, как Небесный Вриндаван в духовном небе. Находясь здесь, трудно поверить, что где-то светит солнце, прыгают по деревьям мартышки, бродят по улицам коровы и важно расхаживают павлины, что где-то люди улыбаются друг другу и радуются при встрече. Вы сейчас там, а я здесь. Но на самом деле вы всегда там, не только сейчас, потому что Вриндаван у вас в сердце. А я всегда здесь.

Когда люди видят вас, они вдруг начинают улыбаться, и им кажется, что наконец в их жизни взошло долгожданное солнце. Находясь рядом с вами, я физически ощущаю теплоту и добро, исходящие от вас, и чувствую, как от всех моих проблем не остается и следа. Но особенно ясно это можно почувствовать, когда вы берете в руки физгармонию, когда глаза ваши затуманиваются, так как будто вы улетели куда-то далеко-далеко, и из ваших уст начинают литься звуки киртана. Бхактисиддханта Сарасвати (комментарий к Шримад-Бхагаватам 11.3.21) сравнил однажды духовного учителя с радиопередатчиком. Чутко настроенный на волну духовного мира, он улавливает ее и начинает сам излучать ту же волну Вайкунтхи, передавая вместе с ней духовное знание и блаженство: голокера према-дхана хари-нама санкиртана. Вы излучаете эту волну, когда поете, и в этот миг вы даете возможность всем, кто окружает вас, тоже поймать ее. Нас отделяют друг от друга многие тысячи километров.

Современные средства передвижения создали иллюзию близости стран и народов, отдалив людей духовно. В слепоте своей мы думаем, что можем сесть на самолет и всего через несколько часов оказаться во Вриндаване. Но на самом деле это всего лишь очередная иллюзия, обман. Во Вриндаван нельзя прилететь на самолете. Во Вриндаван можно прийти только пешим ходом, оставив за плечами бескрайние моря гордыни, бурные реки необузданного гнева, непроходимые дебри вожделения и высокие горы жадности. Некогда я отправился в это странствие, но ноги мои уже давно сбились в кровь, силы на исходе, и я знаю, что сам я никогда не смогу дойти до конца по этому длинному пути. Но иногда на этом пути передо мной вдруг появляетесь вы и зовете за собой, своей светлой улыбкой вселяя в меня новые силы. Если бы не вы, то я, наверное, давно уже повернул бы назад. Но говорят же: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Горы, как правило, стоят на месте.Поэтому вам самому приходится приходить к нам. Я хочу рассказать вам маленькую историю из Гауранга-лилы. Что еще можно подарить вам в этот день?

Однажды Нимай гулял по Навадвипе, просто так, без всякой цели. Была ранняя весна. Его медно-черные кудри развевались по ветру, а огромные черные глаза светились радостью. За Ним, как всегда, шли несколько друзей и поклонников, привлеченных ароматом неземного счастья, который всегда окружал Нимая. В этот день Нимай забрел очень далеко, туда, где раньше никогда не был, на глухую окраину Навадвипы. Место это имело дурную славу и его никогда не посещали добропорядочные люди. Вдруг Ему в нос ударил резкий запах дешевого пальмового вина — Он стоял перед домом, в котором кутили местные пьяницы. Запах сразу напомнил Ему о Вриндаване и о браге из жидкого, ароматного вриндаванского меда, которую так любил Баларама. Нимай тотчас позабыл Себя: отчаянное буйство опьяневшего от любви Баларамы овладело Им. В трансе Он крикнул Шривасу Пандиту: «Иди к ним и дай святое имя!» Обомлевший Шривас взмолился — от одного этого запаха благочестивый брахман мог навсегда лишиться своей касты.

Но Гауранга взревел: «Тогда Я пойду к ним Сам!» Услышав это, Шривас упал Ему в ноги и стал умолять Его не ходить к пьяницам. «Неужели же ты думаешь, что Я тоже должен следовать каким-то правилам? Я абсолютно независим. Что может Мне помешать прийти к этим людям, если Я того хочу?» «Господин мой, конечно же, никто не в силах помешать Тебе, но не Ты ли должен подавать идеальный пример всем остальным? Если Ты будешь нарушать законы, Тобою же данные, то кто же будет следовать им? Да еще найдутся глупцы, которые будут осуждать Тебя за это, сами не ведая, что творят. Что подумают люди, когда увидят, как Нимай входит в питейное заведение? Я знаю, что никто не может помешать Тебе исполнить Твою волю, но если ТЫ войдешь туда, то я утоплюсь в Ганге».

Такие угрозу Господь не может не принять всерьез. Он лучезарно улыбнулся Шривасу и сказал: «Я не стану поступать вопреки твоей воле. Ты же знаешь, что твое слово для Меня — закон». С этими словами Гауранга стряхнул с Себя настроение Баларамы и снова стал Нимаем из Надии, молодым Пандитом, беззаботно гуляющим по веселой Навадвипе. А тем временем пьяницы увидели Нимая и пришли в необычайное возбуждение. Они гурьбой вывалили на улицу и стали размахивать руками и кричать: «Хари! Хари!». Один из них, расстрогавшись, сквозь пьяные слезы бормотал: «Нимай Пандит — очень хороший человек. Я Его уважаю. Особенно мне нравится, как Он поет и танцует. Совсем как я, когда напьюсь пальмовой браги». Другой, прижимаясь к его плечу, плакал от любви к Нимаю. Пьяницы стали кто как мог танцевать, прихлопывая в ладоши или раскачиваясь из стороны в сторону. В приливе чувств, вне себя от незнакомого счастья они кричали: «Харибол, Харибол! Джай Нараяна, джай Нараяна!», — и не могли остановиться. Пьяный киртан преобразил их. Шривас стоял и плакал, видя, как радуются пьяницы, а Господь улыбался: «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе».

В России народ тоже любит пить. А напившись, так же сентиментально льет слезы. Вы забрели сюда в своих странствиях, да так и остались здесь. Никто не сумел удержать вас от этого. Забрели для того, чтобы дать местным пьяницам, куда более многочисленным, чем те, из Навадвипы, шанс услышать святое имя. Вы забрели сюда, чтобы звуками своего киртана увести нас всех отсюда из этого мира. Что еще сказать вам? Что еще важного есть в моей жизни? Самое важное в ней, это то, что в ней есть вы и другие вайшнавы, подобные вам. Все остальное — не так важно. Потому что там, где есть вы, там можно ощутить Вриндаван — и это ощущение будет самым сильным доказательством духовной реальности. Там, где есть вы, можно почувствовать, нет, услышать зовущего нас Гаурангу. Там, где есть вы, можно быть беззаботным и счастливым.

Я совсем забыл, что хотел писать не о вас, а вам о себе. Так вот, я вас очень люблю.

Ваш слуга, Б.В.Госвами


Истории учеников

А у тебя есть отчёт?

Эта история произошла во дворе киевского храма.

Однажды летним вечером Гуру Махарадж вышел прогуляться вместе с Дханешварой прабху, когда они вернулись, было уже довольно поздно, но еще светло. Гуру Махарадж делал снимки киевского храма для своего сайта. Они обходили храм вокруг, а Гуру Махарадж фотографировал его с разных сторон.

Был понедельник, и в храме еще оставались преданные, которые приехали на выходные, чтобы увидеть Гуру Махараджа. Так совпало, что как раз тогда, когда Гуру Махарадж фотографировал храм, трем ученицам Гуру Махараджа из Днепропетровска (Джарати д.д, Враджа Гопи д.д. и Говинда даси) нужно было ехать на поезд. И конечно, когда Гуру Махарадж увидел, что они собираются уезжать, он не мог с ними не попрощаться.

Гуру Махарадж подождал, пока они к нему подойдут, приветливо улыбнулся и стал расспрашивать:

- Джарати, а ты хочешь отдать свои отчеты? (Матаджи Джарати куратор, и поэтому она регулярно отсылает Гуру Махараджу отчеты о своиъ подопечных.)

Джарати сказала, что пошлет Гуру Махараджу отчеты попозже, осенью.

Тогда Гуру Махарадж посмотрел на Говинду даси и спросил:

- Говинда даси, а у тебя есть отчет?

Говинда даси виновато улыбнулась и сказала, что нет. Но Гуру Махарадж на этом не остановился и продолжил ее расспрашивать:

- Тогда может быть, ты мне можешь устно отчитаться? Чемы ты занимаешься? Как твое служение?

Говинда даси рассказала о том, как ее дела. Гуру Махарадж поблагодарил ее, и очередь дошла до Враджа Гопи:

- Враджа Гопи, а где твой отчет?

Враджа Гопи рассказала о себе, а Гуру Махарадж очень внимательно слушал. Было видно, что ему очень интересно, как обстоят дела у его учеников, и поэтому ему очень важно знать, что происходит в их жизни.

Потом Гуру Махарадж попрощался со всеми и пошел отдыхать, а матаджи счастливые и вдохновленные отправились на поезд, благодаря свою удачу и Гуру Махараджа.

Параматма подсказала

Вриндавана-рани деви даси

В марте 2011 года нам с моей дорогой сестрой Аленой посчастливилось побывать в Шри Маяпур дхаме. В это же время Гуру Махарадж тоже был там. Он остановился в доме у Враджа Кумара прабху и матаджи Шри Ранги. По милости духовного учителя, у нас была возможность каждое утро приходить в дом, где он жил, и повторять джапу вместе с ним и другими преданными. Для нас это была великая удача и огромное счастье - находиться в святой дхаме вместе с духовным учителем и вайшнавами и всем вместе повторять святое имя.

По вечерам на крыше этого дома Гуру Махарадж проводил программы. Он пел бхаджаны и давал лекции, а после раздавал маха-прасад. В один из вечеров после лекции мы вместе с сестрой подошли к Гуру Махараджу за маха-прасадом, вместе протянули руки и ждали милости. Он посмотрел на нас и спросил: "Сестры?" Мы дружно ответили: "Да", и в этот момент он дал нам маха-прасад. Мы были счастливы, что  Гуру Махарадж узнал нас и одарил нас своей милостью. В тот год было много милости.

Настал день, когда Гуру Махараджу нужно было уезжать из Маяпура. Ученики и доброжелатели собрались возле его дома, чтобы его проводить. Преданные пели киртан, атмосфера была наполнена глубоким чувством разлуки, сердце разрывалось на части. Гуру Махарадж вышел из дома, очень внимательно посмотрел на всех преданных, попрощался с нами и сел в машину. Казалось, вот-вот и машина поедет в аэропорт, но вдруг, совершенно неожиданно для нас, Гуру Махарадж вышел из машины, открыл багажник и стал что-то искать в своей сумке. Мы все были в недоумении, и вдруг меня осенило: "Быть может, Гуру Махарадж ищет свой авиабилет?" В руках у меня был тот самый билет, по которому Гуру Махарадж должен был вылетать из Калькутты. (Это была распечатка электронного авиабилета, которую я на всякий случай взяла с собой.) (Прим. ред. Вриндавана-рани работает в турагенстве, и иногда Гуру Махарадж просит ее покупать для него билеты на самолет.) Матаджи Нитья Рупа, зная об этом, взглядом показала мне: "Иди и отдай билет Гуру Махараджу". Я подошла к слуге Гуру Махараджа Савьясачи прабху и протянула ему билет. Савьясачи прабху строго спросил меня: "Откуда Вы взяли этот билет?" Я ответила: "Я привезла его с собой из Москвы". Савьясачи прабху передал билет Гуру Махараджу и указал на меня. Гуру Махарадж смотрел на меня и улыбался. Его глаза были наполнены добротой и благодарностью. Улыбаясь, я смотрела Гуру Махарадж, но совершенно не понимала, что происходит. Ранее у меня было очень сильное желание послужить Гуру Махараджу в святой дхаме, и он дал мне такую возможность, создав эту ситуацию.

Затем Гуру Махарадж еще раз попрощался с нами, сел в машину и поехал в аэропорт. Все преданные поклонились Гуру Махараджу, спели Шри Нрисимха-пранаму и еще долго стояли и смотрели вслед уезжающей машине. Мое сердце было преисполнено счастья. Дорогой Гуру Махарадж, огромное Вам спасибо за Вашу беспричинную милость! Милость духовного учителя и святой дхамы - БЕЗГРАНИЧНЫ!!!

По стопам Гуру Махараджа

Мангала Вайшнав дас

Когда мы были во Вриндаване в феврале 2011 года, Гуру Махарадж приехал на Говарджхан и остановился там на какое-то время. Его вриндаванские ученики хотели с ним встретиться и стали спрашивать про даршан. А так как во Вриндаване большинство учеников Гуру Махараджа - это ученицы, Гуру Махарадж написал письмо, в котором объяснял, что поскольку он санньяси, то было бы очень странно, если бы все, кто пришел на встречу с ним, были бы только матаджи. Более того, Гура Махарадж собирался обойти с учениками половину Говардхана (что он потом и сделал), поэтому он попросил, чтобы на встрече с ним было равное количество матаджи и прабху, и матаджи должны были как-то это организовать.

И преданные начали суетиться, искать прабху, потому что учеников мужского пола в то время почти не было. Поэтому они стали приглашать учеников других духовных учителей и т.д.

Когда я все это уведел, я понял, что Гуру Махарадж очень заботится о том, какое мнение складывается у жителей святой дхамы об ИСККОН и, особенно, о санньяси ИСККОН. Таким образом Гуру Махарадж показал нам ример того, насколько ответственно нужно относиться к своему ашраму и следовать предписаниям шастр для него. И отсюда следует второй урок, который я извлек для себя из этой маленькой истории: какие бы чувства мы не испытывали к своему духовному учителю, мы должны опираться сразу на три составляющих: гуру, шастры и садху, то есть мы не сможем удовлетворить духовного учителя, если мы поступаем вопреки шастрам и садху. Это три категории, которые идут вместе. Поэтому мы можем быть уверены, если мы следуем шастрам и садху, то духовный учитель также будет удовлетворен, так как в сердце духовного учителя - наставления Кришны, наставления шастр.

Когда в 2011 году Гуру Махарадж уезжал из Вриндавана, в Майапур на заседания Джи-би-си, он перед отъездом заехал в Кришна-Баларама Мандир. И очень интересно, куда он заходил: он посетил самадхи Шрилы Прабхупады и предложил ему свои поклоны; он, конечно же, предложил поклоны Божествам; он поднялся в комнату Аиндры прабху и поклонился своему духовному брату; затем он пошел в гошалу, туда, где находится самадхи Пурначандры Госвами, и выразил ему свое почтение. Затем он провел короткую инициацию, дал преданным посвящение и уехал.

А мы (ученики Гуру Махараджа) ходили за ним по пятам в то время, пока он был в Кришна-Балараме. Было очевидно, что Гуру Махарадж очень ценит своих духовных братьев, очень привязан к ним и никогда о них не забывает, несмотря на то, что они уже ушли из этого мира, и всегда готов выразить им почтение.

Очень важно, чтобы, находясь рядом с духовным учителем в святой дхаме, мы как ученики вели себя так, чтобы не причинять беспокойство его духовной практике, его обетам и его умонастроению. Это - очень важно. Мы должны за этим следить и быть к этому внимательными.

(Истории взяты из журналов "Мукам Кароти Вачалам")


Интервью с Локанатхой Свами и Прабхавишну Свами. Вриндаван, март. 1994 год.