Гуру

Биография Е.С. Девамрита Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Детство

Будущий Девамрита Свами родился 16 октября 1950 года в Нью-Йорке. Он был первым ребёнком в религиозной христианской семье. Когда ему исполнилось четыре года, мать лично научила его читать. Будущий вайшнавский гуру принимал активное участие в церковных детских программах, пел гимны и изучал Библию, выучив многие из библейских стихов наизусть. Вместе с матерью он часто посещал богослужения в пресвитерианской церкви, где, в возрасте тринадцати лет ему однажды выпала возможность прочитать воскресную проповедь.Его мама — очень религиозная женщина. Она всегда хотела и молилась, чтобы ее сын стал слугой Бога. Сам Махарадж рассказывает об этом так:

2

Моя мама была строгой христианкой по сегодняшним меркам. Ей сейчас семьдесят шесть, и несколько лет назад она сказала мне кое о чем в первый раз. Я родился, когда ей был двадцать один или двадцать два года. Конечно, она ничего не знала о вайшнавской дхарме для рождения детей да и сейчас не знает.

Лишь недавно, уже в старости, она сказала:
- Знаешь, о чем я думала, когда мы зачинали тебя?
- Нет, мама, вряд ли я знаю.
- В эту минуту я молилась Богу о том, чтобы моим сыном стал слуга Господа.
- Ну и замечательно, мама, а в чем же проблема? - спросил я. - Ты молилась Богу, чтобы Он послал тебе в сыновья Своего слугу, так... что ж...может, это случилось? Может быть, тебе нужно радоваться моей жизни в сознании Кришны? На что ты жалуешься?
- Вообще-то, - ответила она, - я имела в виду слугу Иисуса, а не Кришны!
Что я мог ей сказать? Я рассмеялся:
- Мам, тебе нужно быть более конкретной...!

Первые три года начальной школы он проучился в частной лютеранской школе. Школьная администрация предложила в будущем оплатить его учёбу в университете, если он согласится избрать профессию священника. Однако, родителям вскоре стало трудно оплачивать учёбу сына в дорогом частном учебном заведении и они перевели его учиться в государственную школу. В возрасте 13 лет он поступил в подготовительную школу в горах Нью-Хэмпшира, где проходил обучение до семнадцати лет, получив в награду за успехи в учёбе полную стипендию с оплатой проживания в двух престижных частных школах-интернатах Нью-Хэмпшира. В течение школьного года он обучался в школе-интернате для мальчиков Холдернесс, а лето проводил в Академии Филлипса Эксетера. Общение с детьми из богатых и известных семей Америки привело его к осознанию того, что «богатство и положение в обществе не приносят счастья».


Духовные поиски

В пятнадцатилетнем возрасте под влиянием материалистического образования будущий вайшнавский лидер стал агностиком. В шестнадцать лет музыка легенды американского джаза Джона Колтрейна снова пробудила в нём интерес к духовным поискам. Его поразило, что на обложке альбома «A Love Supreme» Колтрейн объявил, что любовь к Богу является высшей целью жизни. На другом альбоме музыканта, «Om», юноша впервые услышал индуистские мантры и стихи из «Бхагавад-гиты».

Получив в возрасте 17 лет стипендию на обучение в Йельском университете, будущий вайшнавский свами погрузился в изучение истории, западной философии, антропологии, политологии, экономики и истории науки. Однако, ни один из западных мыслителей не произвёл на него впечатление. Молодой студент остался неудовлетворённым результатами своих интеллектуальных поисков и был разочарован неспособностью найти «эффективную социально-политическую стратегию для улучшения человечества». Незадолго до окончания университета, он поведал декану своего факультета, что не видит для себя будущего в материалистическом обществе. Декан заверил будущего гуру, что будучи выпускником Йельского университета, тот в будущем сможет «изменить мир».

1

В 1972 году будущий Девамрита Свами окончил университет, получив учёную степень бакалавра по экономике. Спустя месяц, он познакомился с трудами основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) Бхактиведанты Свами Прабхупады, купив на улице у вайшнавов книгу его авторства. Содержание книги произвело на него большое впечатление и он начал заказывать по почте вайшнавскую литературу, посвятив последующие шесть месяцев её изучению. Это событие своей жизни Махарадж отмечает с своём подношении Шриле Прабхупаде:

В восемь лет я сокрушался оттого, что не родился на Земле во времена кого-нибудь из основоположников религий - Иисуса, Моисея, Магомета, кого-нибудь еще. С наступлением отрочества это чувство угасло.

Позднее, будучи студентом университета, с мозгами, истощенными усилиями лучших профессоров, я отправился на автобусе в Нью-Йорк. По ночам я бродил по Второй Авеню, мучимый жаждой найти то, что бы спасло мою жизнь.

Ваша Божественная Милость в конце концов нашла способ вызволить меня. Как я был удивлен, когда узнал о Ваших начинаниях на Второй авеню именно в то время, когда бродил там.

Будущий свами посчитал, что представленное в книгах Прабхупады знание положило начало его настоящему образованию. Он сразу проявил к этим книгам неподдельный интерес, и результат не заставил себя долго ждать. Будущий Девамрита Свами решил отказаться от мирской карьеры и всецело посвятил себя духовному совершенствованию.


Первые годы в ИСККОН

В декабре 1972 года будущий гуру нанёс свой первый визит в вайшнавский храм в Нью-Йорке, который в то время располагался в Бруклине. Вскоре, под влиянием общения с преданными, он решил отказаться от мирской карьеры и всецело посвятить себя духовной жизни. С этой целью, в марте 1973 года будущий санньяси поселился в нью-йоркском храме, приняв монашеский образ жизни. В январе 1974 года он получил от Прабхупады духовное посвящение и санскритское имя «Девамрита Даса».

Как и большинство других вайшнавских монахов, Девамрита занимался санкиртаной. Свои первые полтора года в ИСККОН он вместе с группой вайшнавских проповедников пел мантру «Харе Кришна» и продавал книги своего духовного учителя Шрилы Прабхупады на улицах Нью-Йорка.

Летом 1975 года он перешёл работать в штаб-квартиру издательства «Бхактиведанта Бук Траст» в Лос-Анджелесе, где сначала исполнял обязанности технического редактора, а затем — одного из главных редакторов. Работа в ВВТ была его служением духовному учителю. Он печатал книги Шрилы Прабхупады. Это был нескончаемый марафон для удовлетворения Гуру. Девамрита Свами вспоминает, что он в экстазе работал 21 день по 10-12 часов, а затем на три дня уезжал отдыхать домой (уставало только тело).

29 июля 1975 года Девамрита получил от Прабхупады посвящение в брахманы.


Деятельность в руководстве ИСККОН

В 1996 году Е.С.Девамрита Свами был назначен региональным секретарём (вице-президентом) ИСККОН в Новой Зеландии, а в следующем, 1997 году, начал исполнять обязанности инициирующего гуру, получив тем самым право принимать учеников.

Непростым был путь Девамриты Свами к полному принятию сознания Кришны, непростым и тернистым, выстраданным, но осознанным, досконально изученным и поверенным практикой и жизненным опытом. Философия сознания Кришны глубоко вошла в его сознание и в его сердце. Он сам следует ей и может собственным примером показать ее действие другим. Будучи истинным учеником, он проповедует знание, которое дал ему его духовный учитель, А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Он строго следует наставлениям своего гуру и тем самым является примером чистой преданности для своих учеников.

И теперь уже около тридцати лет Девамрита Свами путешествует по всему миру, обучая людей философии сознания Кришны. В настоящее время он проживает в Австралии и Новой Зеландии, часто посещая Индию и страны Востока. По России Девамрита Свами путешествует с 2001 года.

«Целая жизнь нужна, чтобы избавиться от майи и привязаться к Кришне. Если Вы серьезны, Вас ждет успех. Должны быть решимость, терпение, энтузиазм».

Е.С. Девамрита Свами

Бхакти - это не минимализм

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

В имени Дхаранидхара, Дхара — «тот, кто поддерживает или держит». Дхарани тоже означает «тот, кто поддерживает». Слово «дхарани» женского рода, а «дхара» мужского. Дхарани — это Земля, мать Земля. Она поддерживает все. Все, что есть на Земле, поддерживается ею. Она держит на себе горы, океаны, леса, живых существ, она держит приличный вес. Некоторые люди понимают, что Земля является матерью, и начинают поклоняться Земле. Но наиболее разумные поклоняются не той, которая поддерживает, а Тому, который поддерживает ту, которая поддерживает. То есть Тому, кто поддерживает саму Землю.

Значение этого имени очевидно, с одной стороны, этим именем называют Ананта-Шешу, который поддерживает вселенную, в том числе Землю. А также этим именем называют Варахадева, который как раз поднял Землю. В «Вишну-сахасра-наме» есть несколько имен, которые обозначают, что Господь держит Землю. «Махибхарта», например. «Махи» — это тоже одно из имен Земли. В санскрите существует несколько слов, обозначающих Землю. Я помню, в Катманду, в Непале, встретил одного пандита, который произнес стих на санскрите, состоящий из санскритских имен Земли. Дхарани, Притхиви, Медхини, Бхуми, Ила, Махи и много других. Махибхарта, Махидхара, Трилокадрит — «тот, кто поддерживает все три мира». Похожее имя Вишвадриг — «тот, кто поддерживает вселенную». Поскольку Земля находится во вселенной, внутри вселенной, то это значение тоже подразумевается.

Вы можете спросить: «А зачем повторяются эти имена, которые означают одно и то же? Дхаранидхара, Дхарадхара, Махибхарта. Все эти имена более или менее сходны по значению. Так зачем они повторяются?» А почему бы нет? Если вы очарованы кем-то, то вы повторяете, называете различные имена, пытаетесь доставить этому человеку удовольствие таким образом. Кроме того, эти имена отличаются в нюансах, в значении. Например, Бхарта — это не только «тот, кто поддерживает», также здесь присутствует значение «мужа». Кроме того, эти имена очень красивые и слушать их приятно. Они услаждают слух. Например, на санскрите есть много слов, обозначающих лотос: падма, панкаджа, камала, аравинда, падма. Также много слов, имеющих значение глаз: найана, нетра, акша, чакшу и много других. И, соединяя эти два слова — лотос и глаз, можно получить множество имен, которые будут иметь значение «лотосоокий». Известное имя Кришны — Падмалочана, лотосоокий. Можем также сказать Камалалочана. Можем слово «глаз» заменить, получится: Падманайана, Падманетра, Падмакша.

Нам нравится слышать эти разные имена. И Кришне также это нравится. Бхакти — это не какой-то минимализм. Мы не занимаемся здесь минимализмом. Есть такой стиль в архитектуре — минимализм: просто, функционально, функционал один, никаких украшений, никакого декора. Под влиянием коммунизма по всему миру появились эти ужасные многоэтажки, которые просто портят общий вид. Никакой эстетики в них нет.

Но бхакти не такое. Кришна очень красивый. Он знаток всего красивого. Поэтому все самое лучшее мы предлагаем Кришне. У Кришны множество красивых имен. И, повторяя эти красивые имена, преданные вспоминают или памятуют о Его замечательных качествах. И, когда преданные произносят, повторяют эти имена, они не только себе напоминает о Кришне, о Его замечательных качествах, но и Кришна также вспоминает о Своих замечательных качествах. Конечно, Он знает об этих Своих качествах. Но Ему нравится слушать о них снова и снова. «Ах да, Я ведь поддерживаю Землю. Какое красивое имя! Мне оно нравится». Поэтому Кришне нравится, когда преданным нравится прославлять Его и находить в этом удовольствие.

мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄
бодхайантах̣ параспарам
катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇
туш̣йанти ча раманти ча (Б.-г., 10.9)

Преданные целиком и полностью сосредоточены на Кришне. Буквально: их жизненный воздух направлен на Кришну. Они рассказывают друг другу о Нем, просвещают друг друга о Кришне. И они привязаны к этому очень сильно. Они постоянно этим поглощены. Они очень много обсуждают, рассказывают о Кришне. И эта деятельность погружает их в блаженство, в экстаз.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Вахни, Анил, Дхаранидхара»

Источник

Искренность необходима

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Лидер в сознании Кришны прежде всего сам должен обладать сознанием Кришны. Конечно, легко критиковать лидеров. Быть лидером не так просто. Для того чтобы быть лидером в миссии Шрилы Прабхупады, необходимо как минимум иметь ясное, четкое представление: в чем эта миссия заключается. Для этого требуется разум. Не просто духовный разум, способность запоминать шлоки. Это также требуется. Но также способность делать какие-то вещи в этом материальном мире. Как использовать объекты этого материального мира и при этом не скатываться до уровня материалиста. И не развивать в себе желания наслаждаться чем-либо в этом материальном мире. Хорошее здоровье также помогает.

Лидер должен вести, а не лежать в кровати, страдая от болезней. Человек должен быть стабилен в своем умонастроении. Он не должен поддаваться каким-то переменам настроения. Может он также до какой-то степени должен обладать дипломатическим даром или даром политика.

Шрила Прабхупада отмечал, что Рагхунатха дас Госвами был сведущ в дипломатии. Ему удалось урегулировать конфликт между его отцом и мусульманским сборщиком налогов, который стремился занять положение его отца, сместив его. Это не означает, что преданные должны быть политиками, погружаться в политику. Это означает, что человек должен обладать способностью иметь дело с разными людьми. Нужно понимать, что не все люди обладают сознанием Кришны, не все преданные. Но с другой стороны, если в духовном движении присутствует чересчур много политики, это означает, что движение перестает быть духовным. Так или иначе, в какой-то степени лидер должен разбираться в людях, строить отношения с ними.

bkhakti vikasha svami Очень трудно встретить в одном человеке все эти вышеупомянутые качества [нужно прослушать лекцию полностью], которые должны быть присущи лидерам. За всю историю ИСККОН найдется только одна личность, которая в полной мере обладала этими качествами. И это, конечно же, сам Шрила Прабхупада.

Но что делать? Мы не можем закрыть Движение из-за того, что преданные несовершенны и проявляют эти несовершенства. Во многих случаях приходится мириться с тем, что мы имеем, с теми, кто готов выполнять то или иное служение. Однако искренность необходима. Это означает всегда действовать с целью доставить наслаждение Хари, гуру и вайшнавам. Нужно иметь чистый мотив. Материалисты используют свое положение, чтобы эксплуатировать окружающих. Необходимо быть искренними.

Интересный факт, но искренность – это не то слово, которое Шрила Прабхупада очень часто использовал. Мы не находим, что Шрила Прабхупада часто говорил: «Ты должен быть искренним». Потому что он подразумевал, что его последователи уже обладают этим качеством. Если человек становится учеником, принимает учителя, то ожидается, что он является искренним последователем. Что касается чистоты, то Шрила Прабхупада говорил о необходимости следования принципам, следования программе, о важности чтения книг, служения движению санкиртаны, миссии Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

Если человек делает это, в особенности год за годом, это является признаком искренности.

тандера чарана севи бхакта-сане васа
джанаме джанаме хайа, эи абхилаша

[Нароттама дас Тхакур]

Если человек продолжает следовать этой программе, оставаясь в обществе преданных, он очищается.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Имея всё это» (35.40 – 44.06)

Рекомендуем прослушать лекцию полностью.

Источник

Миссия Е.С. Бхакти Викаша Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Взгляды

Бхакти Викаша Свами старается строго следовать наставлениям ачарьи-основателя ИСККОН А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Благодаря своей бескомпромиссной позиции в вопросах непринятия разводов и несогласия с такими модными социальными явлениями, как эмансипация женщин и прочими, некоторыми вайшнавами он воспринимается как весьма ортодоксальный и консервативный учитель. Когда в 1990-е годы в Обществе активизировалось движение за права женщин, и его активистки добились значительных успехов (в ИСККОН было образовано Министерство по делам женщин, а в 1998 году впервые женщина была избрана на должность члена Руководящего совета организации), Бхакти Викаша Свами выступил с резкой критикой этих преобразований.


Деятельность

Бхакти Викаша Свами активно проповедует, путешествуя по Индии, Европе и Америке. Его основное служение – это написание книг по различным аспектам сознания Кришны.

Под руководством Бхакти Викаши Свами строится храм ИСККОН в городе Салем, штат Тамил-Наду. Также Махарадж курирует несколько сельскохозяйственных общин и гурукул в Индии (штаты Гуджарат, Андхра-Прадеш и Тамил-Наду).

Особое внимание Бхакти Викаша Свами уделяет распространению книг Шрилы Прабхупады. В своих лекциях он постоянно говорит о важности этого служения.


Книги

На сегодняшний день издано 16 книг Бхакти Викаши Свами на 15 языках. Среди них «Брахмачарья в сознании Кришны», «Сознание Кришны: руководство для начинающих», «Вамшидас Бабаджи», «Жизнь Расикананды», «Взгляд на традиционную Индию», «Слава Шриле Прабхупаде!», «Воспоминания о Шриле Прабхупаде», «Рамаяна – сказание о Господе Раме», «Индия: паломничество по святым местам», «Шри Чайтанья Махапрабху» и другие.

«Брахмачарья в сознании Кришны»

Первая книга Бхакти Викаши Свами, «Брахмачарья в сознании Кришны», была опубликована в 1988 году и представляет собой практическое руководство для брахмачари – преданных, которые живут в храме и соблюдают целибат. Принципы духовной культуры, описанные в этой книге, универсальны и полезны не только для монахов-послушников, но и для семейных людей.

«Сознание Кришны: руководство для начинающих»

В своей второй книге, «Первые шаги к Кришне», Бхакти Викаша Свами раскрывает базовую информацию для того, чтобы начать практиковать Гаудия-вайшнавизм. Произведение представляет собой простое руководство по повседневной духовной практике. В нем объясняется, как заниматься джапа-медитацией, совершать поклонение Божествам на дому, как найти и принять гуру, как проводить бхаджаны и киртаны, отмечать вайшнавские праздники и другое.

«Шри Бхактисиддханта Вайбхава»

В июне 2009 года Бхакти Викаша Свами завершил работу над биографией Бхактисиддханты Сарасвати, который являлся духовным учителем Бхактиведанты Свами Прабхупады. Бхакти Викаша Свами потратил более 20 лет на собирание материалов для этой книги. Этот объемный биографический труд на 1500 станицах был опубликован в трех томах. В книге содержится много нового переведенного на английский язык материала, в том числе истории из жизни Бхактисиддханты, которые автор услышал от людей, лично знавших его.