Гуру

Письмо Гуру своему ученику

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Дорогой Кришна дас (имя ученика изменено), пожалуйста, прими мои благословения. Вся слава Шриле Прабхупаде.

Я огорчен, узнав, что ты больше не воспеваешь. Жизнь сурова. Но мы никогда не должны прекращать воспевание. В действительности, это единственное, что может избавить нас от всей этой неразберихи.

Что касается того, что я не отвечаю тебе и не откликаюсь. Что я могу сказать? У меня сейчас 2 000 учеников, все ждут внимания. В моих входящих 8 467 неотвеченных электронных писем. И почти 2 000 неотвеченных сообщений на Facebook`е. Я уделяю время ответам на эти письма, но, учитывая мои главные обязанности, очевидно, что я не могу поддерживать эту переписку.

Но это вовсе не значит, что я не забочусь, как ты полагаешь. Это всего лишь означает, что я не Супермен. Я стараюсь удовлетворить каждого, работая "день и ночь" над главами дневника (написать каждую занимает приблизительно 14 часов), также я должен быть уверен, что мои лекции регулярно размещаются на www.narottam.com. Я поддерживаю веб-сайт www.travelingmonk.com, это занимает много времени.

Я постоянно путешествую (что приводит в смятение моих докторов), чтобы, по крайней мере, повидать учеников или дать возможность им увидеть меня. Без сомнений, эти путешествия сократят мою жизнь на десятки лет. Я буквально убиваю себя. И все-таки некоторые ученики выражают недовольство, что этого недостаточно... что я "не уделяю достаточно личного внимания". Это просто поразительно.

Возможно, десять лет назад я мог делать это. И я делал. Я говорил с тобой, написал тебе больше писем, чем получило большинство моих учеников. Я предполагал, что благодаря такому вниманию и общим наставлениям, что я даю во всех лекциях (слушаешь ли ты их?) ты примешь на себя ответственность за устройство своей духовной жизни.

Ты пишешь, что не похоже, что я забочусь о тебе. Как же насчет того, что на церемонии твоей инициации я принял карму, которую ты создавал десять миллионов рождений? И я страдаю за это. Я делаю это из любви, это бремя любви... Я спас тебя от невыразимого количества боли и мук. Я взял все это на себя, а ты говоришь, что я не забочусь! Не могу поверить, что ты настолько неблагодарен.

Очень, очень печально, что ты получил травмы, упав с обрыва. Но я не могу поверить, что по этой причине ты не можешь жениться или поддерживать свою жизнь, материальную или духовную. У меня есть ученики, с кем случились гораздо более страшные трагедии (они утратили руки или ноги, способность говорить или видеть, и т.п.), но они приняли свою судьбу и развиваются, веря в сознание Кришны.

Пожалуйста, пойми меня; я не пытаюсь найти обоснование несчастному случаю, что с тобой произошел. Мое сердце с тобой! Но ты должен перенести свое несчастье с достоинством и терпением... и измениться. Ты можешь не получить в жизни все, чего хочешь... но ты имеешь гораздо, гораздо больше, чем шесть миллиардов людей, населяющих эту планету. Гораздо больше! У тебя есть свобода выбирать религию, здравый ум, пища на столе каждый день, чистая вода, чтобы пить... святое имя, общение с вайшнавами, служение божествам, возможность посещать святые дхамы. Оглянись на мир вокруг и посмотри, что большинство людей утратили... и будь благодарен за все, что ты получил.

Что касается того, чтобы подыскать тебе жену. Действительно, мне не удалось. Но имей в виду, у меня много учеников, и мужчин, и женщин, ищущих супругу(а). То, что я не могу найти партии для них, не означает, что я не забочусь. Это означает, что это не всегда возможно. Вот и всё. В конце концов, духовного учителя нельзя судить по его способности подбирать пары ученикам. Бесконечно важнее то знание, которое он дает им. В этом настоящие отношения между гуру и учеником. Я никогда не просил своего духовного учителя ни о чем, кроме божественной привилегии служить ему, хоть чем-то, самым малым.

И, пожалуйста, будь очень, очень осторожен с критикой и упреками в адрес своего духовного учителя, чтобы тебе не страдать по жизни. Он тот, кто заботится о тебе больше всех. Если обращаться с ним оскорбительно, можно ко всему прочему потерять его. Вот тогда действительно будет, о чем горевать.

Твой вечный доброжелатель, Индрадьюмна Свами.

Миссия Е.С. Шиварама Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Миссионерская деятельность в США, Канаде и Великобритании (1973—1987)

В 1970-е годы Шиварама Даса занимался миссионерской деятельностью в Канаде и США, содействуя открытию новых храмов и исполняя обязанности президента храмов ИСККОН сначала в Чикаго, а затем в Далласе. При этом он регулярно совершал паломничества по святым местам гаудия-вайшнавизма в Индии.

В 1979 году Шиварама Даса принял от Сатсварупы Дасы Госвами посвящение в санньясу (уклад жизни в отречении), получив при этом титул «свами».

В 1980 году Шиварама Свами переехал в Великобританию, где возглавил проповедническую программу распространения вайшнавской литературы и стал президентом Чайтанья-колледжа — сельского ашрама и вайшнавского теологического колледжа в графстве Вустершир.

В 1987 году, после того, как лидер ИСККОН в Великобритании и Южной Европе Бхагаван Госвами ушёл с руководящих постов, Шиварама Свами был избран членом Руководящего совета и возглавил ИСККОН в Великобритании. В том же году Шиварама Свами стал инициирующим гуру ИСККОН и начал принимать учеников.


Миссионерская деятельность в Венгрии

В 1987 году Шиварама Свами начал проповедовать гаудия-вайшнавизм у себя на родине, в Венгрии. Приезжал он туда инкогнито, так как страна в те времена была частью социалистического блока и религиозная проповедь там не приветствовалась. Первые кришнаитские проповедники появились в Венгрии ещё в конце 1970-х годов, но первая духовная община кришнаитов была образована только в конце 1980-х, под руководством Шиварамы Свами.

В 1989 году ИСККОН был официально зарегистрирован венгерскими властями как религиозная организация. По инициативе Шиварамы Свами в стране начала действовать благотворительная миссия ИСККОН «Харе Кришна — пища жизни», занимающаяся раздачей бесплатной вегетарианской еды малоимущим, бездомным и другим социально незащищённым слоям населения. Шиварама Свами также организовал перевод на венгерский язык и издание вайшнавской духовной литературы с комментариями Бхактиведанты Свами Прабхупады.


Долина Кришны (1994)

В 1994 году, в окрестностях озера Балатон, недалеко от городка Шомодьвамоша, Шиварама Свами основал экологическую сельскохозяйственную общину Новая Враджадхама. В этой общине, занимающей территорию в 150 гектаров, появился вайшнавский храм и индийский культурный центр. Проживающие в Долине Кришны кришнаиты занимаются земледелием, различными ремёслами и видами искусств с использованием народных венгерских традиций. Со временем, Долина Кришны превратилась туристическую достопримечательность, ежегодно привлекающую 30-35 тыс. гостей из Венгрии и из-за рубежа.

Долина Кришны замечательна достигнутым в ней высоким уровнем хозяйственной самодостаточности. На территории общины производится практически всё, необходимое человеку для жизнеобеспечения: продукты сельского хозяйства, вода, экологически чистое топливо и даже одежда. Кришнаиты применяют как новые, так и забытые старые способы рационального и экологически чистого использования природных богатств.


Университет Бхактиведанты и другие проекты

Под руководством Шиварамы Свами, в Будапеште был основан вайшнавский храм и культурный центр, а также университет Бхактиведанты — официально признанное высшее учебное заведение с дневной и заочной формами обучения. Шиварама Свами входит в профессорско-преподавательский состав этого университета, дающего возможность получения вайшнавского религиозного образования. Шиварама Свами также руководит общинами в других венгерских городах: Эгере, Дебрецене, Кечкемете и Пече.

Шиварама Свами принимает активное участие в межрелигиозном диалоге. Он выступил организатором ряда встреч, бесед и конференций с участием представителей различных церквей, обществ и движений. Шиварама Свами периодически участвует в различных форумах, научных конференциях, общается с венгерской интеллигенцией, выступает в венгерских СМИ.


Награждение орденом «Почётного Золотого Креста» (2009)

i 193В октябре 2009 года, за «выдающийся вклад в развитие благотворительности и духовности» в Венгерской Республике, Шиварама Свами был награждён орденом «Почётного Золотого Креста» — второй по значимости гражданской наградой этой страны. Церемония награждения прошла в одном из музеев Будапешта и была приурочена к индуистскому празднику Дивали. В праздничном ужине приняло участие около 250 гостей, в том числе министр по правам человека, министр по делам религий, посол Индии и госсекретари венгерского правительства. Наградной лист был подписан 15 марта, в День независимости Венгрии, но поскольку Шиварама Свами в это время находился в Индии, вручение ордена состоялось лишь осенью.

Вручил награду заместитель министра культуры и образования Венгрии Карой Монхерз. В своей речи он отметил вклад Шиварамы Свами в развитие духовности, культурного и межрелигиозного диалога. В частности, он отметил: «Вручаемая сегодня награда является свидетельством заслуженного признания этой полезной для венгерского общества и государства деятельности, а также возвышенных качеств Шиварамы Свами». В своей ответной речи Шиварама Свами сказал:

«Я принимаю эту награду от имени основателя ИСККОН Бхактиведанты Свами Прабхупады и венгерских вайшнавов. В прошлом в венгерском парламенте были попытки представить ИСККОН «сектой», «новым религиозным движением». Были даже предложения наделить отдельными правами традиционные религии и новые религиозные движения, что перевело бы часть венгерских граждан в категорию граждан второго сорта, и тогда Венгрию уже нельзя было бы считать демократической страной.

Но эта высокая правительственная награда свидетельствует о том, что период подозрительности закончился и государство признало ценность ИСККОН. Отчасти эта подозрительность была порождена непривычностью духовной практики вайшнавской традиции, но теперь уже стала очевидной цель деятельности ИСККОН в стране — чтобы все венгры жили счастливо. Для этого они должны знать, что они суть вечные души, что Бог действительно существует и что Он — личность, а каждый из нас связан с Ним вечными взаимоотношениями, причём эти забытые отношения можно возродить определённым методом, а именно воспеванием Его имён.

Эта награда — знак признания ценности социальных программ ИСККОН, но главное благо, которое несёт ИСККОН народу Венгрии — это распространение духовного знания через книги Шрилы Прабхупады, проведение уличных шествий с воспеванием Святых имён Бога, духовные праздники».

Награждение Шиварамы Свами прокомментировал российский религиовед С. И. Иваненко:

«Практика — критерий истины. Ещё никто не придумал ничего лучше. Об этом ещё две тысячи лет тому назад говорил Иисус Христос: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый» (Евангелие от Луки, 6:43). «Плоды», которые приносит деятельность кришнаитов в Венгрии, да и не только в этой стране, известны. Они кормят нуждающихся, проповедуют высокие нормы нравственности и сами им следуют. Создают экологичные сельскохозяйственные фермы, где гуманно относятся к животным. Признание общества и высокая государственная награда — закономерный результат многолетней плодотворной деятельности».

Биография Е.С. Шиварама Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Его Святейшество Шиварама Свами имя при рождении — Петер Летай, родился 30 марта 1949, Будапешт, Венгрия. Ученик Бхактиведанты Свами Прабхупады, Гуру и член Руководящего совета Международного общества сознания Кришны (ИСККОН). Автор ряда книг по вайшнавской философии и богословию.

Шиварама Свами руководит ИСККОН в Венгрии, Румынии и Турции. В период с 1986 по 2004 год он также возглавлял ИСККОН в Великобритании.

В октябре 2009 года за «выдающийся вклад в развитие благотворительности и духовности» в Венгерской Республике, Шиварама Свами был награждён орденом «Почётного Золотого Креста» — второй по значимости гражданской наградой этой страны.

Ранние годы

Петер Летай родился 30 марта 1949 года в Будапеште, Венгрия.Он был единственным ребёнком в семье Пауля и Магдалены Летай (в девичестве Бодор). Когда Петеру было семь лет, произошло Венгерское восстание 1956 года. Шиварама Свами вспоминает, как, вместе с родителями, он прятался в подвале своего дома, слыша оттуда звуки выстрелов. Этот опыт помог ему осознать, что «этот мир — не площадка для детских игр. Люди здесь страдают».

Сразу же после событий 1956 года, Петер вместе с семьёй эмигрировал в Канаду. Семья Летаев поселилась в Монреале, где Петер сначала изучал английский и французский языки в венгерской реформистской церковной школе, а затем продолжил обучение в частной католической школе. В детстве он научился игре на фортепиано, а с 11 лет подрабатывал во время летних каникул.

В 1967 году Петер поступил на инженерный факультет Университета Макгилла, где проучился 6 лет вместе со своим двоюродным братом Робертом Лантосом, ставшим впоследствии известным канадским кинопродюсером. В 1968 году, будучи студентом, Петер женился.

Духовные поиски и обращение в гаудия-вайшнавизм

Во время учёбы в университете, Петер серьёзно задумался над смыслом жизни, начал читать различную духовную литературу и экспериментировать с образом жизни хиппи. Ответы на свои вопросы Петер получил после прочтения в 1970 году «Бхагавад-гиты как она есть» в переводе с санскрита и с комментариями Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады (основавшего за несколько лет до того в Нью-Йорке ИСККОН). Позднее Петер познакомился с кришнаитами и решил сам стать одним из них. Жена Петера не проявила интереса к духовным поискам своего мужа и в 1973 году они разошлись. Петер принял монашеский образ жизни, поселившись в храме ИСККОН в Монреале. В сентябре того же года он получил от Бхактиведанты Свами Прабхупады духовное посвящение и имя «Шиварама Даса».

В 1979 году Шиварама Даса принял от Сатсварупы Дасы Госвами посвящение в санньясу (уклад жизни в отречении), получив при этом титул «свами».

В 1980 году Шиварама Свами переехал в Великобританию, где возглавил проповедническую программу распространения вайшнавской литературы и стал президентом Чайтанья-колледжа — сельского ашрама и вайшнавского теологического колледжа в графстве Вустершир.

В 1987 году, после того, как лидер ИСККОН в Великобритании и Южной Европе Бхагаван Госвами ушёл с руководящих постов, Шиварама Свами был избран членом Руководящего совета и возглавил ИСККОН в Великобритании. В том же году Шиварама Свами стал инициирующим гуру ИСККОН и начал принимать учеников.

Шрила Шиварама Свами хорошо известен своим глубоким знанием вайшнавских писаний. Он написал много трудов о Гаудия-вашнавизме, в том числе серию книг «Кришна во Вриндаване».

Хотя Махараджа много путешествует по миру, он старается проводить как можно больше времени в Новой Враджа-дхаме (Долине Кришны)— самодостаточной сельскохозяйственной общине, которая является проявлением Вриндавана в Венгрии.