Гуру

Поставить Шрилу Прабхупаду в центр

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Если вы хотите, чтобы ИСККОН стал намного сильнее, чем сейчас, и если вы готовы принять участие в «народной» революции, то вот программа действий для вас. В ней нет политики и противоречий, она легко применима, она не требует больших вложений, однако принесет благо всему обществу преданных по всему миру. Программа заключается в следующем: все члены Движения сознания Кришны должны читать все книги Шрилы Прабхупады.

Конечно, многие преданные и так читают книги Прабхупады, но тем не менее, все равно есть много тех, кто не читает. Есть множество преданных, которые уже получили инициацию или даже две, но до сих пор не прочитали все книги Шрилы Прабхупады, и похоже, даже не собираются это делать.

Они лишили себя нектара общения со Шрилой Прабхупадой – либо из-за нехватки времени, либо из-за «шудрянского» менталитета (слишком заняты тяжелой работой и зарабатыванием денег), либо из-за отсутствия интереса к философии; или же они тратят свою жизнь, смотря телевизор или сидя в Интернете, или читают другие книги, кроме книг Шрилы Прабхупады. Я не хочу сказать, что просмотр сайтов или чтение других книг обязательно являются плохими занятиями, но книги Шрилы Прабхупады должны быть в центре внимания.

Именно книги Шрилы Прабхупады изменят мир; и именно книги Шрилы Прабхупады дают самое чистое понимание сознания Кришны. Именно благодаря книгам Шрилы Прабхупады мы можем прогрессировать и обрести силы, чтобы преодолеть майю. Например, в наши дни многие преданные, похоже, даже не подозревают о том, что они не должны есть пищу, приготовленную непреданными. Читая книги Шрилы Прабхупады, они узнают об этом.

Кампания, вдохновляющая всех преданных читать книги Шрилы Прабхупады – это лучший способ поместить Шрилу Прабхупаду в центр ИСККОН. Мы можем поставить вьясасану Шрилы Прабхупады в центр храмовой комнаты и танцевать вокруг нее – и это очень хорошо – но поставить его наставления (данные в его книгах) в центр всего, что мы делаем – вот лучший способ поместить Шрилу Прабхупаду в центр всего Движения.

Если всё больше и больше преданных будут читать книги Шрилы Прабхупады, эффект будет расти, как снежный ком. Нужно просто принять решение читать их, и сделать это своей привычкой. Читать нужно в молитвенном настроении и в смиренном состоянии, с желанием научиться и очиститься. Это нужно делать ежедневно, и лучше, чтобы преданный установил определенный срок, в который он должен прочитать все книги Шрилы Прабхупады. Майя всегда предлагает что-то, что кажется важнее чтения, но на самом деле нет ничего, что было бы настолько же важным или более важным, чем чтение книг Шрилы Прабхупады. И начав читать эти книги, вы поймете, что кроме Кришна-катхи, данной в книгах Шрилы Прабхупады, все другие темы во вселенной просто поверхностны.

Однажды начав, вы не захотите останавливаться. Внимательное и регулярное чтение книг Шрилы Прабхупады возвышает нас до совершенно иного измерения духовной жизни. С другой стороны, если мы не читаем их – если мы не знаем, почему мы делаем то, что мы делаем – то наша духовная практика, скорее всего, зиждется на хрупкой сентиментальной основе, а это значит, что мы не можем правильно прогрессировать. Шрила Прабхупада пишет:

«Все преданные, связанные с Движением сознания Кришны, должны прочитать все переведенные книги (Чайтанья-чаритамриту, Шримад-Бхагаватам, Бхагавад-гиту и другие); иначе, спустя какое-то время, они будут только есть и спать и падут со своего положения. Так они упустят возможность достичь вечной, счастливой жизни, полной трансцендентного блаженства»

(ЧЧ, Мадхья, 25.278, комментарий)

Большинство учеников Шрилы Прабхупады не так долго пробудут еще в этом мире. Это значит, что скоро вся ответственность за передачу учения парампары ляжет на плечи следующего поколения. Если вы не углубились в это учение, полученное через Шрилу Прабхупаду, то что вы будете слабым звеном парампары; а множество слабых звеньев сделают слабым всё Движение.

Бхактивайбхава Свами Махарадж

Воспоминания о приезде Его Божественной милости в Новую Зеландию

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Понедельник, 17 апреля 1972 года.

На следующий день планировались установка Божеств и торжественное открытие Храма. Утром Тушта Кришна созвал пресс конференцию с местными СМИ чтобы привлечь их внимание к официальному открытию первой ветви Движения сознании Кришны в Новой Зеландии. В 10.00 маленькая комнатка Прабхупады была набита фотокорреспондентами, вооруженными камерами и микрофонами. Шрила Прабхупада сидел, зажав розу между большим и указательным пальцами.

Репортер из «Нью Зиланд Херальд» задавал больше всего вопросов. «Почему Вы сюда приехали? Какова Ваша миссия? Чему Вы пытаетесь учить? Какое благо от этого получат новозеландцы? Чем Вы отличаетесь от Махариши Махеш Йоги? Что означает знак у Вас на лбу?»

Прабхупада терпеливо ответил на все вопросы. Затем, все еще держа розу в руке, он смиренно обратился к репортеру. «Пожалуйста, я дал Вам эту информацию, прошу Вас, не искажайте ее. Это очень важное движение. Мы приехали сюда, чтобы помочь жителям Новой Зеландии».

Репортер был поражен мягкой искренней просьбой Прабхупады и согласился ее выполнить. В этот момент Прабхупада протянул ему розу, и конференция была окончена.

Шрила Прабхупада принял массаж раньше, чем обычно. Сразу после пресс-конференции он отправился на площадку для выступлений Оклендского Университета. Небо было ясным и голубым, ярко светило солнце. Шрила Прабхупада прошел через цветущий розовый сад к открытой квадратной площадке около здания союза студентов.



Двадцатилетний Ричард Найсмит назвал этот день незабываемым.


Ричард Найсмит: «Я был зачислен студентом философского факультета в Университет Окленда. Мы шли с другом через двор к кафетерии, и вдруг услышали необычную музыку, ничего подобного раньше мы не слышали. Мы посмотрели направо, и где-то в 20 метрах я увидел Шрилу Прабхупаду, идущего с учениками. Он показался мне очень умиротворенным и аристократичным. Его голова была слегка откинута назад, взгляд очень мягкий и безмятежный. Три или четыре молодые девушки в красивых сари и несколько молодых людей с бритыми головами грациозно танцевали прямо перед ним. Некоторые из девушек бросали лепестки роз к его стопам. Эта прекрасная сцена произвела на нас большое впечатление, казалось, что они все спустились с небес.

Когда мы дошли до оживленной улицы сбоку от площадки, наши пути встретились, и Прабхупада медленно прошел мимо нас к невысокой сцене. Кажется, он собирался говорить, поэтому я решил остаться. Студент последнего курса Ральф Стивенсон, который незаметно стоял в толпе, тоже назвал эту встречу предвестником огромной перемены в его жизни.

Ральф Стивенсон: «Я ел свой обед на площадке. Я слышал о лекции и стоял с группой студентов, человек 50, около маленькой сцены на открытом воздухе. Это было организовано около входа в кафе, чтобы привлечь внимание толпы обедающих студентов. Прабхупада сел на небольшое сидение. Некоторые студенты тоже сели, другие остались стоять. Прабхупада взял караталы и начал петь.

Ричард Найсмит: «Когда Прабхупада сел, я рассмотрел его более внимательно. На нем было яркое темно-шафрановое шелковое одеяние, которое, казалось, сияло. Создавалось впечатление, что оно отражает полуденное солнце. На меня произвело огромное впечатление присутствие Прабхупады. На нем была изумительная цветочная гирлянда, и когда он отбивал ритм на сверкающих караталах «раз два три» он слегка смотрел вниз. Он запел глубоким голосом. Глаза были закрыты, настроение спокойное и медитативное.

После долгого киртана Прабхупада начал говорить. Как обычно, это не было заготовленной речью на определенную тему. Это было серьезно и полностью научно, опиралось на несколько философских моментов. Он говорил ясно, не подбирая слова. Он точно знал, что хочет сказать. Вопрос был лишь в том, сколько может вместить его беспокойная аудитория.

Современный мир страдает, объяснил Прабхупада, от неправильного представления о себе как о теле. Однако тело не является нашим Я, и поэтому не может принести счастье, которое человек ищет. Его логика была смелой.

"Предположим вам 20 лет. Это означает, что вы уже потратили 20 лет от продолжительности своей жизни... Так что 20 лет вы уже потеряли, на 20 лет вы уже умерли. Мне 76 лет. Это означает, что я умер на 76 лет. Представление, что годы увеличиваются – это ложная идея. Годы уменьшаются.

Кто-то говорит: «О, вам 76 лет, это так много. Но годы, которые я проживу, не увеличиваются. На самом деле моя продолжительность жизни сокращается. Срок жизни ограничен. Он уже определен. В соответствии с нашей прошлой деятельностью мы получили тело, продолжительность жизни которого уже отмерена. Количество радости и горя тоже уже известно. Вы не можете это изменить. Предположим, вам положено прожить сто лет. В наше время никто не живет сто лет. Максимум 80-90, и то очень редко. Моя бабушка прожила 96 лет. Отец дожил до 84. Я не знаю, сколько осталось мне, но пока я еще живу. Но продолжительности жизни в этот век постепенно сокращается. Вы все студенты университета. Но не существует науки, как увеличить продолжительность жизни или остановить смерть. Это невозможно. Рождение, смерть, старость, болезни – вот четыре основных проблемы нашей жизни".

Прабхупада напомнил студентам, что ни в этом, ни в одном другом образовательном учреждении нет факультета изучения души. Чтобы обрести это знание о душе он советовал обратиться к Бхагавад-гите. Движение сознания Кришны говорит о важности души. Что такое душа? Каковы потребности души? Почему душа попала в ловушку материального тела? Как она может освободиться? Какова роль души после освобождения? Это вопросы, с которыми мы имеем дело, и в Бхагавад-гите, азбуке духовной жизни, на них даются исчерпывающие ответы. Для более высокого уровня, кто хочет получить ученую степень, у нас есть Шримад Бхагаватам. Наша единственная просьба: не пренебрегайте этой темой, этой наукой. Постарайтесь понять душу.

Прабхупада дал еще более смелое обоснование. «В настоящий момент ни один профессор не может объяснить субстанцию, которая присутствует в живом теле, но отсутствует в мертвом. На самом деле, согласно ведической литературе, тело всегда мертво, но до тех пор, пока душа находится в теле, оно кажется живым. Когда вы надеваете пальто, оно кажется живым, оно двигается. Пальто не живое, но поскольку тело движется, пальто тоже движется. Подобным же образом, само тело движется, потому что движется душа внутри его. Как только душа выходит из тела, тело не движется, и мы называем его мертвым. Но на самом деле тело всегда мертво».

Самый простой метод для осознания души, заключил Шрила Прабхупада - это метод, рекомендованный в Ведах, воспевать Харе Кришна мантру. Тогда наш разум или сознание очистятся, и мы сможем понять, что мы не тело, а духовная душа. Тогда мы освободимся от пылающего огня материального существования.

«Этим утром наш Хануман Прасада Госвами сказал мне, что все больше и больше молодых людей свершают самоубийство. Почему? Почему молодые люди чувствуют такое разочарование и запутанность, несмотря на всю свою образованность? В западных странах вопрос о бедности не стоит. Вы все процветаете. Я много путешествовал по Америке, Европе, Австралии и теперь приехал в вашу страну, Новую Зеландию, и что касается материальных потребностей, то проблем нет. Тогда откуда это разочарование, о котором мне рассказал наш санньяси?» Голос Прабхупады стал настойчивым и он обращался с большим состраданием.

«Но в действительности причин для разочарования нет, есть очень хорошая причина для ликования. Что это за причина? Это движение сознания Кришны. Не разочаровывайтесь. Постарайтесь понять движение сознания Кришны, насколько он научно, авторитетно, оно восходит к древним ведическим временам, принимается великими ачариями, выдающимися учеными, и высоко ценится разумными людьми во всем мире.

Так что наша просьба к вам, молодым людям: не отчаивайтесь и не разочаровывайтесь. Те, кто принимает сознание Кришны, в основном молодые люди. Спросите их, насколько они полны надежды и как счастливы. Поэтому я прошу вас, молодых юношей и девушек, цвет вашей страны: пожалуйста, не будьте разочарованы и сбиты с толку. Есть хорошая надежда - сознание Кришны. Моя единственная просьба – постарайтесь понять эту философию и науку и станьте счастливыми. Такова моя просьба. Большое спасибо. Харе Кришна».

Лекция Прабхупаы была короче, чем обычно. После еще одного киртана он покинул территорию университета.

Ричард Найсмит: Это была моя первая встреча со Шрилой Прабхупадой, и я всегда буду ее помнить. Но до недавнего момента, много лет спустя как я стал учеником Шрилы Прабхупады и получил имя Рагхубхир даса, я не понимал, и только недавно меня осенило, насколько значительна была эта первая, как говорится, случайная, встреча. Я понял, что причина того, что бхакти, преданное служение, прорастает в сердце – это контакт с чистым преданным. Меня глубоко поразило, как из-за своего чистого желания давать сознание Кришны другим Прабхупада отправился в такую отдаленную часть мира – Новую Зеландию. Он пришел в университет, просто чтобы дать сознание Кришны студентам, и мне посчастливилось оказаться среди них. Какая удивительная удача! Хотя я не совсем понял его лекцию, просто благодаря этому первому контакту, в конце концов, я оказался удачлив принять сознание Кришны.

Примечание редакции: Ричард Найсмит, в последствии Рагхубхир дас, в настоящее время - Его Святейшество Шрила Бхакти Чайтанья Свами.

Когда мы повторяем мантру...

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Почему у нас возникают трудности в преданном служении? Одна из причин этого – плохая джапа. Плохая джапа означает, что мы совершаем 10 оскорблений. 11 оскорбление – невнимательность. Бхактивинод Тхакур говорит, что невнимательность является корнем остальных 10 оскорблений. И в течение ближайших 3-4 дней мы будем снова и снова подчеркивать важность внимательности.

Что означает невнимательная джапа? Просмотр ТВ во время джапы, чтение газет и другой информации во время джапы. В Бомбее был один преданный очень близкий к Шриле Прабхупаде, он был индусом. Когда он увидел Прабхупаду, он был очень впечатлен. Прабхупада спросил у него, каковы его планы и какова его программа, и этот преданный не мог понять, что имеет в виду Прабхупада. Он сказал, что он строитель. Но Прабхупада сказал, что его интересует его утренняя программа, во сколько он встает и что он делает утром. И преданный ответил, что он встает в 6 часов утра, выпивает пару чашек кофе и идет на работу. Тогда Прабхупада сказал ему очень строго: «В чем же тогда разница между тобой и свиньей?». Преданный был потрясен, он понял, что Прабхупада прав и тогда он по-настоящему стал преданным.

А что происходит, когда мы оставляем свои круги на следующий день? Это является еще одной нашей плохой привычкой и корень - это наша невнимательность во время джапы.

Кто-то из вас мог слышать о таком преданном, которого зовут Бхуриджана прабху. Он сказал, что необходимо время, чтобы стать преданным Кришны. Мы можем подумать, что он имел в виду, что нужно несколько лет. Но в действительности то, что он имеет в виду, это то, что мы должны вложить какое-то время в нашу садхану. И в особенности вложить время в повторение нашей мантры. В «Харинама-чинтамани» Бхактивинод Тхакур говорит, что если во время повторения мы думаем, что мы должны поскорее закончить свои круги, и смотрим на часы, то эта идея сама по себе является анартхой.

Бхактивинод Тхакур говорит, что мы должны думать, что во время повторения джапы мы находимся с Кришной, у нас есть отношения с Кришной. И какова главная часть того, чтобы пробудить вновь наши отношения с Кришной? Главная часть – повторение нашей джапы. Когда мы повторяем мантру, мы должны ее слушать и понимать, что мы находимся в присутствии Кришны в этот момент, поэтому мы должны вложить наше внимание и наши чувства по отношению к Кришне.

Е.С. Шрила Бхакти Чайтанья Свами, Кемерово 2010.