Гуру

Преданные о Е.С. Бхакти Бхринга Говинда Свами Махарадже

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Я далеко, но думаю и вспоминаю о тебе весь день. Да и как иначе? Ведь ты лучший друг, что когда-либо был у меня. На протяжении многих лет, что мы знаем друг друга, ты показываешь это снова и снова. Любые близкие отношения подразумевают глубокий любовный взаимообмен, и мне кажется, мы обрели его за много лет нашей дружбы. Самое главное, что мы вместе учились ценить святые имена, шастры и трансцендентную обитель Господа. Это и стало основой наших отношений и сделало их настоящими и незыблемыми.

Честно говоря, многое я полюбил в сознании Кришны благодаря общению с тобой. Твои киртаны стали легендой и никогда не выйдут из моды. Как десятилетиями остается популярным уникальный стиль воспевания святых имен Вишнуджаны Махараджа, так и твой стиль бхаджанов и киртанов будет знаменит еще многие столетия, – я убежден в этом.

Когда ты даешь лекции по своей любимой книге “Брихад- Бхагаватамрита”, ты высвечиваешь и проясняешь слова Шрилы Санатаны Госвами. Для многих из нас очевидно, что он и другие ачарьи даровали тебе свои благословения.

А как ты готовишь? В наши дни лишь у нескольких редких душ есть возможность попробовать блюда, приготовленные тобой. Я один из них, и мне известно, что ты можешь взять обычную картошку, добавить специй, перемешать и каким-то образом придать блюду такой вкус, как будто оно спустилось прямо с Вайкунтхи!

А твоя дружба: мне, как и многим другим, посчастливилось стать твоим другом. Ты очаровываешь людей своими качествами и вдохновляешь служить Господу как можно лучше. Многие считают тебя своим другом, жаждут твоего общения и ценят твои доброту, юмор и заботу о них. Как повезло тем, кто общается с тобой: хотя у тебя много важных дел, ты всегда доступен для тех, кто в тебе нуждается. А твой юмор делает светлее даже самые сложные моменты жизни.

Некоторые удачливые преданные на себе прочувствовали, на что ты готов пойти, чтобы помочь им и вдохновить. Хороший пример – наш духовный брат Бхуддхиманта дас, стойкий распространитель книг, в конце 1970-х приехавший во Вриндаван оставлять тело, – его мозг был поражен раком. Ты добровольно вызвался помогать ему, прикованному к постели, хотя тебя об этом и не просили. Ты жил рядом с ним, ухаживал, кормил, убирал за ним и молча терпел, когда он в бреду оскорблял тебя и пытался ударить. Я не знаю, благодарил ли тебя кто-нибудь и выражал ли свою признательность за это полное любви бескорыстное служение. Позволь мне воспользоваться моментом и сделать это сейчас от имени нашего духовного учителя, Шрилы Прабхупады, собравшихся преданных и всего нашего движения за такой удивительный пример любви к Вайшнаву и заботы о нем.

Ты явил выдающийся пример того, как должен действовать тот, кто берется заботиться о других преданных. Я сочту величайшей удачей, если ты будешь рядом со мной, когда я буду оставлять этот мир. Не только потому, что я знаю, что ты будешь ухаживать за моим разрушающимся телом, но и потому, что у меня будет шанс услышать святые имена, – чистые и нектарные, – из твоих уст.

Я также хотел бы поблагодарить тебя за любовь и заботу о преданных казахстанской ятры в течение стольких лет. Как львица, оберегающая своих детенышей, ты смело защищаешь свою стайку преданных в этой стране от опасных и порой жестких нападок врагов. И ты никогда не сдавался. Ты не хотел оставлять преданных на растерзание противников. Очень сомнительно, что когда-нибудь ты вернешься туда, поскольку правительство уже категорически отказало тебе в выдаче любого типа виз. Это грустно, но можно сказать, что это тоже комплимент. Это означает, что они боятся твоей силы и способности продолжать битву и выиграть её. Отказав тебе, они, на самом деле, прославили тебя. Как мне повезло, что мой друг – такой смелый воин!

Другим уникальным качеством является твоя поразительная способность общаться и дружить с людьми, занимающим высокое положение в обществе. Ведя кампанию по защите своего казахстанского проекта, ты связывался со многими влиятельными персонами: послами, лидерами уважаемых неправительственных организаций, специалистами по защите прав человека и т.д. Зачастую встречи с такими важными особами формальны, сухи и безрезультатны. Но благодаря дружелюбию и добродушию тебе удавалось преодолеть неловкость, обычную для подобных встреч, и все чувствовали себя расслабленно и радостно в твоем обществе.

И очень не хотелось бы говорить об этом, поскольку ты лучший из преданных, но если бы ты не был преданным, ты мог бы стать превосходным послом любой страны в любой части мира. Ты с легкостью мог бы быть госсекретарем в наших старых добрых Штатах и представлять страну – дружественно и эффективно. Но поскольку ты преданный высшего порядка, Шрила Прабхупада выбрал тебя, как и других своих компетентных сыновей и дочерей, подобных тебе, представлять себя и наших ачарьев в качестве посла, распространяющего сознание Кришны по всему миру.

Я горжусь тем, что я твой друг. Ты часто говоришь, что рядом с тобой всегда находятся двое преданных: Его Святейшество Шиварама Свами слева, а справа – моя нижайшая особа. Я никогда не понимал, как мне удалось заполучить это служение. У меня много недостатков, и ты, как настоящий друг, сразу же на них указываешь. Спасибо тебе за это. Но то, что ты видишь во мне, благодаря чему позволяешь мне всегда находиться рядом, – это не мои заслуги. Я просто принимаю это как “милость, которая приходит сама собой”, и в общении с тобой попытаюсь развить тот же вкус к воспеванию святых имен и умению ценить общение с Вайшнавами, что и у тебя.

Я желаю тебе долгих лет. Если мое пожелание исполнится, то много-много людей – и преданных, и непреданных – вдохновятся серьезно следовать процессу преданного служения.

На самом деле, гораздо больше преданных, чем ты можешь себе представить, вдохновлены тобой. Все они, вместе со мной, пользуясь возможностью в день твоего шестидесятилетия, благодарят тебя за все, что ты сделал и делаешь для нас.

И последнее (по порядку, но не по значимости) – спасибо тебе большое, что присматривал за мной и защищал последние шесть месяцев. Как только ты узнал, что мое здоровье в опасности, ты тут же появился и дал больше советов, чем содержится в медицинском справочнике. Это были простые и здравые советы, в любящей и заботливой форме. Я изо всех сил постараюсь следовать им, – ведь тогда я смогу оставаться рядом как можно дольше и получать благо в бесценном общении с тобой.

Спасибо тебе, мой дорогой друг и духовный брат.

Как всегда, остаюсь справа от тебя, Индрадьюмна Свами.

Миссия Е.С. Бхакти Бхринга Говинда Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Миссионерская деятельность в Израиле и Западной Европе (1979—1987)

В марте 1979 года, по приглашению одного из лидеров ИСККОН в Европе Бхагавана Госвами, Айодхьяпати (Бхакти Бхринга Говинда Свами) оставил Вриндаван и отправился проповедовать в Афины, где оставался до мая 1980 года. Затем его направили в Тель-Авив, где он участвовал в открытии первого вайшнавского храма в Израиле. Айодхьяпати также организовал вегетарианский ресторан, прибыль от которого использовалась для финансирования миссионерской деятельности ИСККОН. В те годы преданные в Израиле вынуждены были скрывать свою религиозную принадлежность. Проповедовать было сложно, так как, согласно иудейским обычаям, дети должны строго придерживаться семейных традиций и не могли покидать родительского дома. Поэтому преданных часто обвиняли в том, что они разрушают семьи. По словам Говинды Госвами, в те годы преданным даже стал один сотрудник Моссада, которому ему довелось проповедовать. Всё это закончилось тем, что в ноябре 1982 года за «антигосударственную» деятельность Айодхьяпати лишили права проживания в Израиле.

Покинув Израиль, Айодхьяпати до июня 1987 года под руководством Бхагавана Госвами занимался проповеднической деятельностью в Греции, Великобритании, Франции и Италии. В своих лекциях Говинда Свами рассказывал несколько историй из своего опыта санкиртаны тех лет. Например, о том, как он распространил множество книг на бойне, и о том, как однажды попал на поминки одной женщины, которая никогда не встречалась с преданными, но стала практикующей преданной просто читая книги Прабхупады.

В те годы завязалась продолжающаяся и по сей день дружба Айодхьяпати с Индрадьюмной Свами и Шиварамой Свами с которыми он познакомился по прибытии в Европу в 1979 году. С Индрадьюмной Свами Айодхьяпати в те годы довелось проводить проповеднические программы.

Возвращение в Индию. Принятие обязанностей гуру и отречения (1987—1993)

В 1987 г. Айодхьяпати вернулся во Вриндаван. В 1989 г. он выступил организатором лагеря ИСККОН на фестивале Кумбха-мела в Аллахабаде - крупнейшем фестивале в мире, на который собираются десятки миллионов верующих. Участие в этом фестивале вдохновило Айодхьяпати организовать во Вриндаване местное отделение гуманитарной миссии «Харе Кришна - пища жизни», занимающейся бесплатной раздачей освящённой вегетарианской пищи малоимущим. В 1993 г. Говинда Свами вспоминал:

В то время у меня было несколько мощных реализаций. Нас посетили сотни тысяч людей, и ежедневно мы распространяли по 5000 порций прасада, тысячи книг и проводили массовую нагара-санкиртану. Наша программа имела потрясающий успех. Моя собственная жизнь так сильно изменилась просто благодаря произнесению «Харе Кришна» и вкушению прасада, и я понял, что если это делать в таких больших масштабах, то результаты могут быть ошеломляющими. Согласно писаниям, аннадхана, или раздача еды из зерна, считается одним из высших видов благотворительной деятельности. Наши почётные члены ИСККОН с большим интересом относились к раздаче прасада, и давали большие пожертвования на эти цели. Тогда я понял, насколько важна эта программа и решил посвятить себя ей. В 1990 году мы организовали программу «Пища жизни» во Вриндаване, раздавая сладкий рис всем гостям храма. Некоторые из почётных членов ИСККОН помогают нам кормить 150 вдов ежедневно. Каждая из них получает порцию прасада из шести блюд и пожертвование в две рупии. Мы также кормим прасадом нищих, приходящих в храм, а в Нандаграме кормим 25 садху каждый день.

В 1989 г. в Индию впервые приехали советские вайшнавы. Айодхьяпати был одним из гидов, которые сопровождали советских преданных в течение всей поездки. В ИСККОН советские преданные считались героями, поскольку многие из них только вышли из тюрем и психбольниц, куда их отправил советский режим за проповедь своей веры.

К тому времени жена Айодхьяпати оставила его. Перед ним встал вопрос - жениться ещё раз или принять санньясу (уклад жизни в отречении). Подумав и посоветовавшись с друзьями, он решился на второе. В 1992 г. Айодхьяпати начал исполнять в ИСККОН обязанности инициирующего гуру, а в 1993 году принял санньясу, получив при этом новое монашеское имя Бхакти Бринга Говинда Свами.


Начало миссионерской деятельности в России и других странах бывшего СССР (1992)

Летом 1992 г. Айодхьяпати впервые побывал в странах бывшего СССР. Он принял участие в фестивале в Каунасе, в московской Ратха-ятре. А также - в большом концерте Боя Джорджа и театрально-музыкальной группы Gauranga Bhajan Band в спорткомплексе «Олимпийский», где 30 тысяч собравшихся пели вместе с Боем Джорджем мантру «Харе Кришна». Он также посетил Дальний Восток, где отпраздновал день явления Кришны - Кришна-джанмаштами.


Избрание членом Руководящего совета ИСККОН. Деятельность в руководстве ИСККОН.

Сейчас Е.С. Бхакти Бринга Говинда Свами является гуру и с 1998г. - членом Руководящего совета ИСККОН. Он курирует деятельность вайшнавских организаций в Поволжском регионе России, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, на острове Маврикий и в ряде стран Ближнего Востока.

Биография Е.С. Бхакти Бхринга Говинда Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Во всём Обществе сознания Кришны едва ли найдётся человек, который хоть раз не слышал бы этого имени – Его Святейшество Шрила Бхакти Бхринга Говинда Свами (Би Би Говинда Махарадж, Говинда Свами). Проповедник и музыкант, искусный повар и менеджер, активный член Джи-Би-Си, духовный наставник и учитель, – поговорка «Талантливый человек талантлив во всём» была будто бы написана про него. По какому пути Господь вёл своего дорогого слугу на протяжении его жизни?

Музыка в крови

12 января 1951 года в одной из семей Мемфиса, США, родился пятый ребёнок, получивший имя Шон О'Нил Хобгуд.

Нельзя сказать, что это была совсем обычная семья. Духовность и музыка проявились еще в самом начале жизни Шона, и, как два ангела-хранителя, навсегда остались в ней. Дедушка Шона был христианским миссионером, который провёл полжизни, проповедуя послание Господа в Африке. Многими годами позже Говинда Свами рассказывал в одном из интервью, что его дед был истинно духовным человеком, который заронил семена веры в его душе и послужил примером проявления настоящих духовных качеств. Когда сам Шон встал на путь Сознания Кришны, дедушка стал первым из родственников, кто его поддержал.

Отец Шона, Боб Хобгуд, был ведущим собственной программы на радиостанции, а также музыкальным менеджером. Именно он разглядел талант молодого, никому ещё не известного Элвиса Пресли и дал ему пропуск в мир музыки, став его первым продюсером. Двери их дома были всегда открыты для знаменитых тогда Роя Орбисона, Джонни Кэша, Джерри Ли Льюиса и Карла Перкинса, с каждым из которых Боб Хобгуд в своё время работал. Элвис также был завсегдатаем в их доме и к Шону относился как к младшему брату.


Начало духовного пути

Закончив школу, Шон попытался найти применение своему артистизму и пошёл учиться в театральный институт, однако через год бросил учёбу и отправился путешествовать по Америке в поисках себя. Знаменательно, что его первое столкновение с Движением сознания Кришны также произошло через музыку: на Рождество его родители подарили Шону альбом Джорджа Хариссона All Things Must Pass, созданного под впечатлением от философии вайшнавизма (Сознания Кришны). Немногим позже, отправляясь на молодежный музыкальный фестиваль, он уже молился о том, чтобы встретиться с ребятами из «Харе Кришна».

Известно, что Господь исполняет все духовные желания, и в жизни Шона этот фестиваль стал поворотным моментом. Впервые попав на киртан (совместное воспевание Святых Имён), он почувствовал необыкновенный восторг. В сердце пришло понимание, что в этих словах заключена сама Высшая Истина. Уже через неделю, снова встретив преданных на улицах города Буффало в штате Нью-Йорк, он решил поселится в храме – да так и остался с этими людьми навсегда.

Уже спустя два дня пребывания в ашраме ему доверили пост коменданта, а через неделю Шона попросили приготовить воскресный пир, и так он нашёл в себе ещё один из своих многочисленных талантов. Спустя годы о его кулинарных талантах будут ходить легенды по всему Обществу cознания Кришны и за его пределами.


Отношения с духовным учителем

В июле, через три месяца пребывания и служения в храме, Шон впервые встретил своего Духовного Учителя – Шрилу Прабхупаду. Он вместе с другими вайшнавами поехал в аэропорт, где состоялась лекция. Многое из того, что говорил Прабхупада, он не смог понять из-за сильного акцента, но одна фраза, которую Шрила Прабхупада повторил несколько раз, ему запомнилась: «Поверьте, вы – не это тело. У меня есть этот опыт, поверьте мне». Осенью Шон получил духовное посвящение и новое имя – Айодхьяпати дас. После этого они обменялись несколькими письмами, одно из которых, от 22.09.1976, будучи опубликованным, вдохновляет уже не одно поколение вайшнавов:

«Дорогой Айодхьяпати дас, пожалуйста, прими мои благословения! Я получил твое письмо без даты, спасибо тебе за него. Твоя сиддханта правильна и соответствует шастрам. Поэтому продолжай читать книги, сохраняй правильное восприятие вещей, и Кришна поможет тебе. Сиддханта балия читте на кара аласа иха хайте кришна лаге шудридха манаса. Искренний ученик не должен пренебрегать обсуждением этих заключений под предлогом того, что они противоречивы, поскольку такие обсуждения укрепляют ум. Таким образом ум привязывается к Кришне. Ты должен всегда сохранять бдительность, стараясь понять заключения шастр, и они помогут тебе, а иначе мы можем оказаться сбитыми с пути ложными философами. Я очень рад, что ты изучаешь мои книги. Это принесет тебе счастье и удачу. Я надеюсь, что это письмо застанет тебя в добром здравии. Твой вечный доброжелатель А.Ч. Бхактиведанта Свами».


Деятельность ради высшей цели

В 1972 году Айодхьяпати переехал в храм в Торонто, где служил в качестве повара, преданного санкиртаны (распространителя книг), пуджари (священнослужителя на алтаре). Там же он впервые оказал содействие в открытии вегетарианского ресторана Govinda’s. В этот период в его жизни произошло ещё одно приключение, ставшее переломным – первая поездка в Индию. Он посетил священные города Маяпур и Вриндаван, и в последнем навсегда оставил своё сердце. Через некоторое время Айодхьяпати переехал из Торонто во Вриндаван, где продолжил своё служение в качестве повара. Благодаря этому ему удалось провести последние дни Шрилы Прабхупады рядом с ним, быть свидетелем его ухода. После этих событий жизнь и сознание как всего Общества в целом, так и каждого отдельного его члена уже не могли оставаться прежними. Однако миссия продолжала стремительно расширяться, и в 1979 году Айодхьяпати уехал из Вриндавана для содействия в распространении Сознания Кришны в странах Европы.

Несколько лет он посвятил активной проповеди в Греции, Израиле, Англии, Бельгии, Франции, Италии, а также в Южной Африке и на Маврикии.
Он помогал открывать и поддерживать храмы ИСККОН и вегетарианские рестораны. Роль миссонера-первопроходца не была легкой: приходилось сталкиваться с непониманием, смертельными угрозами и гонениями.

В 1987 году Айодхьяпати принял ванапрастху (отречённый уклад жизни) и вернулся во Вриндаван. В том же году он был организатором лагеря ИСККОН на фестивале Кумбха-Мелы в Праяге, где осознал важность массовой раздачи прасада (предложенной Богу еды). Именно это послужило для него толчком, чтобы организовать программу Пища Жизни во Вриндаване, которая действует до сих пор и каждый день кормит всех желающих, а для некоторых является единственной возможностью получить полноценное питание.

В 1989 году Айодхьяпати стал одним из гидов для впервые приехавших во Вриндаван русских вайшнавов, считавшимися героями из-за гонений, которых им приходилось терпеть в СССР. С тех пор его жизнь будет тесно связана с русскоговорящими вайшнавами, которых он не раз называл и продолжает называть самыми замечательными, гостеприимными и щедрыми людьми из всех, кого он когда-либо встречал.


Борьба за землю Кришны и права преданных

В 1992 году Айодхьяпати дас был наделён полномочиями принимать учеников, а через год принял санньясу и получил своё нынешнее имя – Бхакти Бхринга Говинда Свами. Примерно тогда же, как член Джи-Би-Си стал курировать деятельность ИСККОН в различных странах СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан), но душой его деятельности стали организация и развитие в Казахстане сельскохозяйственной общины вайшнавов, «Шри Вриндаван Дхам», созданной по аналогии большого количества подобных общин ИСККОН по всему миру и, в частности, венгерской «Долины Кришны». Этот замечательный проект принес Говинде Махараджу серьезные испытания. Казахстанские власти проявили открытую враждебность по отношению к общине вайшнавов и не раз пытались отнять у них законно принадлежащую им землю. Пиком кризиса стала беспрецедентная попытка снести ферму с лица земли – половина домов была разрушена, люди остались без крова и надежды на какую-либо компенсацию. Больше пяти лет Говинда Свами потратил на то, чтобы восстановить справедливость, – он прошёл все мыслимые и немыслимые инстанции, начиная с президента Казахстана и заканчивая ОБСЕ. Какое-то время Махарадж был внесён в чёрный список с запретом въезда в Казахстан. Но после долгих лет напряженных усилий отношение властей к вайшнавам стало меняться к лучшему, и сейчас Казахстанское общество сознания Кришны является наиболее динамично развивающимся в Средней Азии.

Kirtan Forever! (Киртан навсегда)

В январе 2016 года ББ Говинде Свами исполнилось 65 лет. До сих пор активно участвует в проповеднической деятельности, путешествуя по миру с командой профессиональных музыкантов и проводя большие программы киртана, покорившие и трансформировавшие множество людских сердец. Среди этих программ – такие как «Магия звука» и «Пробуждение души», которые проводились во многих странах: ОАЭ, Казахстане, России, Украине, Южной Африке, Гонконге и др. Тысячи самых разных людей всех возрастов, национальностей и профессий посетили эти программы и в один голос говорили об уникальном духовном опыте, который они получили, благодаря которому у них появились надежда и стимул дальнейшего движения в жизни.

Говинда Махарадж не раз говорил о том, насколько важно проповедовать духовное знание в Москве, одном из главных мировых центров, где люди иногда забывают, куда и зачем они несутся в бешеном ритме жизни. Вскоре после юбилея Махараджа в Москве прошла 3-я Московская Киртана Мела, которая представляет собой трёхдневный фестиваль воспевания Святых Имён. Помимо главных почётных гостей, она объединила множество российских и зарубежных киртаний. И это далеко не последний подобный фестиваль – Говинда Махарадж всегда отмечает особенный дух русских преданных, их искренность и неподдельную любовь к воспеванию. Каждый год Махарадж проводит фестивали киртана и в других российских городах: С.Петербурге, Казани, Самаре, Саратове, Омске.

Источник

Биография E.С. Бхану Свами Махараджа

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Гуру

1Поиски "альтернативы материализму",
встреча с преданными

 

Брюс Эномото родился в 1948 году в золотодобывающем посёлке Бралорн на юге Британской Колумбии. Он был третьим и самым младшим ребёнком в семье.

В 1970 году Брюс окончил Университет Британской Колумбии, где получил степень бакалавра по истории изящных искусств. Во время учёбы в университете Брюс занялся поисками «альтернативы материализму». Он пришёл к выводу, что хотя деньги и положение в обществе делали жизнь комфортабельной, ему недоставало самого главного — счастья, которое даже при наличии всех материальных благ оставалось неуловимым.

В том же 1970 году для продолжения учёбы Брюс отправился в Токио. В то время в Японии вели миссионерскую деятельность американские ученики Шрилы Прабхупады. Брюс познакомился с ними и стал регулярно посещать программы и повторять Святое Имя. В середине августа 1970 года в Токио прибыл Прабхупада. Его сопровождали Киртанананда Свами, Тамала Кришна Госвами и ещё четыре старших ученика-санньяси. Прабхупада провёл в японской столице более двух недель, заключив за это время сделку с типографией Dai Nippon на публикацию двух новых книг («Источник вечного наслаждения» и «Шри Ишопанишад») и журнала Back to Godhead на хинди.

 

 


Путешествие со Шрилой Прабхупадой, посвящение

Прабхупада лично общался с Брюсом, проповедовал ему, и незадолго перед отъездом в Индию пригласил его последовать за собой. Брюс охотно принял это приглашение и 29 августа 1970 года вместе с Прабхупадой и его шестью учениками-санньяси благополучно прибыл в Калькутту. Шрила Прабхупада с большим воодушевлением писал своим ученикам об успехах и интересу к духовной жизни Своего нового верного последователя:

3

В Индии, с того самого момента, как мы вышли из самолёта, наша проповедь не прекращается ни на минуту... Этот юноша, Брюс, делает успехи, и интерес его растёт. Он уже пожертвовал ради Кришны своими волосами - это хороший знак.

В январе 1971 года Брюс получил от Прабхупады духовное посвящение и санскритское имя «Бхану Даса». В мае того же года Прабхупада посвятил его в брахманы и отослал проповедовать назад в Японию. 25 мая 1971 года в письме одному из своих учеников-проповедников в Японии, Прабхупада выразил надежду, что по прибытии Бхану в Токио они вместе смогут обратить в гаудия-вайшнавизм много молодых японцев:

Ты будешь рад узнать, что Бхану теперь полноценный преданный, то есть получил мантру гаятри. Так что, когда он вернётся, вы вдвоём сможете превратить множество молодых японцев в преданных Кришны. (ПШП Судаме, 25 мая 1971 г.)

 

На фото: Бхану прабху получает посвящение у Шрилы Прабхупады в 1971 году.


Прекрасный переводчик, проповедник и пуджари

В конце 1971 года Бхану вернулся в Калькутту, но уже в феврале 1972 года Прабхупада отослал его назад в Японию, поручив ему заняться переводом вайшнавской литературы с английского на японский язык и обучением новых переводчиков и проповедников. В те годы Бхану также выполнял служение пуджари и занимался изучением санскрита.

В апреле 1972 года, во время второго визита Прабхупады в Японию, Бхану сопровождал своего духовного учителя на проповеднические программы и утренние прогулки в Токио и Кобе. В этот раз, Бхану заслужил похвальные отзывы Прабхупады за правильное санскритское произношение:

2

Это произошло 21 апреля 1972 года в Токио. Прабхупада второй раз приехал в Японию, где благодаря усилиям Судамы прабху, Гурукрипы Свами и Бхану прабху уже сформировался небольшой круг вайшнавов и храмик Кришны. Бхану прабху, как и другие, сопровождал Прабхупаду на утренних прогулках. И вот на утренней лекции по "Шримад-Бхагаватам" (2.9.1) Прабхупада попросил преданных прочитать санскритский стих... Однако это оказалось не так-то просто, и Прабхупада долгое время исправлял произношение то Прадьюмны, то Шьямасундары, то других преданных, подчеркивая, насколько важно правильно читать ведические мантры.
Наконец, дошла очередь читать до Бхану прабху...

Прабхупада:
- Следующий, следующий! Бхану прабху, читай!
Бхану прочитал...
Прабхупада:
- Спасибо тебе большое! Он произносит очень хорошо! Поэтому он будет учить вас! Да! Следующий...

Также в это время Махарадж получил от Шрилы Прабхупады наставления о правилах поклонения Божествам и проведении вайшнавских храмовых ритуалов. Позднее, в 1977 году, этот опыт помог Бхану установить Божества и стандарты поклонения им в новом храме ИСККОН в Гонолулу. В середине 1970-х годов Бхану вошёл в состав группы санкиртаны Гурукрипы Свами, которая занималась распространением книг с целью сбора средств на строительство храма Кришны-Баларамы во Вриндаване и развития других проектов ИСККОН в Индии. В частности, Бхану служил в качестве пуджари личных Божеств Гурукрипы Свами.

В 1982 году Бхану Даса принял посвящение в санньясу от Джаяпатаки Свами в Маяпуре, получив при этом титул «свами». В том же году, Руководящий совет ИСККОН поручил Бхану Свами и другому ученику Прабхупады, ведическому астрологу Шьямасундаре Дасе, составить вайшнавский календарь ИСККОН «в котором бы объяснялись вайшнавские фестивали и правила их празднования, а также давалась возможность определять дни экадаши». В 1984 году Бхану Свами, по поручению Руководящего совета, координировал составление руководства по поклонению мурти в храмах ИСККОН.

 


Исследовательское служение

В марте 1989 года Бхану Свами вошёл в состав группы, которой Руководящий совет поручил провести «исследования, основанные на гуру, садху и шастрах», которые помогли бы установить в ИСККОН правила поклонения Божествам. Координатором работы был назначен Кришнакшетра Даса, а в состав группы также вошли Бхактивидьяпурна Свами, Аттмататтва Даса и Джананиваса Даса. Результатом проведённых исследований стала публикация в 1994 году двухтомного издания «Панчаратра-прадипы» — руководства по ритуальному поклонению мурти в храмах ИСККОН. 

В 1991 году Руководящий совет включил Бхану Свами в состав философской исследовательской группы, которой было поручено подготовить доклад с описанием «приемлемости использования астрологии для членов ИСККОН», и предоставить в нём «указания по надлежащему применению астрологии». В руководстве должна была быть тщательно рассмотрена проблема совместимости астрологии и принципов чистой бхакти.

В том же году Бхану Свами (вместе с Вирабаху Дасой, Хридаянандой Госвами и Бхактичару Свами) вошёл в состав другой философской исследовательской группы, которой было поручено «на основе ранее проведённой исследовательской работы, подготовить доклад по вопросу происхождения души»


Храм в Ченнаи

В 2002—2012 годах под руководством Бхану Свами в Ченнаи был построен крупнейший храмовый комплекс ИСККОН в Тамилнаде, частью которого является самый большой в этом южноиндийском штате храм Радхи-Кришны. Торжественная церемония инаугурации состоялась 26 апреля 2012 года. Одним из почётных гостей на церемонии открытия была актриса Хема Малини. Бхану Свами лично разработал дизайн храма, руководствуясь своими познаниями священных текстов индуизма, Васту-шастры и Шилпа-шастры.

 


Нектар трудов ачарьев

Как отметила в 2012 году газета The Hindu, Бхану Свами «обогатил литературу ИСККОН переводами священных писаний с санскрита и бенгали на английский». Переводческая деятельность Бхану Свами началась в 1984 году, когда Руководящий совет поручил ему, в сотрудничестве с Бхактичару Свами и Джаядвайтой Свами, перевести на английский язык «Чайтанья-бхагавату».

Позже Бхану Свами занялся переводом и изданием других трудов вайшнавских ачарьев и богословов с санскрита и бенгали на английский, — деятельность, которой он занимается и по сей день. Он перевёл такие книги, как «Сат-крия-сара-дипика», «Хари-бхакти-виласа», «Чайтанья-шикшамрита», «Навадвипа-дхама-махатмья», «Харинама-чинтамани», «Мадхурья-кадамбини», «Мадхава-махотсава», «Бхакти-расамрита-синдху» и др.

Бхану Свами возглавляет филиал издательства «Бхактиведанта Бук Траст» в Тамилнаде. Под его руководством, издательство перевело и опубликовало на тамильском языке практически все книги Бхактиведанты Свами Прабхупады, включая полное комментированное издание «Бхагавата-пураны» в 18-ти томах.

Глубина учёности Бхану Свами находит своё выражение в Его семинарах и презентациях на темы кармы, реинкарнации, йоги и Шримад Бхагаватам. По сей день Он продолжает своё служение переводчика, одаривая нас нектаром санскритских и бенгальских трудов вайшнава-ачарьев и углубляя наше понимание вайшнавской философии.