Гуру

Преданные о Е.С. Бхактивайбхаве Свами Махарадже

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Подношение Е.С. Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа на Вьяса-пуджу ЕС Бхактивайбхавы Свами в 2010 году

Впервые я услышал о Махарадже, когда он ещё не был санньяси. Он жил тогда на ферме в Германии. В тогдашней североевропейской зоне говорили, что всякий, кто принимает у него посвящение – это особая душа. Махарадж производил впечатление сурового человека, и очень редкие души осмеливались на такой шаг. Меня очень заинтересовала эта характеристика. Позже мне выпала возможность побывать на той немецкой ферме, где установлено Божество Нрисимхадева, и мне показали комнату, в которой жил Махарадж. Она поразила меня своей аскетичностью и простотой. Махараджа в то время на ферме не было.

Потом наступил момент, когда он приехал в Швецию и мне выпала возможность лично послушать его. Тогда я ещё не был знаком с ним близко, но лекция его меня очень тронула глубиной и образностью. До сих пор мне очень нравятся глубокие образы Бхактивайбхавы Махараджа, которые всегда привязаны к реальности, к нашей с вами жизни. Но опять же некая внешняя маска суровости, которая в то время была очень модна в североевропейской зоне, немножко отодвинула меня от него. Надо сказать, что все знаменитые проповедники в североевропейской зоне в то время имели такой образ. Рохини Сута прабху выглядел очень сурово. Манидхар прабху громил всех постоянно на своих лекциях, и Авинаш Чандра прабху тоже производил такое впечатление. Шачинандана Махарадж - уж на что мягкий человек - и то носил вокруг себя некую атмосферу неприступности.

Позже, когда Махарадж стал проповедовать в России и я стал постепенно возвращаться к проповеди в СССР, мы познакомились с ним ближе, и я понял, что за внешней маской суровости и неприступности, кроется нежный, добрый и глубоко чувствующий человек.

Пожалуй, переломным моментом наших отношений, когда я сумел приблизиться к Махараджу, был 1998 год. В то время в течение нескольких месяцев многие ученики Шрилы Прабхупады приезжали в Москву, чтобы как-то поддержать российский ИСККОН, потрясенный очень суровым внутренним ударом, неожиданным для многих. Я помню, с какой болью Махарадж переживал это событие, как глубоко он вникал в каждую деталь, с каким смирением он выходил к людям.

Внутренняя атмосфера была тогда в высшей степени напряженной. Мне запомнилось собрание преданных в Сухорево, в котором участвовали Бхактивайбхава Махарадж, Бхакти Бхринга Говинда Махарадж и Гопал Кришна Махарадж. Меня особо впечатлила роль Бхактивайбхавы Махараджа, его желание философски объяснить преданным случившееся. С другой стороны, он хотел утешить их, и поддержать, а с третьей стороны поражало его глубокое смирение.

Тогда приезжавшим в Россию, выпала очень нелегкая задача: объяснять решение ДжиБиСи, которое многим казалось излишне суровым и неоправданно резким. Верующие люди всегда очень ранимы, потому что у каждого из них есть сфера святого. Любое покушение на эту сферу, по сути дела равно покушению на них самих, или даже более дорогое, чем они сами.

1998 год был нелегким испытанием для каждого преданного ИСККОН, потому что приходилось принимать суровые решения и выбирать между двумя равно неприятными вариантами образа действий. Оглядываясь назад, можно понять, что Кришна тогда испытывал веру многих людей. И многие прошли эти испытания с честью. Другие, так или иначе, отклонились, пошли какими-то другими путями. В этой накалённой обстановке, в гуще её очень трудно было оставаться невозмутимым. Бхактивайбхава Махарадж абсолютно невозмутим, как на виду у преданных, так и наедине, когда мы вдвоём с ним обсуждали какие-то философские аспекты проблемы и пытались понять, как нам лучше действовать.

Эта рассудительность, понимание множества возможностей – одна из характерных черт Махараджа. Есть люди, наделённые некой безоглядной решимостью. Как правило, им кажется, что разных возможностей, по сути дела, не существует. Есть некий один единственно верный образ действий. Ослеплённые своей правотой, они идут куда-то, не оглядываясь по сторонам. Но есть другая категория людей, которые понимают, что Кришна всегда предоставляет человеку множество возможностей. Они пытаются понять, какую же из разнообразных возможностей надо выбрать, какую предпочитает Сам Кришна. И это понимание нашего выбора, нашей ответственности за принятые решения перед Кришной называется разумом. Иногда такие люди могут выглядеть нерешительными, но это - заблуждение. На самом деле это - очень глубокое понимание меры своей ответственности и желание сделать единственно правильный выбор, не сгоряча, не потому что мы одержимы чувством собственной правоты, а потому что мы пытаемся понять, чего же хочет от нас Кришна.

О том на протяжении долгих лет моего общения с Махараджем, которое было довольно эпизодичным: будь-то на совещании ДжиБиСи или во время российских фестивалей, когда мы обсуждали какие-то практические вопросы, я снова и снова сталкивался с этим его качеством. Иногда мне по горячности казалось: «Ну что тут думать? Это же очевидно! Нужно действовать именно так». Но Махарадж никогда не шел на лёгкие и даже очевидные решения, и в большинстве случаев оказывался прав, потому что человек должен пользоваться данным ему Богом разумом.

При этом Махарадж обладает неподражаемым чувством юмора, мягкостью, человечностью. В конечном счете, на мой взгляд, все эти качества растут из одного корня - из его глубокого разума, который он раз и навсегда посвятил Шриле Прабхупаде и служению миссии Шрилы Прабхупады. Эта его самоотверженность или полная самоотдача не может не восхищать.

Мы пришли в Движение Шрилы Прабхупады, чтобы научиться одной, к сожалению совсем не простой вещи: научиться служить не думая, что нам будет за это какие-то награды, получим ли мы вообще что-нибудь, будет ли нас в конце ожидать слава или хула. Что греха таить, в нашем обществе далеко даже за самые хорошие дела человек получает награду, и быть лидером в ИСККОН очень сложно. Для того, чтобы не просто быть лидером, а ответственно, тихо и смиренно нести это служение, нужно поистине быть человеком самоотверженным и преданным делу Шрилы Прабхупады.

Мы принимаем духовного учителя, чтобы научится у него одному этому качеству – желанию служить, а также радость, которую он получает от служения. В Шримад Бхагаватам Шримати Радхарани превозносит Говардхан, говоря, что он - Харидаса-варья, лучший из слуг Господа Хари. И Она объясняет, что его превосходство в служении над всеми остальными слугами - в том, что он просто служит Кришне всевозможными способами, и находит необычайную радость в этом служении. Он делает это с огромным счастьем, заражая своим энтузиазмом всех остальных. И, конечно же, наш духовный учитель, - пример такого отношения к служению. Для него это - не крест, который нужно нести и который послан нам от Бога, а естественные и радостные обязанности, возможности занять свои силы, энергию в служение Кришне, отдать их тому изначальному источнику, от которого мы эту силу и энергию получили. И это ощущение естественности, не натужности служения ещё одна характеристика Махараджа, о которой мне хотелось сказать. Помимо его глубокого и очень ответственного разума, у него есть это качество – он не просто служит, он так живет. Это - образ его жизни, образ его существования. Живя в служении, отдавая свои таланты, свою энергию Шриле Прабхупаде, он получает от этого радость.

Моя последняя по времени встреча с ним была в Керале. Это было уже больше года назад. Я увидел Махараджа уставшим и больным. Я его никогда таким не видел. Он вернулся после изнурительного путешествия по Сибири и Дальнему Востоку. Обычно он делает это в суровое время года, когда мало кто отваживается на этот подвиг - путешествовать по заснеженным сибирским просторам. Увидев его в этом состоянии, я стать умолять Махараджа позаботиться о себе, сделать какой-то перерыв. И он сказал, что не поедет на совещание ДжиБиСи. Он был решительно настроен. Я увидел в нем эту знакомую мне решимость довести процесс выздоровления до конца и порадовался этому.

Сейчас я с нетерпением жду когда у меня появится возможность посмотреть новый фильм Махараджа. К сожалению, в этом году я не поехал на совещание ДжиБиСи, но знаю, что он показывал фильм всем остальным членам ДжиБиСи. Этот фильм «Потерянная деревня» - о традиционной культуре Индии, которая ещё сохранилась в какой-то степени в отдаленных уголках великой страны.

Это – последнее, за что мне хотелось прославить Махараджа: за его желание очень профессионально делать фильмы о сознании Кришны, так чтобы преданные и обычные люди могли проникаться этой культурой. Мы все знаем, что, чем дальше развивается Кали-юга, тем в меньшей степени слово затрагивает глубины сердца человека и способно проникнуть внутрь. Но образ или видео-культура приобретает всё большее и большее значение, потому что люди воспитаны на этом. И Махарадж со свойственной ему прозорливостью пользуется всеми новейшими средствами техники, чтобы дать максимально большому числу людей соприкоснуться с удивительной духовной культурой Индии. Спасибо ему большое за это! И спасибо всем ученикам, которые искренне пытаются идти по его стопам, следовать его примеру и служить миссии Шрилы Прабхупады.


Истории о Махарадже

Как-то в питерском храме один бхакта лег спать и в сонном состоянии закатился под вьясасану. Там он благополучно проспал всю утреннюю службу. После джапы Бхактивайбхава Махарадж сел на вьясасану читать лекцию, и вдруг во время лекции послышался очень сильный храп. Махарадж (а он очень не любит, когда спят на лекции) внимательно осмотрел аудиторию и убедился, что спящих нет. Но храп, несмотря ни на что, продолжался! И вдруг Махарадж понял, что храп раздается из-под вьясасаны. Он взял данду и постучал по вьясасане. Раздался странный звук, похожий на стон, и храп продолжился. Все преданные лежали на полу от смеха. И вдруг этот преданный проснулся и осознал, во что он влип. Махарадж ему говорит: "Вылезай". А он отвечает: "Не вылезу!". Тогда Махарадж взял с подноса шарик и говорит: "Возьми маха-прасад". И тут же из-под вьясасаны вылезла рука, за которую Махарадж схватил, вытащил преданного, сунул ему в рот шарик и затолкал обратно под вьясасану. Хохот в алтарной был такой, что, наверное, было слышно на улице . . .

(Историю записал Шри Джишну прабху)

Как-то раз в машине произошел интересный разговор. За рулем был ученик Гуру Махараджа. Мы возвращались после утренней лекции по ШБ. Гуру Махарадж спросил его, почему он на утренней программе был не в дхоти. Он ответил: «Не получается». Гуру Махарадж тогда сказал: «По крайней мере, на утренней программе ты должен быть в дхоти. Это не нормально, к Господу приходить в одежде непреданных. Видели ли вы Кришну в брюках? В джинсах? А?» И затем мы некоторое время ехали молча.

И тогда Гуру Махарадж продолжил: «Вот представьте: у вас на кухне стоит пустая коробочка из пластмассы. И вы наклеиваете на нее бумажку с надписью «соль». И тогда очень вероятно, что довольно скоро эту коробочку заполнят солью. И когда вы носите эту одежду непреданных, т.е. как бы приклеиваете на себя знак «непреданный», то очень вероятно, что скоро вы заполнитесь «непреданским» содержимым, вкусами, свойственными непреданным, привычками, поведением, речью, образом мыслей и т.д. Т.е. вы постепенно можете превратиться в непреданного.

Как вот если вы идете по улице в вайшнавской одежде, все естественно на вас смотрят. Как вы себя ведете, что делаете. Вы сразу же начинаете делать серьезный вид, не смотрите на витрины, прилично себя ведете и т.д. Потому что все на вас смотрят. Но когда вы хотите, чтобы о вас не думали, что вы преданный, то вы одеваетесь как непреданный, и тогда на вас никто не обращает внимания, и вы можете спокойно разглядывать витрины, вывески, разгуливать по магазинам, вести себя так, как это свойственно непреданным. Тогда вы начинаете любить то, что любят непреданные. Но вайшнавская одежда удерживает вас от этого. Потому так важно носить вайшнавскую одежду».

Из дневника слуги Его Святейшества Бхактивайбхавы Свами Махараджа

Биография Е.С. Бхактивайбхавы Свами Махараджа

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Шрила Бхактивайбхава Свами явился в этот мир 28-го марта 1952 г. в г. Риге, Латвия. Его отрочество и юность прошли в Гамбурге, который впоследствии явился первым городом, где был открыт единственный храм ИСККОН в Германии в конце 60-ых. Там он впервые и встретил преданных. Кто-то из них распространил ему на улице листовку с лекцией Шрилы Прабхупады (т.к. книг на немецком в то время еще не было). В лекции говорилось что-то о варнашрама-дхарме, и она изобиловала различными санскритскими терминами. Одна фраза, которую он прочитал, глубоко потрясла его. Шрила Прабхупада сказал в конце лекции: «Сознание Кришны очищает все наше существование. И это так прекрасно». Как впоследствии говорил Бхактивайбхава Свами – у него было такое ощущение, словно он глотнул воздуха после тысячи лет удушья.

Бхактивайбхава Свами:

"Я всегда задумывался о том, что происходит после смерти. Я не мог допустить, что после смерти наше индивидуальное сознание перестаёт существовать. Я просто не мог представить себе такого. В то время я был сильно увлечён движением хиппи, музыкой и т.д. Я стал интересоваться мистической йогой и другими подобными вещам.

В возрасте 16-17 лет мы обычно вели беседы всю ночь на пролёт о жизни и смерти, о жизни после жизни и множестве аналогичных вопросов. Именно в то время я начал ощущать сильное влечение к Индии..."

Весной 1970 года музыкальная группа Gruinthens посетила Германию. Они играли в особом клубе, который я посещал почти каждый вечер. Они приходили и пели Харе Кришна маха-мантру. Я помню это было для нас абсолютно новым ощущением. Нас удивило, что у этой группы были огромные подсвечники, в которых они жгли благовония. Я помню все мои друзья были сильно увлечены этим.

Все мы пели Харе Кришна маха-мантру, и были очень увлечены этим пением. Когда мы вышли после концерта, была уже полночь. Я сел на траву и опять начал повторять Харе Кришна маха-мантру. Ко мне подошли друзья и сказали: "Хватит, пора идти домой. Пошли!". "Нет! Нет! Я не хочу возвращаться. Я хочу остаться тут и петь эту мантру". Они подумали, что я сошёл с ума и ушли. Так я всю ночь, до трёх или до четырёх часов утра я пел мантру...

Утром пришла моя подружка, и попыталась убедить меня, чтобы я вернулся на квартиру. Но я сказал ей: "Нет, меня не интересует больше всё это, я хочу лишь петь мантру".

Некоторое время спустя я вернулся в клуб, где группа проводила свои концерты, и поговорил с вокалистом, которого звали Шива. Я спросил его, где он получил эту мантру, и он объяснил мне, что получил её в Движении Харе Кришна в Америке. Я продолжал его расспрашивать, и постепенно он объяснил мне всё. Так я узнал, что в Германии тоже есть один храм, в Гамбурге. Это был как раз тот город, где я жил. Храм в Гамбурге был первым в Германии.Это был совсем маленький храм, но атмосфера там была очень духовной.

После посещения храма я вернулся в наш клуб и сообщил моим друзьям и подружкам, что я принял решение стать последователем Движения Харе Кришна. Они ещё не знали, что это такое. Я пытался объяснить им, но они не поверили мне, а подумали, что принял слишком много наркотиков и сошёл с ума.

Весной 1970-го года он, будучи в то время членом некой коммуны хиппи, посетил концерт группы «Сruinthens», которая пела со сцены Харе Кришна Маха-мантру. Привлекшись мантрой, от лидера группы он узнал о том, что тот получил ее в движении Харе Кришна в Америке, а также о том, что в Германии тоже есть один храм Харе Кришна. И – как раз в Гамбурге, в том городе, где жил Махарадж. Итак, в субботу он впервые посетил храм, в воскресенье – воскресную программу, а в понедельник пришел в храм уже со своими вещами. Более того, во вторник он уже был полностью побрит, а в среду уже был на харинаме. Так начался его путь в Сознании Кришны.

"В воскресенье я отправился в храм на воскресную программу. Но перед тем, как войти в храм, я задумался: заходить или нет? Я почувствовал, что если я зайду внутрь,я никогда не вернусь. Мне потребовалось некоторое время на раздумье, но всё же я зашёл.

Когда я зашёл, то испытал очень сильное впечатление. Настолько сильное, что даже испугался. Я подумал: "Действительно ли я должен остаться здесь? Мне нужно идти домой". И в тот момент, когда я уже собрался выходить Мандалибхадра, преданный лет двадцати пяти, неожиданно обратился ко мне: " О-о, ты здесь в первый раз?" И у меня всё прошло.

Уже до этого я получил на улице листовку, которая была переводом на немецкий язык одной из лекций Шрилы Прабхупады. Я ничего в ней не понял, кроме того, что там говорилось о какой-то сампрадае и о Вьясадеве. Я подумал, что это была музыкальная группа или что-то вроде этого, но одно глубоко потрясло меня - то, как Прабхупада сказал, в одном из последних предложений: "Срознание Кришны настолько прекрасно, что очищает всё наше существование". Это было как раз то, чего я всегда хотел, поскольку ощущал в себе полнейшую нечистоту в уме, в сердце, внутри, снаружи и повсюду.

Прабхупада сказал о сознании Кришны: "Оно очищает всё наше существование, - и добавил, - И это так прекрасно". И ощущение было такое, словно я глотнул воздуха после тысячи лет удушья...

В те дни у нас не было таких прекрасных вайшнавских одежд, как сейчас. Их просто не было ещё на Западе. Но мы хотели следовать стандарту во всём, также и в одежде. Мы отправились в магазин и нашли материал, более или менее подходящий для дхоти. Но он был очень дорогой и потому мы купили кусок поменьше. В результате этого каждый мог лицезреть наши ноги почти до колен.

Курты не существовали вовсе. Как должна выглядеть вайшнавская обувь, у нас вообще не было никакого представления. У меня были кожаные ботинки, очень модные в то время. При этом у меня не было даже носков. Затем я решил, что не должен носить майки хиппи. Поэтому я купил белую рубашку с большим воротником и золотыми пуговицами. На рубашке был чёрный горошек.

Я был побрит, с длинной шикхой, которую я носил заплетённой в косу с красной тесёмкой на конце. Вот так я выглядел. Можете представить себе?

Через полгода я получил первую инициацию. Шрила Прабхупада инициировал меня через письмо. Он дал мне имя Авинас Чандра, которое означает "Кришна - Негибнущая Луна". Это имя иногое значит для меня вплоть до настоящего времени."

Получив от Шрилы Прабхупады наставление распространять книги, Авинас Чандра Дас стал заниматься санкиртаной. А в 80-ых годах он стал проповедовать и распространять книги на Ближнем Востоке, в мусульманских странах, где в то время шли продолжительные столкновения мусульман и христиан. Именно в этой обстановке гражданской войны в Ливане Махарадж и распространял сознание Кришны.

В 1991-м году он принял санньясу и начал проповедовать уже в новом статусе, принимая учеников по всему. В настоящее время Шрила Бхактивайбхава Свами – инициирующий Гуру ИСККОН, член Джи-Би-Си и один из ответственных лиц, решающих различные проблемные ситуации в ИСККОН. Он путешествует по всему миру, проповедуя сознание Кришны в Германии, Чехии, Словакии, Югославии, России, на Украине, в Молдавии, Прибалтике. Несколько лет назад он впервые побывал в Монголии. До этого времени эта страна оставалась уголком мира, где не распространялась миссия Господа Чайтаньи. Бхактивайбхава Свами – первый гуру ИСККОН, который посетил Монголию с открытой проповеднической миссией и продолжает делать это и по сей день.

Бхактивайбхава Свами посещает Россию регулярно, из года в год, проводя в ней по 4 месяца в год, поэтому, проявляя уважительное отношение к нашей культуре и желая облегчить общение с русскими преданными, Махарадж самостоятельно изучает русский язык. Несколько лет назад он создал кинокомпанию «Veda Vision», где он с группой учеников и помощников стал снимать высокопрофессиональные вайшнавские фильмы. В красоте, уникальности и превосходном вкусе этих фильмов, по качеству не уступающих голливудским, смогли уже убедиться многие преданные. Один из известных шедевров – фильм «Мать Ганга».

Преданные о Е.С. Индрадьюмне Свами Махарадже

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру

Главная черта этой личности - это преданный санкиртаны. Впервые я встретил его в 1974 году, на санкиртане. Когда Индрадьюмна Свами приехал во Францию, он был первым, кто организовал санкиртану. Это было очень экстатично. Он был грихастхой. Для него самым главным было воспевание, прасад. Он, не останавливаясь, вел киртаны около пяти часов. Вы знаете его таким сейчас, он дал всем вкус к киртану, к Святому Имени. Он всегда учил: "Просто воспевай, танцуй. Бхакти должно быть свободным от кармы и гьяны"...

...Я заметил, что он заботится обо всем, не упускает даже малейшей детали, не равнодушен ни к чему. Он может делать сам многие вещи. Например, на Вудстоке девушки украшали алтарь, кто-то пел бхаджан, Махарадж пришел туда и стал наводить порядок: расставлять стулья, убирать со сцены ненужные вещи, чтоб все было красиво, аккуратно. Когда стали приходить люди, он начал переставлять стулья, кресла. Хотя там были преданные, он не просил никого делать это, просто делал сам.

...Он также очень добр ко всем и мягок в общении. У него красивые и привлекательные глаза и улыбка. Через них вы можете увидеть то блаженство, которое он испытывает в сердце. Каждый знает о его замечательных мелодичных киртанах. Он постоянно стремится к совершенству. Он молитвенно обращается даже к своим младшим духовным братьям, чтобы они пролили на него свою милость. И хотя он старше по отношению ко многим из нас, он всегда ведет себя так, как будто ниже нас по положению.



miCZ2iXGHTI

Гопа Свами об Индрадьюмне Свами

Главная черта этой личности - это преданный санкиртаны. Впервые я встретил его в 1974 году, на санкиртане. Когда Индрадьюмна Свами приехал во Францию, он был первым, кто организовал санкиртану. Это было очень экстатично. Он был грихастхой. Для него самым главным было воспевание, прасад. Он, не останавливаясь, вел киртаны около пяти часов. Вы знаете его таким сейчас, он дал всем вкус к киртану, к Святому Имени. Он всегда учил: "Просто воспевай, танцуй. Бхакти должно быть свободным от кармы и гьяны".

Во время долгой поездки от города к городу он вел машину и везде, где только можно, ставил перед нами прасад. Прасад, воспевание, прасад. Я часто засыпал, но Гуру всегда наполнял меня прасадом и киртаном. Когда мы вместе были на санкиртане, он всегда вел машину. Он проводил утренние программы. Тогда было мало образованных преданных, в основном, гангстеры и хиппи. Я был студентом, и очень этим гордился. Я не был уверен, что эти люди серьезны. Но лекции Гуру были настолько разумны... Индрадьюмна Свами был единственным из всех, кто мог говорить о культуре, ведической культуре, проблемах, брахмачарйе, экономике и т.д. Я был поражен. Это убавило мою гордость, и дало уверенность, что в этом Движении очень разумные люди.

Я люблю его за его привязанность к Святому Имени, за то, что он - истинный проповедник. Он прекрасен, потому что никого не критикует, никого не злит. Он никогда не злится, он - прекрасная личность. Он всегда вдохновляет киртаном, философией, в нем нет никакой двойственности, он очень терпелив. Если у кого-то есть материальные привязанности, это не останавливает Гуру, он все равно дает ему Кришну. Он не говорит о материальном, он просто дает Кришну. Он всегда радостен, всегда энтузиастичен, дает прекрасные лекции Я его очень люблю.

Я видел его в стольких разных ситуациях, и мое мнение о нем никогда не менялось. Я видел его санньяси, грихастхой, гуру, преданным, но у меня всегда одно мнение: это особенная личность, очень особенная, очень чистая, никаких материальных качеств. Он естественный, спонтанный, никакого шоу, никакой показухи, ничего искусственного. Он как чувствует, так и показывает. Он любит маленьких детей, всегда с ними танцует на киртане, любит хороший прасад, он не показывает искусственно, что отречен. Это факт.

Он всегда очень духовен. Я знаю многих старших преданных, но он - один из самых чистых. Он - чистый последователь Шрилы Прабхупады. Очень простой, это не ментальность, это не тонкая философия: то, что он проповедует, всегда очень ясно. Надо следовать ему. Он так и не изменился за двадцать лет. Когда он занимался санкиртаной, он покупал игрушки своему маленькому сыну, уезжая к нему на уик-энд, а затем опять - на санкиртану. Один раз мы отпраздновали его день рождения, на санкиртане. Это было чудесно!

Это была милость, когда он стал президентом храма в Нью-Майапуре. Нью-Майапур - глухое место, но он был всегда энтузиастичен. Он как-то сказал, что в храм могут приходить каждый раз 200 посетителей. Друзья волновались за него, боялись: "Он ведь не настолько влиятелен". Но пришло воскресенье. Махарадж готовил пир для 200 человек, все было украшено. В 14.00 пришло десять человек.

Но, тем не менее, был киртан, киртан!!! И вдруг, неожиданно, в отдаленном месте Нью-Майапура возник пожар (загорелся сарай). Дети играли и подожгли сено. Был огромный пожар. И через 15 минут у нас было 50 пожарников и 150 зрителей. Так что у нас действительно было 200 человек на киртане. На следующий год он тоже был президентом, и каждое воскресенье у нас было 200 человек: каждый услышал о пожаре, о пире, о том, как всех прекрасно принимали.

Если у меня есть проблемы, я просто пишу ему. Для меня он - это самое умное решение в сознании Кришны. Вы знаете историю, как он встретился с Прабхупадой? Однажды Прабхупада приехал в Париж. Гуру должен был принести чемоданы в комнату. Проход был очень узким, но Индрадьюмна Свами был всегда энтузиастом. Когда, наконец, он пришел к Прабхупаде в комнату, он просто упал. И Прабхупада сказал: "Все очень трудно теперь, но когда я верну тебя домой, все будет просто и приятно".

Индрадьюмна Свами очень честен, это очень естественная личность. Мы только пытаемся стать такими. Он всегда был очень смиренным. Каждый должен быть не претендующим ни на что, так его можно удовлетворить. Если вы на что-то претендуете, вы не сможете с ним общаться. У Индрадьюмны Свами нет каких-то секретов, тайн. Он всегда дает одно и тоже: киртан, санкиртана. Вначале мы видим: он светящийся, радостный, и т.д., но с лучшим, духовным пониманием мы начинаем видеть, что он очень глубок. Время - очень хорошая проверка. Но у него внешне - никакого изменения. Он всегда привязан к киртану, к Святому Имени.

Вначале, когда он был грихастхой, он был незаметен, его никто не знал. И хотя он не известен в обществе своим положением, в духовном обществе он все больше и больше становится известен как проповедник, из-за своих блестящих качеств. Он не политик. Он очень смиренен и озабочен только своим собственным делом. Все это дало мне видение духовной жизни. Каждый должен быть очень энтузиастичным. Он очень милостив. Я всегда думал, что у него есть Все Хорошие Качества; он не спит, всегда на санкиртане. Куда бы мы не ехали, он всегда был уже там, а мы подтягивались за ним.

Индрадьюмна Свами спасал меня в течение многих лет, а когда были трудности, я получил этот вкус Святого Имени. Шрила Прабхупада говорил, что сознание Кришны - просто для простых и трудно для запутанных личностей. Для меня Индрадьюмна Свами - это путеводитель, тот, кто меня ведет.



Ниргуна Прабху

— Расскажите, пожалуйста, когда и как Вы познакомились с Индрадьюмной Махараджей?

— До недавнего времени мы не были знакомы лично. Махараджа провел около тридцати лет в Европе и за это время практически не бывал в Америке. А поскольку я, напротив, почти все время в Америке и никогда не бываю в Европе, наши пути не пересекались, поэтому мы не знали друг друга. За исключением тех пары его визитов в Америку, когда я был одним из толпы. Но, при встрече в Польше, он горячо обнял меня, как старого друга.

Когда он представлял меня другим преданным, вступление было очень долгим. Он так прославлял меня, чего я совершенно не ожидал. И он дал мне все возможности для проповеди в Польше. Он был ко мне особенно внимателен. Я считаю его более возвышенным и продвинутым братом в Боге, чем себя.

У меня была копия его дневника. В этой книге он написал прославление в мой адрес, хотя, на самом деле, должно быть все наоборот: это я должен прославлять его проповедь.

Он сказал: "Поскольку ты очень предан миссии проповеди Шрилы Прабхупады, то ты можешь оценить истории, которые написаны в этой книге". Он говорил так, потому что я прославлял его дневник. Я выразил глубокую признательность за его дневники. Поэтому, когда он, наконец, согласился подписать книгу для меня, он поставил именно эти слова.

И я вам скажу еще кое-что о его смирении. Махараджа сказал: "На самом деле, это все - милость Господа Чайтаньи, а я просто свидетель, я ничего не делаю". Но мы-то все знаем, что весь польский тур - это полностью его рук дело. Поэтому мы не принимаем такое его утверждение. И затем он попросил, чтобы я благословил его на постоянное служение миссии проповеди движения Шрилы Прабхупады.

А я попросил у него благословения, чтобы всегда оставаться в обществе таких вдохновляющих, полных энтузиазма преданных, как он сам. И еще я попросил, чтобы он, когда будет в апреле в Америке, посетил также и нашу общину в Новой Каролине. Я предложил ему остановиться в своем доме и пригласить преданных из близлежащих мест. Предложил провести фестиваль санкиртаны, большую харинаму в городе и постараться собрать какие-то пожертвования для его проповеди в Польше. Вот таким образом наши отношения развиваются и становятся все слаще и слаще.

Какие Ваши самые яркие впечатления о Польском туре?

Самым ярким впечатлением, без сомнения, было самопожертвование тяжелой работе и полное предание всех тех бесконечно серьезных преданных, которые принимали участие в проведении фестиваля. Их настроение служения просто как потопом затопляло нас. И, конечно, я видел, что это является результатом проповеди Индрадьюмны Махараджи.

У Индрадьюмны Махараджи есть только одна цель в жизни - распространение движения санкиртаны. Он очень привязан к Шриле Прабхупаде и миссии Господа Чайтаньи. Он очень целеустремлен и решителен в сознании Кришны, не привязан к телу и очень тяжело трудится для распространения сознания Кришны.

Он также очень добр ко всем и мягок в общении. У него красивые и привлекательные глаза и улыбка. Через них вы можете увидеть то блаженство, которое он испытывает в сердце. Каждый знает о его замечательных мелодичных киртанах. Он постоянно стремится к совершенству. Он молитвенно обращается даже к своим младшим духовным братьям, чтобы они пролили на него свою милость. И хотя он старше по отношению ко многим из нас, он всегда ведет себя так, как будто ниже нас по положению.

Отрывок интервью Ниргуны прабху, ученика Шрилы Прабхупады, регулярно распространяющего книги вот уже 30 лет, с 1975 года.


Панкаджангхри прабху

- Расскажите, пожалуйста, что-нибудь об Индрадьюмне Свами.

- У меня не было с ним много личного общения. Я восхищаюсь его служением миссии Шрилы Прабхупады, его простотой и сладостью, его способностью вдохновлять стольких преданных так много делать. Чтобы руководить людьми, нужно побудить их полюбить тебя. Когда они любят, они могут многое для тебя сделать. У преданных должны быть какие-то чувства к Гурудеву, чтоб уметь так посвящать себя такому тяжелому служению.

Я заметил, что он заботится обо всем, не упускает даже малейшей детали, не равнодушен ни к чему. Он может делать сам многие вещи. Например, на Вудстоке девушки украшали алтарь, кто-то пел бхаджан, Махарадж пришел туда и стал наводить порядок: расставлять стулья, убирать со сцены ненужные вещи, чтоб все было красиво, аккуратно. Когда стали приходить люди, он начал переставлять стулья, кресла. Хотя там были преданные, он не просил никого делать это, просто делал сам.

Он очень внимателен ко всему, что касается аккуратности и красоты. На харинамах мы видим, что все девушки красиво одеты, красиво и слажено танцуют. Это замечательно. Все преданные ИСККОН во всем мире должны так поступать. Люди приходят и видят, что все красиво представлено, все слажено, они просто ошеломлены. Если бы впереди какие-нибудь брахмачари скакали с мридангами, это выглядело бы дико, и все бы думали: "Боже, что это?"

Индрадьюмна Свами очень персонален в подходе к каждому преданному. Он всегда спрашивает как тот, как этот, кто как себя чувствует. Поэтому преданные его очень любят, и поэтому этот тур настолько успешен.

- Какие у Вас впечатления о Вудстоке?

- Программа фантастична. Окружающая среда - это сплошная тамо-гуна. Когда люди приходят из этой среды в Деревню Кришны, хорошо виден контраст. Это на них действует отрезвляюще: "Боже, что здесь происходит? Это другой мир!" Даже те, кто приезжает в эту тамогунную атмосферу, очень поражены нашей Деревней Кришны. По многим заметно, что они были на нашем фестивале раньше. Видно, что эта программа многого стоит.

Как говорил Шрила Прабупада: "Чтобы сделать одного преданного, нужны галлоны крови". Такова цена. Видно, как преданные тяжело работают, чтобы это все шло, недосыпают, недоедают. Прабхупада говорил: "Это нелегкая вещь - начать духовное движение в материальном мире". Но Господь Чайтанья устраивает все. Даже когда вам не удается посещать все лекции, семинары, киртаны, поскольку вы так заняты служением, не думайте, что Господь Чайтанья вас не увидит.

(отрывок интервью Панкаджангри прабху, ученика Шрилы Прабхупады, вместе со своим братом-близнецом Джананивасой пр., он главный пуджари в Майяпурском храме. Январь 2005г.)


 


Радха-Чаран дас

Мне выпала огромная удача быть знакомым и общаться с Его Святейшеством Шрилой Индрадьюмной Свами во времена его юности и проповеди в конце 1970-х. Когда мне было 16 лет, я без толку слонялся по улицам Парижа и часто видел, как он возглавлял группу поющих людей, проходящих через блошиный рынок или мимо Эйфелевой башни. Следуя указанию Шрилы Прабхупады проповедовать во Франции, Его Святейшество Индрадьюмна Свами путешествовал тогда с санкиртаной, устраивал проповеднические программы, обучал новых преданных и часами воспевал и танцевал.

Многие из нас помнят его в те дни как высокого, подтянутого домохозяина по имени Шриман Индрадьюмна даса Адхикари. Его местом проживания считалась ферма Нью Майапур во Франции, где жили его жена Крипамайи деви-даси и сын Гаура Шакти. И, помнится, он гонял с фермы туда и обратно на выходные и вновь и вновь возвращался на улицы, чтобы распространять книги Шрилы Прабхупады. В нашей ятре он славился как выдающийся проповедник и уважаемый месье Вайшнав. Его энтузиазм, с которым он проводил уличные харинамы и воскресные киртаны, был заразителен. Его дух санкиртаны долгое время подбадривал нас. Все мы знали, что когда-нибудь он станет великим санньяси. И этот день настал.

Индрадьюмна дас был готов к этому важному шагу его жизни. Он должен был пожертвовать молодой женой-преданной и подрастающим сыном во имя распространения сознания Кришны. Он и так уже жил, как санньяси, аскетично и возвышенно. Но, тем не менее, формальность смены ашрама должна была окончательно определить, чему будет посвящена его жизнь.

Каждый год Индрадьюмна Прабху приезжал на Фестиваль Гаура Пурнимы в Шридхаму Майапур (Индия). Но в том году, в 1979, он готовился дать обеты санньсы. Незадолго до этого события Шрила Прабхупада ушел из поля нашего материального видения. Движение было буквально затоплено новой волной санньяси, желающих ускорить распространение санкиртаны по всему миру. На церемонии инициации не один Индрадьюмна Прабху должен был получить санньяса-данду. Шиварама дас, Прабхавишну дас, Нимай Чандра дас и другие известные преданные готовились произнести свои обеты санньясы.

Сотни преданных собрались в храме Майапур Чандродайа Мандир, чтобы посмотреть на ново инициированных санньяси, на то, как они бросают зерна в огонь, произнося: «Сваха! Сваха! Сваха!». С того момента Индрадьюмна Прабху стал Его Святейшеством Индрадьюмной Свами Махараджем. Несомненно, этот Фестиваль Гаура Пурнины стал особенным событием 1979 года.

Эти ново инициированные санньяси были подобны распускающемуся бутону растущего цветка, который распространяет трансцендентное благоухание во все уголки мира и доносит послание сознания Кришны до миллионов обусловленных душ. Сарвабхаума Бхаттачарья прославлял Господа Чайтанью в таких словах:

«Я принимаю прибежище у Верховной Личности Бога, Шри Кришны, который низошёл в форме Господа Чайтаньи Махапрабху, чтобы научить нас преданному служению и отрешенности от всего, что неблагоприятно для сознания Кришны. Он низошёл в этот мир, поскольку Он – океан трансцендентной милости».

Такие же слова можно сказать о Его Святейшестве Индрадьюмне Свами Махарадже. На протяжении всей своей жизни он будет показывать нам пример и практиковать то, чему учил Господь Чайтанья.

Когда закончился Фестиваль Гаура Пурнимы, Е.С. Индрадьюмна Свами вернулся к своей проповеднической деятельности во Франции. Перед ним открывалось много новых возможностей. Когда он прилетел в парижский аэропорт, его встретили двое взволнованных преданных. Остальные были в храме, готовили небольшой приём по поводу этого благоприятного события.

Индрадьюмна Свами приехал в парижский храм, на улицу Rue Lesueur 4, во время вечернего арати, в 4.30. На Божествах Шри Шри Радха Парижишвара и Шри Шри Джаганнатха, Баладева и Субхадра Деви были блистательные, золотые, царские одежды. Мы подготовили большое белое кресло рядом с вьясасаной Шрилы Прабхупады и собирались поприветствовать нового санньяси омовением его стоп.

Как только Индрадьюмна Махарадж вошёл в храмовую комнату в своих ярких шафрановых одеждах, он принял даршан Божеств и, держа данду в руке, начал танцевать и кружиться в экстазе по всей комнате! Киртан стал ещё громче и слаще. Так удивительно было видеть нашего Индрадьюмну Свами. Казалось, что он получил новое рождение в новом теле.

Мы усадили его с большим трудом, едва ли не силой, потому что он отказывался от какого-либо приема вообще. Мы были обязаны почтить его новый ашрам, но Индрадьюмна Махарадж был непреклонен. В конце концов, он смягчился и позволил нам омыть его стопы. Переполненные энтузиазмом, мы хотели сделать всё должным образом. Но, к несчастью, приготовили кувшин с чересчур подогретой водой. Как только мы начали лить эту, откровенно говоря, горячую воду на его стопы, его лицо перекосилось от боли, но он принял эту пытку как очищение. Каждый из нас сожалел об этой ошибке.

Махарадж произнёс небольшую речь, после чего к всеобщей радости начался пир. В ближайшие выходные мы запланировали программу в Американском Центре в Париже, на которой Махараджа должен был впервые выступать как санньяси. Я помню, его речь была очень духовно сильной и впечатляющей. Он говорил о том, что надо безотлагательно стать сознающими Кришну и принять участие в движении санкиртаны Господа Чайтаньи. На этой программе было много влиятельных гостей и преданных.

Теперь, когда Индрадьюмна Свами вернулся во Францию молодым санньяси, ему и всем вокруг было ясно, что перед ним – широко открытое поле для проповеди и длинная дорога. Мы все хотели видеть Индрадьюмну Махараджа в действии, и он никого не разочаровал. Не тратя времени даром, он нашёл и купил огромный старый автобус, который брахмачари подремонтировали. Он установил в этом автобусе Шри Шри Нитай Гаура Натараджа, ставших путешествующими Божествами, и приготовился к первому летнему фестивалю на юге Франции в историческом городе Авиньон.

Они привлекли многих преданных, распространили тонны восхитительного прасада, проводили киртаны каждый день допоздна. Жизнь была такой сладкой, какой она только может быть для молодого санньяси. Успех был полным.

В свое первое путешествие Индрадьюмна Свами отправился в Южную Индию, к месту, где Господь Нрисимхадева убил Хираньякашипу. После этой поездки он стал ревностно поклоняться Господу Нрисимхадеву в форме Его Божеств.

Глубоко запечатлелись в нашей памяти также незабываемые рождественские марафоны (1977-1986), в которых участвовал Индрадьюмна Свами и которые возглавлял. Тот, кто был с ним в те дни, получил истинно неоценимый опыт. И этот опыт очень ценен и теперь, 20 лет спустя.

За эти 20 лет Его Святейшество Шрила Индрадьюмна Свами продемонстрировал высочайший уровень посвященного в орден санньясы человека, что достойно похвалы. Будучи президентом храма, он взял на себя ответственность за проект фермы Нью Майапура. Он путешествовал по всей Франции, вдохновляя преданных на распространение книг и проведение уличных харинам. Он отважился поехать на Амазонку, чтобы распространять святые имена среди индейцев. Он создал огромное поле для проповеди в Южной Африки, России и особенно в Польше, где каждый год он вместе с двумя сотнями преданных успешно проводит четырехмесячный странствующий фестиваль.

Он очень успешный проповедник и неутомимый триданди санньяси, которым наше Дживение сознания Кришны гордится и почло бы за честь носить его на своей голове, как драгоценную корону. В его замечательных учениках отражается его уникальный вкус к воспеванию святых имен и его энергия проповеди. Индрадьюмна Свами – идеальнейший санньяси во многих отношениях. Он бесстрашен, беспристрастен, прост и серьезен. Он целиком посвящает себя и концентрируется на своих проповеднических целях, он чрезвычайно добр и милостив ко всем обусловленным душам. Он сосредоточен на развитии своих взаимоотношений с Верховным Господом и прежде всего очень привязан к воспеванию святых имен Бога.

Из воспоминаний Радха-чарана даса


Сандхья-аватар прабху

Е.С. Индрадьюмна Свами Махарадж - Интернет-ресурсы

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Гуру