Хари-нама-санкиртана

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

67-05 Ты правильно поступил, приделав к мриданге ремень, чтобы удобнее было играть и танцевать. Прошу тебя купить еще мриданг. Конечно, для оплаты первой партии мриданг и каратал я послал деньги со своего личного книжного счета, но если ты хочешь купить больше мриданг, тогда тебе придется самому найти деньги на оплату. Первоклассная мриданга в Индии стоит около десяти долларов. Думаю, тебе нужно купить, по меньшей мере, четыре мриданги и научить других играть на них. Если где-нибудь в парке будут играть три-четыре мриданги и пар двадцать каратал, киртан будет намного красивее. Мы хотим распространить это Движение повсеместно, так что если ты пошлешь мне 100 долларов, я могу с гарантией купить лучшую фисгармонию и две мриданги и три пары тарелочек. (ПШП Мукунде, 5 мая 1967)

68-02 По поводу группы киртана: моя идея состоит в том, чтобы группа киртана состояла, по меньшей мере, из двенадцати человек. Двое должны играть на мридангах, восемь человек — на караталах, один — на тамборе, и один — вести мелодию на фисгармонии. Человек с тамборой должен вести киртан. Ты уже догадался, чего я хочу, когда предложил, чтобы лидер пел, как я, а остальные отвечали ему. Это будет очень хорошо. Но все члены группы будут чистыми преданными. Со стороны никого не должно быть. Мы не хотим посторонних, насколько это возможно. На мринданге играй, как играешь, и скоро ты станешь очень опытным исполнителем. Я вижу, как здесь Гаурасундара играет все лучше с каждым днем. Если каждый из членов будет сохранять веру в Кришну и стараться доставить Ему удовольствие, тогда, конечно, наш киртан понравится всем, это точно. При исполнении такого киртана только исполнитель на фисгармонии может сидеть, а все остальные должны стоять и участвовать в киртане, они должны быть одеты подобающим образом и танцевать. Вот в чем состоит первоначальный замысел, и я надеюсь, что если такой киртан исполнять на сцене, можно даже продавать билеты. Это может стать источником дохода для поддержания нашей деятельности. Я рад, что Пурушоттама пытается устроить аккредитацию нашего Общества в ООН на правах неправительственной организации. Если это удастся, мы сможем исполнять киртан на сцене ООН. И если представители различных наций нас признают, они могут пригласить нас в разные части мира, и тогда Движение санкиртаны будет успешным.
Наш метод вечно остается неизменным: начинать с санкиртаны, по крайней мере, на полчаса; затем немного говорить по Бхагавад-гите, Шримад-Бхагаватам, Брахма-самхите и т.д.; и отвечать на вопросы. Завершать встречу нужно снова пением. Это моя мечта, моя идея, и я буду счастлив, если ты, Брахмананда, Пурушоттама, Раярама и другие воплотите эту идею в жизнь. Я буду очень вам благодарен. Пожалуйста, передай мои благословения своей милой жене Химавати, и я надеюсь скоро встретиться с вами обоими. Надеюсь, у вас все хорошо. (ПШП Хамсадуте, 4 февраля 1968)

68-02 Мой тебе совет: продолжай придерживаться той же линии, что сейчас, и это само по себе поможет тебе продвигать твое дело сознания Кришны. Да, это будет большое благо, если ты сможешь повторять по целому лакху имен ежедневно, и читать писания. Это прекрасная для тебя возможность научиться петь все стихи Шримад-Бхагаватам, как ты это начинал делать в Сан-Франциско. Это будет хорошо. Когда намачарья Харидас Тхакур попал в тюрьму, он сказал заключенным: «О, как вам повезло, что вы можете сидеть и повторять святые имена, и майя не отвлекает вас прелестями внешнего мира!» Ты должен размышлять примерно так же и воспользоваться временем своего заключения как величайшей возможностью духовного прогресса. Заметь, что обратная сторона этой страницы появилась в очень популярном журнале «Нью-йоркер», и хотя они повторяют «Харе Кришна» в насмешку, это роли не играет. Поскольку они произносят «Харе Кришна», это успех нашей миссии. Люди Кази разбили группы киртана, созданные Господом, и некоторые из них, глумясь, произносили «Харе Кришна», а после они не могли удержать свои языки, которые продолжали и продолжали произносить «Харе Кришна». Наши языки должны стать такими же, чтобы мы не могли остановиться и все пели и пели бы славу Господу. Мы практикуем, и настанет день, когда так оно и будет. (ПШП Упендре, 5 февраля 1968)

68-02 Я видел статью в журнале «Лайф». Иллюстрации вышли очень возвышенные, и журналисты, сами того не сознавая, признали за нами совершенство пения «Харе Кришна». Ты заметил, как они сказали: «Пение «Харе Кришна» продолжает звучать в голове еще несколько дней»? Мы стремимся впрыснуть этот трансцендентный яд в сердца всех людей, укушенных змеей майи. Если вибрация «Харе Кришна» звучит в голове такого негодяя хотя бы минуту, в будущем она обязательно сработает так, что он придет к сознанию Кришны. В Бхагавад-гите сказано: «св-алпам апй асйа дхармасйа, трайате махато бхайат. Бхайат означает «боязнь, страх». Даже небольшое впрыскивание этой духовной вибрации может защитить человека от величайшей опасности. В будущем, конечно, мы не будем дешевой игрушкой в руках так называемых флагманов рекламы в царстве майи. Мы просто даем им маленький шанс послужить Кришне, но мы не можем принять их руководства. Поэтому в будущем мы будем соглашаться на участие в их деятельности, только если они будут писать о нас эксклюзивно. Думаю, что предложение от телевидения, о котором ты написал, вполне можно использовать для наших целей. (ПШП Брахмананде, 8 февраля 1968)

68-03 Я прочитал твое письмо. Твое настроение служения очень хорошо. Я рад слышать, что ты начал репетировать с группой киртана. Пожалуйста, держи меня в курсе своего прогресса. Да, если хочешь, можешь также организовать и костюмы, и парик. Одного юношу можно одеть Господом Чайтаньей, а другого Нитьянандой, остальных — Гададхарой, Адвайтой (у него должна быть белая борода) и Шривасой (с бритой головой). Пение по принципу ведения и ответа очень хорошо, один хороший певец должен вести, а остальные отвечать ему. Так поют в Индии. Это особенно удобно по двум причинам. Одна — это то, что ведущий может отдыхать, поэтому долго не устает, а вторая — можно и петь, и слушать. Это и есть наш метод. В качестве мелодичного аккомпанемента можно использовать инструменты и усилители. Хорошо также трубить в рожки и раковины. (ПШП Хамсадуте и Химавати, 3 марта 1968)

68-03 Несколько лет назад, когда я останавливался в Вашем Према-Кутире, Вы выразили желание организовать группу санкиртаны. Думаю, что можно было бы сделать это сейчас, и это очень помогло бы мне в моей миссии. Если Вы сможете купить номер журнала «Лайф» от 9 февраля 1968, вы найдете в нем на стр. 56 рассказ о том, как прекрасно американские юноши и девушки танцуют и поют святые имена Господа. Такую группу санкиртаны, как в Индии, здесь организовать невозможно. Юноши и девушки здесь очень серьезно относятся к пению, но они не владеют искусством пения, во всяком случае, они не умеют петь, как поют у нас в Индии. Поэтому я думаю, что если бы Вы организовали группу санкиртаны, полностью обученную духовным принципам, и в нее вошли бы американские ученики, это была бы отличная группа, которая могла бы путешествовать по всему миру. Я уже проверил и убедился, что мелодичный звук санкиртаны, исполняемый серьезными преданными, способен привлекать людей с очень духовного уровня, и если духовные наставления Бхагавад-гиты применяются правильно, он мгновенно создает духовный фон.
Итак, мое первое конкретное предложение: дайте свое согласие организовать такую группу санкиртаны, ряд моих американских учеников присоединится к Вам, а я могу объединить этих американских и индийских преданных при помощи дисциплины. Американские юноши обучаются строго в духовном плане, о чем я уже писал Вам в моем последнем письме. Подобным образом, индийские юноши и девушки должны быть обучены в духовном плане, только духовная вибрация может посеять духовные семена в сердца слушателей, иного способа нет. Если Вы согласитесь сотрудничать со мной в этом направлении, тогда я хочу приехать под Ваш кров с группой своих американских учеников и остаться в Бомбее на некоторое время, чтобы попытаться открыть там отделение нашего Общества. Здесь у нас уже шесть храмов, и ими прекрасно управляют американские вайшнавы, подчиняясь строгой дисциплине, хотя они и не родились в индусских семьях. Так и в Бомбее мы пригласим людей всех сословий присоединяться к нам, не делая различий ни по касте, ни по вере, ни по цвету кожи или вероисповеданию.
К нам может присоединиться каждый, независимо от того, кто он. Мы примем индусов, мусульман, христиан, джайнов, сикхов, буддистов и вообще любого, кто придет. Ограничений нет. В этом храме мы будем приветствовать всех и каждого. Иными словами, в нашем мирском государстве будет проявлено интернациональное чувство сознания Бога, и никто не будет им обделен. И я рад сообщить Вам, что этот принцип принимается всеми, кто находится под моим руководством. Итак, суть моего предложения состоит в том, чтобы организовать хорошую группу санкиртаны из индийских и американских учеников. Я бы очень хотел сотрудничать с Вами в этом деле. (ПШП Харикишанду Агарвалу, 3 марта 1968)

68-03 Я очень рад, что Кришна уже подсказал тебе, как устроить в совершенстве группу санкиртаны. Я полностью согласен в отношении нашей программы путешествий по стране, по городам, где у нас назначены мероприятия. И я рад, что наш друг Аллен Гинзберг, помогает тебе. Если мы сможем добиться успеха с этой группой санкиртаны, тогда успех всей нашей миссии обеспечен. Самое важное в этой связи — мы ни в коем случае не должны становиться профессионалами. Я имею в виду, что с этой группой санкиртаны мы должны стараться достичь совершенства с точки зрения сознания Кришны. Идею представить Панча-таттву в составе группы я обдумал. Мы должны сделать не только это, но и приготовить соответствующие костюмы для Радхи и Кришны и для Их восьми ближайших подруг, сакхи. Иногда можно наряжать кого-нибудь Нрисимхадевой и Прахладой. Таким образом, мы сможем сопровождать киртаны разнообразнейшими шоу, и все это разнообразие должно быть почерпнуто из Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиты. Нужно научить брахмачари и брахмачарини петь подходящие стихи на санскрите, а мы будем объяснять эти стихи пением, декламацией и проповедью. Все эти разнообразные шоу должны быть очень привлекательными, сопровождаться хорошей музыкой, а кроме того, наши собственные сознание Кришны и добрый нрав сделают их очень успешными.
А пока репетируй с группой киртана, как ты это уже делаешь. Ведущий поет, остальные отвечают — это совершенный метод. Я уже писал тебе по этому поводу в предыдущем письме, и снова повторяю, что следует использовать именно этот метод. Ведущих может быть больше, чем один, например, сначала ведешь ты, потом ведет Джая-Говинда, потом ведет кто-нибудь еще, но сам способ исполнения киртана «ведение с ответом» должен оставаться неизменным. Когда я приеду в Нью-Йорк, мы, конечно, обсудим все подробности плана этой программы путешествия, причем не только в пределах Штатов, но и по всему миру. А когда мы, в процессе этой поездки, доберемся до Индии, мы пригласим к нам еще и индийских преданных. Да и не только индийских. Постепенно мы наберем в группу преданных со всего мира безо всяких различий. Наше Движение сознания Кришны должно стать всепроникающим, таким же всепроникающим, как Кришна. (ПШП Хамсадуте, 4 марта 1968)

68-06 В понедельник 3-го июня я выезжаю в Монреаль, и если он покажется мне подходящим местом, я позову тебя и еще нескольких учеников собраться там, чтобы систематически проводить там санкиртану. Конечно, пение «Харе Кришна» не требует каких-то искусственных художественных дарований, но все же, если дело хорошо поставлено, тогда люди больше будут привлекаться духовной музыкой. (ПШП Упендре, 1 июня 1968)

68-06 Твое присутствие в лондонском центре вместе с другими помощниками будет в высшей степени полезным, учитывая, что я хочу сформировать там хорошую группу киртана из двенадцати человек — два исполнителя на мридангах, один ведущий мелодию на фисгармонии, один исполнитель на тамборе, и, как минимум, шесть игроков на тарелочках. Таким образом, двенадцать человек будут исполнять киртан очень ритмично и мелодично. На фисгармонии надо научиться сопровождать мелодию, не просто отыгрывать гармонические аккорды. Думаю, ты сможешь наилучшим образом организовать эту группу санкиртаны, и если у нас будет хорошая группа санкиртаны, вооруженная также нашими книгами и литературой, мы сможем прекрасно проповедовать это возвышенное Движение по всем европейским городам. А добившись успеха в Европе, мы сможем отправиться во все страны Азии. Если мы появимся с группой санкиртаны в Индии, нас очень хорошо примут, и, очень возможно, самые богатые люди Индии захотят сотрудничать с нами. Так что я думаю об этой группе санкиртаны со всей серьезностью, и ты должен тоже подумать о ней очень серьезно. (ПШП Мукунде, 11 июня 1968)

68-06 Ты видишь хорошие перспективы развития центра в Буффало. Это очень хорошая новость. Ты будешь рад узнать, что в Нью-Йорке и Бостоне преданные также поют в общественных местах: в парках и на улицах, и имеют большой успех, выражающийся в пожертвованиях от людей, а также успешно продают нашу литературу. (ПШП Рупануге, июнь 1968)

68-06 Те, у кого ум пребывает в возбуждении, не будут слушать ни философию сознания Кришны, ни христианскую философию. Поэтому, чтобы сделать ум спокойнее, ты должен повторять «Харе Кришна», не пытайся добиться этого при помощи смены философских тем. Пение и повторение харе-кришна-мантры работает. Там, где нет возможности обсуждать философию, мы должны просто петь и повторять мантру, и больше ничего. Не надо ничего говорить. Само пение поможет и поющему, и его слушателям. Твоя короткая речь очень хороша. Чайтанья Махапрабху тоже говорил, что существует бесчисленное множество имен Бога, и человек может петь любое из них, какое ему нравится. Мы поем «Харе Кришна» потому, что Господь Чайтанья тоже пел «Харе Кришна». Мы советуем петь любое имя Бога, но сами мы предпочитаем петь святое имя Господа Кришны, следуя по стопам Господа Чайтаньи. (ПШП неизвестному адресату, 1968)

68-07 Я знаю, что Мукунда ведет сейчас отличную группу киртана на улицах, и имеет хороший отклик. Стремительно приближается время, когда мы должны будем исполнять такой публичный киртан во всех крупнейших городах мира. Здесь, на Всемирной Выставке, мы тоже исполняли киртан два дня, и он имел удивительный успех. (ПШП Ямуне, июль 1968)

68-07 Здесь я получил немало вдохновения от недавнего киртана на Всемирной Выставке. За два дня нам пожертвовали 300 долларов, и, возможно, нас попросят исполнять киртан еще несколько дней. Я также получил вдохновляющее письмо от Тамала-Кришны из Сан-Франциско, в котором он пишет, что много пожертвований дают на киртанах, которые ведет Мукунда. Я попросил Хамсадуту написать тебе, чтобы составить план поездки в Лондон. Насколько я понял, он уже собрал для этой цели 1500 – 1600 долларов. Остановка лишь за тем, чтобы найти двенадцать-пятнадцать человек для поездки туда. Прежде всего нам нужно разместиться в хорошем месте. Я очень рад, что ты уже написал отцу Аннапрашаны, и как только план прояснится, мы немедленно начинаем. Возможно, нам даже не придется ждать конца августа. Мое особое наставление всем вам состоит в том, чтобы вы исполняли санкиртану очень ритмично и в стиле «ведение с ответом». Это означает, что один поет, а остальные отвечают ему. Это очень хорошая система. Я понял из слов Гаурасундары, что вы несколько раз собирались вместе, чтобы наметить план, и я хотел бы знать, какой план вы выработали, поскольку он упомянул эти встречи в своем послании, на которое я отвечаю данным письмом. (ПШП Шьямасундаре, 15 июля 1968)

68-08 Что касается санкиртаны, ее следует продолжать при любых обстоятельствах. Пение «Харе Кришна», санкиртана — это наша жизнь. Если будет возможно, постепенно ты сможешь перейти к открытию ресторана ИСККОН и распространению прасада, но это, я считаю, вторично. (ПШП Натану Баруху, 7 августа 1968)

68-08 Киртан — это и лекция, и пение с музыкой. Пение с музыкой особенно привлекательно для масс людей, но беседы о сознании Кришны с философской точки зрения — это тоже воспевание славы, киртан. Весь Шримад-Бхагаватам полон философских бесед, и мы готовы представлять наше Движение сознания Кришны обоими способами, в зависимости от обстоятельств. Если г-ну Реновичу нравятся только философские беседы, мы готовы. Но в то же время нас заботят, в основном, массы людей, поэтому харе-кришна-киртан — наша жизнь. Так что ничего страшного, что г-н Ренович особо интересуется учеными философскими диспутами. (ПШП Упендре, 14 августа 1968)

68-08 Пение в парках и на улицах — это наш новый вид деятельности, и он успешен. У нас уже хорошо получается в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Монреале. И если мы применим тот же метод в Лос-Анджелесе, я уверен, это тоже принесет успех. Насколько я понял, в Сан-Франциско группа киртана иногда получает пожертвований на 40 долларов в день, в Монреале Хамсадута собрал однажды 24 доллара, и в Бостоне, как я слышал, собирают неплохие пожертвования. Так что если ты сможешь организовать группу санкиртаны, которая бы пела на улицах и в парках ( с разрешения властей), недостатка в деньгах бы не было, и люди жертвовали бы с большим удовольствием. (ПШП Анируддхе, 24 августа 1968)

68-09 …Я очень рад, что ты получил разрешение на пение в парке. Ранее ты посылал мне газетные вырезки, и я видел, что у вас есть трудности, но теперь, по милости Кришны, вы получили разрешение. Не беспокойся о том, что парк посещает не так много людей. Если ты будешь там петь, люди придут во множестве. Так твои усилия приведут к успеху. (ПШП Субале, 9 сентября 1968)

68-11 Также вдохновляет твой рассказ о том, как развивается группа киртана, как Гурудас играет на ситаре, а Мукунда на кхоле. Практически, мы видим, что, по мере того, как мы стараемся улучшить свое пение ради удовольствия Кришны, Кришна отвечает нам, и мы ощущаем все большую радость, а это и есть преданное служение Господу. Так что продолжай в том же духе, это очень хорошо, и я это полностью одобряю. (ПШП Шьямасундаре, 24 ноября 1968)

68-12 Относительно пения на улицах и недовольства полиции, это совсем не хорошо. Лучше всего приглашать людей в наш храм и спокойно петь. Если человек способен сам продавать по семь-двенадцать журналов, нет необходимости устраивать процессию с пением и тем выводить из равновесия полицию. Если ты можешь продавать журнал «Обратно к Богу» и наши книги, такие, как «Бхагавад-гита как она есть» сам, как ты предлагаешь, это будет большим успехом. И для этого вовсе нет необходимости выводить на улицу целую процессию с пением. Твоя идея очень хороша, и я даю свое стопроцентное одобрение, и я уже описал свое мнение на этот счет. Теперь действуй по своему усмотрению, полагаясь на высшую волю Кришны. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. Передай, пожалуйста, мои благословения всем преданным. (ПШП Чидананде, 24 декабря 1968)

69-01 Я очень рад, что газетная статья, которую ты опубликовал, привлекла интерес к нашему Движению на Гавайях. Также вдохновляет тот факт, что ты выходишь на улицы, чтобы петь и проповедовать людям. Это очень хорошая линия, и, насколько это возможно, ты должен продолжать выходить и таким образом близко познакомить жителей Гавайев со звуком харе-кришна-мантры. Это обеспечит успех нашему центру, и Кришне будет весьма приятно увидеть Своих вдохновленных преданных. Так что ни при каких обстоятельствах не прекращай этой прекрасной деятельности. (ПШП Махапуруше, 25 января 1969)

69-01 Наша проповедь должна быть сосредоточена на распространении киртана и литературы: книг и журналов. Уже испытанный метод состоит в том, что после киртана весьма успешно продаются книги и журналы. (ПШП Брахмананде, 30 января 1969)

69-02 Ты будешь рад узнать, что в Лондоне у наших ребят все хорошо, и в какой-то газете в Сан-Франциско была опубликована статья под заголовком «Воспевание Кришны поражает Лондон». Так что ты тоже можешь поразить Германию воспеванием Кришны. Это должно стать нашей главной программой, а издание «Обратно к Богу» — это еще более масштабное воспевание. Твою мридангу слышно в пределах храма, но издавая «Обратно к Богу» ты воспеваешь Кришну по всем странам, говорящим на немецком языке. Так что и мриданга, и «Обратно к Богу» — это наша жизнь. (ПШП Кришна-дасу, 13 февраля 1969)

69-02 Ни при каких обстоятельствах не прекращай киртана и повторения джапы. Конечно, я знаю, что ты не прекратишь петь и повторять, но делать это нужно регулярно, потому что в этом наша сила. Мы постоянно находимся в водовороте майи, и только пение и повторение мантры может спасти нас от всех опасностей. (ПШП Прадьюмне, 26 февраля 1969)

69-05 Я очень вам благодарен за то, что вы послали мне плакат с фотографиями м-ра Гинзберга и меня самого. Хорошая работа. С этого дня и впредь я буду вести киртаны. Вначале я буду петь, а наши преданные будут отвечать, как обычно. М-р Гинзберг будет находиться среди наших преданных, и людям можно будет предложить следовать за его ответом. Таким образом мы будем исполнять киртан в течение получаса. Я хочу, чтобы наши люди играли на четырех мридангах и двенадцати парах каратал или тарелочек. Если Киртанананда сможет играть на фисгармонии, повторяя мелодию одновременно с пением, это будет хорошо. Если кто-нибудь сможет играть на тамборе, это будет еще лучше. Но все должно быть ритмично. Я не знаю, сколько там преданных и сколько там мриданг, но мы будем просить четыре мриданги. Если людей или мриданг не хватает, тогда пригласите преданных из Нью-Йорка и Буффало. Недавно я записывался в Лос-Анджелесе, и попытаться научить наших людей соблюдать ритм не так уж трудно. Просто найдите шестнадцать человек: четыре мриданги, фисгармония, тамбора и остальные на караталах. Если мы сможем вести киртан, основываясь на записи, которую сделали недавно, это будет чудесно. В общем, вы должны все приготовить к объявленной встрече. (ПШП Хаягриве и Прадьюмне, 3 марта 1969)

69-05 Относительно твоего вопроса о группе санкиртаны: думаю, ты должен стараться, чтобы санкиртана шла постоянно. Все остальное не так важно. Это пение — наша жизнь, и мы должны сейчас устроить нашу программу так, чтобы как можно больше петь на улицах и в колледжах. 12 мая у нас было очень успешное мероприятие в Государственном Университете Огайо, и больше тысячи юношей и девушек пели и танцевали вместе с нами. Эту линию надо продолжать, насколько это возможно. (ПШП Сатсварупе, 14 мая 1969)

69-05 Я очень рад узнать, что несколько хороших юношей и девушек присоединились к тебе в киртане. Постарайся убедить их в том, что наше Движение исключительно важно, и лучший способ сделать это — санкиртана. Здесь, в Колумбусе у нас была большая встреча в Государственном Университете Огайо, и больше тысячи студентов пели и танцевали с нами. Так что есть немалый потенциал для распространения нашего Движения среди студентов колледжей, и если мы просто предоставим им возможность петь с нами, а потом немного почитаем им «Бхагавад-гиту как она есть», тогда, конечно, самые разумные люди привлекутся к нам. Итак, санкиртана на улицах, санкиртана в учебных заведениях — вот наше главное дело. Это гарантирует успех нашей проповеднической деятельности. (ПШП Ананде, 14 мая 1969)

69-05 Меня очень вдохновило твое письмо от 12 мая 1969, а также присланные тобой немецкие статьи с картинками, опубликованные в двух разных газетах. Очень и очень вдохновляет, что ты ведешь киртаны в общественных местах, и люди, так или иначе, интересуются. Эти киртаны за пределами храмов нужно непременно проводить хотя бы в течение одного часа в день. Это придаст нашему Движению популярности. У нас здесь уже есть опыт в каждом городе, особенно в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Бостоне и здесь, в Колумбусе. Это делает наше Движение все более и более популярным, потому при любых обстоятельствах выходите вместе на улицу и пойте киртан хотя бы по часу в день. (ПШП Кришна-дасу, 17 мая 1969)

69-05 Постарайся поддерживать хорошие отношения с полицией, насколько это возможно, поскольку наш метод состоит в том, чтобы быть терпеливее дерева и смиреннее травы на дороге. Нам не нужен так называемый престиж. Если сохраняя мир, мы можем продолжать исполнять свои обязанности в сознании Кришны, то это и есть все, чего мы хотим. (ПШП Сатсварупе, 31 мая 1969)

69-06 По поводу регистрации Общества: ты можешь просто перевести наши нью-йоркские регистрационные документы на немецкий язык и подать на рассмотрение судебным чиновникам, уплатив пошлину, и я думаю, на этом твои регистрационные проблемы закончатся. Если полиция не позволяет тебе исполнять киртан в общественных местах, не игнорируй их запрет. Старайся соблюдать законы страны, и исполняй киртан там, где это возможно. (ПШП Кришна-дасу, 13 июня 1969)

69-07 Относительно твоих трудностей: вас останавливает полиция, когда вы поете на улицах. Когда Субалу арестовали в Филадельфии за то же самое, судья признал его невиновным, после того, как ознакомился с сущностью нашего Движения и понял, для чего мы собираем пожертвования. У Субалы есть решение суда с этой формулировкой «не виновен», и если ты считаешь, что тебе это может помочь в получении разрешения на уличное пение от полиции, напиши Субале, и пусть он пришлет тебе ксерокопию этого решения суда. (ПШП Гаурасундаре, 2 августа 1969)

69-08 Санкиртана — это испытанный и проверенный метод проповеди всех аспектов Движения сознания Кришны, так что продолжай выходить и петь на улицах как можно больше. (ПШП Джаяпатаке, август 1969)

69-08 Я рад, что твой центр и ванкуверский центр сотрудничают в проповеди этого Движения. Твоя идея раз в месяц объединять свои усилия на санкиртане, чтобы увеличить группу санкиртаны, великолепна, и ты можешь делать так, раз это удобно. (ПШП Упендре, 16 августа 1969)

69-09 Насколько я понял, Кришна вдохновляет вас увеличить детройтский центр, потому что ты пишешь, что скоро будет напечатана статья в крупнейшей газете Детройта, и ты уже договорился о двух курсах в Университете. Все это очень вдохновляет, пожалуйста, пошли мне ксерокопию статьи, когда она выйдет. Сейчас ты должен получить разрешение на уличное пение. Это очень сильно продвинет твою деятельность во всех отношениях. Санкиртана — это наша жизнь, поэтому как можно скорее получи разрешение властей. Я вижу, что ты искренняя душа, и Кришна, конечно же, прольет на тебя Свою милость. (ПШП Джагадише, 7 сентября 1969)

69-10 Из твоего письма от 8 октября я понял, что ты там сражаешься с Кази. Эти препятствия, чинимые Кази, — не новость для нашего Движения сознания Кришны. Они были и во времена Господа Чайтаньи, но мы должны твердо придерживаться своего курса, не заботясь о так называемых стражах закона. Мы — самые законопослушные граждане в мире, но если какой-то демон-кази мешает нам исполнять свои обязанности, мы не можем подчиняться такому приказу. Я очень рад, что некоторые из католических священников симпатизируют нашему Движению. Правительство говорит: «Мы верим в Бога»* [In God we trust — надпись на купюрах США — прим. перев.], и мы тоже проповедуем послание любви к Богу, мы просим людей стать слугами Бога. Так в чем же нарушение общественного порядка? Прилагаю к этому письму декларацию нашего Движения сознания Кришны, которую ты можешь представить, если понадобится, в суде. Доверься Кришне, постарайся ответить на обвинения как можно лучше, и Кришна, несомненно, поможет тебе. Подобные обвинения были выдвинуты против наших людей в Филадельфии, и образованный судья нашел, что мы невиновны. (ПШП Прадьюмне, 13 октября 1969)

70-01 Итак, ты видишь, насколько важно исполнять предписанные обязанности — регулярно петь и повторять мантру и строго следовать указаниям духовного учителя и соблюдать регулирующие принципы. Кроме того, каждый должен выходить на улицу с группой санкиртаны как можно чаще и больше и проповедовать сознание Кришны как можно лучше ради блага всех людей. Пожалуйста, продолжай прилагать усилия в сознании Кришны с большой решимостью. Да, терпение — это необходимое качество для исполнения преданного служения. Поэтому изучай нашу литературу, обсуждай философские темы со своими духовными братьями и, в особенности, регулярно повторяй шестнадцать кругов ежедневно без оскорблений и ходи на санкиртану. Мы всегда должны помнить о том, что повторение харе-кришна-маха-мантры — это наша жизнь. (ПШП Мадхусудане, 30 января 1970)

70-02 Судебное дело очень юмористическое, веселое и авторитетное. Обвинение было предъявлено такое: «Пение имен Бога для “блага человечества”». Так в чем же нас обвиняют? Если человек поет Имя Бога для блага человечества, то как может образованный судья осудить его? Так что он свершил истинную справедливость, прекратив дело. Это станет великим доказательством искренности нашей деятельности, и ты можешь послать копии во все наши центры и в редакцию журнала «Обратно к Богу» для немедленного опубликования. … Эти нападки на пение «Харе Кришна» отнюдь не новы. Даже во времена Господа Чайтаньи Ему Самому такие же обвинения предъявил Чханд-кази, который позже сам стал Его преданным. Так что пойте харе-кришна-мантру искренне и серьезно, и Кришна полностью защитит вас. (ПШП Бхагаван-дасу, 8 февраля 1970)

70-02 Относительно договора на полгода о выплате 250 долларов еженедельно от мероприятий в публичных залах, колледжах, клубах и т.д. — это хорошая новость. Но одно мы должны помнить: мы не профессиональные музыканты и не концертирующая труппа. Наше главное дело — воспроизводить повсюду звук святого имени Кришны, чтобы люди могли получить благо от слушания духовной вибрации. Музыкальные репетиции не так важны, как поддержание самих себя в духовной форме, вот о чем не следует забывать. Если мы духовно сильны, недостатка в деньгах не будет, а духовная сила заключается в том, что каждый из нас должен повторять шестнадцать кругов на четках и тщательнейшим образом соблюдать правила и предписания. (ПШП Тамала-Кришне, 8 февраля 1970)

70-02 Но я предлагаю одну вещь: организуйте массовое шествие в День явления Господа Чайтаньи, 22 марта 1970. Это будет воскресенье. Если Джордж и Джон Леннон возглавят процессию, это будет великим служением с их стороны. Благодаря их присутствию множество молодых людей присоединятся к этому шествию. И если вы еще будете нести флаги, вымпелы и изображения, то шествие, начавшись от большого парка, например, от Гайд-парка, или с площади Святого Иакова, и проходя затем по каким-нибудь главным улицам, особенно через жилые кварталы, будет очень успешным. Кроме того, во время шествия вы можете распространять нашу литературу — книги и журналы. Думаю, что эта программа станет великим успехом. (ПШП Шьямасундаре, 21 февраля 1970)

70-03 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 17 марта 1970, с приложением. Меня очень порадовало известие о том, что ты устроил шествие группы санкиртаны по оживленным улицам и паркам по случаю Дня рождения Господа Чайтаньи. Это прекрасное дополнение к моей миссионерской деятельности, и я очень тебе благодарен. Шествие Ратха-ятры на улицах Лондона, а в самой главной части города — храм Радхи и Кришны! Все это великие достижения вашей группы лондонской ятры, и я считаю, что это большое благо лично для меня, поскольку мой Гуру Махараджа несомненно, очень доволен такой нашей деятельностью. Итак, что бы мы ни совершили по милости Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи, мы должны предаться ему и продолжать прогрессировать. (ПШП Мукунде, 24 марта 1970)

70-04 Что касается санкиртаны, я чрезвычайно доволен, что ты принимаешь ее как дело своей жизни. Нет сомнений, что Кришна очень доволен теми, кто участвует в Движении санкиртаны, и это подтверждается Господом Кришной в Бхагавад-гите и Чайтанья-чаритамрите. Лучшие ученики, такие, как ты, Тамала, Мукунда, Шьямасундара и Джая-Говинда, сейчас все в Европе. Создайте теперь мощную группу для открытия храмов, а также Всемирную Группу Санкиртаны. Эта группа санкиртаны, вооруженная книгами и другой литературой, несомненно внесет большие изменения в современную цивилизацию. Безбожная цивилизация не может быть счастлива. Когда же они осознают Кришну, они ощутят настоящее счастье, в этом нет сомнения. (ПШП Хамсадуте, 1 апреля 1970)

70-04 По поводу судебного дела: такие дела приходят и уходят. Мы должны продолжать заниматься своим духовным служением. Очень вдохновляет, что группа санкиртаны выходит дважды в день, так и надо продолжать. Все остальное наладится, по милости Кришны. (ПШП Гурудасу, 1 апреля 1970)

70-04 Да, я еду в новый храм в здании церкви. Я собираюсь туда в следующее воскресенье и попытаюсь обучить местных ребят исполнению санкиртаны в кругу. Я пошлю тебе звукозапись и, по возможности, фотографии, и наставления также. (ПШП Мукунде, апрель 1970)

70-04 Из письма Бахулашвы, так же, как из твоего письма, я понял, что и полиции, и населению понравилось наше трансцендентное шествие. У публики в Беркли был горький опыт, что как только собирается толпа, вроде нашей неизбежно будет вызвана полиция, начнутся скандалы и битье окон и вообще хаос. Но это неповторимое шествие убедило их в том, что наши люди очень добры и что они способны организовать огромную толпу, и насилия при этом не будет. Это факт: если люди действительно хотят мира и покоя, они должны от всего сердца поддержать это Движение, а мы будем искренне и серьезно исполнять свои обязанности. Таким образом, если нам дадут шанс, мы впишем новую главу в историю Запада. Поэтому, пожалуйста, постоянно молись Кришне, чтобы Он даровал тебе силу и защиту, и продолжай неуклонно исполнять свои обязанности. Мне чрезвычайно радостно читать о том, как толпы людей внимательно смотрели твой уличный театр. Это духовное развлечение. А щедро раздавать прасад толпам людей — это в точности соответствует нашей ведической традиции. Теперь у тебя есть разрешение от полиции продолжать фестивальные программы на протяжение всего лета, так что воспользуйся этим разрешением как можно эффективнее. Это послужит нашим целям во многих отношениях. Если нам не чинят препятствий в нашей повседневной работе, мы сможем совершить большое служение на благо этой страны. (ПШП Мадхудвише, 14 апреля 1970)

70-04 Очень вдохновляет, что ты продаешь в среднем по сто восемьдесят журналов «Обратно к Богу» в день, теперь постарайся как можно сильнее увеличить это количество. Относительно того, что делать с местными властями, которые сдерживают твою уличную санкиртану: просто покажи полицейским чиновникам, насколько мы мирные люди. Они должны нам помогать заниматься такой мирной деятельностью. Мы не должны ничего предпринимать в сердитом настроении. Господь Чайтанья советовал стать смиреннее травы и терпеливее дерева и быть готовым оказать почтение другим, не ожидая почтения к себе. Насколько возможно, мы будем пытаться следовать этому принципу, и Кришна поможет нам во всех отношениях. (ПШП Хамсадуте, апрель 1970)

70-06 Выходя на уличное шествие, всегда имей при себе наши книги и журналы для распространения. (ПШП Гурудасу, 4 июня 1970)

70-07 Я очень рад, что тебя так хорошо встретили молодые люди Провинстауна. Хиппи — наши лучшие клиенты. Это факт. У меня был очень хороший отклик в Сан-Франциско во время праздника Ратха-ятры. Я видел, что люди поют харе-кришна-маха-мантру с большим чувством, даже если рядом с ними нет преданного, который вел бы их. Им понравилась моя лекция, а мне понравилось их настроение. Они с большим энтузиазмом вливались в Ратха-ятру. Итак, постарайся изо всех сил убедить их своей великолепной проповедью, а особенно великолепной санкиртаной и распространением нашей литературы. Я рад, что ты получил в Провиденсе разрешение на распространение литературы и благовоний и сбор пожертвований — это тоже хорошая новость. Теперь ты должен сосредоточиться, чтобы развить свою духовную силу и способность привлекать падшие души к сознанию Кришны. Каждый должен самым тщательным образом исполнять обычные ежедневные обязанности, повторять на четках шестнадцать кругов, читать и обсуждать наши книги. Надо делать все очень старательно. Нужно исполнять санкиртану на улицах и в собраниях, и таким образом, люди должны узнать, что такое Движение сознания Кришны и что его целью является вечное благо и счастье каждого. (ПШП Шридхаме, 8 июля 1970)

70-07 Да, организуй нагара-санкиртану, это очень хорошая программа. Все это очень вдохновляет. Нитьянанда Прабху делал это, хотя на него нападали Джагай и Мадхай. Они ранили Господа Нитьянанду, но Он освободил этих двух братьев. Так и нужно проповедовать. Несомненно, тысячи людей последуют за большой группой санкиртаны, так что делай именно так. (ПШП Джаяпатаке, 10 июля 1970)

70-07 Что касается преследований преданных, то да, это не ново в истории. Проповедники часто подвергаются преследованию. Но при нынешнем уровне цивилизации я не думаю, чтобы кто-нибудь подвергся распятию, как Господь Иисус Христос. Хираньякашипу преследовал собственного сына, которому было всего пять лет. Демоны и безбожники всегда готовы причинять вред преданным. Иногда демоны, такие как Камса, например, готовы даже убить Господа. Во времена Господа Чайтаньи преследованию подвергался Тхакур Харидас и был даже заключен в тюрьму. Более того, его избивали бичами на 22 рыночных площадях, но демоны не преуспели, им не удалось заглушить движение Харе Кришна. Не беспокойся об этом. Занимайся своим делом. Кришна окажет тебе всяческую помощь, будь уверен. Просто погрузись в свое занятие серьезно и искренне. (ПШП Упендре, 15 июля 1970)

70-09 Я рад, что ты водишь свою группу санкиртаны каждый раз в новое место в городе. Здесь тоже группа санкиртаны под руководством Мадхудвиши Махараджи имеет большой успех и иногда не меньше четырехсот человек служащих и рабочих присоединяются к ним в пении «Харе Кришна» на улицах. Все это происходит по всему миру, и все это — милость Чайтаньи Махапрабху, и мы должны молиться Ему, чтобы Он благословил нас еще большими возможностями распространять Его движение санкиртаны. (ПШП Харивиласе, 21 сентября 1970)

71-08 Твой план путешествовать на автобусе из города в город и распространять наши книги и другую литературу и устраивать уличную санкиртану звучит весьма вдохновляющее. Так что можешь приступать к его осуществлению при полном моем одобрении. Если управление сент-луисским храмом в порядке, можешь приступать. Маленькое Божество Чайтаньи Махапрабху может отправиться с тобой в турне. Это будет хорошо. Путешествие из города в город с группой санкиртаны и распространение наших книг — вот наша настоящая программа. Исполняй ее с энтузиазмом и решимостью и тогда, конечно, Чайтанья Махапрабху даст тебе еще больше благословений. (ПШП Ваманадеве, 31 августа 1971)

71-08 По поводу твоего вопроса: можно взять любую мелодию. Если что-то связано с Кришной, оно авторитетно. (ПШП Экаяни, 31 августа 1971)

72-04 Итак, если ты обладаешь музыкальным дарованием, это хорошо; но если ты лелеешь мысль прославиться исполнением какой-то музыки, это станет для тебя источником разочарования — точка. Поэтому для тебя лучше будет исполнять свою музыку для Кришны, устраивая экстатические киртаны в твоем центре в Ванкувере, и таким образом, как я объяснил тебе, все преданные, и вообще все люди смогут собираться вместе и прославлять Верховную Божественную Личность. Мы не должны прославлять никого другого. Пусть материалисты делают то, что для них привычно, но мы приняли вайшнавские правила и должны научить людей также принимать их и вести себя правильно, поднявшись на наш уровень, а не снижать свои стандарты до их уровня. (ПШП Махатме, 10 апреля 1972)

72-09 Я прочитал твой отчет о драке с бандитами, и был им весьма озабочен. В конце концов, этот мир полон тьмы, и управляют им демоны, поэтому трудности гарантированы. Но если мы будем крепко держаться за лотосоподобные стопы Кришны, мы преодолеем эти трудности так же легко, как ребенок перепрыгивает через след от телячьего копытца. Кришна сражался с огромным количеством демонов, так что сражаться не воспрещается, если это сражение направлено на благие цели. Другое дело, что это молодые люди, и если вы обратитесь к ним смиренно, если ты сам пойдешь к их руководителям и расскажешь им о сознании Кришны, они согласятся оставить нас в покое — так я думаю. Но если вы пойдете на вооруженную конфронтацию с ними, начнете демонстрировать силу, конфликт будет разгораться все сильнее и сильнее. Лучше разрешить ситуацию, немедленно обратившись к их вожакам и умиротворив их прасадом и другими хорошими подарками и проповедуя им философию. И если они будут слушать, научи их повторять харе-кришна-мантру. Это невинные молодые ребята, они просто заблудились, так что пойди к ним и просто дай им правильную информацию, и тогда тебе больше не надо будет их бояться. Но если ты считаешь, что надо купить оружие — мы должны защищать храм Кришны, если до этого дойдет. (ПШП Хамсадуте, 14 сентября 1972)

72-11 Да, мы должны основывать свою проповедническую деятельность на формуле Господа Чайтаньи: санкиртана. В конце концов, Он Бог, и Он советует делать это, так можно ли говорить о каком-то провале? Это просто невозможно. Если мы просто будем держаться покрепче за эту программу, как я делал это с самого начала: киртан, проповедь, киртан, раздача прасада — если ты будешь делать так, этого одного будет достаточно. Конечно, ты можешь постараться делать киртан как можно лучше, с танцами, с несколькими кхолами, караталами, раковинами, и, если твоя проповедь будет искренней, все будут слушать и все поймут. Сила сознания Кришны приходит не от какой-то внешней демонстрации, нет, это запредельная этому миру духовная вибрация харе-кришна-мантры и речений Бхагавад-гиты, Шримад-Бхагаватам. Поэтому приступай и развивай все дело в таком духе, и это будет хорошо. Нам не нужны миллионы зрителей. Пусть придет одна искренняя душа и присоединиться к нам в экстатическом пении и слушании, это будет по-настоящему ценно. И распространяй книги — как можно больше. Если человек услышит от нас какую-то философию, это поможет ему, конечно. Но если он купит одну книгу, это может изменить его жизнь. Поэтому продажа книг — это лучшая проповедническая деятельность. Продавай книги, устраивай киртаны в общественных местах, таких, как школы и колледжи, проповедуй. Если у тебя получится, эта простая программа доставит Кришне огромное удовольствие, и ты очень скоро сам это увидишь. (ПШП Судаме, 25 ноября 1972)

72-12 Что касается меня, мы должны завершить свою программу в Хайдарабаде. Она была очень и очень успешной. В этой части страны дождей не было два года, но благодаря нашей санкиртана-ягье пошел дождь, и все были счастливы, что мы приехали и организовали этот дождь. Они предоставили нам отличный участок, в самом центре города, и теперь мы строим там роскошный храм, a местные преданные помогают нам. На программах в пандале я часто вспоминаю о тебе, как ты играешь на барабане и поешь. Ты очень хорошо поешь, насколько я помню. Теперь как можно лучше обучай новых брахмачари духовному развитию, ты один из моих старших учеников, и если ты будешь делать это, это уже будет прекрасное служение. (ПШП Реватинандане, 10 декабря 1972)

72-12 У тебя проблемы с властями и полицией, этого следовало ожидать. В этом материальном мире так много опасностей, даже от так называемых наших «защитников». Но у нас есть и лучший защитник, Кришна, так что не беспокойся ни о чем, ни о полиции, ни о завистниках. Одним ударом Кришна покончит с ними со всеми. Но ты можешь несколько облегчить свое положение, если очень аккуратно подойдешь к некоторым из городских руководителей и убедишь их своими речами и поведением, что наши преданные отнюдь не отбросы общества, наоборот, они сами оставили свою преступную жизнь и стараются помочь обратиться к чистой жизни другим, и если нам хоть чуть-чуть помогут, мы можем немало послужить делу обеспечения законности и порядка. Примерно так. Если ты будешь искренним и подойдешь к делу с холодной головой, они через некоторое время оценят твое предложение — и если хотя бы один из этих крупных чиновников поймет реальные факты, это навсегда избавит нас от нападок полиции.
Учитывай одно: нам нечего добиваться в «сражениях с демонами на улицах и в судах». Нет, наш метод решения проблем прост, зачем нам без необходимости утруждаться борьбой? Только исчерпав все возможности мирного решения, мы будем вступать в сражение. Как Кришна. Он не требовал сражения, пока сохранялась хоть малейшая возможность мирного решения вопроса. Поэтому мы должны стараться одолеть противника, прежде всего, своими речами и добрым нравом, мы должны использовать все средства дружественного подхода, тщательно планируя свои действия, и только после этого, если все это не поможет, мы будем на самом деле сражаться. Такова наша философия. И если мы будем строго придерживаться этой линии дипломатии, определенной для нас Кришной, мы можем всегда рассчитывать на победу, без всяких сомнений.
йатра йогешварах кршно, йатра партхо дханур-дхарах
татра шрир виджайо бхутир, дхрува нитир матир мама (Б.-г., 18.78)
Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. (ПШП Балаванте, 13 декабря 1972)

73-01 По поводу твоего вопроса: правильно ли, чтобы все члены группы санкиртаны занимались распространением книг, чтобы никого не оставалось петь на улице? Конечно, мы не должны понимать значение слова «санкиртана» слишком узко, что это только пение и танцы и игра на музыкальных инструментах. Нет, санкиртана означает совместное прославление Господа. Поэтому если много преданных выходят ежедневно на улицы и в общественные места, чтобы распространять нашу литературу, это тоже санкиртана, даже если никто не поет. Слушание и пение — основные методы санкиртаны. Поэтому слушает ли человек наше пение на улице или приобретает нашу книгу и читает ее с искренностью, это одно и то же. Поэтому если возникает такая необходимость, если людей не так много, или имеется запрет властей или что-то вроде этого, мы можем отправлять всех на распространение нашей литературы, это не промах. Однако все-таки лучше, чтобы несколько преданных громко пели на улице. Если поет хоть один человек, или двое, или небольшая группа, это способствует продаже книг. Так что если людей достаточно, и если у нас есть разрешение властей, всегда лучше чтобы хотя бы небольшая группа пела, и при этом как можно больше преданных распространяли книги. (ПШП Равиндра-Сварупе, 5 января 1973)

73-02 Я очень вдохновлен сообщением о том, что твое движение санкиртаны растет, и ты возвращаешься в Женеву, чтобы открыть новую страницу в истории завоевания мира Господом Чайтаньей. Ты можешь подробно посоветоваться с Бхагаван-дасом по всем вопросам и он даст тебе хорошие советы. Что касается проблем с полицией, это происходит по всему миру, особенно здесь, в Мельбурне, преданные подвергаются преследованиям со стороны полиции. Вплоть до того, что их каждый день сажают в тюрьму, но они все равно не прекращают своего пения и распространения книг. Попадая в тюрьму, они отказываются от пищи, и поэтому симпатии населения на их стороне. Полиция неизбежно признает нас, и тогда ничто уже не будет сдерживать нашу деятельность, нашу санкиртану. Просто у нас должна быть решимость продолжать нашу проповедь при любых обстоятельствах. (ПШП Гуру-Гауранге, 11 февраля 1973)

73-02 Я знаю о нескольких случаях незаконного секса в нашем Обществе, но это не очень распространенное явление. И в любом случае, единственным лекарством является Харинама. Просто весь день повторяй мантру и служи Кришне, а когда служения нет, просто повторяй «Харе Кришна». Это не оставит незаконному сексу ни малейшего шанса. (ПШП Рупануге, 14 февраля 1973)

74-12 Сим уведомляю, что получил твое письмо без даты и приложенные к нему газетные вырезки и фотографии, и очень тебе благодарен. Думаю, что статья о распространении книг в аэропортах — это косвенная реклама. Люди узнают о нашем Движении и о наших книгах. Здесь, в Бомбее на нас тоже жалуются, что мы нарушаем общественный порядок. Что поделаешь? Автор статьи называет нас КРИШНАитами. он повторяет это снова и снова. Он не знает, что тем самым он повторяет святое имя и тоже получает благо. Как во времена Господа Чайтаньи мусульмане смеялись над преданными, что они повторяют «Харе Кришна». Один начальник сказал своему подчиненному: «Ну, ладно, они распевают, но ты-то зачем делаешь это?» И тот вынужден был признать, что тоже распевает, и не может понять, как это происходит. Так что, написав такую статью, этот человек тоже повторял «Харе Кришна». (ПШП Говинда-дасу, 6 декабря 1974)

74-12 Я считаю, что нам нет необходимости использовать различные музыкальные таланты для распространения сознания Кришны. Я бы предпочел увидеть людей, строго следующих путем Господа Чайтаньи и Его преданных санкиртаны. У нас есть мриданга и караталы, и этого достаточно. Мы не музыканты. Мы бхакты. Поэтому мы не уделяем слишком уж много внимания различным музыкальным талантам. Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Бог. Если бы Он думал, что распространять сознание Кришны будет лучше другими способами, Он бы так и делал. Но нет, просто с мридангой и караталами, путешествовать и петь «Харе Кришна», просить всех и каждого петь «Харе Кришна», просто проповедовать философию Шримад-Бхагаватам — вот и весь метод. Нет необходимости что-то добавлять к этому простому методу. Это только отвлекает. Поэтому я прошу тебя следовать простым путем, проложенным Шри Чайтаньей Махапрабху и помочь мне распространить это удивительное послание по всему миру. Поддерживай свою чистоту и сосредоточенность в сознании Кришны, следуя четырем регулирующим принципам, рано вставая, посещая мангала-арати и лекцию, и т.д. Это дело величайшей важности (ПШП Джагадиша-Пандиту, 28 декабря 1974)

75-11 Я рад, что ты организовал путешествующую группу. Надеюсь, тебя ждет успех. Просто делай все очень серьезно. Что касается инструментов, то да, струнные инструменты являются ведическими, но настоящие ведические инструменты — это мриданга и караталы. Так или иначе, в вопросе использования других инструментов действуй сообразно времени и обстоятельствам. Я одобряю твою работу, можешь продолжать. (ПШП Бахудака-дасу, 10 ноября 1975)

76-09 Да, киртан и прасад достучатся даже до необразованных людей. У нас есть средства проповеди и для образованных, и для необразованных, и для грешников, и для благочестивых людей — дхирадхира-джана-прияу. По поводу концертов: устрой концерт для мриданги. Ты получишь хорошие мриданги из Лос-Анджелеса. (ПШП Дваракеша-дасу, 29 сентября 1976)

76-10 Продолжай кришна-киртан. Это наша программа. Чайтанья Махапрабху обычно ходил по улицам с пением. Он никогда не проповедовал философию в общественных местах, на публике. Философские вопросы Он обсуждал только в высших кругах. Пение очень эффективно. С тамборой и мридангой, на которых играют очень ритмично — пусть поют. Исполняйте такое музыкальное представление и продавайте как можно больше книг, и устраивайте пиры. Тогда все будет успешно. Это хорошо, что им не нравятся все эти йоги-мошенники, и что они любят харе-кришна-мантру. Дай им возможность так или иначе петь харе-кришна-маха-мантру, и очень скоро станет виден прекрасный результат. (ПШП Харикеше Свами, 28 октября 1976)