Уход Шри Говинды Гхоша

Автор: Иван Михайлов. Опубликовано в Святые

Говинда Гхош

Говинда Гхош, близкий спутник Господа Чайтаньи, был известен своими красивыми киртанами на ежегодном фестивале Ратха-ятры в Джаганнатха Пури. Господь Чайтанья немедленно начинал танцевать, как только Говинда Гхош запевал. Говинда Гхош и его братья Васудева и Мадхава являются вечными спутниками Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды. Братья Гхош проповедовали на протяжении всей своей жизни с музыкой и песнями.

 Говинда Гхош

Говинда Гхош, близкий спутник Господа Чайтаньи, был известен своими красивыми киртанами на ежегодном фестивале Ратха-ятры в Джаганнатха Пури. Господь Чайтанья немедленно начинал танцевать, как только Говинда Гхош запевал. Говинда Гхош и его братья Васудева и Мадхава являются вечными спутниками Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды. Братья Гхош проповедовали на протяжении всей своей жизни с музыкой и песнями.

Так как он не имел детей, Говинда думал, кто же будет выполнять погребальные обряды. Шри Гопинатха, Божество Говинды Гхоша, явился ему во сне обещая, что Он Сам выполнит обряды. До сих пор, Божество Гопинатха организовывает Тиробхава Махотсава (день ухода) Его чистого преданного, Говинды Гхоша.
Как Калавати-сакхи, Говинда Гхош поет сладко для Радха-Говиндаджи на Голока Вриндаване.
Его самадхи находится в районе 64 самадхи.

Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, 10.115

говинда, мадхава, васудева — тина бхаи
йан-сабара киртане наче чаитанйа-нитаи

Восемьдесят второй, восемьдесят третьей, восемьдесят четвёртой ветвями древа были трое братьев: Говинда, Мадхава и Васудева. Господь Чайтанья и Нитьянанда танцевали под звуки их киртанов.

КОММЕНТАРИЙ: Трое братьев Говинда, Мадхава и Васудева – происходили из семьи каястх. Говинда жил в Аградвипе и основал там храм Гопинатхи. Мадхава Гхош замечательно вёл киртаны. Никто в мире не мог сравниться с ним в этом. Он заслужил прозвище «певца Вриндавана» и был очень дорог Шри Нитьянанде Прабху. Говориться, что, как только трое братьев начинали киртан, Господь Чайтанья и Нитьянанда начинали танцевать в экстазе. Согласно «Гаура-ганоддеша-дипике» (188), эти трое братьев прежде были гопи Калавати, Расолласой и Гунатунгой, исполнявшими песни, сочиненные гопи Шри Вишакхой. Все трое братьев входили в состав одной из семи групп, которые вели киртаны, когда Господь Шри Чайтанья Махапрабху участвовал в праздновании Ратха-ятры в Джаганнатха – Пури. Главным танцором в их группе был Вакрешвара Пандит. Подробнее все это описано в тринадцатой главе Мадхья-лилы (42-43).

Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, 11.14-15

нитйананде аджна дила йабе гауде йаите
махапрабху эи дуи дила танра сатхе
атаэва дуи-гане дунхара ганана
мадхава-васудева гхошерао эи виварана

Когда Нитьянанде Прабху было велено отправляться проповедовать в Бенгалию, эти двое преданных [Шри Рамадас и Гададхара дас| получили указание идти вместе с Ним. Поэтому иногда их относят к числу последователей Господа Чайтаньи, а иногда — к числу последователей Господа Нитьянанды. Подобно им, Мадхава Гхош и Васудева Гхош тоже принадлежали к обеим группам преданных.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в «Анубхашье»: «Недалеко от железнодорожных станций Аградвипа и Патули в районе Бурдвана есть место под названием Данихата, где находится Божество Шри Гопинатхи. Это Божество считает Говинду Гхоша Своим отцом. Даже в наши дни это Божество совершает церемонию шраддхи в годовщину смерти Говинды Гхоша. Храм этого Божества находится под покровительством раджа-вамши, т. е. потомков царской фамилии Кришнанагары, которая ведет свое происхождение от царя Кришначандры. Каждый год в месяц вайшакха, когда проходит церемония барадола, Божество Гопинатхи привозят в Кришнанагар. Церемония проводится в присутствии одиннадцати других Божеств, после чего Шри Гопинатхаджи возвращается в храм Аградвипы».

Говинда Гхош также является автором ряда знаменитых песен о Господе Гауранге. Вот две из них, описывающие санйаса-лилу Господа:

пранера мукунда хе
ки аджи шунило ачамбите?
кахите парана джайа мукхе нахи бахирайа
шри гоуранга чхарибе навадвипа

О Мукунда! Жизнь моя! Что мне довелось сегодня услышать?! Если я повторю это вслух, то несомненно умру на месте… поэтому эти слова боятся сойти с моих уст, слова о том, что прекрасный Гауранга решил покинуть Навадвипу.

ихато на джани мо расакале милинун гоура
аваната матхе ачхе баси
ниджхаре найана джхаре бука бахи дхара паре
малина хай ачхе мукха шаши

Мы не подозревали об этом, но неожиданно этим утром увидели Гауру, сидящим с понурой головой в размышлениях. Потоки слез, струившиеся из Его глаз омывали Его широкую грудь, а Его луноподобный лик утратил свое сияние.

декхите такхана прана сада каре ана чана
судхаите нахи авасара
кшанека самбита хайла табе муи ниведила
шунийа дилена э уттара

Увидев Его в таком состоянии, мы испытали великую тревогу и, не решаясь спрашивать Его о чем-либо, практически лишились чувств. Вернувшись в сознание я смиренно поинтересовался в чем дело и Он поведал мне о своем замысле.

ами та виваша хайа таре кичху на кахийа
дхайа аилун тува паша
эи та кахилун ами дже карите пара туми
мора нахи дживанера аша

В страшном смятении я, лишенный дара речи, покинул Господа и прибежал к вам сюда. Сделайте же что-нибудь. В противном случае у нас не будет надежды на дальнейшую жизнь.

шунийа мукунда канде хийа тхира нахи бандхе
гададхарера вадана херийа
э говинда гхоша кайа иха джена нахи хайа
табе муни джаину марийа

Услышав об этом Мукунда разрыдался, а увидев реакцию Гададхары и вовсе лишился разума. Говинда Гхош истошно молит: «Пусть же этого не произойдет, ибо если Он уйдет, я просто умру».

хеде ре надийа баси кара мукха чао
баху пасарийа горачанде пхирао
то сабаре ке ара карибениджа коре
ке йачийа дибе према декхийа катаре
ки шела хийайа хайа ки шела хийайа
парана путали навадвипа чхари джайа
ара на джаиба мора гоурангера паша
ара на карибе мора киртана виласа
кандийа бхаката-гана бука видарийа
пашана говинда гхоша на джайа милийа

О, жители Надии, что же вы застыли как вкопанные?!
Расставьте руки, преградите же Гауре путь! Верните Его обратно!
Кто же теперь будет крепко обнимать нас, прижимая к своей груди?
Кто же будет приходить к нам, и призывать нас любить Кришну?
Острая стрела пронзила мое сердце! Стрела пронзила сердце!
Свет моих очей бесцеремонно покидает Навадвипу.
Не посидеть нам больше вместе с Гаурой в семейном кругу,
Не попеть нам вместе с Ним киртан, как это было раньше.
Все преданные рыдают, их сердца готовы разорваться,
Но сердце этого Говинды Гхоша – просто камень, поэтому он не присоединяется к ним.

Шри Шри Радха Гопинатх - говорящее Божество Говинды Гхоша

Говинда Гхош был одним из трех братьев, исполнявших нежные киртаны для удовольствия Шри Гаурасундары и Его спутников в Шривас Ангам. Эти трое братьев родились в высшем сословии семьи кайаштха из северной Рархи. Все трое прославились своими сладкими голосами.

Согласно Гаура-Прасада-чаритавали, эти три брата, Васудева Гхош, Мадхава Гхош и Говинда Гхош были певцами с особенно сладким голосом. Когда эти трое пели киртан, Сам Нитьянанда Прабху танцевал в великом экстазе.

Шри Нитйананда Прабху особенно любил танцевать под песни Говинда Гхоша. И еще Говинда Гхош прославился своими киртанами во время Ратха-ятры в Пури, где он был ведущим киртанией в четвертой группе. Ему подпевали его братья, Харидас младший и Вишну дас. С ними был и Рагхава Пандит. Вакрешвара Пандит был в той группе ведущим танцором.

Согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру эти трое находятся в мадхурья-расе в группе тех, кто принял Шри Радхику как их окончательную ашрая-виграху.

Говинда Гхош принимал участие в лилах Махапрабху в Шриваса Ангам во время нагара-санкиртаны к дому Кази, а также в доме Рагхавы Пандита.

Когда Махапрабху принял санньясу, Говинда Гхош не смог вынести агонию своей разлуки. Через некоторое время он тоже оставил дом, чтобы присоединиться к Махапрабху в лесу. Однажды Махапрабху захотелось харитаки (хорошо для пищеварения). С большим трудом Говинда Гхош раздобыл несколько бхикш. В соседней деревне он ходил от дома к дому, в результате нашел несколько плодов и предложил их Махапрабху.

На следующий день Махапрабху снова попросили харитаки. Но на сей раз Говинда принес их немедленно.

«Как у тебя получилось принести мне харитаки так быстро? - спросил Махапрабху – вчера тебе потребовалось несколько часов на его поиски».

Говинда ответил: «Прабху, я подумал, что Ты можешь снова захотеть харитаки, потому и припас на всякий случай половину».

Махапрабху нахмурился и заговорорил грозным, подобным грому, голосом: «Экономия не является дхармой санньяси! Вайраги поддерживают свою жизнь, день за днем, Крипой Кришны! Отныне ты не должен оставаться здесь. Я прогоняю тебя!»

Услышав слова Прабху, сердце Говинды забилось сильнее: «Но Прабху! Как …, как Вы можете навеки прогнать меня? Я больше не повторю подобной ошибки!» Упав на землю, Говинда обливал слезами ноги Махапрабху горячими слезами, пока сердце всемилостивого Господа не смягчилось. Он обнял Говинду и сказал такие слова:

«Говинда, ты последовал за мной в лес из-за своей любви ко мне, а не потому, что ты – санньяси. Ты не сможешь поддерживать свою жизнь в лесу. Такая жизнь не для тебя. Возвращайся и живи жизнью домохозяина. Я явлюсь тебе в облике камня. Из того камня тебе надлежит вырезать мурти Гопинатха и служить Мне, поклоняясь этому мурти».

«Но Прабху... - плакал Говинда, - будет ли Гопинатх разговаривать со мной? Будет ли кушать со мной? Будет ли спать со мной, как это делал Ты?»

«Иди, Говинда. Исполни мои наставления, и благословит тебя Господь».

Спустя несколько дней, когда Гхош Тхакур принимал омовение в Ганге, что-то коснулось его спины. Это было какой-то кусок дерева, однако довольно тяжелый. Той же ночью во сне он получил божественные наставления, о том, чтобы он заботливо сохранил этот кусок дерева и передал его Господу Чайтанье, когда Он туда прибудет. Тем, вечером, когда Говинда отправился за хворостом, он понял, что это Кришна-шила. На следующее утро Господь Чайтанья появился в доме Говинды и сказал: «Посмотри, Говинда! Тебе не о чем больше беспокоиться. Завтра сюда придет скульптор для того, чтобы высечь божество от этого шилы, и тебе нужно будет Его установить. Так было установлено Божество Гопинатха.

Но хотя он и поклонялся Гопинатху: «идам аргхйам, шри гопинатха намах», «этат падйам, шри гопинатха намах», на самом деле он думал: «шри гаурангайа намах». Когда у него родился сын, он назвал его Гопинатха для того, чтобы у него была возможность повторять святое имя его возлюбленного Господа. Но сын Говинды и его жена умерли.

Он молился: «O, ГОУРАЧАНД! Я не просил у Тебя сына! Я не просил у тебя жену! Единственное, чего я желал – это полностью предаться Тебе! Но Ты дал мне дом и жену. Ты дал мне сына …, а затем Ты снова все отобрал. К чему такая бессмысленная игра? Я Тебе больше не поклоняюсь!» И он закрыл храмовые ворота, тем самым остановив поклонение Гопинатху.

В приступе гнева он рухнул на свою кровать. В тот день он ничего не готовил, ничего не ел и ничего не предложил Гопинатхаджи. Той же ночью Гопинатх явился ему и стал массировать его стопы. Потом Он спросил его: «Я не понимаю тебя. Один из твоих сыновей умер и ты решаешь: «К чему кормить другого сына, пусть и он умрет».

Говинда ответила: «Не понимаю, о чем ты говоришь. У меня был только один сын».

«А разве Я - не твой сын? Ты кормишь Меня и заботишься обо Мне как о собственном сыне. А теперь, когда Я завишу от тебя, ты решаешь полностью пренебречь Мной».

«Ну, понимаешь, теперь у меня никого не осталось, кто мог бы провести церемонию шраддха для меня и предложить моим предкам пинду. Ты сделаешь все это?»

«Да, Я могу. Почему бы и нет? Так теперь ты дашь мне что-нибудь поесть?»

Услышав ответ Гопинатха, Говинда обрадовался и пошел готовить подношение.

В последние мгновения своей жизни Говинда завещал, чтобы его тело не кремировали, а похоронили под землей возле Долапрангана.

Панкаджангри Прабху рассказывал, что Гопинатх Сам лично отправился в нужное место и совершил последние обряды для Говинды на глазах у всех присутствующих. В наше время, люди не могут увидеть такие игры, поэтому преданные приносят туда Божество.

Гопинатхаджи взял траву куша Своими пальцами и выполнил церемонию шраддха. Так продолжается и по сей день. Ежегодно служители Гопинатха приносят Его к могиле Говинды. В тот день Гопинатх, Верховный наслаждающийся, не надевает шелковую питамбару. Он одет в обычную белую одежду. Он не надевает прекрасных драгоценностей, а только кольца из травы куша. Вот как Кришна, из года в год, демонстрирует всеми миру Свою любовь к преданному.

Джаяпатака Свами подтвердил: «Есть одно Божество, Которое на самом деле разговаривает - это Божество Гопинатха в Аградвипе, Которое принято считать сыном Говинды Гхоша. Он говорит, что предложит шраддху на годовщину его смерти. Он призвал к Себе всех старейшин деревни и обратился к ним. «В день годовщины смерти этого преданного, Говинды Гхоша, я приду к нему на могилу и выполню церемонию шраддха». Говорящее Божество – это большая редкость. Но в этом случае Оно говорило со многими людьми».

(Лекция по «Шримад-Бхагаватам» (5.17.14), Лос-Анджелес, 17 апреля 2010 года).