Что такое вера?

 

В философии вайшнавов понятие "вера" имеет под собой несколько другой смысл, чем тот, который в это понятие вкладывает западная культура. Для вайшнавов вера не является чем-то сентиментальным и не ограничивается эмоциональным состоянием или поверхностным убеждением. Вера в вайшнавской философии выходит за рамки эмоционального восприятия жизни. Вера предполагает, во-первых, знание как твёрдую её основу, и, во-вторых, практическое выражение в жизни человека. В данной теме будут приведены различные определения веры, которые помогут с разных сторон посмотреть на это явление. Определения веры ачарйев-вайшнавов раскрывают, как вера практически проявляется в жизни преданного.

И самое первое определение, которое стоит привести - это классическое определение веры из Чайтанйа-чаритамриты (Мадхйа, 22.62), которое очень часто приводил Шрила Прабхупада:

‘шраддха’ шабде – вишваса кахе судридха нишчайа
кришне бхакти каиле сарва карма крита хайа

«Верой в Кришну называют непоколебимую уверенность в том, что, просто действуя в сознании Кришны, можно достичь высшей ступени совершенства».

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж объясняет смысл этого стиха: Прабхупада описывает главный постулат нашей веры, цитируя знаменитый стих из "Шримад-Бхагаватам" (4.31.14): "Поливая водой корень дерева, мы снабжаем энергией ствол, большие и маленькие ветви и все остальные части дерева, а отправляя в желудок пищу, даем силу органам чувств и другим частям тела. Подобно этому, просто поклоняясь Верховному Господу и преданно служа Ему, человек удовлетворяет всех полубогов". Иначе говоря, вера в сознании Кришны - это вера в то, что преданное служение самодостаточно: нужно просто служить Кришне, духовному учителю и вайшнавам. Все остальное приложится. Или, как перефразирует это утверждение в одном из комментариев к "Шримад-Бхагаватам" (2.1.10) Шрила Прабхупада: "Преданным Господа считается тот, кто искренне верит, что, став Его преданным, получит все необходимое для духовной жизни". Другими словами, преданность, по крайней мере, на начальном этапе, - это вера в преданность.

Бхактивинода  Тхакур также даёт определение веры вайшнава в Амнайа-сутре (57):

шраддха  тв  анйопайа  варджам  бхактй  унмукха  читта-вритти  вишешах
Вера – это особенное чувство, рождающееся в сердце. Оно, в свою очередь, порождает желание заниматься преданным служением» или «Особое состояние сердца (читта-вритти), когда человек неизменно стремится к Шри Кришне и остаётся равнодушным ко всем другим видам садханы, называется шраддхой.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: "шраддха есть та склонность в человеке, которая заставляет его искать бхакти, искать любовь, искать служение. В каждом человеке есть глубоко зарытая в нем склонность к бхакти. Мы все по природе своей бхакты. Душа – преданная по своей природе. Все – независимо от того, какого происхождения люди – так или иначе имеют эту склонность к бхакти. Бхакти-унмукхи читта-вритти-вишешах. Определенная читта-вртти, или склонность сердца к бхакти. Все ищут это, правильно? Кто может подтвердить, что он всю жизнь искал любви? Только люди ищут любовь не там: «Ты любишь меня, я люблю тебя, мы будем любить друг друга… до послезавтра». Так или иначе, Бхактивинода Тхакур дает определение шраддхи. Шраддха, говорит он, шраддха ту анйопайа-варджам – это когда мы отвергаем все остальные процессы, когда мы вдруг понимаем, что есть только один путь: путь бхакти, или путь любви".

Бхактивинода Тхакур продолжает (Амнайа-сутра, 58): са ча шаранапатти лакшана - "Вера имеет признак предания".

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: "Вера в шастры побуждает человека предаться Кришне, шаранагати. Это ощущение того, что я могу отказаться от всего ненужного ради Кришны появляется, когда у человека есть ясное понимание того, что шастры хотят мне сказать. Шаранагати, желание отдать всего себя – это признак или симптом появления веры у человека. Шаранагати - это шраддха. И у шаранагати есть множество аспектов, множество оттенков, у этого настроения, но все это – признаки того, что в сердце человека пробудилась настоящая вера и вместе с этим дух самопредания. Иначе говоря, появляется желание достичь чего-то высшего в жизни и нежелание разменивать свою жизнь на пустяки, на глупости, на бессмысленные вещи и вместе с этим надежда на достижение высшей цели. Шаранагати – это также понимание того, что Шри Хари, Господь Кришна очень сострадателен и то, что неважно то, что у нас было за плечами, неважно что мы делали до этого, неважно что у нас есть сейчас – в любой момент человек может предаться и полностью очиститься. Все это является шраддхой".

Для вайшнава иметь веру – значит смотреть на мир глазами писаний и действовать в соответствии с ними, а также изучать жизни великих святых и следовать их примеру.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: Вера – это способность хранить или держать внутри смысл шастр. Шраддха, вера, дает возможность нам помнить шастры, понимать их смысл и сверяться с этим смыслом каждое мгновение своей жизни – в этом смысл шраддхи. Шраддха дает возможность удержать их внутри и не отступать от них, пронести эти истины через всю свою жизнь.

Но в широком смысле вера, интуитивное предчувствие истины есть у каждого: шраддха майо йам пурушах, вера – свойство, присущее каждому человеку, понимание, что у всего сущего есть единый корень.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: "Человек соткан из веры (шраддха майо 'йам пурушах), ибо вера - это природа человеческого ума. Каждый во что-то верит (по степени своей испорченности), но только вера во всемогущего Бога и в Его вечные лилы является всеобъемлющей и безграничной. Только она включает в себя все остальные виды веры и расставляет все по своим местам. Любая другая вера рано или поздно натолкнется на ограничительный знак, самоуверенно поставленный ей мирской логикой: "Дальше нельзя. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда".

Л.Н. Толстой: "Вера - это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете. И такая вера была и есть у всех разумных людей".

Есть вера в благости, страсти и невежестве, и она есть у всех, но с позиции вечности она ничего не даёт. Трансцендентная же вера даёт всё.

Любопытное определение, которое согласуется с этим, даёт Лев Толстой:
"Сущность веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью".

И, наконец, настоящая вера преданного, описанная выше ачарйами, - это дар, который встречается в этом мире довольно редко. Поэтому, нам следует понять, насколько она ценна, и захотеть обрести именно такую веру, о которой говорят гуру, садху и шастры.