Что даёт вера?

Может возникнуть вопрос: а как понять, есть у меня вера в смысл священных писаний или нет? Должны же проявиться какие-то признаки того, что в сердце появилась твёрдая правильная вера? Да, такие признаки есть, и они будут вкратце описаны здесь, чтобы мы смогли более-менее реально оценить уровень веры в нашем сердце, и чтобы у нас пробудилось желание в полной мере обрести эту веру.

Так что же даёт вера? Есть много различных смыслов у слова шраддха, и один, не менее важный из них - это "беременная женщина". Сравнение веры с беременной женщиной подразумевает, что из веры должно что-то родиться.

И священные писания говорят, что, в конечном счёте, вера должна родить, принести в нашу жизнь Бога.

Джива Госвами говорит, что причина всех наших проблем в том, что мы отвернулись от Кришны (бхагавад-ваймукхйа), но, по мере развития веры, мы "поворачиваемся" к Богу (бхагавад-саммукхйа).  И в нашей жизни это проявляется в следующих вещах:

Духовное видение и знание

Чхандогья-упанишад 7.19.1: Человек, у которого есть вера, может обрести понимание. Человек, у которого веры нет, не может обрести его.

Непознаваемое  становится познаваемым через веру. В действительности во время жертвоприношения принимается вера, которую жертвующий вкладывает в жертвуемый предмет и сам процесс жертвоприношения. В частности гхи является субстанцией наиболее полно вбирающей в себя веру. И полубоги и Господь принимают именно веру и это является залогом духовного роста человека. Вера открывает нам суть духовного знания, и это подтверждается в следующем стихе (Шветашватара-упанишад 6.23.):

йасйа деве пара бхактир
иатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманам

«Тому, кто обладает непоколебимой верой в Верховного Господа и духовного учителя, открывается вся суть ведического знания».

И это знание, несомненно, должно находить практическое выражение в нашей жизни. У нас появляется внутренняя необходимость следовать священным писаниям, у нас появляется проницательность и способность различать различные осквернения и отклонения в собственном сердце, и, конечно же, мы исполняемся энтузиазма.

Бхакти Тиртха Свами Махарадж: "Шраддха очень важна. Нам нужна твёрдая, неподдельная вера. Если наша вера слаба, мы будем просто подавлять греховные желания и не сможем измениться. Мы не будем чувствовать необходимость поступать правильно, и желание наслаждать чувства перевесят желание духовно развиваться. В конце концов, преданный не станет обращать внимания на осквернение, возникающее вследствие оскорбительного отношения к вайшнавам, и будет слабеть всё больше и больше. У него появится желание заниматься другой деятельностью, невзирая на негативные последствия". ( Размышления о сакральных истинах. Харинама Чинтамани, стр. 218)

Сосредоточенность

Джива Госвами пишет, что один из критериев того, что у нас есть вера - это кришна-анувритти-чешта, сосредоточенное и постоянное приложение усилий в служении Кришне. Такой человек не перестаёт практиковать, что бы ни случилось. Его ум становится сосредоточенным, и у него появляется способность отбрасывать желания, не связанные с бхакти.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: "Шраддха есть квалификация для чистого преданное служения. Когда сильной шраддхи нет, то тогда ум рассеивается и да, я хочу бхакти, но я хочу много всего другого тоже, в этом проблема. Поэтому наше служение теряет силу, поэтому мы не достигаем успеха. Бхакти-його ‘сйа сиддхи-дах – бхакти-йога может дать совершенство, может привести к успеху, может дать нам все, но так как у нас нет необходимой квалификации, то мы занимаемся этим, но как всегда, когда заниматься чем-то, не имея квалификации, мы, в конце концов, не приходим к тому самому результату".

"Шраддха значит, что у человека, я уже сказал, появился очень большой интерес и одновременно с этим он утратил интерес ко всему остальному. Шраддха как лупа сосредоточивает наш рассеянный ум на чем-то одном. Когда есть настоящая шраддха, она берет и концентрирует наш ум. У ума есть тенденция рассеиваться в разные стороны, туда, сюда, ум любит блуждать. Шраддха не позволяет уму блуждать. Когда у нас есть шраддха, мы будем повторять Харе Кришна очень сосредоточенно: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. У меня есть шраддха, я знаю: из этого повторения что-то удивительное выйдет".

Бесстрашие

Один из аспектов шаранагати, предания Господу, - это вера в то, что Господь нас защитит. И поэтому человек, имеющий веру, становится бесстрашным, так как принимает прибежище у всемогущего Господа.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: "Шраддха хи шастра артха вишваса. Что значит в переводе с простого санскрита, что когда человек принимает принимает прибежище … Шраддха хи шастра-артха вишваса – в шастрах говорится, что когда человек не принял прибежища, то он испытывает страх. Тогда, как если человек принял прибежище, он становится бесстрашным. Таким образом, оценить есть у кого-то шраддха или нет, можно по степени его предания или по степени его бесстрашия. Это критерий. Когда у человека есть шраддха, он предается, он не боится. Это критерий".

И, в конечном счёте, духовная вера отличается от материальной тем, что она не уходит, что бы ни случилось.