Разновидности веры

Вера вере рознь. И в зависимости от того, какой тип веры живёт в нашем сердце, к тому и приведёт нас эта вера. В сущности, шастры говорят, что только трансцендентная вера в преданное служение Господу может нам что-то стоящее дать. Всё, что дают другие типы веры - временно.  И только имея правильный тип веры, мы можем практиковать чистое бхакти.

Об этом пишет Бхактивинода Тхакур: "Шраддха – это самостоятельная таттва, отличная от бхакти-таттвы. В «Бхакти-сандарбхе» Шрила Джива Госвами пишет: «Шраддха – это не составляющая практики бхакти, а признак адхикары (квалификации) для шуддха-бхакти. Она возникает, когда человек полностью теряет интерес к практике карма-канды" (Бхакти-таттва-вивека, стр.77)

Правильная вера

В свою очередь, транцендентная вера делится на 2 категории в зависивмости от того, что является движущей силой человека в практике преданного служения: шастра-вишвасамайи-шраддха или убеждённость в смысл шастр и жажде следовать предписаниям шастр и бхава-мадхурйа-лобхамайи-шраддха или жажда обрести спонтанную привязанность к Господу.

Бхактивинода Тхакур: "Шастра-вишвасамайи-шраддха, или вера в предписания шастр, является единственным источником адхикары для практики вайдхи-бхакти, а бхава-мадхурья-лобхамайи-шраддха, или вера, основанная на жадном стремлении проникнуться сладостными чувствами жителей Враджи, является единственным источником адхикары для практики рагануга-бхакти. Только шраддха, вишвасамайи или лобхамайи, является причиной возникновения адхикары для обоих видов шуддха-бхакти". (Бхакти-таттва-вивека, стр.82)

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣
 крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
 татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇
 джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате

Чистое преданное служение в сознании Кришны нельзя заслужить, даже совершая благие дела на протяжении тысяч жизней. Оно приходит только к тому, кто может заплатить единственную цену — жажду обретения его. Если такое преданное служение доступно где-то, его следует приобрести не мешкая (Рамананда Рай; Рупа Госвами, «Падйавали»; ЧЧ, Мадхья, 8.70)

Выше приведены разновидности правильной веры. Но существуют и различные типы неправильной веры, которые приводят к различным отклонениям, но не приводят к Кришне. В Бхакти-таттва-вивеке Бхактивинода Тхакур пишет, что многи думают, что занимаются бхакти, но это по сути деятельность лишь внешне похожая на бхакти, но бхакти не являющаяся. Такая деятельность не приводит к результатам, описанным в священных писаниях. В первом стихе семнадцатой главы Бхагавад-гиты Арджуна говорит, что такие люди "выдумывают собственные методы поклонения Господу". Преданному нужно быть чутким и уметь распознавать в своём сердце эти отклонения и избавляться от них.

Не имея должной связи с парампарой, человек может развить в своём сердце различные типы неправильной веры, которые можно условно разделить на веру в карму, веру в гйану и веру в йогу. Ниже будет говориться о том, как проявляется такая вера.

Карма

Вера в карму может проявляться как формализм, ритуальная духовная практика, когда мы забываем о сути того, что мы делаем.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: "Беда в том, что – и это одна очень важная ловушка, которая нас подстерегает на духовном пути – человек, что бы он ни делал, все превращает в ритуал. Вы замечали, да, как это случается? И мы можем, и не просто можем, мы делаем это, превращаем в ритуал в том и числе такие вещи, как это, проявление смирения. Мы думаем, что это у нас теперь ритуал такой, это игра такая пошла: “Теперь играем в самых падших, кто первый?” Ритуал, механический ритуал. Тогда, как бхакти – это единственная вещь, которую невозможно механически обрести. Всеми остальными вещами можно заниматься механически, йогой можно заниматься механически до определенного предела. Естественно, в какой-то момент нужно будет вкладывать туда сознание, но все равно, до какого-то предела, йога подразумевает. Кармой – ради Бога, сколько угодно, ритуалы, все эти люди, я видел, как они там мантры читают: “блу-блу-блу”, я уже забыл даже, ну неважно, первые мантры Риг-веды, которые больше вего любят все эти пандиты читать, обращенные к Агни. Все это можно делать механически. Бхакти означает стопроцентное сознание. Поэтому Кришна здесь говорит адхьятма-четасах, если ты будешь делать что-то, вкладывай в это душу, вкладывай в это сердце, бхакти означает моя способность или мое умение, мой навык, во все, что я делаю, вкладывать сердце. И если я, вкладывая сердце, делаю что-то и чувствую что-то, я вложив сердце в это во все, что-то говорю, то тогда это нормально. Но если я делаю это просто как очередной ритуал какой-то, то в этом никакого смысла".

Иначе говоря, формализм или иногда фанатизм - это вера в то, что внешнее рождает внутреннее.

Также вера в карму может проявляться как карма-канда. Наша практика в этом случае превращается в карма-канду, поклонение ради грубых или тонких чувственных наслаждений. Бхакти ради денег, бхакти ради славы и прочего.

Также сюда можно отнести навязанную веру и веру как следование моде.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: "Это совсем другая категория шраддхи и нужно очень хорошо понимать ее природу также. Законы толпы, когда я попадаю в толпу, то я невольно иммитировать всех остальных, очень легко становится делать все то, что остальные делают, в толпе все как-то легче становится, если толпа делает одно, то я тоже буду делать то же самое, неважно – понимаю я, не понимаю зачем я это делаю – все кричат „Харибол!” и я кричу „Харибол!”. Если бы я был один, то я бы не кричал никакого „Харибол!”. Поэтому Джива Госвами называет такую веру лаукика-верой, лаукика-шраддха. Лаукика-шраддха значит шраддха из толпы; шраддха, которую человек получает из-за влияния толпы. Все вокруг принимают бхакти и я должен принять бхакти; у меня знакомые приняли бхакти, и я тоже должен принять. Или еще чаще, это очень распространенный пример – появляется мода на какого-то духовного учителя, какой-то духовный учитель входит в моду и все вокруг начинают: „Да, да, да, мой Гуру Махарадж такой-то и такой-то.” Почему? Потому что все вокруг это делают. Не потому, что у меня есть внутреннее понимание и не потому, что у меня есть глубокая вера, не потому, что у меня есть осознание или понимание того, как эти наставления помогают мне в моей жизни, а просто потому что все делают это. И именно поэтому Вишванатха Чакраварти Тхакур называет такую веру навязанной верой".

Гйана

Вера в гйану приводит к имперсональной практике. Что это значит? Это значит, что для человека не важны отношения и принцип парампары. И, следовательно, такой человек, как правило, прыгает выше головы и пытается стать "бхаджанананди". От этого предостерегает нас Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в "Вайшнава Ке":

душ̣т̣а мана! туми кисера ваиш̣н̣ава?
пратиш̣т̣ха̄ра торе, нирджанера гхоре,
   тава ‘харина̄ма’ кевала ‘каитава’

Порочный ум! Ты возомнил себя вайшнавом? Ты притворно воспеваешь Святое Имя Господа Хари в уединении только для того, чтобы снискать ложный мирской престиж, — это сущее лицемерие. (1)

Йога

Вера в йогу проявляется как стремление прждевременно попасть в духовное измерение и абсолютизация своего духовного опыта, иными словами, сахаджийа.

Распознать в своём сердце все эти неправильные типы веры можно лишь подробно изучая науку бхакти, будучи подключенным к парампаре, и довериться квалифицированному в этом преданному, который поможет нам обрести правильную шраддху.