Уровни веры

Сатсварупа дас Госвами: В Сознании Кришны существуют разные уровни веры, и переход на более высокий уровень происходит через преодоление препятствий (Сострадание вайшнава, стр. 47)

Господь Чайтанйа описывает уровни веры в Своих наставлениях Шриле Санатане Госвами, которые изложены в Чайтанйа-чаритамрите, Мадхйа-лила, 22 глава. Господь Чайтанйа говорит об этом следующим образом:

ш́раддха̄ва̄н джана хайа бхакти-адхика̄рӣ 
’уттама’, ‘мадхйама’, ‘каниш̣т̣ха’ — ш́раддха̄-ануса̄рӣ

«Преданный, обладающий верой, — подходящий кандидат на то, чтобы с любовью служить Господу. Преданного относят к высшей, средней или низшей категории в зависимости от глубины его веры». (ЧЧ, Мадхйа, 22.64.)

Итак, существуют три категории преданных: каништха-адхикари (начинающий преданный), мадхйама-адхикари (преданный среднего уровня), уттама-адхикари (преданный высшего уровня). В связи с этими категориями, Господь Шри Чайтанйа выделяет три уровня веры: комала-шраддха (податливая вера), дридха-шраддха (твёрдая вера) и праудха-шраддха (глубокая вера), соответственно.

Комала-шраддха

Господь Чайтанйа говорит: «Того, чья вера еще слаба и податлива, называют преданным-неофитом. Но, идя путем бхакти, он постепенно достигнет уровня преданного первой категории». (ЧЧ, Мадхйа, 22.69)

Шримад Бхагаватам описывает такого преданного следующим образом:

арча̄йа̄м эва харайе
пӯджа̄м̇ йах̣ ш́раддхайехате
на тад-бхактеш̣у ча̄нйеш̣у
са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣

„Пракрита-бхакта, материалистичный преданный, не изучает целенаправленно шастры и не пытается понять, что́ на самом деле представляет собой чистое преданное служение. Поэтому он не оказывает должного почтения великим преданным. Однако он может соблюдать правила, которым научился у духовного учителя или в своей семье, если там поклонялись Божеству. Его следует считать находящимся на материальном уровне, хотя он и пытается идти путем преданного служения. Такой человек называется бхакта- прайа [начинающий преданный], или бхакта-абхаса, поскольку он до некоторой степени знаком с философией вайшнавов“.(ШБ, 11.2.47)

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: "Фанатичная, и в то же время хрупкая вера неофита мучит его самого и окружающих его людей. Но, чтобы проникнуть в суть чистого учения Чайтаньи Махапрабху, наша вера должна обрести гибкую твердость, выраженную в Его словах: тринад апи суничена, тарор апи сахишнуна, аманина манадена. Эти качества отличают мадхьяму от каништхи. Чтобы стать мадхьяма-адхикари, неофиту нужно обрести веру в шастры и путь, проложенный ачарьями прошлого, и обрести ее можно только в процессе общения с преданными. Только садху-санга укрепляет веру каништхи и помогает ему стать мадхьямой".

Дридха-шраддха

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у
ба̄лиш́еш̣у двиш̣атсу ча 
према-маитрӣ-кр̣попекш̣а̄
йах̣ кароти са мадхйамах̣

„Преданный промежуточной, или второй, категории проявляет любовь к Верховной Личности Бога, дружеские чувства ко всем преданным, сострадание к начинающим преданным и невежественным людям и сторонится тех, кто ненавидит преданное служение“. (ШБ, 11.2.46)

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: "У мадхйама-адхикари вера – дридха-шраддха, у него есть очень твердая вера в Святое Имя, он постоянно повторяет его. Но чего у него нету? Но священные писания он не очень хорошо знает, он не очень хорошо понимает логику, но он четко знает, что во что бы то ни стало, я должен повторять Святое Имя. Это мадхйама-адхикари или человек промежуточного уровня".

"Мадхьяма привязан к духу, а не букве священных писаний. Его вера не нуждается во врагах, она самодостаточна и непоколебима (дридха-шраддхаван), даже несмотря на то, что его знание священных писаний не всеобъемлюще".

Праудха-шраддха

„Того, кто хорошо владеет логикой и глубоко понимает богооткровенные писания и к тому же обладает твердой убежденностью и безграничной, но не слепой верой, следует считать человеком, достигшим совершенства в преданном служении“. (ЧЧ Мадхйа, 22.66)

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: "У уттама-адхикари вера праудха-шраддха, что значит очень глубокая. У мадхйамы она железобетонная, твердая, дридха, а у уттамы она глубокая. Есть разница между твердостью и глубиной. Твердость значит от нее все отлетает, ее невозможно сбить с толку, глубина значит, что у него есть глубокий опыт личный, в этом разница. Она основана на опыте, тогда, как у мадхйама-адхикари она по-прежнему основана еще до какой-то степени на знании. Шрила Прабхупада дает очень важный критерий тоже, чисто оперативный, функциональный критерий, по которому мы можем отличать разные уровни преданных. Он говорит, что уттама-адхикари может обращать других, он может своим могуществом каждого обратить в мадхйама-адхикари. Иначе говоря, признак уттама-адхикари очень важный – то, что он практически каждого, если он захочет, может каждого человека сделать практикующим преданным. Его убежденность и глубина его понимания такова, что когда его слушает, человек просто понимает, что никакого выхода у него нету, только начать практиковать".

Практикуя в обществе преданных, мы можем и должны подняться до высоких уровней веры и избавиться от сомнений. Даже если наша вера слаба и сомнения мучают нас, мы должны обрести желания действовать под руководством преданных Господа и искать возможности служить им, и служение им избавит нас от всех сомнений, и, в конечном счёте, мы сами сможем стать преданными высшего уровня.