Повседневная практика преданного

Зачем нужна садхана?

Чистая, беспримесная любовь к Богу – это то, что объединяет всех людей, следующих духовной практике. Правила и предписания священных писаний играют особенную роль в жизни каждого, кто стремится к совершенству жизни. Следуя им, человек может научиться помнить о Кришне и не забывать о Нем в течение всего дня. Сама по себе деятельность может быть непосредственно связана со служением, а может и нет. Искусство деятельности заключается в том, чтобы всю ее направить на удовлетворение гуру и Кришны. Тогда, в течение всего дня садхака сможет быть погружен в чистое преданное служение и испытывать подлинное счастье, независимо от того, находится он на уровне садханы, бхавы или премы. Конечно, на таких высоких уровнях преданного служения, как бхава-бхакти, нет необходимости сознательно вовлекать свой ум в преданное служение и связывать свою деятельность с Кришной. Потому что те, кто полюбили Кришну, больше не могут забыть Его.

Шрила Прабхупада часто говорит о том, что преданный должен всегда быть внимательным и даже мгновения своей жизни не тратить даром. По сути, время – это то единственное, что есть в нашем распоряжении. Преданные посвящают время практике садханы. Любая деятельность будет садханой, если нашей целью является достижение бхавы.

крити-садхйа бхавет садхья-бхава са садханабхидха
нитйа-сиддхасйа бхавасйа пракатйам хриди садхйата
(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.2) 
«Садхана-бхакти — это уровень, на котором преданный с помощью своих чувств практикует шуддха-бхакти и благодаря этой практике достигает уровня бхавы. Преданность вечно существует в сердце каждого живого существа. Практика преданного служения призвана пробудить эту вечную преданность».

Кто не хотел бы обрести спонтанную садхану, движущей силой, которой является привязанность к Кришне? Практикуя вайдхи-садхана-бхакти, преданный регулярно, изо дня в день, напоминает себе о цели практики. С самого утра до отхода ко сну, и даже во сне, так или иначе, мы совершаем деятельность. И путеводной звездой в этом путешествии будут священные писания,


йатра раганаваптатват правриттир упаджайате
шасаненайва шастрасйа са ваидхи бхактир учйате
(«Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.6) 
«Бхакти, которым занимаются не из лобхи (сильного желания), а из склонности подчиняться предписаниям шастр, называется вайдхи-бхакти».

Шастры дают нам правила и элементы садханы. Цель этого раздела на сайте – объяснить, для чего нужны эти правила и зачем нужно им следовать.

Шрила Прабхупада о трате времени

Srila-Prabhupada-makes-a-pointНе теряй времени попусту. Если появляется какоето свободное время, лучше всего больше повторятьХареКришна, ведь жизнь коротка, а нам нужно успеть осознать Кришну в этой жизни. Мы не знаем, когда снова встретимся со смертью, когда нам снова придетсяуходить от сюда. Но прежде чем уйти, мы должны попытаться обрести сознание Кришны. Это наше главное дело(письмо Джаяпатаке, 6 октября 1968)


По поводу твоего бизнеса и духовной практики: я даю тебе особое разрешение — из 24 часов в сутках ты должен найти удобное для тебя время, один час, чтобы повторять «Харе Кришна»со всем вниманием около Божеств или в другом месте, и чтобы никто тебя в это время не беспокоил. На все остальное у тебя остается 23 часа. Далее, в эти 23 часа, что бы ты ни делал: ел, спал или работал, старайся постоянно думать о Кришне. Это поможет тебе сохранить сознание Кришны. Если человек всегда остерегается падения и молит Кришну не допустить, чтобы он пал под напором майи, тогда Кришна предоставляет ему особую защиту. Это совет, который дал Сам Кришна Арджуне. Арджуна был великим воином, государственным деятелем и одновременно великим преданным. Государственные мужи и полководцы почти не имеют времени исполнять ежедневные обязанности в преданном служении, но Кришна особо посоветовал ему заниматься исполнением своих предписанных обязанностей, и в то же  время постоянно думать о Кришне. Это секрет, как не пасть жертвой майи. У Раярамы случай другой. Он совершенно определенно отверг мои наставления. Я попросил его приехать ко мне и пожить со мной, а он отказался. Этот отказ является причиной временной приостановки его духовной жизни, но если в прошлом он исполнял преданное служение искренне, думаю, что он не вернется вспять. (из письма Гаргамуни, 29 октября 1969) 


На некоторое время ты прикована к больничной койке, и все же ты не теряешь ни минуты времени. Это очень правильное настроение. Это и есть сознание Кришны — каждое мгновение жизни служить Господу тем или иным способом.И вот ты сшила эти прекрасные одежды для Кришны и Радхарани, хотя болезнь причиняет тебе большие страдания. Я очень и очень рад, что ты настроена не терять ни минуты на служение телу и уму, а тщательно использовать каждое мгновение своей жизни в любовном служении Господу. (из письма Химавати, 30 июля 1970)


Твой последний вопрос — как тебе стать чистым преданным. Ответ на него дается в Бхагавадгите. Кришна учит Арджуну, что махатма, чистый преданный, это тот, кто полностью предался духовной природе. Как же узнать того, что полностью предался духовной природе? Он постоянно полностью поглощен преданным служением Кришне. Вот в чем заключается метод превращения в чистого преданного. Мы должны полностью занять свои речь, мысли и деятельность сознанием Кришны под руководством духовного учителя. Следовательно, в каждый момент времени ты должен быть так или иначе занят в служении Кришне и Его чистым преданным, и тогда ты естественным образом очистишься в сознании Кришны. Кришна всегда желает изливать милость на Своих преданных, и нам остается только стать восприимчивыми к Его милости, совершая преданное служение, тогда наш путь станет очень легким. Надеюсь, я удовлетворил тебя своими ответами на твои вопросы. (из письма Вишала-дасу, 16 июня 1969)


Мы не имперсоналисты, в зависимости от обстоятельств мы по-разному понимаем исполнение преданного служения. В «Шикшамрите» Рупы Госвами говорится, что развитое сознание Кришны — это состояние, при котором человек постоянно очень озабочен тем, чтобы каждое мгновение его жизни было потрачено на преданное служение. Это называется страхом потери времени. Человек должен очень тщательно следить за тем, чтобы каждое мгновение его жизни тратилось на служение Господу. Госвами весьма преуспели в этом направлении, поэтому о них сказано: нидрахара-вихаракади-виджито, что значит: они победили потребность в еде, сне и совокуплении. Смысл в том, чтобы как можно больше времени сэкономить на этих материальных делах и отдать служению Кришне. Когда мы начинаем постоянно тревожиться о том, чтобы наша жизнь протекала именно в таком духе, эта стадия называется «авьяртха калатвам», то есть бережное, экономное использование жизни. Следующая стадия называется нама-гане сада ручих, постоянно влечение к непрерывному повторению святого имени. И: притис тад-васати-стхале, получение удовольствия от проживания в храме или в месте паломничества. Итак, я очень рад, что ты постепенно приближаешься к этой стадии. Продолжай так же и будь осмотрительна. Постарайся понять сама и научи этому методу всех своих младших братьев и сестер. Сознание Кришны означает полное сотрудничество с Кришной, а значит, и со всеми Его спутниками. Мы должны всегда помнить об этом. Это как если мы говорим: «дерево», то имеем в виду и корень, и ствол, и ветви, и листья, и цветы — всё. Поэтому любить Кришну означает любить Его вместе с Его именем, Его славой, Его качествами, Его спутниками, Его обителью, Его преданными и т.д. (из письма Ямуне, 2 марта 1970)


Относительно моих книг: все должны читать. Я и сам их читаю. Каждый человек должен быть круглосуточно занят. Это суть, основа. Сколько времени читать, и сколько времени заниматься другими видами служения — это определяется каждым преданным индивидуально. Еду и сон надо свести к минимуму: нельзя терять понапрасну ни одной минуты. (из письма Говардхана-дасу, 15 февраля 1975)


Да, ты прав, самоосознание — это серьезная работа. Преданные знают это, поэтому одно из их качеств — серьезность и отсутствие склонности к легкомыслию. Сознающий Кришну человек интересуется только верным служением Кришне, и никаких посторонних мыслей у него нет. Его разум постоянно занят поиском наилучших способов исполнения любовного трансцендентного служения Кришне, поэтому у него нет времени бездельничать. Праздный ум — мастерская дьявола. Это очень верное замечание. Мы должны всегда помнить, что майя и Кришна идут рука об руку, как идут рука об руку свет и тень. Если человек не стоит на солнце, на свету, он, тем самым, пребывает в тени. Поэтому мы не должны быть беспечными, но должны двигать свое дело серьезно и искренне, тогда можно не сомневаться в том, что желаемый результат будет достигнут. (из письма Джагадише, 17 ноября 1970)


С этими карми это вечная проблема — у них «нет времени» на посещение духовных событий или встреч. Шукадева Госвами, рассказывая Шримад-Бхагаватам, описывает положение карми так: ночью они спят или занимаются сексом, а днем работают, как одержимые: «Деньги! Деньги!» А когда деньги приходят к ним, тогда они озабочены накоплением домашних вещей и т.д. Так или иначе, по милости Господа Чайтаньи, даже таких, погруженных в материальное, людей можно освободить из паутины майи, если дать им послушать повторяемое без оскорблений святое имя Господа, харе-кришна-мантру. Если ты постоянно будешь повсюду повторять этот духовный звук, он проникнет в их уши и попадет им прямо в сердце, и тогда оживет их естественное влечение к Кришне. Так что не обращай внимания на временные уловки людей, у которых нет ни желания, ни удачи, просто продолжай нашу программу, распространяя санкиртану, прасад и литературу, и результат будет. (из письма Баншидхари, 16 ноября 1970)

О киртане, с киртаном. (Е.М. Адити Духкхаха прабху)

- Каковы основы поведения во время киртана?
- Главное - это единство. Без него киртан будет неудачным. С первых минут трудно объединить киртаном всех преданных. Обычно, чтобы образовалось единство между преданными, и, чтобы они почувствовали вкус, требуется какое-то время. Бывает 15 минут ведешь киртан, 20 минут, 30… И только потом начинается что-то необычное. Санкиртана - это совместное воспевание. И если мы во время санкиртаны не чувствуем друг друга - нет полного единства.

Можно сравнить киртан с игрой оркестра. В симфоническом оркестре - 100 человек или 120. И есть дирижер, который их ведет. И хотя у них разные партии, разные инструменты, они звучат как одно целое. И если сотни преданных будут вместе очень внимательно слушать ведущего и переживать все то, что переживает он, наступит момент, когда они станут единым организмом и начнут ощущать необычайный вкус и блаженство.

ВАНДАНАМ – практика молитвенной жизни

Вступительное слово Бала Кришна даса:
«После непродолжительного соприкосновения с духовностью в жизни почти каждого преданного на определённом этапе возрастает интерес к практике молитвенной жизни. Это не что-то новое. Значительная часть таких наших писаний, как Бхагават-гита, Шримат-Бхагаватам и Чайтанья-чаритамрита состоит из молитв, возносимых возвышенными личностями Верховному Господу и Его истинному представителю. Ученики Его Божественной Милости Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и ученики Его учеников также не обошли стороной этот аспект духовной практики в своих книгах, лекциях и семинарах. Для того, кто интересуется можно порекомендовать книги Е.С. Сатсварупы Махараджа «Ванданам» и «Вступление в молитвенную жизнь», Е.С. Бхакти Тиртхи Махараджа «Молитвы», Е.С. Маханидхи Свами «Искусство повторения Святого Имени», Е.С. Шачинандана Свами «Океан нектара Святого Имени». Есть очень интересная книга Яшодадулала даса «Наука молитвенной жизни». Ещё настоятельно рекомендую изучить статью «Попутчик», которая будет напечатана в этом номере нашего журнала. Кто-то из преданных, желая развить молитвенное состояние, обращается к христианской молитве, например, молитве старцев Оптиной пустоши. Цель этого одна – Шаранагати, постепенное предание себя возлюбленному Господу Шри Кришне. Цель и Венец всего – према-бхакти, когда преданный делает только то, что хочет объект его любви, желает только того, чего желает объект его любви и чувствует только то, что чувствует объект его любви. И это есть истинное совершенство.
Сегодня я предлагаю вам воспользоваться отрывком из моего конспекта на тему молитвы и молитвенной жизни. Это наиболее заинтересовавшие меня выдержки из книги И.Брянчанинова «Аскетические опыты» том 1. Читайте, запоминайте и пусть это поможет всем нам во внимательном воспевании величайшей молитвы – Харе Кришна маха-мантры. В добрый путь!»

Воспевание Святых Имен Бога – самая эффективная духовная практика в век раздора и лицемерия

В «Чайтанья-чаритамрите» Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами есть такой стих:
кали-кале нама-рупа кришна-аватара
нама хоите хайя сарва-джагат нистара
«В век Кали Кришна является в облике Святого Имени. Это Имя способно освободить всех обусловленных живых существ».
 
Стихи о величии и славе Святых Имён Господа можно было бы продолжать и продолжать, но давайте здесь остановимся. Для преданных Харе Кришна всё более-менее ясно. Менее потому, что нам ещё предстоит всей своей жизнью доказать правоту вышеприведённых строк. А как обстоит дело с этой практикой в других религиозных конфессиях? Впервые это заинтересовало меня лет десять назад. И поскольку Кришна очень милостив, то мне всё чаще стали приходить подтверждения о существовании практики повторения имён Господа в других религиях. Стоит только отметить, что в связи с нарастанием влияния Кали-юги практика эта загонялась на обочину, переводилась из разряда главного метода в один из многих. Давайте вместе вспомним католические чётки, суфийские песнопения. А что же в православии? Оказывается и здесь это есть, но как-то размыто, затёрто, скрыто от рядового мирянина. Да и тиши келий братия в наши дни не очень спешит следовать опыту монахов Афона, старцев Валаама и Оптиной пустоши. Иисусова молитва есть, она известна, но не популяризируется в среде православных, она явно не в почёте. Практике умной молитвы не уделяется подобающее ей место. Интересно почему?