Вопрос-Ответ

Что значит служить?

qВы говорили о служении. Что значит служить преданным?


qadevotionalservice19Бхакти Вигьяна Госвами: Служить другому человеку – значит прежде всего воодушевлять его на хорошие вещи. Для этого можно разные вещи делать – накормить, одеть, но главное-то в конечном счете, если речь идет о каком-то благе, которое мы по-настоящему можем другому человеку принести, то это одно благо – воодушевить его на что-то хорошее, побудить его сделать что-то хорошее, пробудить в нем какую-то любовь. В этом основной смысл.
Когда мы кормим, скажем, людей, мы кормим не ради кормления как такового, есть более высокая цель у этого всего. Как мне одна женщина... Я был в Грозном давным-давно, еще в 1995, наверное, году, когда там была война и мы раздавали прасад людям. Ко мне одна женщина пришла и стала со слезами на глазах благодарить. И она сказала: «Вы знаете, что Вы сделали? Вы меня накормили, понятно, много раз накормили, это хорошо, но это не так важно. Я учительницей была в школе, и я видела, как от поколения к поколению, от класса к классу идет какая-то деградация. Вы приехали сюда, молодые люди, и вы мне веру в будущее вернули, веру в людей вернули, которую я, будучи учительницей, начала утрачивать, к сожалению».
Вот это служение. Это настоящее служение. Потому что мы человеку даем какой-то другой взгляд на мир, другой способ существования. Это самое большое, что мы можем дать, когда мы начинаем делать что-то бескорыстно для него, воодушевлять. Много есть людей рядом, можно улыбнуться – и это будет нашим служением. Служение не значит, что нужно прямо, там… Улыбка – это тоже служение.

Как правильно привлекать преданных в служение?

qКак правильно привлекать преданных в служение? Раздавать служение или приглашая их сначала к совместному служению?



qadevotionalservice18Бхакти Вигьяна Госвами: И то и другое возможно. Можно поручать людям что-то. И очень часто, когда у человека появляется сфера собственной ответственности, это благотворно действует на него, пробуждает энтузиазм. Человеку нужно чувствовать, что он за что-то отвечает. Шрила Прабхупада говорил об этом. Он говорил о том, что чувство собственности превращает песок в золото. Поэтому если у меня появится какая-то своя сфера, и я действительно почувствую, что это моя сфера, я могу в этой сфере проявить свое творческое служение, свою творческую энергию, то это хорошо. Совместное служение тоже очень важно, потому что совместное служение помогает людям острее почувствовать зависимость друг от друга. То есть, и то и другое – очень хорошие способы и обязательно в нашей жизни должно быть и то и другое. Есть какое-то мое служение, моя сфера, где я действую один, и есть какая-то сфера, где мы сотрудничаем и делаем что-то все вместе.




Как превратить вожделение в любовь?

qЧто делать с вожделением, если много лет практикуешь, занимаешь свою природу, а оно все равно остается, и хоть бы что. Уже многое связывает с Кришной, но этот вкус материальных наслаждений все еще остается. Дайте, пожалуйста, совет или какую-то практику, как устранить эту тенденцию наслаждаться материей?


qadevotionalservice17Бхакти Вигьяна Госвами: Можно давать ответ на разных уровнях. Если давать ответ на самом высоком уровне, то, конечно же, эта тенденция остается, потому что по-прежнему остается отождествление себя со своим телом. Отношения с Кришной могут быть, стремление к Кришне может быть, одновременно с этим у нас по-прежнему остается очень крепкая самбандха с телом. Когда эта связь с телом ослабнет за счет того, что отношения с Кришной станут сильнее, то пропорционально этому будет ослабевать и проблема, вызванная материальным телом и умом. Поэтому на самом высоком уровне есть только одна-единственная вещь ─ это постоянно пытаться укреплять эту духовную связь, духовную природу. Когда мы читаем книги, когда мы думаем, когда мы проповедуем, все это укрепляет нашу духовную природу. Когда мы оскорбляем вайшнавов, духовного учителя, Божества, это все ослабляет нашу связь или, наоборот, усиливает материальную природу, отождествление себя с материей.
Практики можно давать, есть йоговские практики, которые помогают в этом, но это, в конце концов, всего лишь навсего костыли, не нужно придавать им слишком большого значения. Единственное, что можно сказать, если говорить о практике, то это посоветовать найти очень близкое общение с другими людьми.
Вожделение это или сила вожделения, влияние вожделения на нас определяется тем, насколько мы не получаем определенного вкуса. Когда человек получает духовную расу, или духовный вкус, вожделение уходит. Но даже тонкоматериальный вкус, эмоциональный вкус, вкус близкого общения с другим человеком, ощущение близости в значительной степени устраняет эту потребность в уме получать дополнительное наслаждение, потому что именно близкое общение приносит нам очень большое удовлетворение. Говорится (это физиологический факт), что женщина, когда она рождает первого ребенка, ее вожделение сразу же во много-много раз становится меньше. Почему? Ну, во-первых, потому что она постоянно занята, во-вторых, у нее есть близкое эмоциональное общение с живым существом, которое полностью зависит от нее, в-третьих, потому что все силы ее уходят на служение, она реально служит.
До какой-то степени эти три вещи также являются лекарством от вожделения.

  • Первое ─ постоянная занятость, когда у нас нет свободной минуты, когда мы знаем четко, что нам нужно делать, и все, что мы делаем, связано с какой-то нашей целью, мы напоминаем себе об этой цели.
  • Второе ─ это если в процессе взаимодействия с другими людьми мы вступаем в близкие эмоциональные отношения, это, безусловно, поможет.
  • И, наконец, третья вещь: если мы служим кому-то как женщина служит своему сыну, это, можно сказать, часть отношений, потому что все отношения всегда строятся на служении, на разных формах служения, так или иначе, если мы служим кому-то, причем не просто абстрактно, а очень конкретно, то вожделение будет становиться меньше.

Вот что могу сказать по этому поводу. Могу сказать гораздо больше, но это, наверное, самое важное.

Как занять чувства в служении?

qКак полностью подчинить чувства, особенно язык, желудок и гениталии, и если эти чувства не находятся под контролем, что делать, чтобы правильно занять их в преданном служении?


qadevotionalservice16Джаяпатака Свами: Всегда занимай их в служении Кришне. Не ешь бхогу, непредложенную пищу, насколько это возможно. Ешь только прасад и в том количестве, сколько ты сможешь переварить. Не перекусывай между приемами пищи. Прием пищи в установленное время помогает контролировать язык.
Не говори чепухи, избегай сплетен и всегда повторяй Харе Кришна и служи. Это также помогает контролировать язык. Если язык находится под контролем, то гениталии тоже легче контролировать. Семейным людям разрешается вести регулируемую половую жизнь, для всех остальных предписывается воздержание. Мы должны соблюдать осторожность, чтобы не медитировать на объекты чувств и не привязываться к ним. Поэтому нужно избегать объектов сексуального наслаждения, если мы не хотим без необходимости возбуждать гениталии. Очень опасно находиться наедине с представителем противоположного пола, если он не является законным супругом, так как чувства могут в любой момент выйти из-под контроля.
Даже недавние научные исследования подтверждают, что человеческие тела производят переносимые по воздуху гормоны, как только представители противоположных полов оказываются в непосредственно близости друг от друга на какое-то время. Я не помню, говорилось ли об этом, но мне кажется, что там шла речь о расстоянии меньше, чем один метр или полметра. По мнению ученых эти гормоны приводят в возбуждение гормоны противоположного пола. Поддерживать официальные отношения, не оставаться и не разговаривать наедине с противоположным полом – вот способы избежать ненужных волнений. Даже женатые люди должны быть осторожны в общении с противоположным полом. Это предписывается в Шримад-бхагаватам.

Должно ли служение нравиться?

qКаким служением заниматься – тем, которое ближе по природе, или наоборот? Тем, которое нравится, или тем, которое не нравится?

 


qadevotionalservice11Бхакти Вигьяна Госвами: Нужно ли искать ту форму служения, которая дается сложнее, к которой вкуса никакого нет, чтобы уж служить так служить, чтобы служба медом не казалась? Хороший вопрос.

На самом деле для чистых преданных, с одной стороны, все равно, но с другой стороны, их радует, когда сложности появляются. Чистые преданные в экстаз приходят. Бхактивинода Тхакур говорил: «Столько сложностей, наверняка что-нибудь хорошее получится из этого!» Чистые преданные, для них преодоление сложностей – это возможность для них выразить любовь к Кришне. Поэтому чистые преданные просят, мы знаем, царица Кунти просит: «Кришна, посылай сложности». 

Но для нас сложности, когда Кришна милостиво посылает нам сложности одну за другой, мы взвываем к Кришне. Не взываем, а взвываем, начинаем выть. Поэтому не напрашивайтесь на трудности, они все равно придут, не нужно их искать, нет необходимости в этом. В этом мире всегда будут сложности. Смысл в том, что когда сложности приходят, мы должны их принимать, но искусственно искать их не нужно. Человек должен делать то, что ему нравится, то, что идет само по себе, потому что он сможет это делать лучше, более сосредоточенно, с большей чистотой в конечном счете. Когда сложности придут, нужно будет по мере поступления с ними разбираться. Искать их не нужно. Если мы делаем то, что нам нравится, нам легче будет делать это чисто как служение. Потому что если мы делаем что-то, что нам не нравится, и еще при этом мы знаем, что никакого вознаграждения нам за это не надо, это уже мазохизм какой-то. Потому что мало того, что нам не нравится, еще и вознаграждения не нужно никакого, мы говорим: «Буду делать то, что не нравится, и вознаграждения мне не надо за это!» Лучше делайте то, что нравится, и говорите: «Мне вознаграждения не надо, потому что мне и так нравится».

Иначе говоря, человек должен стараться найти то, что соответствует его природе на первом этапе. Потом, на более высоких уровнях, человек может делать все что угодно, даже то, что несвойственно ему. Делая это, он будет чувствовать особую милость Кришны.


q

Как провести границу между служением и наслаждением? Я тяжело тружусь пять дней в неделю и всегда стараюсь быть хорошим преданным, хотя я боюсь, что большую часть времени мне это не удается, и мне кажется, что я просто наслаждаюсь результатами своей работы. Как мне провести различие?


qadevotionalservice4Джаяпатака Свами: То, что мы делаем для удовольствия Гуру и Господа Шри Кришны, является преданным служением. То, что мы делаем просто для наслаждения своих чувств, является наслаждением чувств. Все в материальном мире – еда, сон и т.д. – приносит нам какую-то боль или наслаждение. Мы не можем этого избежать, но если мы делаем это для удовольствия Господа Шри Кришны в правильном сознании, то Он принимает это как преданное служение.






qПочему получается так, что обычно дается такое служение, которое не очень-то нравится и далеко не подходит по способностям и прошлому опыту. Многие преданные вдохновляют меня на ведение Бхакти-врикши, но качеств коммуникативных у меня никаких нет, нету привычки звонить по два-три раза в неделю, как-то все лицемерно кажется, хочется заниматься чем-то другим , что более знакомо и привычно, но Кришна особо таких возможностей не предоставляет. Как правильно относиться к такому служению не по профилю?


qadevotionalservice9Бхакти Вигьяна Госвами: Спасибо большое за вопрос. Не нужно заставлять себя делать что-то, у тебя есть другие возможности для служения. Можно изучать священные писания, рассказывать проповедовать, можно делать что-то еще. Бхакти-врикша – это хорошая программа, которая может занять очень многих людей, но тем не менее, есть люди, для которых она не подходит. Тут речь только о том, чтобы действительно искренне попросить. У преданных служение найдется, есть масса других талантов и способностей, которые можно применить в сознании Кришны, заставлять себя не нужно. Наоборот, человек должен найти в служении себя, реализовать свою уникальную природу, и не довольствоваться чем-то меньшим, чем проявлением всего того, что у нас есть, не надо себя заставлять.