Ответы на важные вопросы

Смена гуру

qЕсли преданный, стремящийся стать учеником какого-то конкретного гуру, просит у него разрешения на инициацию, а потом меняет свое решение и идет за дикшей к какому-то другому гуру, считается ли это оскорблением?


qa

the change guruДжаяпатака Свами: Перед получением инициации существует испытательный период. Это как раз то время, когда ученик проверяет свою веру в духовного учителя, убеждаясь в том, что это именно тот гуру, через которого он может служить Господу Шри Кришне. Поэтому для ученика не будет оскорбительным изменить выбор духовного учителя, если он чувствует большую веру в другого авторитетного духовного учителя. Однако по этикету надо попросить благословений и поставить в известность прежнего духовного учителя. Это в том случае, если он формально получил прибежище. Если же он просто стремился принять гуру, но еще не просил его о том, чтобы получить прибежище, и не говорил ему о том, что хочет выбрать его своим духовным учителем, тогда вообще не нужно просить разрешения. Если преданный хочет продолжать получать его наставления и поддерживать с ним связь, можно попросить у ранее выбранного духовного учителя шикшу.




 

Каков идеальный ученик?

qКак Вы видите идеального ученика, который достоин обрести милость Кришны, прему?



qathe perfect studentБхакти Вигьяна Госвами:  Очень сложный вопрос. Идеальный ученик, прежде всего, должен изучать священные писания, потому что именно священные писания являются основой нашей духовной жизни, они наполняют нас пониманием, делают нашу практику более точной, безошибочной, избавляют от каких-то ненужных оскорблений. Идеальный ученик должен проповедовать обязательно, потому что мы не просто должны изучать сами, мы должны передавать это дальше – в этом роль ученика или задача ученичества. Моя ученическая позиция в том, что я учусь постоянно и я пытаюсь делиться своим опытом с другими. Учиться и учить – это две важные функции ученика. Идеальный ученик – это ученик, который никого не оскорбляет, который старается служить. Не так давно я дал посвящение одному ученику, который каждый день повторяет гораздо больше, чем один лакх святых имён, и мне по секрету президент его храма сказал, что «мы зовём его здесь…»  Он назвал его имя, и сказал, ну, скажем: «Михаил смиренный». Это  очень точное определение, почему он так много повторяет мантры и получает вкус. Он мне сказал: «Я не мыслю своей жизни без того чтобы каждый день повторять, как минимум, шестьдесят четыре круга». Именно потому, что он смиренный, именно потому, что у него нет какой-то гордыни, именно потому, что он старается служить другим и заботится о других людях. В общем-то, мы все это знаем: ученик, прежде всего, должен учиться, он должен проповедовать, он должен служить преданным и он должен развивать отношения со святым именем – это три основных сферы нама-ручи, джива-дойа и садху-санга или вайшнава-сева. И, плюс к этому, в высшей степени важная, конкретная обязанность ученика – учиться, постоянно изучать священные писания. И, конечно же, надо заниматься проповедью.









 

Как развивать отношения с гуру?

qКак укрепить внутреннюю связь с дикша-гуру?






qaguru btsБхакти Тиртха Свами:
1. Заведите себе привычку писать письма или вести дневник и писать гуру регулярно о том, что вы хотите ему рассказать. Таким образом вы будете писать гуру каждый день, помнить его, думать о нем и давать отчет духовному учителю о том, что происходит в вашей жизни.
2. Приобретите привычку, просыпаясь, или вечером придя домой или же в течение дня, садиться перед фотографией духовного учителя и разговаривать с ним. Расскажите гуру о своей жизни. Что вы делаете, чего вы не делаете, что происходит. В чем ваши слабости, и какая помощь вам нужна. Поблагодарите учителя за понимание, которое он вам дает. Пусть эти разговоры станут привычными для вас.
3. Что бы вы ни делали, постоянно думайте, что гуру физически рядом с вами, что гуру наблюдает за вами или что гуру знает о том, что вы делаете. Кришна рассказывает гуру об этом. Будет ли духовный учитель доволен тем, что я говорю, делаю и о чем думаю?

Примите эти практики, они помогут вам укрепить внутреннюю связь с духовным учителем. Я не впал в отчаянье, когда Прабхупада оставил планету, потому что мои отношения с ним были больше внутренние, чем внешние. Хотя я находился рядом с Прабхупадой где-то раз 30, но совсем недолго. Хотя, раз десять довольно продолжительно, но я регулярно писал дневник. У меня тома книг, которые я написал, дневника, в котором я размышлял о гуру и рассказывал ему о себе. А потом размышлял, как бы Прабхупада хотел, чтобы я действовал в той или иной ситуации.
Это важно, потому что в тех случаях, когда внутренняя связь не была сильной, преданный мог начать отклоняться или впадать в заблуждение.

С каждым годом мои взаимоотношения с Прабхупадой становятся прочнее, хотя физически он не рядом. С каждым годом они становятся немного сильнее благодаря внутренней связи. Поэтому если вы не научитесь устанавливать внутреннюю связь, то ваши проблемы только усугубятся. Уже сейчас вы впадаете в беспокойство то от этого, то от того. Вы неправильно относитесь друг к другу, не выполняете свои обязанности или выполняете их по своей прихоти. Вы что-то делаете и, гуру приходится отчитывать вас за это. Это значит, что вы не думаете о том, что бы гуру хотел от вас.




qВы упоминаете описания любви и её стадии: анукулйатмика, анугата и вишеша-гйан. Скажите, пожалуйста, сколько примерно времени должны занимать эти периоды в отношениях с духовным учителем? Особенно интересует переход с первой стадии на вторую. Происходит ли это автоматически, или нужно осознанно это культивировать?


qaguru bvgmБхакти Вигьяна Госвами: Анукулйатмика — это состояние, когда у нас появляется желание делать только то, что нравится тому, кого мы любим. С этого начинается любовь. Мы ставим перед собой задачу — отныне я хочу делать только то, что нравится объекту моей любви, человеку, которого я люблю. Анугата — значит, что мы уже следуем за ним полностью. Иначе говоря, разница между первым и вторым… У нас есть желание делать то, что ему нравится, но ещё может не быть понимания того, что ему нравится. Нам может показаться, что ему что-то нравится, но при этом реакция будет другой. Анугата — значит, что мы уже реально следуем за ним, что у нас появилось такое же настроение, такое же внутреннее состояние. Внутреннее состояние ведёт нас за ним. Сколько времени занимает этот период? Тут сложно сказать. Я думаю, что это зависит от человека, от его усилий в этом направлении. Произойдёт это само собой, или нужно прилагать для этого осознанные усилия? Само собой в этом мире ничего не происходит. Человек — осознанное живое существо. И человек всегда должен прилагать какие-то осознанные усилия. Полагаться на то, что всё будет происходить само собой… Естественно, мы полагаемся на могущество практики, и мы прикладываем усилия к тому, чтобы совершать свою практику правильно, прежде всего, повторение святого имени. Тем не менее, если речь идёт о духовном учителе, то эти процессы подразумевают то, что мы осознанно совершаем практику и делаем то, что ему нравится, избегая того, что ему не нравится. Одновременно с этим слушаем, как он сам объясняет в своих лекциях или в своих ответах на вопросы, что ему нравится и что не нравится. Это постепенно меняет наше сознание или нашу бхаву. В сущности, человек — есть определённая бхава, определённое внутреннее эмоциональное состояние. Эта бхава, настроение, дух постепенно формируется у нас в результате какой-то осознанной практики, прежде всего, шраванам и киртанам.










 

Второе посвящение

qСкажите, пожалуйста, хотите ли Вы, чтобы все Ваши ученики получили вторую инициацию. Как понять, готова ли я к этому? Когда начинать готовиться и как?


qasecond iniciationБхакти Вигьяна Госвами: Если вторая инициация поможет для этого, то ее нужно получить. В принципе вторая инициация необязательна для этого, хотя она помогает. Когда нужно начинать готовиться к ней? Начинать готовиться к ней нужно с первого дня, когда вы еще пранаму-мантру повторяете. Как нужно начинать готовиться? Для этого нужно... Как понять, готовы вы или нет? А вы спросите у других, вам скажут. В таких вопросах мнение со стороны, оно больше помогает. Они скажут, готовы или нет ко второй инициации. Что такое вторая инициация? Вторая инициация – это, условно говоря, в моем понимании по крайней мере, это уровень анартха-нивритти, когда человек стал более сознательным. Анартха-нивритти – это уровень, когда включилась сознательность человека. Человек видит свои недостатки, может оценивать их, может смотреть на них со стороны, анализировать, что происходит с его сердцем. И вторая инициация помогает в этом смысле. Во-первых, она дает определенный статус, и, во-вторых, она, скажем так, некое символическое признание того, что человек серьезно работает над очищением своего сердца. И как определить, готовы вы к ней или нет? А именно вот по этому критерию. Готовы ли вы серьезно работать над своим сердцем или пока, в принципе, вас устраивает, ну, то, что у вас есть. То, что вы делаете, – это тарабаните свои круги, и, в общем-то, все у вас нормально. По воскресеньям приходите, членские взносы сдаете, бхакти-врикшу посещаете. Это все хорошо, но если вы готовы к некой внутренней, более углубленной работе, то вторая инициация может вам помочь. Анартха-нивритти протекает, когда человек переводит некие неосознанные программы в сферу осознанности, в осознанность по максимуму. И старается именно осознанно делать то, что он делает. В этом вторая инициация.