21 сентября 2018 - Шри Вамана Двадаши - Явление Господа Ваманадева

vamana

чхалайаси викраман̣е балим адбхута-ва̄мана
пада-накха-нӣра-джанита-джана-па̄вана
кеш́ава дхр̣та-ва̄мана-рӯпа джайа джагадӣш́а харе

О Кешава! Господь Вселенной! Господь Хари, принявший облик карлика-брахмана! Слава Тебе! О удивительный карлик, Своими непомерными шагами Ты обманул царя Бали, а водами Ганги, излившимися из ногтей Твоих лотосоподобных стоп, Ты спас все живые существа в этом мире! (Даша̄вата̄ра-стотра, 5)

Господь Ваманадева появился в этом мире из лона Адити, держа в руках раковину, диск, булаву и лотос. Цвет Его тела был темным, и Он был облачен в желтые одежды. Господь Вишну явился в благоприятное время: в день Шравана-Двадаши, когда взошла звезда абхиджит. В это время во всех трех мирах (в том числе на высших планетах, в космическом пространстве и здесь, на Земле) Полубоги, коровы, Брахманы и даже времена года, радуясь явлению Господа, преисполнились счастья. С тех пор этот благоприятный день называют виджаей.



Суть Явления Ваманадева

vamana dzhajantiПатита-павана прабху: Внешней причиной Явления Господа Шри Кришны в образе Ваманадева, возможно, и было устранение демонических полчищ с райских планет, но внутренней причиной было желание удовлетворить желание шуддха-бхакты. Во время приготовления еды главной целью является приготовление, а вторичным действием является процесс сжигания топлива.

Главная цель молитв шуддха-бхакты – желание общаться с Верховным Господом из-за горя разлуки с Ним, как это было в случае великого преданного Кашйапы. Благодаря явлению Верховного Господа Ваманадева ради устранения у Его чистого преданного интенсивного чувства разлуки и желания встречи с Ним, вторичная или дополнительная цель возвращения власти на райских планетах деватам (божественным личностям) была также автоматически достигнута. Нам просто необходимо очистить или освятить своё сердце для того, чтобы Кришна смог занять там место, которое предназначается Ему.

Итак, Господь Ваманадева попросил столько земли, сколько Он отмерит тремя Своими шагами. Он не просил больше, чем Ему было нужно. Однако, хотя Господь выглядел как обыкновенный ребенок, на самом деле Он хотел заполучить все земли на высших, средних и низших планетах. Все это было задумано лишь для того, чтобы показать могущество Верховной Личности Бога.

Брахман или санньяси может просить у других милостыню, но если он берет больше, чем ему нужно, его ждет серьезное наказание. Все принадлежит Верховному Господу, и никто не имеет права использовать для себя больше, чем ему необходимо. Господь Ваманадева намекнул Махарадже Бали, что тот занимал больше земли, чем ему требовалось.

Поэтому Ваманадева был идеальным просителем подаяния - Он попросил всего три шага земли. Разумеется, Его шаги отличаются от шагов обыкновенного человека. Верховный Господь, обладая непостижимым могуществом, способен Своими неизмеримо огромными шагами занять всю вселенную, включая ее высшие, низшие и средние планеты. Это надо помнить в духовном развитии.

Мы всегда скупы, мы всегда рассчитываем, что Господь попросит у нас только три шага земли, но Он приходит и забирает все. И тот, кто не развил в себе преданность, начинает сильно страдать и думать, что его коварно обманули. Но это ответ на наши молитвы, ответ на наши просьбы: мы хотим избавиться от страданий, но сами же и привязаны к источнику этих страданий. И духовная практика состоит из умения отказываться от лишнего, от вредного, от греховного, от глупого, от любого источника страданий.


Деяния Ваманадева

vamana6Началось все с битвы между полубогами и демонами.В той битве демоны победили. Победили, заняли райские планеты, а их предводитель Бали Махарадж сел на трон Индры. Индра пребывал в печали, и его мать, Адити, стала держать аскезу, чтобы Верховный Господь заступился за ее сына. Более того, она захотела, чтобы Он тоже стал ее сыном. Адити была счастлива служить Ему как Своему сыну, а остальные полубоги - как родственнику. Выполняя желание Адити, Господь, ставший ее сыном, отправился к Бали Махараджу. Он выглядел как маленький брахман-карлик, и в этом был особый смысл.

Ни один уважающий себя царь, следующий традициям ведической культуры, не откажется дать пожертвование брахману. И Бали Махарадж не был исключением. Демоны тоже следуют Ведам и зачастую не уступают в этом полубогам. Когда Господь в образе Ваманы пришел к Бали Махараджу, тот совершал ягью - пышное жертвоприношение, направляемый своим гуру Шукрачарьей. Бали Махарадж почтительно приветствовал незнакомого маленького брахмана, очаровавшего всех присутствующих Своей красотой. Царь предложил Ему выбрать, что бы Тот хотел получить в дар. Очаровательно улыбаясь, маленький брахман попросил немного земли - столько, сколько Он сможет покрыть тремя Своими шагами.

- Всего-то? - изумился Бали. - Не мало ли Ты просишь у правителя вселенной?
- Тому, кто не умеет довольствоваться малым, не хватит и богатств всех трех миров, - улыбнулся Вамана.

Он сделал всего два шага. На этом Вселенная закончилась. Бали Махарадж не смог дать обещанных трех шагов земли, ибо уже после второго шага Ваманы он лишился всех своих богатств. Благородство и праведность Бали Махараджа не вызывали сомнений. Он не отступил от своего слова, пренебрег мнением своего гуру, по сути уже отказавшись от всего, что у него было, чтобы удовлетворить пришедшего к нему Верховного Господа... В ответ всегда беспристрастный Верховный Господь, неизменно благосклонный к тем, кто стремится служить Ему, совершает странный и жестокий поступок. Он лишает Бали Махараджа всего - не только богатства, власти, уважения соратников и благосклонности духовного учителя. Он связывает его веревками Варуны и, что самое страшное для кшатрия, обвиняет его в нарушении слова. Для Бали Махараджа, который пожертвовал всем, чтобы это слово сдержать. Бали Махарадж смиренно ответил: "Поскольку мы [демоны] всегда стремимся к славе и почету, Ты, наказывая нас, помогаешь нам увидеть истинный путь".

И затем благородный царь пожертвовал Господу единственное, что у него осталось - собственное тело. Он полностью вручил себя Господу. Бхагаватам говорит об ошибке царя - ведя себя безупречно с мирской точки зрения, он совершил нечто недопустимое. Это и послужило причиной его наказания. Зная, что перед ним Сам Верховный Господь, он продолжал вести себя как царь, решив, что может давать Ему пожертвования - то есть, по сути, поставил себя выше Бога, Того, кому и так все принадлежит.

И все-таки Господь принял подношение Бали Махараджа, будучи доволен его смирением и желанием удовлетворить Его. И затем Верховный Господь, неизменно благосклонный к Своим преданным, дал Бали Махараджу множество благословений, о которых не мог мечтать даже Индра.


Господь очень любит Своих преданных. И, очистив их сердца от анартх и оскорблений, Он готов бесконечно проливать на них Свою милость. И если мы будем становиться преданными и научимся отказываться от материальных привязанностей, то Господь Вамана несомненно одарит нас благословениями.

dandavat