22 сентября 2018 - Явление Шрилы Бхактивинода Тхакура

bhaktivinod

bhaktivinodathakurШрила Бхактивинода Тхакур - великий вайшнавский святой, мыслитель и поэт, во второй половине ХIХв. положивший начало ренессансу гаудия-вайшнавизма. Также автор множества книг и песен, в высшей степени почитаемых и ценимых преданными. Отец и духовный наставник Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Бхактивинода Тхакур денно и нощно служил Господу, проповедуя учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Не будет преувеличением сказать, что именно Тхакур возродил начатое Господом Чайтаньей духовное движение и является самым выдающимся философом в истории Гаудия-вайшнавизма со времен Шрилы Баладевы Видьябхушаны - автора "Говинда-бхашьи", признанного комментария на "Веданта-сутру".

Бхактивинода Тхакур явился из духовного царства, чтобы продолжить миссию Господа Чайтаньи Махапрабху. Какими бы ни были внешние обстоятельства жизни Тхакура, его ни в коем случае не следует считать одной из обусловленных душ этого мира, ибо он принадлежит к ближайшему окружению Кришны на Голоке Вриндаване, высшей планете духовного неба.

 Шрила Прабхупада и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорили о том, что Бхактивинода Тхакур был основоположником проповеди шуддха-бхакти в современном мире. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур часто говорил о «бхактивинода-дхаре» — учении и практике чистого преданного служения, идущей от Бхактивинода Тхакура. За несколько дней до своего ухода (23.12.1936) Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур среди прочих наставлений своим ученикам, также сказал: «бхактивинода-дхара какхана-о руддха хабе на» — «Течение в линии Бхактивиноды никогда не остановится».

В своей лекции возле самадхи Бхактивиноды Тхакура в Свананда-сукха-да-кундже в Годруме в 1936 году во время празднования годовщины ухода Шрилы Бхактивинода Тхакура Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал: «Нужно взять товар учения Шри Чайтаньи Махапрабху и путешествовать с ним по всему миру. Если возникнет необходимость – нужно посетить все четыре стороны света. Надо прекратить насилие по отношению к себе и другим, которое совершается под именем нирджана-бхаджана. Необходимо хотя бы один раз постучать в дверь каждого человека. И если люди искренне спросят: «А как нужно правильно совершать хари-бхаджан?», то им нужно ответить: «Только в бхактивинода-дхаре есть чистая хари-бхаджана. Эту бхактивинода-дхару нужно постоянно оживлять киртаном шраута-вани. Если киртан истины прекратится, то в таком случае мы отколемся от бхактивинода-дхары!». (Шри Бхактисиддханта Вайбхава).


Жизнь Бхактивиноды Тхакура

BVT as Magistrate«Тхакур всегда был отважен и стремился помочь каждому. Сведя личные потребности к минимуму, он вел самую непритязательную жизнь», – рассказывал о нем один философ.

Он рос в богатом семействе дедушки, в Бирнагаре —  красивой и процветающей деревне, которую населяли счастливые и беззаботные жители. Всюду, на садовых тропинках и возле бассейнов (гхат), звучали  смех,  музыка, стихи и сказки. Шри Кедаранатх был любим и обласкан, он легко заводил друзей среди домочадцев и деревенских жителей. Будучи чрезвычайно разумным ребенком, он дружил и со многими взрослыми, задавая им массу вопросов. Особую пытливость он проявлял в сфере духовной – более всего он расспрашивал о природе Божественного и природе живого существа, а также о взаимоотношениях того и другого. К сожалению,  его  вопросы  вызывали большей частью непонимание, смущая тех, к кому они относились.

Шрила Бхактивинода Тхакур писал: «Уже в то время, когда еще был жив мой отец, меня занимали мысли о том – чем является этот  мир, и  – кто мы?  Эти два вопроса владели мною с десяти лет. Сегодня я полагал, что знаю ответ, а завтра — сомневался снова».

Он оставался в грихастха-ашраме вплоть до нескольких последних лет своей жизни, но, тем не менее, вел жизнь маха-бхагаваты, подтвердив редким проповедническим подвижничеством и выдающимися богословскими трудами свое положение вечного спутника Шри Чайтаньи Махапрабху. До того как отречься от мира и всецело погрузиться в любовное служение Гаура-Гададхаре и Радха-Мадхаве, Бхактивинод Тхакур был магистратом и мировым судьей в священном городе Пури, что в Ориссе, на восточном побережье Индии. Во времена британского правления он снискал уважение и почет даже у англичан не только своей удивительной интуицией, позволявшей ему выносить безошибочные решения порой по ста судебным делам в день, но и как очень религиозный человек.

Пандит Саткари Чхаттопаддхьяя Сиддханта Бхушана (один из биографов Бхактивиноды Тхакура): «Тхакур отличался необычайным радушием и легко находил общий язык с любым человеком, какое бы положение в обществе тот ни занимал. Он никогда не таил на других зла, и многие из его завистников и недоброжелателей, устыдившись своего поведения, рано или поздно просили у него прощения, и он всегда их прощал. Являясь приверженцем идеи вселенского братства, Тхакур был очень дружелюбен и желал другим только добра. Встреча с ним приносила людям неизмеримое благо. Чуждый гордыне, он неизменно был благожелателен к окружающим. Бхактивинода Тхакур никогда не говорил ничего такого, что могло задеть чьи-либо чувства. Он никого не критиковал, если не был уверен, что имеет на это право и тем самым принесет пользу. При этом любой, кому доводилось выслушать его отповедь, в итоге был благодарен ему. Хотя Тхакура знали и уважали в Бенгалии, Бихаре и Ориссе, он никогда не гордился своим положением. Глубокие познания в философии позволяли ему на равных общаться с самыми просвещенными мужами, а его преданность Богу внушала уважение как благовоспитанным людям, так и отпетым негодяям."

Шрила Прабхупада: «Бхактивинода написал около ста книг. Только представьте себе, он занимал ответственный пост мирового судьи, и у него была большая семья. Бхактивинода воспитывал десятерых детей, ходил на службу, а иногда, поскольку он был благочестив и набожен, ему поручали дополнительную работу религиозного характера. Правительство назначило Тхакура следить за порядком в храме Джаганнатхи, поскольку Тхакур был известен как человек, очень продвинутый в духовном отношении.В вопросах, связанных с религией, всегда спрашивали его совета. Кроме того, невзирая на служебные обязанности, он безукоризненно исполнял свой семейный долг. Свидетельство тому — его сын Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. И в то же время, Шрила Бхактивинода служил Верховному Господу с полной самоотдачей, и это было его главным достоинством. Несмотря на многочисленные заботы и хлопоты, он написал сотни книг.

И все это благодаря тому, что он был искренним, преданным слугой Господа. Обычный судья, исполняющий все свои обязанности в суде, не смог бы создать так много книг. Но Господь, зная искренность Бхактивиноды, наделил его необходимой энергией. Не нужно искать источник силы помимо Верховного Господа. Если вы искренни, Всевышний даст вам достаточно сил»


Миссия и наследие Бхактивиноды Тхакура

Srila Bhaktivinoda Thakura Beside BooksДоброе сердце Тхакура Бхактивинода сострадало страдающим человеческим существам, и, подобно опытному доктору, он направил все свои силы на поиск истинной причины болезни, которая охватила всех людей этого мира. Установив природу этой болезни и тот метод, с помощью которого можно полностью и навсегда от нее избавиться, он принял исключительный путь помощи другим, проповедуя духовные принципы и практику, которым он сам скрупулезно следовал ради обретения личного опыта Высшей Истины.

Когда есть просто древнее учение, когда есть просто традиция то, традиция порождает водовороты иллюзии, проявляющиеся в виде апасампрадай. Но Бхактивинода Тхакур препарировал учение Господа Чайтаньи скальпелем логики. Он расклассифицировал его так, что любой человек, читающий его произведения, не может не поразиться. Каждая из ста его книг - шедевр. Бхактивинода Тхакур поставил перед собой задачу донести совершенное учение Господа Чайтаньи до разумных людей того времени, поставив его на фундамент логики.

Шрила Бхактивинод Тхакур: "Писание вайшнавов пронизано духом почтения ко всем учителям и реформаторам – ушедшим и грядущим – ко всем, чья мысль идет дальше привычных устоев, поскольку само учение вайшнавов есть результат неповиновения авторитетам. «Бхагавата» провозглашает: в поисках истины не бойтесь крушить какие бы то ни было догмы. Вайшнав в почтении склоняется перед каждым человеком, независимо от его веры и убеждений, поскольку каждый человек несет в себе искру Божественной Истины.

Оставьте предрассудки, посмотрите, насколько учение вайшнавов универсально. Оно обращено не к узкому кругу людей, которых принято называть индуистами, а ко всем, независимо от национальности и положения в обществе. Вайшнавизм несет в себе идею любви к Богу – любви бесконечной, безусловной, универсальной, не просящей ничего взамен. Пусть мир воцарится во вселенной, движущейся к любви и чистоте благодаря стараниям ушедших и будущих гениев, которых, как обещает «Бхагавата», награждает божественным даром Всемогущий Отец, Создатель, Хранитель и Разрушитель всего сущего на земле и на небе".

Бхактивинода Тхакур считал, что учение Господа Чайтаньи благодаря своей глубокой философской основе способно объединить все противоборствующие философии и религии, ибо вселенская религия всех душ-это преданное служение Верховному Господу. Тхакур особенно хотел, чтобы учение Чайтаньи Махапрабху распространилось по всему миру. В 1885 году Шрила Бхактивинода писал в журнале "Саджджана-тошани": "Шриман Махапрабху низошел со Своим окружением не для того, чтобы спасти горстку людей в Индии. Проповедуя вечную дхарму, Он намеревался освободить из оков материи все живые существа во вселенной. Господь Чайтанья Сам говорит об этом в "Чайтанья-бхагавате": "Мое Имя будет звучать в городах и деревнях всех стран мира". Все существующие религии, достигнув наивысшей ступени своего развития, неминуемо станут единой дхармой совместного пения Святого Имени. Да будет благословен тот день, когда удачливые англичане, французы, русские, немцы и американцы, взяв в руки флаги, литавры, мриданги и караталы, поднимут в своих городах волну харинама-киртаны. Когда же придет этот день? Когда с возгласами "Слава, слава Шачинандане!" светлокожие вайшнавы обнимутся со своими бенгальским братьями и скажут им: "Примите нас, дорогие братья, ибо мы нашли прибежище в бескрайнем океане любви к Господу Чайтанье!"? Скоро ли настанет этот день? День, когда святая, непогрешимая любовь к Богу, которую испытывают вайшнавы, станет единственной религией всех душ, а все малые религии подобно рекам впадут в безбрежный, всеохватывающий океан вайшнавизма. Когда же настанет этот день?" Бхактивинода Тхакур даже предсказал, что скоро появится проповедник, который объедет весь мир, распространяя послание Господа Чайтаньи. Хотя именно Шрила Прабхупада распространил сознание Кришны по всему земному шару, сам он всегда считал это заслугой своего духовного учителя, как явствует из комментария к Третьей песни "Шримад-Бхагаватам" (22.19): "Около ста лет назад Тхакур Бхактивинода, подобно Кардаме Муни, мечтал о сыне, который станет повсюду проповедовать философию и учение Господа Чайтаньи. Вняв его молитвам, Господь послал ему сына - Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Махараджу, который, действуя через своих истинных учеников, проповедует философию Господа Чайтаньи по всему миру". Таким образом, Международное общество сознания Кришны своим возникновением обязано Шриле Бхактивиноде Тхакуру.

Шрила Прабхупада: "Движение санкиртаны Чайтаньи Махапрабху по желанию Бхактивиноды пришло на Запад в 1896 году. Не знаю, было ли это его волей или просто совпадением, но в том же году появился на свет я. По воле Кришны я встретил Сарасвати Тхакура, представлявшего тогда нашу цепь ученической преемственности. Он попросил меня проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху в западных странах. Духовная преемственность не имеет ничего общего с родственными узами. Мы с Гуру Махараджей родились в разных семьях. Бхактивинода был мировым судьей, государственным служащим. Но по воле Господа Чайтаньи мы оказались в одной цепи ученической преемственности. Учение Господа Чайтаньи, которое Бхактивинода Тхакур проповедовал в 1896 году, должно распространиться в западных странах. Мы видим, что сейчас, называйте это случайностью или совпадением, так и происходит. Можно не сомневаться, что успех, увенчавший мои скромные усилия — это милость Бхактивиноды Тхакура".

Из-под пера Бхактивиноды Тхакура вышло более ста книг, необычайно глубоко объясняющих философию Господа Чайтаньи. Песни и стихи Тхакура, в которых он описал свои экстатические эмоции и прозрения, по утверждению ачарьев-вайшнавов, тождественны гимнам Вед и выражают высочайшую любовь к Богу.

Литературный труд и духовная мудрость Шрилы Бхактивиноды достойны шести Госвами Вриндавана, главных учеников Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому Тхакура по праву называют "седьмым Госвами".

ш́рӣ-гаудийа̄рпанам асту

 

Другие материалы о Бхактивиноде Тхакуре:

Статья "Шрила Бхактивинода Тхакур - великий ачарья"

Книга Рупа Виласа дас Адхикари "Седьмой Госвами" Биография Бхактивинода Тхакура

Книги Бхактивинода Тхакура