29 октября 2018 - Уход Шрилы Нароттама даса Тхакура

narottam

Narottama Dasa Thakura

Шри Нароттама Даса Тхакур не просто источал безмерную преданность, глубокую, бездонную любовь в своих бхаджанах, вся жизнь его была Славой Шри Радхе и Кришне.

Нароттам Дас Тхакур был воплощением учения Гаудийа. Он передавал любовь к Богу через свою, известную нам, поэзию и жил с этой любовью также поэтично. Даже больше, чем Шриниваса и Шьямананду, Нароттама помнят, как величайшего представителя Гаудийа, возможно, потому, что суть философских концепций Гаудийа-Вайшнавизма проявлена в каждой из его песен.

Шрила Нароттам дас Тхакур написал два широко известных сборника песен-молитв — «Прартхана» и «Према-бхакти-чандрика». Шрила Прабхупада очень любил петь молитвы Нароттама даса Тхакура и даже записал многие из их вместе со своими комментариями на пленку для всех последующих поколений.

Также в своем комментарии к Шримад-Бхагаватам (1.10.20) Шрила Прабхупада пишет: «Песни Тхакура Нароттамы даса, одного из ачарьев Гаудийа-сампрадайи, написаны на простом бенгали. Но Тхакур Вишванатха Чакраварти, другой очень образованный ачарья из той же сампрадайи, считал песни Тхакура Нароттамы даса практически равноценными ведическим мантрам».

Вот оригинал этих слов Вишванатхи Чакраварти Тхакура, который помимо все прочего также является и четвертым ачарьей в линии от Нароттама даса Тхакура:

пра̄ма̄н̣йам евам̇ ш́рутивад йадӣйам̇
тасмаи намах̣ ш́рӣла-нароттама̄йа

«Его слова настолько же авторитетны, как сами шрути (изначальные Веды), поэтому я склоняюсь в глубоком почтении перед Нароттамой дасом Тхакуром». (Нароттамаштака, 7-й стих)

В нескольких самых ранних из дошедших до нас писем Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур часто советует своим ученикам изучать песни Нароттама даса Тхакура: «Господь в форме святого имени (Шри Нама-Бхагаван) не является отличным от Господа, которого называют этим именем (Шри Нами-Бхагаван). Ты должен хорошо читать Шри Чайтанья-чаритамриту… Тхакур Махашой написал: «гора̄ пахун̇ на̄ бхаджийа̄ маину, адхане джатана кари дхана тейа̄гину». Всегда повторяй святое имя Кришны, держа в сердце все эти молитвы [употребленное здесь слово «прартхана» может означать «молитвы» в общем или молитвы из одноименной книги Нароттама даса Тхакура]. Никакое чувственное страдание не сможет тебе ничего сделать». (Письмо от 2 августа, 1915 года, Шри Маяпур, Надия). [1]


Puspa samadhi of Srila Narottam Das Thakur Vrindavan

Уход Шрилы Нароттама даса Тхакура

Узнав о том, что его близкие друзья-вайшнавы - Рамачандра-Кавирадж и Шриниваса вернулись в духовную обитель, Нароттама Даса Тхакура, преисполненный чувства разлуки, провел нектарный киртан в храме Господа Чайтаньи. Не в силах больше быть в разлуке с Кришной, Нароттама Даса принял решение уйти к нему в духовный мир, он вошел в транс, и погрузился в Радха-Кришна-лилу.

Через несколько дней Hароттама Даса Тхакур оставил этот мир. При этом присутсвовали его ученики и другие вайшнавы.  Нароттама вошёл в Гангу, неустанно воспевая имена Кришны вместе с Рама Кришной и Ганганараяной Чакраварти. А затем тело его просто исчезло в священных водах Ганги. [2]


Шри Нароттама-прабхораштака

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур составил такую молитву во славу Нароттамы даса Тхакура:

OhEGiyiy3ig"Снова и снова я склоняюсь перед Шрилой Нароттама дасом Тхакуром. Воистину, он верный последователь Господа Гаурангадевы. С уст его, подобных лотосу, льются потоки нектара Имени Шри Кришны, сияние которых полностью уничтожает невежество". (1)

"Снова и снова я склоняюсь перед Шрилой Нароттама-дасом Тхакуром. Он купается в блаженстве пения и повторения Святого Имени, и на лице его играет легкая улыбка. Его зубы освещают все направления, а слезы восторга непрерывными потоками омывают его нежное лицо". (2)

"Снова и снова я склоняюсь перед Шрилой Нароттама дасом Тхакуром. Едва он услышит звук мриданги, как ноги его сами начинают танцевать. Это зрелище пленяет ум и приносит такое наслаждение, что волосы встают дыбом". (3)

"Снова и снова я склоняюсь перед Шрилой Нароттама-дасом Тхакуром. Его танец столь прекрасен, что заставляет устыдиться даже гандхарвов и приводит в восхищение искусных танцовщиков и музыкантов. Шрила Нароттама-дас Тхакур основал собственный стиль пения и игры на мриданге, называемый «манохара сахи»". (4)

"Снова и снова я склоняюсь перед Шрилой Нароттама дасом Тхакуром. Его сияющее тело украшено пылью, поскольку время от времени он в экстазе падает на землю. Видеть это прекрасное зрелище — особая, редкая удача". (5)

"Снова и снова я склоняюсь перед Шрилой Нароттама дасом Тхакуром. Где бы и на кого бы ни проливалась его милость, она утоляет любую жажду, кроме жажды Кришны". (6)

"Снова и снова я склоняюсь перед Шрилой Нароттама дасом Тхакуром. Его вера и стойкость в преданности крепки, как скала. Его прикосновение подобно прикосновению философского камня. Его слова прекрасны, как слова Писаний". (7)

"Снова и снова я склоняюсь перед Шрилой Нароттама дасом Тхакуром. Благочестивые люди при встрече с ним неизбежно приходят к мысли: «Не он ли воплощение преданности? Не он ли воплощение отрешенности в этом мире?»" (8)

Шрути-пхала: "Человек, погруженный в океан игр Шри Шри Радхи и Кришны должен громко читать эти молитвы. Поступая так, он несомненно достигнет той самой обители, где пребывает сам Шрила Нароттама".


ш́рӣ-гаудийа̄рпанам асту

Источники:

[1] - Е.М. Бриджабаси прабху, Gauḍīya-toṣaṇī, О Шриле Нароттаме дасе Тхакуре

[2] - Мариупольская ятра, Нароттам дас Тхакур