16 ноября 2020 - Говардхана Пуджа

govardhan

«О Говардхан, О царь всех несравненно великих гор, О холм, ставший зонтиком с ручкой в виде руки своего Господа и так разрушивший гордость царя девов [Индры], в безумии напавшего с бесчисленным оружием, пожалуйста, позволь мне жить возле тебя, столь дорогого моему сердцу». (Шри-Говардхана-васа-прартхана-дашакам, Шри Рагхунатха даса Госвами, 1)


Удивительная лила

govardhan1Однажды, отец Господа Кришны, Нанда Махарадж, собирался вместе с другими пастухами устроить жертвоприношение царю небес Индре.Но маленький сын Нанды, Кришна, запротестовал: «Нет нужды почитать полубогов. Давай лучше поклоняться холму Говардхану. С его холма мы получаем сочную траву, которая щедро кормит коров, мы получаем свежую воду, плоды, фрукты, цветы, минеральные краски». Кришна так хотел проучить Индру, возгордившегося своим высоким положением. И пастухи послушались Кришну и провели поклонение холму Говардхану. По Его указанию, все жители Вриндаваны собрались возле Говардхана, украсили коров, накормили их сочной травой и, ведя их перед собой, стали обходить вокруг холма. Они предложили Говардхану множество подношений, и ненасытный Гирирадж принял их.

Но царь небес, Господь Индра, пришел в огромную ярость, почувствовав себя оскорблённым пастухами и Кришной. Он приказал туче Самвартаке, которая затопляет весь мир во время разрушения вселенной (вселенского потопа, описанного в писаниях), разорить процветающую Вриндавану. И Самвартака стала извергать нескончаемые потоки воды, толстые, как колонны. И враджаваси, находившиеся в страхе от всего происходящего, как всегда, не знали иного прибежища, кроме Кришны. Они обратились к нему с просьбой защитить их.

И тогда Кришна мизинчиком левой руки поднял холм Говардхан. Маленький мальчик сделал это играючи, как дети могут сорвать гриб, поднять его над собой и говорить: «Я под зонтом! Это мой зонт!» И так Господь Кришна держал холм семь дней одним мизинцем. Он призвал всех укрыться под ним от проливного дождя: пастухов и пастушек, коров и телят.

Пока Кришна держал гору семь дней и ночей, враджаваси наслаждались пением и танцами, не испытывая никаких беспокойств, они были надежно защищены.

В конце концов царь небес, Индра, отступил. Небо очистилось, и вновь появилось солнце. Порывы ветра прекратились. Кришна, прославившийся ныне как тот, кто поднял Говардхану, сказал: «Дорогие друзья, всё закончилось и теперь вы спокойно можете отправляться по домам. Наводнение прекратилось, и вода в реках спала».


Важность Говардхана в жизни вайшнава

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: "Говардхан занимает особое место в жизни Гаудия-вайшнавов. Иногда говорят, что Говардхан – это сердце Кришны, что Кришна в духовном мире вынул Своё сердце и подарил Своё сердце нам, оставив здесь эту удивительную гору – гору любви. Когда мы думаем о Говардхане, говорим о Говардхане поём о Говардхане – мы поём о том, какая любовь, какая близость, какая теплота, какое самопожертвование, какое счастье связывают Кришну и Его преданных. Любая память о холме Говардхана должна напоминать нам именно об этом – об отношениях. Об отношениях любви – о том, что такое чистая любовь".                                                         

Говорится, что холм Говардхан является самым лучшим из слуг Господа. Этот холм удовлетворяет Господа наилучшим образом. Почему так? Потому что этот холм, на самом деле, не является частью материального творения. Когда Господь, пребывая в духовном мире, чтобы избавить Землю от бремени тяжёлых грехов, совершаемых демоническими существами, собирался прийти в этот мир в Своей изначальной форме как Кришна, Он пригласил с собой Свою вечную половину – Шримати Радхарани, чтобы она пришла вместе с Ним. Но она сказала: «Как я могу прийти в материальный мир? В материальном мире так неуютно, там так холодно и так скучно. Я не пойду туда, если там не будет нашего привычного окружения. Я не пойду, если там не будет реки Ямуны и холма Говардхан.» И тогда Господь сказал: «Я уже устроил все таким образом, чтобы холм Говардхан нашел там свое место, и река Ямуна также».

И Говардхана-лила очень важна для всех нас, так как учит тому, насколько смиренными в отношениях с другими преданными мы должны быть, чтобы быть принятыми Кришной. И Говардхан - наилучшее место для тех, кто хочет избавиться от гордости, так как он видит её проявления в сердце преданного и посылает трудности, заставляя нас стать смиренным. Лилы, происходящие на холме Говардхан, показывают нам, насколько глубока и сильна любовь преданных к своему Господу и как сам Господь жаждет этой любви.


Жажда любви
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

"На самой вершине Гирираджа, там, куда возносятся сладкие звуки киртана, стоит маленький мальчик-пастушок с пастушеским посохом, бамбуковой дудочкой и рожком и гордо озирает Свои владения. Он – царь бесконечной страны любви, где Ему знакома каждая травинка. С высоты холма Он видит, как на лугу пониже пасутся степенные коровы, готовые в любое мгновение, забыв о своей степенности, примчаться на Его зов.

Он видит танцующих специально для Него павлинов и застывших в надежде услышать звуки Его флейты оленей. На том же лугу Он видит Своих верных друзей во главе с Баларамой, которые катаются в изумрудной траве, гоняются за птицами и, хохоча, ищут своего друга, куда-то убежавшего от них. В Нандаграме Его зоркий взгляд различает матушку Яшоду.

В самую жару Она хлопочет у плиты, готовя Ему обед, а Его бесчисленные слуги суетятся вокруг, помогая ей. На другой стороне холма Он видит стайку юных пастушек. Озираясь по сторонам, они идут к месту тайного свидания. Среди них смиренной красотой светится тонкостанная Чандравали. Он смотрит на все это, и сердце Его замирает от любви и счастья. Но ненасытные глаза Его ищут кого-то еще. Неужели же Ему мало этой любви и этого счастья? Да, мало. С вершины Говардхана Он громко кричит: "Анйор, анйор: Мне мало, дайте Мне еще, еще, еще!"

В Гокуле Он не может насытиться молоком Своей матери и потому плачет, требуя, чтобы она не отрывала Его от груди. В теплом песке на Рамана-рети Он не может насытиться играми со своими друзями и отказывается идти домой, даже когда солнце уже зашло и матушка Рохини грозится Его наказать. У Вамши-вата Он не может насытиться танцами с убежавшими из своих домов пастушками и заставляет полную луну не сходить с неба, а солнце не торопиться с восходом. Но здесь, на Говардхане Его вошедшая в поговорку жадность становится поистине бесконечной.

На Говардхане Его ненасытный язык день и ночь поливают молоком. День и ночь Враджа-васи готовят Ему здесь самосы и пакоры и варят озера сладкого риса. День и ночь неугомонный Бату шутит с Ним, а Яшода ласкает Его своим взглядом. Некогда Он поднял этот холм держал его на Своем мизинце только для того, чтобы семь дней и семь ночей подряд купаться в бесконечных потоках любви пастухов и пастушек, по сравнению с которыми потоки дождя, посланного Индрой, казались каплей росы. Но даже этого Ему мало. Он никак не может угомониться и все кричит: "Анйор, анйор - Мне мало! Дайте Мне еще!",- и будет кричать до тех пор, пока на язык Ему не положат маленький листочек туласи или пока глаза Его не поймают взгляд Той единственной, чья любовь во много раз превосходит Его жадность.

Только отсюда, с вершины Говардхана видна вся бесконечная Страна Любви, которую никак иначе взглядом не охватишь. Поэтому испокон веков люди приходят сюда, чтобы поклониться камням этого холма, темно-коричневым, искристо-белым и золотистым. Они поклоняются им, потому что знают: эти камни могут подарить то, что невозможно купить ни за какие деньги в мире. Созданные из любви, камни Говардхана могут подарить нам любовь".


Больше о событиях этого удивительного дня можно прочитать в Шримад Бхагаватам, 10 песнь, главы 24-25