3 ноября 2018 - День ухода Нарахари Саракары Тхакура

narahari

Narahari SarakarНарахари Тхакур был поистине великим вайшнавом, ближайшим последователем Шри Гададхары Пандита, никогда не покидавшего Господа Гаурангу. Он прекрасно пел, писал песни, прославляющие Господа, которые стали очень дороги всем вайшнавам. Также у Нарахари было особое право - петь Гаура-киртану в присутствии самого Господа и Его спутников. 

Даже не вступив еще в круг приближенных Махапрабху, он писал песни, прославляющие священные игры Радхи и Говинды, а впоследствии ему посчастливилось сблизиться со Шрилой Гададхаром Пандитом Госвами, к тому времени уже постоянно пребывавшем рядом с Господом и занятым непосредственным служением Махапрабху. 

Порученным Нарахари Саркару Тхакуру служением было овевание Господа опахалом из хвоста яка, что подтверждает и Шрила Бхактивинода Тхакур, написавший в своем «Гаура-арати»:

нарахари ади каре чамара дхулайа 
   санджайа, мукунда, васу гхоша ади гайа

«Нарахари и прочие обитатели Шрикханды овевают Махапрабху чамарой, в то время как Санджайа, Мукунда и Васу Гхош поют».


Служение и сокровенная природа Нарахари

Шрилу Нарахари Саркара Тхакура признают одной из «ветвей древа Чайтаньи» - ветвью Древа желания, олицетворяющего чистое преданное служение. По желанию Махапрабху он принял рождение в семье врачей (вайдья), благословив тем самым семейство, в котором появился на свет. Своей преданностью Шрила Нарахари Тхакур превосходил многих жителей селения Шрикханда, каждый из которых лично соприкасался с Господом

Семья Нарахари Саракары была гордостью всей общины вайшнавов. Благодаря общению с ними, вся Шри Кханда превратилась в обитель вайшнавов. Вся деревня превратилась в «ветвь дерева желаний любви к Богу». Так во времена Господа Гаурачандры Шри Кханда стала проповедническим центром гаудия-вайшнавизма. Однажды в Шри Кханду пришел Шри Нитьянанда Прабху. Встретив Нарахари, Он спросил у него: «Итак, Мы знаем, кто ты. Так где же мед?». С помощью своей мистической энергии Нарахари превратил воду в сосуде в мед, предложив его Господу. Нарахари служит Господу Шьямасундаре во Враджа-лиле как Мадхумати, прана-сакхи, обеспечивающая Радху-Дамодару и Их спутников приятным медом.

пура мадхумати прана-сакхи вриндаване стхита
   адхуна нарахарй-акхйах саракарах прабхох прийах

Дорогой Господу Нарахари прежде был подругой Шримати Радхики по имени Мадхумати. (Гаура-ганоддеша-дипика,117)

Шастры приводят такое замечательное описание одной из лил Господа с участием Нарахари: "Однажды Господь в трансцендентном блаженстве одной рукой подхватил Гададхару, а другой - Нарахари, и втроем они стали непринужденно танцевать, являя вайшнавам раса-танец. Собравшиеся преданные увидели в Гауранге Кришну Шьямасундару, Гададхара проявил свой изначальный лик Радхарани, а Нарахари стал Мадхумати-сакхи, которая подает мед божественной паре.

Наблюдая мистические игры Гаура-Гадаи, преданные не в силах были сдержать восторга и кричали в экстазе: _Хари бол! Хари бол!_. Все кругом превратилось в Шри Вриндавана-дхаму, высшую духовную обитель Господа. В лесу паслись красивые белые коровы, а Сам Господь Гопал, трансцендентный мальчик-пастушок, Верховная Личность Бога, танцевал на полянке с гопи Свой чарующий танец раса. Все собравшиеся преданные вдруг стали осознавать, кем они в действительности были в играх Господа Кришны, и один за другим стали входить в танец Гаура-Гададхары. Видя друг друга в своем изначальном духовном облике, спутники Господа плакали в великом счастье". (Гауранга, Послание Любви)

Учеником Нарахари был автор «Чайтанья-мангалы» Лочана Дас, происходивший из селения Кограм, расположенного поблизости Джхаматпура; именно в этом видят причину, по которой Лочана Дас объявил, что Шрила Гададхар Пандит Госвами и Нарахари Саркар Тхакур были самыми дорогими приближенными Махапрабху. В своей «Чайтанья-мангале» Шрила Лочана Дас Тхакур так писал о своем гуру:

Мой глубокочтимый наставник Нарахари Дас Тхакур происходил из семьи, посвятившей себя медицине; все его тело было проникнуто любовью к Кришне, и Кришна-према была единственным, чему он учил своих последователей. Некогда он носил имя Мадхумати и был одной из самых дорогих сакхи Радхи в сокровищнице духовной сладости, Вриндаване, а ныне, в эпоху Кали и с появлением Гауранги, он - хранитель сокровищницы любви к Радхе и Кришне.


ш́рӣ-гаудийа̄рпанам асту