21 декабря 2017 - Уход Шрилы Дживы Госвами

jiva1

Jiva GoswamiДжива Госвами - самый молодой среди Госвами Вриндавана. Он был необычайно плодовитым автором, чем стал очень дорог всем вайшнавам. Невозможно подсчитать, сколько шлок во славу вайшнава-дхармы он составил, как и невосможно переоценить важность того, что он сделал для того, чтобы проявить в наших сердцах смысл Шримад Бхагаватам.

Рупа и Санатана Госвами явили миру сокровенные аспекты преданного служения в своих книгах. Джива Госвами же системно изложил вайшнава-сиддханту, чтобы раскрыть смысл Шримад Бхагаватам, учения Господа Чайтаньи и трудов Рупы и Санатаны.

Он является автором большого числа философских трудов по практике бхакти-йоги. Его перу принадлежат полмиллиона стихов на санскрите (около 25 книг). Его книги доказывают, что философия Шри Чайтаньи являет собой суть ведической мудрости и совершенство религии. «Гопала Чампу», «Шат-сандарбха» и «Хари Нама Вьякарана» – самые известные его работы. «Сандарбхи» уверенно доказывают трансцендентные истины «Шримад-Бхагаватам». Они также доказывают, что Господь Шри Кришна является Верховной Абсолютной Истиной (свайам-бхагаван), причиной всего сущего и источником всех аватар. Всякий, кто с верой прочтет эти книги, станет преданным Кришны.


Великий ачарья

jiva goswami 3Будучи племянником Шри Рупы Госвами и Санатаны Госвами, Шри Джива Госвами явил все чарующие качества махапуруши (божественной личности). У него были напоминавшие лепестки лотоса глаза, прямой нос, высокий лоб, широкая грудь, длинные руки и излучающее сияние тело золотистого цвета.

В школе он быстро освоил санскритскую грамматику, поэзию, логику и философию. «Шримад-Бхагаватам» вдохнул в него жизнь. Кришна-катха наполнила его счастьем. Никто не смел говорить с ним о чем-либо, кроме Кришны. Он странствовал по Навадвипа-дхаме вместе со Шри Нитьянандой Прабху, изучал санскрит в Бенаресе, после чего поселился во Вриндаване. Он смиренно служил Шри Рупе Госвами, омывая его стопы, подготавливая все необходимое для литературной работы, редактировал его книги и через некоторое время получил дикшу.

Великий ученый, Шри Джива Госвами в уме составлял стихи на санскрите и записывал их, ничего не меняя в конструкции предложения. Каждый его стих был бесценным бриллиантом совершенного размера, ритма, поэтики и смысла. Он был величайшим философом за всю историю Индии. Современные санскритологи считают его величайшим ученым.

После ухода Рупы и Санатаны гений Шрилы Дживы Госвами стал блистать в полную силу, как яркое солнце, рассеивающее мрак века Кали.

После ухода Рупы и Санатаны Госвами Шрила Джива Госвами стал лидером всех вайшнавов во Вриндаване. Среди множества его учеников самыми выдающимися были Нароттама Даса, Шйамананда прабху и Шриниваса прабху. Они получили от Дживы Госвами наиболее сокровенные наставления и очень глубоко изучили философию и практику Гаудия-вайшнавов. И именно они положили конец доктринальному разброду, который воцарился в Бенгалии после ухода Чайтаньи Махапрабху и Его ближайших соратников, и утвердили в умах людей учение Господа Чайтаньи в том виде, в каком оно было разработано Госвами Вриндавана.


Труды Дживы Госвами
из статьи Бриджабаси прабху

Шрила Прабхупада в своем комментарии к Чайтанья-чаритамрите (Ади-лила, 10.85) вкратце описывает биографию Ш́рӣлы Джӣвы Госва̄мӣ и приводит список 25 его главных книг из Бхакти-ратнакары (1.833-842 и 1.843-851). Шрила Джива Госвами был величайшим ачарьей и непревзойденным ученым и философом. Здесь мы приведем краткое описание его божественных трудов.

1. Хари-на̄ма̄мр̣та-вйа̄каран̣а – новая система грамматики санскрита, разработанная им специально для вайшнавов, чтобы изучение санскрита не было скучным, чтобы технические термины не были бессмысленным набором букв, а время, затраченное на изучение санскрита принесло также и духовные плоды повторения святых имен Господа, которыми Джива Госвами назвал все грамматические термины, префиксы, суффиксы, окончания и т. д. Ранее, Господь Чайтанья Махапрабху Сам обучал своих учеников таким методом (см. Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 17.7). Состоит из почти 3200 сутр.

2. Сӯтра-ма̄лика̄ — отдельный список сутр из Хари-намамрита-вйакараны.

3. Дха̄ту-сан̇граха — список глагольных корней с объяснением их значений (традиционное дополнение к грамматике).

4. Кр̣шн̣а̄рча̄-дӣпика̄ (Ра̄дха̄-Кр̣шн̣а̄рчана-дӣпика) — философское обоснование поклонения Радха-Кришне.

5. Гопа̄ла-вируда̄валӣ — 38 молитв Господу Кришне, написанных в особо изысканном стиле поэзии (вируда-кавйи), непростого для понимания неподготовленного читателя. Говорят, что Джива Госвами во сне получил от Рупы Госвами приказ написать эти молитвы.

6. [Бхакти-] Раса̄мр̣та-ш́еша — Аланкара-шастра (учебник по теории поэзии и расы), написанная как дополнение к Бхакти-расамрита-синдху Рупы Госвами по примеру очень знаменитого мирского учебника «Сахитья-дарпана». Описывает поэтические украшения (аланкара), правильные приемы (гуна), поэтические недостатки (доша) и т.п., но делает это на примерах непосредственно связанных с сознанием Кришны.

7. Ш́рӣ Ма̄дхава-махотсава — великая поэма (маха-кавйа) в 9-ти главах и 1156-ти стихах. Основная тема произведения — коронация (абхишека) Шримати Радхарани, как царицы Вриндавана — особое событие для Госвами Вриндавана, которое они много раз описывали и упоминалиi. Джива Госвами написал эту книгу по просьбе Рупы Госвами. Из-за своего смирения Шрила Джива Госвами называет это произведение «кавйа-кханда», «небольшой поэмой» (9.99-100), но на самом деле в ней присутствуют все признаки маха-кавйи. А использованные Дживой Госвами украшения, поэтические приемы, игра слов, размеры и проч., не имеют себе равных. Книга была закончена в 1555 году.

8. Ш́рӣ Сан̇калпа-калпавр̣кша (Сан̇калпа-калпа-друма) «Дерево исполняющее заветные желания» — краткое изложение лил Господа Кришны, описанных на основе 10-й Песни Шримад-Бхагаватам в другой книге Дживы Госвами, Гопала-чампу. Состоит из 738 стихов, 4 глав и эпилога. Некоторые говорят, что это последняя книга Дживы Госвами.

9. Бха̄ва̄ртха-сӯчака-чампӯ — пока не найденная книга. Некоторые исследователи (Харидас Дас) говорят, что эти слова «бха̄ва̄ртха-сӯчака-чампӯ» из Бхакти-рантакары указывают не на отдельную книгу, но относятся к названию предыдущей книги — «Санкалпа-калпа-врикша», которая указывает на или перечисляет (сучака) смыслы (бха̄ва̄ртха) Гопала-чампу, по образу которого была написана Санкалпа-калпадрума.

10. Комментарий к Гопа̄ла-та̄панӣ-упанишад из Атхарва-веды (Сукха-бодхинӣ-т̣ӣка̄ — «Комментарий, пробуждающий счастье») — шрути, в которой содержатся описания деяний Кришны во Вриндаване и упоминается гопи Га̄ндхарвӣ (Шримати Радхарани).

11. Комментарий к Брахма-сам̇хите (Диг-дарш́анӣ-т̣ӣка̄ — «Комментарий, показывающий направление», распространенное название комментария, который, по мнению автора, не является исчерпывающим, а всего лишь «показывает правильное направление в понимании текста», хотя часто он как раз является всесторонним и подробным).

12. Комментарий к Бхакти-раса̄мр̣та-синдху Шрилы Рупы Госвами (Дургама-сан̇гаманӣ-т̣ӣка̄ — «Комментарий, делающий недоступное доступным»)

13. Комментарий к Уджджвала-нӣламан̣и Рупы Госвами (Лочана-рочанӣ-т̣ӣка̄ — «Комментарий, радующий глаза»).

14. Комментарий к Йогаса̄ра-ставе, молитве из Падма Пураны (Уттара-кханда, 127-я глава), которую Девадьюти Муни вознес Господу Хари. Услышав эту стотру, Господь даровал мудрецу свой даршан и чистое преданное служение. Эта молитва содержит сложные философские термины, которые и прокомментировал Джива Госвами.

15. Га̄йатрӣ-вйа̄кхйа̄-вивр̣ти — комментарий на объяснение Гаятри-мантры в 17-ти стихах, содержащееся в 216-й главе Агни Пураны.

16. Ш́рӣ Кр̣шн̣а-пада-чихна — описание знаков на лотосных стопах Господа Кришны (на основе Падма Пураны).

17. Ш́рӣ Ра̄дхика̄-кара-пада-стхита-чихна-сама̄хр̣ти — описание знаков на руках и лотосных стопах Шримати Радхарани.

18. Гопа̄ла-чампӯ. Огромное по объему и непревзойденное по содержанию произведение в стиле чампу-кавьи, в котором одновременно совмещаются проза и поэзия (и песни). Как и в случае других трудов Дживы Госвами в жанре кавьи, Гопала-чампу непроста для неискушенного читателя из-за сложного языка, обыгрывания слов, а также из-за обильного использования местоимений и сложносоставных слов (даже бенгальский перевод этой книги очень часто оставляет сложные слова просто без перевода). Гопала-чампу в хронологическом порядке описывает деяния Господа Кришны на основе 10-й Песни Шримад-Бхагаватам, но также описывает и другие истории о Шри Кришне, включая и непроявленные (апраката) лилы. Шрила Джива Госвами сам говорит (1.1.4-5), что в этой книге он опишет те философские истины, которые он собрал в своей Кришна-сандарбхе, только уже языком поэзии. Гопала-чампу состоит из двух частей и 70-ти глав. Первая часть была закончена в 1588 г., а вторая — в 1592 г. Шрила Прабхупада, идя по стопам своего Гуру Махараджа, дает краткое описание глав Гопала-чампу в своем комментарии к Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лила, 1.44.

19-25. Семь философских трактатов (Сандарбх):

19. Крама-сандарбха — комментарий на весь Шримад-Бхагаватам, последовательно (крама) объясняющий его стихи от начала до конца. Шрила Джива Госвами написал его после написания своего главного философского труда — шести Сандарбх:

20. Таттва- сандарбха. Описывает источники истинного знания (прамана) и утверждает Шримад-Бхагаватам как лучшую из всех праман и не имеющую себе равных основу для постижения духовных истин. В этой книге Джива Госвами показывает, что Шримад-Бхагаватам является вечным шрути и на самом деле неотличен от Кришны. Все остальные сандарбхи основаны на Шримад-Бхагаватам и, по сути, являются комментарием к нему, распределенным не по стихам, а по по конкретным темам.

21. Бхагават-сандарбха. Описывает Бхагавана и Его энергии (сварупа-шакти, джива-шакти и майа-шакти), а также Его обитель, форму и качества.

22. Парама̄тма-сандарбха. Описывает Сверхдушу (Параматму) и Её энергии.

23. Кр̣шн̣а-сандарбха. Описывает Кришну как изначальную, Верховную Личность Бога, источник всех воплощений и экспансий, а также Его обитель, спутников и деяния.

24. Бхакти-сандарбха. Описывает процесс преданного служения и его превосходство над всеми другими видами практики, описанными в Ведах.

25. Прӣти-сандарбха. Описывает любовь к Богу — цель практики преданного служения.

Последние шесть сандарбх обычно именуют «Шат̣-сандарбха» или «Бха̄гавата-сандарбха». Из них первые четыре (Таттва, Бхагават, Параматма и Кришна) описывают самбандху, пятая (Бхакти) — абхидхею, а последняя (Прити) — прайоджану.

Этот список из Бхакти-ратнакары заканчивается словами «итй а̄дайах̣» — «и т.д.», которые указывают на то, что список не является полным. Действительно, несколько известных работ Дживы Госвами не включены в этот список, а именно:


Лагху-ваишн̣ава-тошан̣ӣ («Меньший комментарий, приносящий радость вайшнавам») — редакция подробного комментария Санатаны Госвами к 10-й Песни Шримад-Бхагаватам («Ваишн̣ава-тошан̣ӣ»), сделанная Дживой Госвами (закончен в 1582 г.).


Сарва-сам̇ва̄динӣ (букв. «Всесогласовывающая», «Объяснения, приводящие все в гармноничную согласованность») — комментарий на отдельные, требующие особого внимания фрагменты из первых четырех сандарбх.


Помимо эти книг, к авторству Шрилы Дживы Госвами часто также относят Бр̣хат-крама-сандарбху — еще один комментарий на 10-ю Песнь, который, тем не менее, не упоминается ни в одном списке трудов Дживы Госвами. Принимая это во внимание, а также то, что Джива Госвами написал Крама-сандарбху и Лагху-тошани (оба — комментарии к 10-й Песни), некоторые исследователи считают, что эта книга не была написана Дживой Госвами. Лично мне, хотя я не изучал этот вопрос детально, бросилось в глаза сходство между Брихат-крама-сандарбхой и Чайтанья-мата-манджушей, первым комментарием к Шримад-Бхагаватам, написанном последователем Шри Чайтаньи Махапрабху, Шринатхом Чакраварти Тхакуром. 


dandavat

ш́рӣ-гаудийа̄рпанам асту