29 января 2018 - Шри Нитьянанда Трайодаши - Явление Господа Нитьянанды
«Шри Баларама — это Бог-слуга, который служит Господу Кришне во всех сферах бытия и знания. Аналогичным образом Господь Нитьянанда Прабху, будучи Богом-слугой, Баларамой, служит Господу Гауранге, оставаясь Его неизменным спутником». (Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, гл.5, комм.)
Господь Нитьянанда самый близкий спутник Господа Чайтаньи. Его язык - обитель славы Господа и потому непрестанно повествует о возвышенных играх Господа Шри Гаурасундары.
Поклоняясь Господу Нитьянанде, можно достичь полной преданности лотосным стопам Господа Чайтаньи, Его игры сами проявятся в сердце. А по милости Гаурачандры можно обрести привязанность к Господу Нитьянанде, и сразу все помехи и неудачи в жизни будут вырваны с корнем.
Без милости Нитьянанды Прабху невозможно понять Господа Чайтанью или приблизиться к Нему. Нитьянанда - изначальный гуру Вселенной, посредник между Махапрабху и Его преданными. В духовном мире в Нитьянанде выражена категория гуру-таттвы, Он - олицетворение гуру.
День явления Нитьянанды - особый день
Без милости Нитьянанды Прабху невозможно понять Господа Чайтанью или приблизиться к Нему. Нитьянанда - изначальный гуру Вселенной, посредник между Махапрабху и Его преданными. В духовном мире в Нитьянанде выражена категория гуру-таттвы, Он - олицетворение гуру. Мы находимся с вами в Джаганнатха-пури на берегу великого океана. Это место в океане является одной из самых очищающих тиртх. И океан этот бушует. Слышите, да? Если прислушаться, можно услышать шум волн. На самом деле, океан всегда очень бурный, когда луна полная. Сегодня у нас чатурдаши, четырнадцатый день. Завтра полнолуние. В это время океан становится очень опасным.
Не случайно Господь Чайтанья появился в Пурниму. Не случайно Господь Нитьянанда появился почти в Пурниму, за три дня до Пурнимы или за два дня до Пурнимы, в трайодаши. Пурна-чандра или полная луна – Сам Господь Кришна. Все, кто знает ведическую астрологию, знают, что луна это Сам Кришна, Кришна-чандра. И когда эта полная луна восходит в сердце преданного, что случается с этим сердцем? Оно начинает бушевать. Океан любви, который возникает в этот момент в сердце преданного, начинает бушевать и шуметь точно так же, как этот великий океан, у которого мы с вами находимся. На самом деле, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад, в месте рождения которого мы сейчас находимся с вами, прислушиваясь к шуму океана, говорил, что именно так бьются сердца гопи, когда они думают о Кришне. Ну, когда мы с вами слушаем шум океана, мы думаем о том – «хорошо бы там искупаться» или успокаивает хорошо. Полезно погулять по этому берегу и послушать этот шум.
Но на самом деле, сокровенный смысл того, что Господь Чайтанья пришел сюда, на берег этого океана… слышать, как бьются сердца гопи в разлуке с Кришной. Господь Нитьянанда пришел как изначальный духовный учитель для того, чтобы и учить нас, как различать в шуме океанского прибоя звук сердец гопи, чтобы мы перестали слушать шум материальных волн, а услышали духовный звук разлуки с Кришной. Все люди ищут здесь счастье. И Господь Нитьянанда приходит в этот мир, чтобы сказать, что счастье есть, и чтобы объяснить нам, где это счастье искать. (Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж)
Настроение Нитьянанды
Наши ачарьи, описывая природу Нитьянанды, изначального гуру, часто называют его авадхутой, человеком необычного, порой безумного поведения. Авадхута - это человек высокой духовной квалификации и, описывая эту квалификацию, Бриджабаси прабху приводит следующие стихи:
"В комментарии к стиху из «Чайтанья-бхагаваты», где Господь Чайтанья проверяет Шриваса Тхакура на преданность Господу Нитьянанде Авадхуте (Мадхья 8.10), Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур цитирует несколько объяснений слова «авадхута» из комментариев ачарьев к ШБ1.19.25 (где Шукадева Госвами также назван авадхутой). После определений, данных Валлабхачарьей и Шри Шукадевой (из Нимбарка-сампрадайи, автора комментария на Шримад-Бхагаватам под названием «Сиддханта-прадипа»), Шрила Сарасвати Тхакур цитирует два стиха (без перевода!) из словаря «Шабда-сара»:
йо вилан̇гхйа̄ш́рама̄н варн̣а̄н
а̄тманйева стхитах̣ пума̄н
ати-варн̣а̄ш́рамӣ йогӣ
авадхӯтах̣ са учйате
«Человек, поднявшийся над ашрамами и варнами и утвердившийся в душе (или Сверхдуше), такой йоги вне варнашрамы называется авадхутой».
А следующий стих очень необычен. Это своего рода акростих, хотя, скорее, не совсем, так акростих это нечто похожее, но точного эквивалента в западной литературе я не смог найти. Примечательность данного стиха в том, что слово «авадхута» объяснено в нем начальной буквой каждого слова (я выделил их жирным шрифтом):
акшаратва̄д варен̣йатва̄т
дхӯта-сам̇са̄ра-бандхана̄т
тат твам асй артха-сиддхатва̄т
авадхӯто ‘бхидхӣийате
«”Авадхутой” называется тот, кто является неизменным [непоколебимым, непогрешимым] и лучшим из всех; кто стряхнул с себя узы материального мира и достиг совершенства в постижении афоризма “тат твам аси”». [1]
Наше служение Нитьянанде
Так, для Господа Нитьянанды нет «недостойных милости» - Он дарует ее всем. Нужно только начать служить Ему. Он принимает всех такими, какие они есть, без различия происхождения, образования и прочих мирских достоинств. Хороший способ служить Господу Нитьянанде – принять участие в расширении основанного Им рынка святого имени. Бхактивинода Тхакур пишет:
«В городе Надии, на острове Годрума, Господь Нитйананда открыл рынок Святого Имени для освобождения всех падших душ. «О люди, поверьте! О люди, поверьте! По воле Господу Гауранги Я пришел просить вас, о братья: пойте имя «Кришна», поклоняйтесь Кришне и давайте Кришну другим!».
Исполняя этот приказ Господа Нитьянанды, мы сможем обрести Его милость, которая приведет нас к лотосным стопам Господа Чайтаньи, раздающего величайшее сокровище – чистую любовь к Кришне.
Шри Авадхута Госаи Нитйананда Прабху ки - джай!
Другие материалы о Нитьянанде
Шри Нитьянанда-аштака - молитва во славу Господа Нитьянанды
Источники:
[1] - Е.М. Бриджабаси прабху, Gauḍīya-toṣaṇī, Определение авадхуты и Нитьянанда-ништха