29 января 2018 - Шри Нитьянанда Трайодаши - Явление Господа Нитьянанды

«Шри Баларама — это Бог-слуга, который служит Господу Кришне во всех сферах бытия и знания. Аналогичным образом Господь Нитьянанда Прабху, будучи Богом-слугой, Баларамой, служит Господу Гауранге, оставаясь Его неизменным спутником». (Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, гл.5, комм.)

Господь Нитьянанда самый близкий спутник Господа Чайтаньи. Его язык - обитель славы Господа и потому непрестанно повествует о возвышенных играх Господа Шри Гаурасундары.

Поклоняясь Господу Нитьянанде, можно достичь полной преданности лотосным стопам Господа Чайтаньи, Его игры сами проявятся в сердце. А по милости Гаурачандры можно обрести привязанность к Господу Нитьянанде, и сразу все помехи и неудачи в жизни будут вырваны с корнем.

Без милости Нитьянанды Прабху невозможно понять Господа Чайтанью или приблизиться к Нему. Нитьянанда - изначальный гуру Вселенной, посредник между Махапрабху и Его преданными. В духовном мире в Нитьянанде выражена категория гуру-таттвы, Он - олицетворение гуру.


День явления Нитьянанды - особый день

Nityananda Pr Без милости Нитьянанды Прабху невозможно понять Господа Чайтанью или приблизиться к Нему. Нитьянанда - изначальный гуру Вселенной, посредник между Махапрабху и Его преданными. В духовном мире в Нитьянанде выражена категория гуру-таттвы, Он - олицетворение гуру. Мы находимся с вами в Джаганнатха-пури на берегу великого океана. Это место в океане является одной из самых очищающих тиртх. И океан этот бушует. Слышите, да? Если прислушаться, можно услышать шум волн. На самом деле, океан всегда очень бурный, когда луна полная. Сегодня у нас чатурдаши, четырнадцатый день. Завтра полнолуние. В это время океан становится очень опасным.

Не случайно Господь Чайтанья появился в Пурниму. Не случайно Господь Нитьянанда появился почти в Пурниму, за три дня до Пурнимы или за два дня до Пурнимы, в трайодаши. Пурна-чандра или полная луна – Сам Господь Кришна. Все, кто знает ведическую астрологию, знают, что луна это Сам Кришна, Кришна-чандра. И когда эта полная луна восходит в сердце преданного, что случается с этим сердцем? Оно начинает бушевать. Океан любви, который возникает в этот момент в сердце преданного, начинает бушевать и шуметь точно так же, как этот великий океан, у которого мы с вами находимся. На самом деле, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад, в месте рождения которого мы сейчас находимся с вами, прислушиваясь к шуму океана, говорил, что именно так бьются сердца гопи, когда они думают о Кришне. Ну, когда мы с вами слушаем шум океана, мы думаем о том – «хорошо бы там искупаться» или успокаивает хорошо. Полезно погулять по этому берегу и послушать этот шум.

Но на самом деле, сокровенный смысл того, что Господь Чайтанья пришел сюда, на берег этого океана… слышать, как бьются сердца гопи в разлуке с Кришной. Господь Нитьянанда пришел как изначальный духовный учитель для того, чтобы и учить нас, как различать в шуме океанского прибоя звук сердец гопи, чтобы мы перестали слушать шум материальных волн, а услышали духовный звук разлуки с Кришной. Все люди ищут здесь счастье. И Господь Нитьянанда приходит в этот мир, чтобы сказать, что счастье есть, и чтобы объяснить нам, где это счастье искать. (Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж)


Настроение Нитьянанды

Nityananda

Наши ачарьи, описывая природу Нитьянанды, изначального гуру, часто называют его авадхутой, человеком необычного, порой безумного поведения. Авадхута - это человек высокой духовной квалификации и, описывая эту квалификацию, Бриджабаси прабху приводит следующие стихи:

"В комментарии к стиху из «Чайтанья-бхагаваты», где Господь Чайтанья проверяет Шриваса Тхакура на преданность Господу Нитьянанде Авадхуте (Мадхья 8.10), Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур цитирует несколько объяснений слова «авадхута» из комментариев ачарьев к ШБ1.19.25 (где Шукадева Госвами также назван авадхутой). После определений, данных Валлабхачарьей и Шри Шукадевой (из Нимбарка-сампрадайи, автора комментария на Шримад-Бхагаватам под названием «Сиддханта-прадипа»), Шрила Сарасвати Тхакур цитирует два стиха (без перевода!) из словаря «Шабда-сара»:

 

 

йо вилан̇гхйа̄ш́рама̄н варн̣а̄н
а̄тманйева стхитах̣ пума̄н
ати-варн̣а̄ш́рамӣ йогӣ
авадхӯтах̣ са учйате

«Человек, поднявшийся над ашрамами и варнами и утвердившийся в душе (или Сверхдуше), такой йоги вне варнашрамы называется авадхутой».

А следующий стих очень необычен. Это своего рода акростих, хотя, скорее, не совсем, так акростих это нечто похожее, но точного эквивалента в западной литературе я не смог найти. Примечательность данного стиха в том, что слово «авадхута» объяснено в нем начальной буквой каждого слова (я выделил их жирным шрифтом):

акшаратва̄д варен̣йатва̄т
дхӯта-сам̇са̄ра-бандхана̄т
тат твам асй артха-сиддхатва̄т
авадхӯто ‘бхидхӣийате

«”Авадхутой” называется тот, кто является неизменным [непоколебимым, непогрешимым] и лучшим из всех; кто стряхнул с себя узы материального мира и достиг совершенства в постижении афоризма “тат твам аси”». [1]


Наше служение Нитьянанде

Так, для Господа Нитьянанды нет «недостойных милости» - Он дарует ее всем. Нужно только начать служить Ему. Он принимает всех такими, какие они есть, без различия происхождения, образования и прочих мирских достоинств. Хороший способ служить Господу Нитьянанде – принять участие в расширении основанного Им рынка святого имени. Бхактивинода Тхакур пишет:

«В городе Надии, на острове Годрума, Господь Нитйананда открыл рынок Святого Имени для освобождения всех падших душ. «О люди, поверьте! О люди, поверьте! По воле Господу Гауранги Я пришел просить вас, о братья: пойте имя «Кришна», поклоняйтесь Кришне и давайте Кришну другим!».

Исполняя этот приказ Господа Нитьянанды, мы сможем обрести Его милость, которая приведет нас к лотосным стопам Господа Чайтаньи, раздающего величайшее сокровище – чистую любовь к Кришне.


Шри Авадхута Госаи Нитйананда Прабху ки - джай!


Другие материалы о Нитьянанде

Шри Нитьянанда-аштака - молитва во славу Господа Нитьянанды


Источники:

[1] - Е.М. Бриджабаси прабху, Gauḍīya-toṣaṇī, Определение авадхуты и Нитьянанда-ништха