10 апреля 2019 - Явление Шри Рамануджачарьи

ramanuja

ramanujacaryaШри Рамануджачарья (1017-1137) - главный ачарья одной из четырёх вайшнавских сампрадай, Шри-сампрадайи. Он вошёл в историю, как выдающийся проповедник философии вишишта-адвайта (условное единство), которую он утвердил своими комментариями на Веданта-сутру (Шри Бхашья). Путешествуя по всей Индии и проповедуя, он внёс огромный вклад в борьбу с имперсонализмом.

Последователи Рамануджачарьи известны своим акцентом на служении вайшнавам и обретении их милости. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в «Шри Навадвипа-дхама-махатмье» (16.54), что Шриман Махапрабху взял у Шри Рамануджи два существенных элемента его учения — беспримесную преданность и служение преданным (ананйа-бхакти и  бхакта-джана-сева).

«Огромное почтение, которым школа Рамануджи удостаивает слуг Бога, роднит ее со школой Шри Чайтаньи в одном самом существенном положении. Слуги Бога стоят вне и выше любых классовых делений этого мира. Они образуют сообщество чистых душ, в котором нет места различиям, основанным на мирских понятиях возраста, пола, рода занятий, учености или любых других качеств разума или природы. Отношениями среди членов такого сообщества всецело руководят нематериальные соображения, совершенно непостижимые для непосвященных». (из статьи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура о Рамануджачарье)

 


 Служение вайшнавам - вне кастовых различий

Шри Рамануджа своей жизнью и поступками показывал, что служение вайшнавам не ограничено материальными рамками происхождения, положения и учёности. Однажды, встретившись с великим Канчипурной, он преподал этот урок всему миру.

Канчипурна жил неподалеку от города Канчипурам. Он был учеником Ямуначарьи, и хотя он родился в семье шудры, его безмерная преданность Господу была столь очевидной, что даже щепетильные брахманы оказывали ему почтение. Каждый день он отправлялся из гoрода Канчи в селение Поонамалле, чтобы поклоняться здесь Божеству. Поскольку Бхутапури был в полпути между двумя этими местами, он ежедневно проходил мимо дома Рамануджи.

Однажды вечером, возвращаясь домой из школы, Рамануджа столкнулся лицом к лицу с Канчипурной, и его сразу привлекли качества этот святого человека. С большим смирением Рамануджа пригласил Канчипурну к себе в дом на ужин, и великий преданный, которому очень понравился этот учтивый мальчик-брахман, охотно согласился. Когда его гость кончил ужинать, Рамануджа начал массажировать его стопы. Канчипурна стал протестовать: «Я всего лишь низкорожденный шудра и поэтому ваш слуга. Не подобает брахману, подобному вам, обращаться со мной таким образом».

Рамануджа ответил: «Если мое положение брахмана мешает мне поклоняться такой великой душе, как вы, то я считаю свое рождение самым неблагоприятным. Разве для того, чтобы быть брахманом, достаточно носить священный шнур? Только тот, кто всецело предан Господу Вишну, является истинным брахманом, и никто иной».

Канчипурна был поражен и восхищен твердой верой мальчика в преданное служение. Они засиделись допоздна, разговаривая о Господе и обсуждая пути преданности. В эту ночь Канчипурна остался в доме Рамануджи и продолжил свой путь на следующее утро. С того дня обоих великих преданных связала любовь.

Рамануджа давал посвящение всем без исключения, невзирая на кастовые различия. Используя метод очищения "панча-самскара", он превращал шудр в брахманов. Он доказал, что вайшнав возвышается над всеми кастовыми обозначениями. Считая себя слугой, Рамануджа учил поклонению вайшнавам.


Пусть же великий Рамануджачарья будет милостив к нам!


Другие материалы

Шри Рамануджачарья