14 апреля 2019 - Шри Рама Навами - Явление Господа Рамачандры

ramnavami108

сакр̣д ева прапанна̄йа тава̄смӣти ча йа̄чате
абхайам̇ сарвада тасмаи дада̄мй етад вратам̇ мама

«Как только человек предается Мне и говорит: «Я — Твой», то Я дарую ему бесстрашие перед всеми живыми существами. Таков Мой обет». (Господь Рамачандра, Ра̄ма̄йан̣а, 6.18.33)

Господь Рамачандра явил качества идеального правителя: верность, честность, долг, справедливость – в противовес гордости, волюнтаризму, эгоизму и тщеславию. Он стал царем в Трета-югу, но под влиянием Его совершенного правления Трета-юга стала похожа на Сатья-югу. Каждый человек в Его царстве был религиозен и полностью счастлив. А сам Он был святым царем с безукоризненными качествами, у Него не было даже тени гнева или иных пороков. Если мы впустим Господа Раму в свое сердце, вспоминая его игры в «Рамаяне», то Он немедленно начнет проявлять Свои высочайшие качества через нас, затмив Собой наше ложное эго.


 Описание деяний Господа Рамы

ramnavami1О деяниях Господа Рамы описано в Девятой Песне «Шримад Бхагаватам», а также в знаменитом эпосе «Рамаяна». Читающий или пересказывающий события, описанные в этом древнем тексте, очищается от всех грехов и получает божественные качества. Поэтому существует добрая традиция в течение восьми дней перед праздником Рама Навами читать и слушать жизнеописание Господа Рамачандры, а также Его добродетельной супруги Ситы Деви. 

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

«И говорится, что даже Сам Господь Рамачандра, когда Ему начинали рассказывать о «Рамаяне», Он забывал обо всём остальном. Ему так нравилось всё то, что произошло с Ним, и все те истории, которые случились с Ним, доставляли Ему такое наслаждение, что когда Он слушал это, слёзы текли у Него из глаз. В конце, когда «Рамаяна» уже закончилась, и когда Рамачандра устроил огромное жертвоприношение коня, и Он столкнулся со своими сыновьями Куши и Лавой.

Говорится, что Вальмики Муни, написав «Рамаяну», рассказал её Куше и Лаве. После того как Нарада рассказал «Рамаяну» сначала Вальмике, то Вальмики погрузился в транс. Образ Господа Рамачандры, который нарисовал перед ним Нарада, настолько проник в его сердце, что он стал постоянно думать о Господе Раме. Он погрузился в этот транс и в трансе он увидел всю «Рамаяну», со всеми подробностями. Как в огромном кино, она прошла у него перед глазами. Он увидел всё то, что не видел никто и всё то, что не знал никто. Более того, он узнал даже мысли. Всё то, что думала Сита, Рама, Лакшман, Хануман, когда это случалось с ними. И потом, когда он написал «Рамаяну», он научил Кушу и Лаву — сыновей Господа Рамачандры — петь эту «Рамаяну».

И говорится, что когда Куша и Лава пели «Рамаяну», когда они рассказывали о Господе Рамачандре, то птицы переставали щебетать, чтобы послушать как Куша и Лава поют «Рамаяну». Говорится, что дикие звери сбегались со всех концов леса, чтобы… Когда Куша и Лава уходили в лес, они начинали петь «Рамаяну», и дикие звери сбегались, чтобы услышать Кушу и Лаву, чтобы послушать «Рамаяну». Говорится, что даже ручьи, которые журчали в лесу, останавливались на это время, чтобы не мешать своими звуками «Рамаяне» и начинали слушать. Даже вода застывала, чтобы послушать, как Куша и Лава рассказывают «Рамаяну». И когда они рассказывали «Рамаяну», то никто не мог оторваться от этого.

И когда Господь Рамачандра услышал «Рамаяну» в изложении Куши и Лавы, в конце уже, — Куша и Лава тогда ещё не знали, что перед ними их отец, — то слёзы по текли у Господа Рамачандры. Он стал кататься по земле и говорить: «Какой Я негодяй, почему Я отослал Ситу в лес? Что Я наделал?». И Он захотел вознаградить Кушу и Лаву, своих сыновей, за то, что они рассказали «Рамаяну». И Он велел своим министрам принести казну и дать золото Куше и Лаве.

Тогда Куша и Лава стали смеяться над Ним. Они подошли к Вальмике и сказали: «Что это за невежда такой? Он пытается подкупить нас? На самом деле, мы рассказывали «Рамаяну» не ради денег. И Этот счастливый царь — Ему повезло — Он услышал «Рамаяну». И Он уже достиг освобождения. И Он пытается теперь купить теперь освобождение этими деньгами. И Он уже и так освободился! Пусть Он уходит от нас. (смех) Мы своё дело сделали». И Вальмики, он страшно рассердился. Он сказал: «Ах, вы наглые мальчишки! Вы не знаете, кто перед вами. Перед вами ваш отец!».

На самом деле, рассказы о Господе Рамачандре исполнены трансцендентного блаженства. И всё то, что связано, так или иначе, с Господом Рамачандрой, исполнено жизни. Господь Рамачандра является воплощением жизни. Он — жизнь всех живых существ, и тот, кто слушает о Нём, тот, кто впитывает в себя звук Его святого имени, тоже обретает жизнь. Не слушая о Нём, человек остаётся мёртвым.


 Кришна-лила и Рама-лила в нашей жизни

Кришна учит нас очень глубоким урокам (таинственным, загадочным урокам любви), и понять Его не так-то просто, то Господь Рамачандра, подобно Солнцу светит для того, чтобы побудить человека встать на путь духовной жизни и дать ему какую-то ясность.

На самом деле, прежде чем понять Кришну, человек должен понять Раму – в каком-то смысле. Потому что Раму понять легче. Внутри это та же самая Личность, но снаружи Он действует очень просто. И снаружи у Него есть один критерий для выбора решения – священные писания, или шастра. Иногда мы, будучи последователями Кришны, забываем об этом принципе. Потому что Кришна, Он то следовал, то не следовал. Хотя у всего есть объяснение, но мы иногда злоупотребляем этим, забывая, что сначала… Или по крайней мере в нашей внешней жизни, подобно тому, как Солнце это нечто символизирующее внешнюю жизнь человека, а Луна это символизирующее внутреннюю жизнь человека, в своей внешней жизни мы должны быть очень простыми и бескомпромиссными.

Иначе говоря, в своей внешней жизни мы не должны следовать примеру Кришны – мы должны следовать примеру Рамы. Доходит до того даже, что Вишванатха Чакраварти Тхакур, когда он объясняет «Бхагавад-гиту» (когда он объясняет этот стих, где Кришна говорит Арджуне: каунтейа пратиджанихи / на ме бхактах пранашйати – «О, Арджуна, заявляй всему миру смело, что Мой бхакта никогда не погибнет»), Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет: «Почему Кришна вдруг ни с того ни с сего вдруг говорит Арджуне: заяви об этом всему миру?» До этого Он Сам говорил – и вдруг Он обращается к Арджуне и говорит: «Вот это вот, – всё остальное говорю я, – это скажи ты». Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что Кришне не всегда верить можно. Поэтому когда Кришна хочет сказать что-то, во что все должны верить, Он говорит Арджуне: «Арджуна ты скажи – тебе поверят. Мне могут поверить, могут не поверить».

И да, духовная жизнь или наша внутренняя жизнь – это не простая вещь. Там много сложностей. И Кришна учит нас этим сложностям и тонкостям. Но для того, чтобы наша духовная жизнь или внутренняя жизнь была успешной, наша внешняя жизнь должна быть очень простой и очень открытой.


Кришна слушает о Рама-лиле

ramaНебольшая удивительная медитация на Господа Кришну и Рама-лилу из "Падйавали" Рупы Госвами (151):

ра̄мо на̄ма бабхӯва хум̇ тад-абала̄ сӣтети хум̇ та̄м̇ питур
ва̄ча̄ пан̃чаватӣ-ване нивасатас тасйа̄харад ра̄ван̣ах̣
кр̣шн̣асйети пура̄танӣм̇ ниджа-катха̄м̇ а̄карн̣йа ма̄трерита̄м̇
саумитре ква дханур дханур дханур ити вйагра̄ гирах̣ па̄нту вах̣

Мама Яшода рассказывает маленькому Кришне историю:

«Жил был один царь по имени Рама».
«Хм».
«Его жену звали Сита».
«Хм».
«По приказу отца они жили в лесу Панчавати. Там Равана украл Ситу».

Когда Господь Кришна услышал, как Его мать рассказывает Ему истории о Его деяниях, совершенных в прошлом, Он воскликнул: «Лакшман! Лук! Лук! Где мой лук!?» Пусть же эти встревоженные слова Господа Кришны даруют Вам защиту.

Иногда третья строка варьируется:

нидрартхам джанани-катхам ити харех хункаратах шрнватах

«Мама Яшода рассказывала Кришне эту историю для того, чтобы Он заснул, а Господь на это отвечал «Хм», но только услышав имя Раваны, Господь вскрикнул: «Лакшман! Лук! Лук! Где мой лук!?»


 ш́рӣ-ра̄ма-кр̣шн̣а̄рпан̣ам асту


Другие материалы

Рамачандра Виджайотсава