23 июня 2018 - Уход Шри Баладевы Видьябхушаны

baladev

baladevaШри Баладева Видьябхушана - веданта-ачарья нашей сампрадайи (ачарья, составивший комментарий на Веданта-сутры). Он был шикша-учеником прославленного Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура и дикша учеником брахмана по имени Радха-Дамодара Госвами. Они вдохновляли своего ученика прославлять бхакти-сиддханту в своих трудах. Помимо всего прочего, Баладева составил коментарий к Веданта-сутре, именуемый "Говинда-бхашья" и её краткое изложение "Веданта-сьямантака".

В своей книге "Веданта-сйамантака" Шри Баладева Видьябхушана возносит следующую молитва лотосным стопам своего гурудева, Шри Радха-Дамодары Госвами:

радхадидамодара нама вибхарата
випрена ведантамайах сйамантака
шри радхикайайр виниведитомайа
тасйах прамодам са таноту сарвада

"Получив полномочия на этот труд от своего гурудева, брахмана Шри Радхи-Дамодары Госвами, я написал комментарий на Веданту, известный как "Веданта-сьямантака", для того, чтобы доставить удовольствие Шримати Радхарани. Этот комментарий является кратким изложением основных моментов Веданты. Да будет он приятным для Шри Радхики!"

Шрила Баладева Видьябхушана был очень отреченным преданным, у которого не было ни малейшего желания прославиться. Ради блага всего человечества, Баладева написал много книг, но нигде не упоминал ни о месте своего рождения ни о своем происхождении. Историки определили, что он родился в 18 столетии вероятнее всего в Ориссе. 


Написание Говинда-бхашьи

В то время, члены Шри-сампрадайи обратились в суд царя Джайпура. Они говорили, что раз у гаудия-вайшнавов нет своего комментария на Веданта-Сутру, то у них нет соответствующих качеств для поклонения божествам и поэтому поклонение должно быть передано Шри-сампрадайе. Также они сказали, что нигде в Шастрах не говорится об авторитетности поклонения Шримати Радхарани вместе с Шри Шри Говиндой Гопинатхой. Царь Джайпура получил посвящение в гаудия-сампрадайе, и поэтому он тайно сообщил преданным во Вриндаване о том, что случилось.

Но в то же самое время, царя вынудили вынести Божество Шримати Радхарани из алтарной комнаты и запретить бенгальским гаудия-вайшнавам поклоняться божествам в храме. К этому времени, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур состарился, поэтому он не мог отправиться в Джайпур. Тогда он послал туда своего ученика - Шри Баладеву, который был хорошо знаком с шастрами и поэтому мог авторитетно ответить на этот вызов.

На большом собрании он привел последователям Рамануджи такие сильные доводы, что они не смогли ничего на них ответить. В частности, он сказал - "Шри Чайтанья Махапрабху - основатель гаудия-вайшнава сампрадайи принимал "Шримад-Бхагаватам" как естественный комментарий на Веданта-Сутру, которую составил сам Шрила Вьясадева. Это подтверждается в "Шат-Сандарбхе". Однако, собравшиеся ученые отказались принимать что-либо иное, кроме собственного комментария на Веданта-Сутру. Баладеве не оставалось ничего другого, кроме как пообещать представить им комментарий.

Шри Баладева отправился в храм Шри Говиндаджи и распростершись перед ним сообщил Божеству о том, что произошло. Той ночью, во сне, перед Баладевой явился Господь и дал ему наставление о том, как написать комментарий на Веданта-Сутру. "Я сам буду диктовать тебе и поэтому никто не сможет не признать это". Воодушевившись таким виденьем, Баладева почувствовал прилив сил и через несколько дней он завершил свой комментарий, который называется "Шри Говинда-Бхашья".


Труды

satakam- его комментарий на Веданту - "Говинда-бхашья";
- "Драгоценные камни умозаключений", или "Сиддханта-Ратна";
- "Сахитья Каумуди";
- краткое изложение философии Веданты - "Веданта-сьямантака";
- "Драгоценный камень принципов, основанных на фактах" (очерк девяти принципов, которых придерживаются как школа Мадхвы, так и школа Чайтаньи) - "Прамея-ратнавали";
- краткое изложение принципов Гаудия-вайшнавизма, об истинности и авторитетности Шримад Бхагаватам - "Сиддханта-дарпана";
- "Кавья-каустубха" (книга избранных санскритских стихов для вайшнавов);
- "Вьякарана-каумуди" (книга по грамматике);
- "Падакаустубха" (избранные молитвы);
- комментарии на важнейшие Упанишады, начиная с "Иша-упанишады" и заключая "Гопала-тапани-упанишадой"; комментарий на "Бхагавад-гиту" - "Гитабхушана-бхашья"; а также комментарии на: "Вишну-сахасра-наму", "Шримад-Бхагаватам" ("Вайшнава-нандини-тика"), "Таттва-сандарбху" Дживы Госвами, "Ставамалу" Рупы Госвами, "Ната-чандрику", "Чандралоку" Джаядевы Госвами, "Сахитья-каумуди" (его собственную работу), "Лагху-бхагаватамриту", "Натака-чандрику" и "Шьямананда-шатаку".


 В этот благоприятный день разлуки со Шрилой Баладевой Видьябхушаной, нашим милостивым ачарьей, мы можем благодарить его за его защиту, мудрость и огромный вклад в миссию Махапрабху. Шрила Баладева Видьябхушана ки - джай!