28 июня 2018 - Уход Шридхары Пандита

sridhara

sridhar«Пастушок по имени Кусумасава, участвовавший в кришна-лиле, впоследствии, в лиле Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе, стал Кхолавечей Шридхарой». (Гаура-ганоддеша-дипика, 133)

Кхолавеча Шридхара был великим преданным Чайтаньи Махапрабху, который был очень привязан к нему. В юности Чайтанья ежедневно приходил на рынок и покупал у Кхолавечи Шридхары тыквы и бананы, а также корни, стебли и цветы. Между ними часто случались любовные ссоры, поскольку Чайтанья отказывался платить запрашиваемую цену. Рассерженный Шридхара ссорился с Чайтаньей, отсылая его делать покупки в другом месте. Тогда Чайтанья просто брал всё, что ему было нужно, и уходил, не заплатив ни гроша. Шридхара хватал Чайтанью и возвращал его обратно, причитая при этом «Я всего лишь бедный старый брахман. И то немногое, что я получаю, я трачу на поклонение Ганге».

Шрила Прабхупада о Кхолавече Шридхаре«Вот типичный пример того, как бедный человек, не имеющий никакой материальной собственности, может стать возвышеннейшим преданным Господа. Итак, материальные богатства не помогут нам обрести прибежище у лотосных стоп Господа Кришны или Шри Чайтаньи Госвами: обрести это прибежище можно только посредством чистого преданного служения».


Три испытания Шридхара
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

kholavecaТри уровня предания себя изложены в шести элементах шаранагати. Первый – анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа варджанам – это когда человек следует принципам дхармы, и это какой-то шаг на пути к преданию. Второй – ракшишйатити вишвасо гоптритве варанам татха это когда ничего мне не принадлежит, и третий – атма-никшепа-карпанйе – полное, абсолютное смирение и полная отдача себя на волю Кришне, когда у меня нет своей собственной независимой воли. Это шрештха и она является той самой целью, к которой мы в конце концов должны прийти. Большинство из вас слышали эту лилу Господа Гауранги с Кхолавечей Шридхаром. В этой лиле Гауранга Махапрабху испытывает Шридхара по этим трем уровням предания.

Сначала Господь Гауранга подходил к нему и говорил: «Эй, Шридхар, почему у тебя такая рваная одежда? Посмотри на себя – ты весь в дырках и в заплатах ходишь, у тебя толком ничего нет, непонятно во что ты одет. Шридхар, ты чего такой нищий? Ты все время повторяешь имена Бога, Нараяны, Кришны. Кришна – супруг Богини процветания, почему Он тебе не помогает? Твои соседи поклоняются Богине Чанди, почему бы тебе не поклоняться Чанди? Шридхар, а?»

Мы пришли на путь преданного служения не от хорошей жизни, давайте признаемся честно. Мы пришли, потому что мы устали от своей собственной кармы. Господь Чайтанья подходит к Шридхару и говорит: «Шридхар, а как же с твоей кармой-то быть? Ты поклоняешься, повторяешь святые имена, а одежда как была дырявая, так и осталась».

Слушайте ответ Шридхара на это, он дал очень важный ответ: «Ну да, в сущности Ты прав, одежда у меня, конечно, дырявая и не моя, и старая, и вся в заплатах, и ем я иногда впроголодь, но в общем-то мне хватает, и одежда – ну какая, в сущности, разница? Царь может одет в роскошные шелка, я одет в эту одежду. Разницы-то никакой нет – царь ест как следует, я ем каждый второй день. Но, в сущности, я живу и он живет, я сплю и он спит. Птица себе летает, спит под открытым воздухом и ничего и царь живет в своих палатах, хоромах и ничего. Я думаю, что я ничуть не хуже, чем царь»

Первое испытание Шридхар выдержал с честью. Господь Чайтанья подошел к нему и спросил: «Шридхар, ну как, твоя карма ушла?» «Да, да, ушла уже», сказал Шридхар, «проблем никаких нет»

Господь Чайтанья не унимался. Он стал говорить: «Шридхар, по-моему ты большой обманщик. Ты напродавал своих бананов в тридорога и ты просто притворяешься бедным. Наверняка у тебя дома большие богатства в сундуках. Ну признайся, есть у тебя богатства?» Шридхар не понимал куда Он клонит. 

В этот момент Господь Чайтанья вцепился в большой ствол банана и сказал: «Отдай Мне бесплатно. Ты же богатый! Тебе что, жалко, что ли? Отдай Мне!» Шридхар стал тащить его: «Бананы отдай, я не могу отдать бесплатно, я и так еле-еле две копейки зарабатываю на бананах». Они перетягивали, Господь Чайтанья … В конце концов Шридхар подумал: «Что Ему от меня нужно? Он же не успокоится, пока Он все у меня не заберет! Лучше я так Ему все отдам!» Шридхар сказал: «Бери все, что хочешь бесплатно». Шридхар стал при этом думать: «А как же я жить-то буду при этом?»

А Господь Чайтанья ему сказал: «Хорошо, я буду брать бесплатно, но только смотри, не подсовывай мне низкого качества, позаботься о том, чтобы бананы были самые лучшие и стволы банановые. Я каждый день буду приходить сюда». Шридхар подумал: «Пусть берет. Как нибудь, не обеднею». Это было второе испытание, которое прошел Кхолавеча Шридхар. Какое второе испытание? – ничего мне не принадлежит.

Но Господь Чайтанья не остановился даже на этом. Какое третье испытание? – дай Мне себя. Готов ты отдать Мне себя или нет? Поэтому Гауранга Махапрабху пришел к Кхолавече Шридхару в один прекрасный день и закричал: «Шридхар, ты знаешь кто Я такой?» Шридхар говорит: «Я знаю, что Ты брахман, который с годами не становится умнее». Гауранга Махапрабху сказал: «Не, Шридхар, я пастух. Ты не понял, кто Я? Шридхар, зачем ты поклоняешься Ганге? Поклоняйся Мне, потому что Я – источник Ганги!» Шридхар заткнул уши и закричал: «Вишну! Вишну! Вишну! Как ты можешь так оскорблять Мать Гангу?» «Как оскорбляю? Почему оскорбляю? Она из Меня исходит, Я ее не оскорбляю. Шридхар, поклоняйся Мне!»

Это очень важно, этот третий уровень предания себя, когда человек становится шрештхой или преданным высшего калибра. В «Саттвата-тантре» объясняется очень хорошо, что человек говорит Господу: «Я Твой – таваивасми. Я Твой, я принадлежу Тебе» и не просто говорит, а думает так. В этот момент, когда Господь Чайтанья дразнил Шридхара, еще не раскрыв Себя до конца, хотя в общем-то уже раскрыв, Шридхар подумал: «Я не знаю кто он такой, единственное, что я знаю – это то, что я хочу, чтобы он всегда приходил сюда и шалил со мной». Он посмотрел на Господа Гаурангу, он увидел Его брахманский шнур, который был подобен Ананта-шеше, опоясывавший его, Ананта-шеша белоснежного, молочно-белого цвета. Он увидел красоту Господа Гаурагни и подумал: «Я ничего не знаю, я не знаю кто ты, что ты, зачем ты … Единственное, что я знаю – я хочу, чтобы ты приходил сюда все время». В ответ на эту мысль Гауранга Махапрабху подумал: «Шридхар, ты выдержал третье испытание. Ты по-настоящему прошел даже его».


 Кхолавеча Шридхара ки - джай!

dandavat