5 июля 2020 - Уход Санатаны Госвами

sanatanaa

sanatanaШриниваса Ачарья прославляет Госвами Вриндавана следующим образом:

кршноткиртана-гана-нартана-парау
премамртамбхо-нидхи
дхирадхира-джана-прийау прийа-карау
нирматсарау пуджитау

"Они неустанно повторяют имя Кришны, прославляют Его красоту, качества и игры и танцуют, погрузившись в сладостные размышления о Его лилах. Они - воплощение нектарного океана божественной любви. Их приветствуют и почитают как образованные люди, так и невежды. Своими деяниями они несут благо каждому и ни к кому не питают вражды, поэтому они дороги всем". 

Шри Санатана Госвами был именно таким: он был дорог богачам и нищим, преданным и демонам, учёным и глупцам. Он любил каждого и одаривал всех своей милостью.

В этот день мы отмечаем разлуку с этим удивительным святым. Все преданные очень любили его, и все обитатели Вриндавана считали Санатану Госвами своим духовным учителем. В индийской традиции есть один день когда празднуют день рождения своих гуру. Это Гуру-пурнима, пурнима в месяц Ашадха. И по традиции все люди с Враджа приходили к Санатане Госвами, в его бхаджан-кутир в этот день, чтобы отметить его Вьяса-пуджу. И он выводил их на парикраму вокруг Говардхана, вокруг Манаси Ганги, рассказывал им об играх, которые происходили в этих местах.

И в одну из такин пурним, примерно 40 лет спустя после того, как Санатана Госвами пришел сюда, во Врадж, пастухи стали стекаться со всех концов Враджа к бхаджана-кутиру, но Санатана Госвами не выходил к ним навстречу. В конце концов они осмелились войти в этот бхаджан-кутир. Они увидели, что Санатана Госвами сидит в позе лотос и что душа его оставила тело. Все пастухи пришли в ужас от этого. И в честь траура все пастухи во Врадже обрились. И с тех пор Гуру-пурнима, пурнима в месяц Ашадхи здесь, во Вриндаване, называется «мудья-пурнима», что значит «лысая пурнима», пурнима, когда люди обитающие здесь, одеваются в траурные одежды и горюют о том, что Санатана Госвами – вечный духовный учитель, открывший природу отношений с Кришной, ушел из этого мира.


Отношения Рупы и Санатаны

 sanatanarupaУдивительным примером духовной любви являются отношения Санатаны с Рупой Госвами. На самом деле любовь между этими двумя братьями поразительна. В «Брихад-Бхагаватамрите» в начале, Санатана Госвами говорит, что Чайтанья Махапрабху пришел сюда и Он привел вместе с Собой из духовного мира Своего дорогого спутника – Рупу. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» кланяется Санатане Госвами как своему духовному учителю. Их, этих двух братьев,  связывали настоящие духовные узы. 

Рупа считал Санатану своим духовным наставником и часто давал ему проверять свои рукописи. И однажды Санатана Госвами пришёл в гости к Рупе Госвами к Радха-кунде. Он увидел на пальмовом листе написанный Рупой стих, в котором коса Радхарани сравнивается с чёрной коброй: "О Радхарани, о Царица, сверкающая как золотистый цветок горочана! Твои прекрасные одеяния отливают синевой лотоса, а коса, украшенная драгоценностями и цветами, блестит, как капюшон чёрной кобры".

Санатана засомневался в верности такого сравнения. Он отправился к Говинда-гхату и увидел девочек, игравших под деревом. Вдруг ему показалось, что у одной из них по спине ползёт чёрная змея, хотя это была коса, и он крикнул ей, предупреждая об опасности. Тогда девочки рассмеялись и мгновенно исчезли, будто растворились в воздухе. Санатана опешил и потерял сознание. Когда он пришёл в себя, то понял, что это были гопи вместе со Шримати Радхарани. Санатана пришёл к брату и искренне похвалил его сравнение. Его любовь к своему брату и его стихам стала ещё сильнее.


 Любовь и отречение

sanatana goswami dis 07 w iskcondesiretree

Ещё один пример духовной любви - отношения Санатаны и Господа. В этих отношениях и Господь, и Санатана Госвамипад становятся прославленными ещё больше.

Санатана Госвами прошел в Бенарес, встретился там с Махапрабху. Когда он пришел в дом к Чандрашекхару Ачарье, у которого остановился Махапрабху, то Махапрабху сказал Чандрашекхару Ачарье: «Какой-то преданный пришел сюда. Выйди и приведи его ко Мне». Чандрашекхара Ачарья выглянул и увидел грязного мусульманского факира и говорит: «Там какой-то факир, нищий мусульманин пришел». «Какой мусульманин! Это Мой любимый преданный». Господь вышел и обнял своего дорогого Санатану.

Гауранга Махапрабху очень любил Санатану Госвами часто прославлял его отречение. На самом деле, когда мы отказываемся от материальных богатств, мы обретаем самое ценное – духовное богатство, богатство любви. И Санатана Госвами хорошо это знал.  Однажды Чайтанья  Махапрабху захотел его испытать. Зять Санатаны Госвами, которого он встретил по дороге, дал ему чадар. Чайтанья Махапрабху смотрел на него, смотрел, смотрел, смотрел и чего-то он Ему не понравился, слишком уж он хороший был. Он послал его на реку искупаться. Там, на реке, Санатана Госвами посмотрел на свой чадар и увидел, что чадар не соответствует всему остальному. Он подозвал какого-то нищего и сказал: «Слушай, давай обменяемся. Я возьму твое лоскутное одеяло, которым ты укрываешься, а ты возьмешь этот дорогой шерстяной чадар». Тот говорит: «Не смейся надо мной. Зачем ты издеваешься надо мной! Такого не бывает». Он говорит: «Бывает. Пожалуйста, дай мне твое лоскутное одеяло, забирай этот дорогой шерстяной чадар». Санатана схватил его, тот не знал что делать – убегать, не убегать. А Санатана Госвами закутался в этот лоскутный чадар и пришел к Махапрабху. Махапрабху увидел его и сказал: «Ты отказался от самого дорогого, что у тебя было. Теперь ты стал настоящим санньяси».


Санатана Госвами - ачарья самбандха-гьяны, и он на своей жизни продемонстрировал это внутреннее настроение глубочайшего смирения, смирения перед Господом, перед другими живыми существами, которое приходит как следствие понимания самбандхи. Сохраняя настроение глубочайшего отречения, он проповедовал и размягчал сердца каждого, с кем ему довелось столкнуться.

Пусть же слава Санатаны Госвами вечно сияет в наших сердцах!