28 июля 2018 - Начало первого месяца Чатурмасьи

chaturm

Чатурмасья - четыре священных месяца, во время которых даются и выполняются разного рода духовные обеты. Это период в 108 дней, который начинается на Гуру Пурниму и заканчивается в последний день месяца Картика. Следование обетам и аскезам во время чатурмасьи способствует отвлечению от чувственных наслаждений и развитию кришна-бхакти, и об этом говорят наши ачарьи. Чатурмасьи придерживались наши великие ачарьи, такие как Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Сарасвати Тхакур, и даже Сам Чайтанья Махапрабху. 

 «Одна из существенных целей враты (обетов) — постепенно уменьшить склонность преданной Богу дживы к чувственному наслаждению. Если человек думает: «Так уж и быть, сегодня я с большой трудностью буду практиковать отречение, но завтра уже вволю понаслаждаюсь тем, от чего отрекался» — в таком случае цель враты не будет достигнута, потому что все враты предписываются для того, чтобы дать человеку способность при помощи постепенной практики развить отречение от объектов чувственного наслаждения. Часто враты длятся три дня. Таким образом, прекращая соприкосновение с объектами чувственного наслаждения на протяжении трех дней, а потом практикуя врату в течении целого месяца, а потом совершая чатурмасья-врату, человек постепенно вырывает с корнем привязанность к соприкосновению с этими объектами и расстается с ними навсегда». (Шрила Бхактивинод Тхакур, из статьи "Санга-тйага", вошедшей в сборник "Бхактьялока")


 Шрила Прабхупада о чатурмасье
на основе статей Бриджабаси прабху

spХотя Шрила Прабхупада не делал особого акцента на соблюдении чатурмасьи, тем не менее, вопреки распространенному мнению, он не был против того, чтобы его ученики следовали этой врате. В своем комментарии к Чайтанья-чаритамрите (Мадхья 4.169) он, идя по стопам своего Гуру Махараджа, пишет:

«Чатурмасью должны соблюдать все слои населения. Не имеет значения, является человек грихастхой или санньяси. Соблюдение чатурмасьи обязательно для всех ашрамов. Истинная цель соблюдаемых в этот период обетов заключается в том, чтобы свести к минимуму все чувственные наслаждения. Это не так трудно».

Несомненно, чатурмасья-врата предполагает суровые ограничения. Но, тем не менее, Шрила Прабхупада всегда ставил проповедь превыше этих ограничений. Он не видел смысла в строгом следовании чатурмасье, если это препятствует нашему служению Господу. Та же точка зрения высказана в одной из статей «Надия-пракаша» — если всем этим ограничениям не следовать в духе анукулйена кршнанушиланам, то есть для развития сознания Кришны с желанием служить Ему, то все эти обеты становятся просто сухим отречением, пхалгу-вайрагьей.

Один ученик Шрилы Прабхупады вспоминал, как Шрила Прабхупада был недоволен санньяси, которые, следуя чатурмасье, оставались в храме и не проповедовали:

Махакрату: Однажды несколько санньяси были во Вриндаване и соблюдали чатурмасью. Большинство из них были довольно новыми санньяси, и они отпустили бороды, повторяли дополнительные круги и совершали другие аскезы. Был сезон дождей и мы вместе с группой преданных были на выездной проповеди. Когда мы вернулись, мы рассказали Шриле Прабхупаде о нашей проповеднических программах. Прабхупада вошел в алтарную и сказал этим санньяси: «Что вы — санньяси — здесь делаете? Почему вы сидите в храме, отращиваете бороды и едите во имя сознания Кришны? Занятие санньяси — выходить и проповедовать». Прабхупада отправил всех санньяси на проповедь. (Из сборника воспоминаний о Шриле Прабхупаде, том 2, глава 21)


 Обеты

chaturmasчатуро ва̄ршика̄н ма̄са̄н девасйоттха̄пана̄вадхи
стрӣ ва̄ наро ва̄ мад-бхакто дхарма̄ртхам̇ судр̣д̣ха-вратах̣
гр̣хн̣ӣйа̄н нийама̄н ета̄н данта-дха̄вана-пӯрвакам

«Мой преданный, строго следующий своим обетам, будь он мужчиной или женщиной, должен принять эти ограничения на период четырех месяцев, вплоть до пробуждения Господа Вишну, ради высшей дхармы». (Слова Шри Кришны, обращенные к Махараджу Юдхиштхире в «Бхавишья Пуране», процитированные в «Хари-бхакти-виласе» 15.130)

«Обычное правило таково — принимать чистую пищу, например хавишью, предложенную Господу. Также нужно всячески отказаться от излишнего сна, лени, поведения, неподобающего вайшнаву и бритья, а также выполнять такие обуздывающие действия, как регулярные омовения и проч». (Из письма Сарасвати Тхакура от 1 октября 1919 года)


Серьезному садхаке не помешает совершить посильные дополнительные аскезы для удовлетворения Господа Кришны и попытаться улучшить свою садхану и бхаджан в период чатурмасьи. Небольшой обет может взять каждый: больше общаться с преданными, прилагать больше усилий в служении и садхане.