Уход Шри Джаянанды Прабху

14 jayananda sf july 1973 btg

Человечеству известны святые личности, принадлежащие, как к западной, так и к восточной религиозным традициям. Однако святой Джаянанда — единственный в своем роде. Он родился на Западе и был первым слугой Бога, получившим статус святого в восточной духовной преемственности, а именно, в древнейшей традиции бхакти, или преданности Господу Кришне.

Все без исключения святые как волшебный философский камень милости, одухотворяюще влияют на сердца людей, даже тогда, когда покидают этот мир. Джаянанда дас (Джим Кор) из их числа. Соприкасаясь с этой необычной личностью, самые простые люди чувствовали изменения, происходящие в глубине их сердец. Но и после своего ухода он продолжает быть вдохновляющим примером, способным влиять на многих.

Простой нрав, способность с равной теплотой и заботой относиться к каждому, качества истинной святости делали его одинаково дорогим как порядочным людям, так и негодяям. Его непоколебимая решимость в организации и проведении первых в Западном мире величественных праздников колесниц Ратха-ятр дала возможность тысячам обычных людей почувствовать сладкий вкус вечного праздника, соприкоснувшись с духовной реальностью. Его преданность и верность Богу и духовному учителю позволили Шриле Прабхупаде написать о нем: «Я очень горд тем, что у меня был такой хороший ученик» и «Каждый должен последовать примеру Джаянанды».

Пусть же повествования собранные в этом материале станут источником вдохновения и духовной силы для каждого, кто соприкоснется с прекрасной жизнью Джаянанды Тхакура.

Джаянанда и прасад

«Тот, кому посчастливилось принять остатки пищи, предложенной Господу, без сомнения достигнет освобождения». («Нарада-пурана», Уттара-бхага, 67.41)

Когда Шриман Джаянанда Прабху, прославившийся впоследствии, как «первый святой ИСККОН», стал приходить в храм, Шрила Прабхупада лично кормил его прасадом. Наверное, это было что-то удивительное: почитать прасад, пищу, которую собственноручно приготовил, предложил Господу Кришне и раздал сам Шрила Прабхупада. Такой прасад обладал необыкновенным могуществом и духовной силой: он погружал Джаянанду в сознание Кришны после целого рабочего дня, проведенного за рулем такси.

Джаянанда беззаветно верил в три духовные сущности: святое имя, слова Шрилы Прабхупады и прасад. Именно при их помощи он достигал успеха во всех своих делах, давая сознание Кришны другим. Прежде всего, он всегда раздавал прасад, милость Господа.

«Вся деятельность Джаянанды, вся его жизнь вращались вокруг прасада: заготовка бхоги, приготовление, предложение Шриле Прабхупаде, раздача прасада, принятие прасада и, обязательно, прославление прасада — вот из чего состоял обычно день Джаянанды. Когда он не собирал материалы для колесниц или не планировал очередной фестиваль (центральным пунктом которого была все та же раздача прасада), когда он не готовил и не предлагал, не раздавал и не почитал прасад, — тогда он думал о прасаде, прославлял его или говорил о милости Господа. Джаянанда обладал глубокой верой в метод очищения прасадом и в его духовное влияние на обусловленные души. Смысл его жизни состоял в раздаче прасада всем, и чем больше, тем лучше. Таким образом, весь его день, вся его жизнь были подчинены духовному процессу распространения и принятия прасада. Преданный Кришны не желает ни имущества, ни славы, ни последователей, он удовлетворен простым кришна-прасадом и сознанием того, что он слуга Кришны».

Когда Джаянанда вместе с преданными ездил за бхогой, он всегда старался уговорить торговцев пожертвовать что-то для Господа и Его преданных и нередко получал желаемое. У него везде были друзья, которых он щедро угощал прасадом. Закупал ли он бхогу на рынке или вел харинаму по городу — он всегда брал с собой прасад, не упуская возможности поделиться милостью Господа с другими. А после того, как все необходимое для пира было погружено в машину, Джаянанда обычно шел за рынок, где в мусорных контейнерах находил что-нибудь пригодное. На рынках Америке не принято держать не свежие продукты. Как только они начинают портиться, их просто выставляют в мусор. И Джаянанда шел туда, чтобы спасти какие-нибудь сохранившиеся фрукты или овощи для служения Господу.

После приготовления воскресного пира, Джаянанда обычно помогал раздавать прасад гостям и преданным, пока все не наедались до отвала, а ведра не пустели. Джаянанда накладывал полные тарелки прасада, и поскольку он был таким внимательным, заботливым и личностным, никто не мог отказаться. Если все же кто-то сомневался в возможностях своего аппетита, то Джаянанда пояснял: «Шрила Прабхупада сказал, что мы должны есть прасад до тех пор, пока не станем ходить вперевалку, как утки». И тому ничего не оставалось, как опустошать тарелку с прасадом.

Накормив всех гостей и преданных, Джаянанда садился сам и с великой радостью глубоко наслаждался экстазом пира из кришна-прасада. Всякий раз, почитая его, он говорил: «Я никогда не ел прасада лучше!» Все преданные улыбались, так как слышали подобное уже не единожды, но соглашались: «Джая!» А Джаянанда приговаривал: «Да, это лучший прасад, какой я когда-либо ел! Кто сегодня готовил? Это, без сомнения, лучший прасад!» И это не было лицемерием с его стороны, или желанием просто ободрить кого-то. Шрила Прабхупада говорил, что благо от принятия прасада получает любой, кто его принимает, но тот, кто почитает его с преданностью и глубоким пониманием того, что он является остатками трапезы Самого Господа, получает наибольшее благо. Когда Джаянанда принимал прасад, он не просто утолял голод, для него это был вид духовной деятельности. Кришна-прасад не отличен от Кришны, и когда почитаешь его с таким сознанием, то начинаешь чувствовать его подлинный духовный вкус. А духовный вкус вечно обновляется. Он не статичен, не бывает всегда один и тот же. И Джаянанда по-настоящему наслаждался прасадом Кришны и всегда прославлял его. Он даже слово «прасад» произносил по-особому, так что немедленно возникало желание его попробовать. С благоговением относясь к прасаду, Джаянанда не давал пропасть даже маленькому кусочку упавшему на пол, подбирая все до последней крошки.

После принятия прасада Джаянанда шел убедиться, что кастрюли и кухня моются должным образом, обычно принимая в этом активное участие. Если же требовалась помощь, он выходил к преданным и гостям и объявлял: «Кто хочет получить нектар?» Когда желающие шли за ним на кухню, он говорил, что вынос мусора и мытье кастрюль — это и есть нектар. И по рассказам тех, кто занимался этим служением вместе с ним, они на самом деле были от этого в полном экстазе! Все что вы делали с Джаянандой вызывало восхищение, поскольку он понимал самую суть служения Господу, сам черпал в нем большое вдохновение и заражал этим других.

Важной особенностью служения Джаянанды прасаду была его способность занимать в нем как можно больше людей. Во времена, когда Джаянанда был президентом храма в Сан-Франциско, там царил необыкновенный дух коллективизма и сотрудничества. Брахмачари, живущие в храме, и грихастхи воодушевленно занимались служением вместе для удовлетворения духовного учителя. И апогеем этого сотрудничества были грандиозные пиры. Это привлекало в храм много новых людей. Шриле Прабхупаде очень нравилась атмосфера в храме, созданная Джаянандой Прабху, и он всегда ставил его в пример другим своим ученикам.

«Ничто в этом материальном мире не имело реального значения для Джаянанды, кроме приготовления, распространения и почитания прасада. Если бы по телевидению объявили о начале Третьей мировой войны и ракеты уже были бы на подлете, Джаянанда просто пошел бы готовить и раздавать нам прасад, напевая хариболо. А потом все мы насладились бы прасадом как отзвуком святых имен Кришны — и наплевать на ракеты и все остальное, потому что Джаянанда никогда не терял времени. Харибол!»

(«Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура», Вишока дас.)

Воспоминания ЕС Джаяпатаки Свами

Я хочу предложить мои поклоны Шриле Прабхупаде и моему вартма-прадаршака-гуру Шрипаде Джаянанде Прабху, который занял меня в преданном служении в сознании Кришны.

В храм в 1968 году меня привела вывеска, гласившая: «Праздник колесниц. Вегетарианская еда — пожертвование 25 центов». Мне уже приходилось до этого встречаться с преданными в парке, поэтому захотелось узнать о них побольше. Ведь к тому времени я был вегетарианцем, занимался йогой и, конечно же, искал своего гуру, но до сих пор мне попадались лишь гуру фальшивые. Итак, я пришел в храм, поел прасад, купил в магазинчике комплект «Шримад-Бхагаватам» и, поскольку на меня никто не обращал внимания, уже хотел уйти, но неожиданно был привлечен странным звуком, похожим на стук молотка. Обойдя храм, я увидел Джаянанду Прабху в окружении преданных и полудюжины молодых людей с длинными волосами. Заметив мое любопытство, Джаянанда тут же спросил: «Ты знаешь, как нужно держать гвоздь?» И протянул мне гвоздь, который с моей помощью ловко забил в ратху. «Ты эксперт, настоящий специалист, — обрадовался он. — Профессиональный плотник?» Не обращая внимания на мои отрицательные ответы, он продолжал настойчиво спрашивать: «Но ты умеешь забивать гвозди? Можешь забить гвоздь в то место, где стоит маленькая точка?» Я попробовал, и у меня получилось, чем вызвал его восторг: «Фантастика! Великолепно! Не мог бы ты помочь нам построить колесницу для Ратха-ятры?» Джаянанда был так воодушевлен, что просто не было сил отказать ему.

Он заражал своим энтузиазмом и обладал удивительной способностью занимать делом каждого, при этом погружая в сознание Кришны. На площадке для постройки колесниц мы постоянно слушали его рассказы о Кришне и разные истории, прославляющие Шрилу Прабхупаду. Он был очень простосердечен, совершенно независтлив и предан Шриле Прабхупаде. Примерно неделю я каждый день приходил помогать строить колесницы Ратха-ятры, одновременно читая книги Шрилы Прабхупады и повторяя джапу. Мне казалось, я наконец нашел то, что искал, но, будучи достаточно разумным, решил не спешить, а подождать еще пару месяцев и присмотреться получше. В любом случае, ничто не мешало мне изменить свое решение в случае разочарования.

В день Ратха-ятры я решил предаться, считая, что смогу разобраться со своими сомнениями, если они появятся, потом. По моей просьбе Джаянанда побрил мне голову, став первым, кто это сделал. Преданные спрашивали: «Что это за новый бритый человек?» А я толкал ратху вперед под руководством Джаянанды.

И к счастью, и нет, но встреча со Шрилой Прабхупадой подарила мне возможность лично служить ему. Это было, конечно же, счастьем, но оно лишило меня общества Джаянанды. Позже, когда Шрила Прабхупада позвал меня в Лос-Анджелес, чтобы затем послать в Индию, мы встретились там с Джаянандой и вместе занимались служением некоторое время. Он был как Анантадева: поддерживал все, сам оставаясь за кулисами. Бывало, узнав о том, что какое-то служение никто не хочет делать, он, хитря, говорил тогда: «Давайте получим нектар! Кто хочет нектар? Хорошо, пойдем. Вынесите мусор (или нечто подобное). Это нектар, потому что, вынося мусор из храма, вы выносите мусор из ваших сердец». У него было подлинное понимание того, что преданное служение — повсюду.

Я помню, как помогал ему собирать цветы. Мы думали, здесь, как в Индии, если мы станем срезать цветы возле домов, никто не станет возражать, или, по крайней мере, не очень, зная, что это для Божеств. Но однажды в Беверли-Хиллс, где живут звезды кино, часа в два или три утра кто-то, приняв нас за грабителей, стал стрелять в нашу сторону. Каким-то образом мы ускользнули, а когда пришли в храм, Шрила Прабхупада сказал: «Лучше вам этого не делать. Это нехорошо».

Итак, личное общение с Джаянандой навсегда осталось в моей памяти, хотя оно составляет всего лишь два непродолжительных периода моей жизни. Много замечательных вещей происходило в то время, и одной из них было общество Джаянанды Прабху, полностью посвящавшего себя строительству колесниц Ратха-ятр. Даже в последние годы жизни, когда у него уже была лейкемия, рак, он был полностью поглощен служением, и его никогда не покидало блаженное настроение преданного служения.

Джаянанда был настоящим святым, посланным помогать Шриле Прабхупаде. А затем вернулся в духовный мир. Нам нужно помнить его и молиться, чтобы мы могли также преданно служить Шриле Прабхупаде и так же, как он, достичь совершенства человеческой жизни.

Воспоминания ЕС Индрадьюмны Свами

Некоторые преданные, известные как садхана-сиддхи, достигают цели, следуя правилам и ограничениям в преданном служении. Но есть и другие, достигающие совершенства по милости духовного учителя. 

Из рассказов о замечательной жизни Джаянанды Прабху легко понять, что он был образцовым садхакой, примером преданного, который строго следовал всем правилам и ограничениям процесса преданного служения. Но очевидно также и то, что благодаря своему искреннему служению и полному преданию лотосоподобным стопам духовного учителя, он достиг гуру-крипы, милости Шрилы Прабхупады. Слушая об удивительной славе Джаянанды Прабху, совершенного ученика, мы сможем вдохновиться, также усовершенствовать свою духовную жизнь. Сам Верховный Господь чувствует большое удовлетворение, слыша прославления возвышенного преданного. 

Шримад-Бхагаватам — это наука бхакти. Но необходима также личность, олицетворяющая принципы преданного служения. И поскольку Шрила Прабхупада, основатель-ачарья, дал личное указание праздновать день ухода Джаянанды Прабху, я думаю, будет уместно прославить сегодня его возвышенные деяния. 

Мы начнем с того, что прочитаем письмо от 5 мая 1977 года, написанное Шрилой Прабхупадой Джаянанде Прабху после его ухода из этого материального мира. 

«Мой дорогой Джаянанда, пожалуйста, прими мои благословения. 

Я очень остро ощущаю разлуку с тобой. Ты присоединился ко мне в Сан-Франциско в 1967 году, водил мой автомобиль, повторял Харе Кришна и был первым, кто дал мне пожертвование (5 000 долларов) на издание моей „Бхагавад-гиты“. После этого ты предложил Кришне еще много разнообразного служения. Я очень надеюсь, что в момент смерти ты помнил Кришну и так обрел вечное общество Кришны. Если же нет, если тень материальных желаний все еще присутствовала, ты отправился в небесное царство, чтобы жить там, среди полубогов в течение многих тысяч лет и наслаждаться там всей роскошью материального существования. Оттуда ты можешь возвыситься до духовного мира. Но даже если человек не сможет попасть в духовный мир, тогда в свой срок он вернется на эту планету, приняв рождение в благородной семье какого-нибудь йога, брахмана или аристократа, где у него будет возможность возродить свое сознание Кришны. Но, поскольку ты слушал кришна-киртан, я уверен, что ты отправился прямо на Кришналоку. 

джанма карма ча ме дивйам 

эвам йо ветти таттватах

тйактва дехам пунар джанма 

наити мам эти со 'рджуна 

Кришна оказал тебе великую милость, избавив от больного тела и дав тебе подходящее место для служения. Большое тебе спасибо.

Твой вечный доброжелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами».

8-piNBdSl8EДжаянанда Прабху был одним из первых западных учеников Шрилы Прабхупады. В этом письме Шрила Прабхупада прославляет его как великого вайшнава. Это просто удивительно! Джаянанда Прабху не был рожден в семье вайшнавов, и удача не настолько сопутствовала ему, чтобы вырасти в ведической культуре. Как и большинство его духовных братьев и сестер, он, наверное, также не был свободен от греховной деятельности до присоединения к Движению Харе Кришна. Но тем не менее Шрила Прабхупада говорит о нем как о великом вайшнаве, который возвысился до Кришналоки.

Каким же образом это возможно для тех, кто не рождается в вайшнавской семье, а большую часть времени проводит, развиваясь в западной культуре, что означает множество видов греховной деятельности? Из рассказов о его служении гуру и Кришне можно понять, как он достиг этого уровня. 

Как предисловие мы можем процитировать один из стихов, которые произнесли мудрецы Наимишараньи, обращаясь к Суте Госвами, впервые встретившись с ним. 

веттха твам саумйа тат сарвам 
таттватас тад-ануграхат
бруйух снигдхасйа шишйасйа 
гураво гухйам апй ута 

Мудрецы сказали: «Поскольку ты смиренен, твои духовные учителя наделили тебя всеми благами, которые может получить послушный ученик. Поэтому ты способен рассказать нам обо всем, чему научился от них».

Джаянанда достиг совершенства таким же образом. Поскольку умонастроение Джаянанды было очень смиренным, Шрила Прабхупада благословил его всем, что только может получить искренний ученик.

Можно процитировать еще один стих для того, чтобы описать этот удивительный феномен. 

мукам кароти вачалам 
пангум лангахайате гирим
йат крипа там ахам ванде 
шри-гурум дина-тарине

Я с почтением склоняюсь перед духовным учителем, освободителем всех падших душ, по милости которого немой может стать красноречивым оратором, а хромой — преодолеть горы.

Джаянанда Прабху присоединился к Движению сознания Кришна очень рано, насколько я помню, в 1967 году. Он всегда отличался от других, в первую очередь, возрастом, а также потому, что был очень высоким и сильным. По большей части всем, кто в то время присоединялся к Движению Харе Кришна, было 15-17 лет, а Джаянанде — почти 30. И, безусловно, будучи в этом возрасте, он имел больший опыт, чем другие начинающие преданные. Но он никогда не требовал от младших преданных почтения к себе. Это, возможно, наиболее выдающееся качество Джаянанды, которое проявлялось на протяжении всего времени, вплоть до его ухода. Несмотря на все его возвышенные качества, он был всегда скромным и смиренным. В соответствии с мнением Шри Чайтаньи Махапрабху, эти качества являются наиболее важными для продвижения преданного в сознании Кришны. 

тринад апи суничена 

тарор апи сахишнуна

аманина манадена 

киртанийа сада харих 

Необходимо повторять святое имя Господа в смиренном состоянии ума, думая о себе, как о находящемся ниже соломы на улице, быть более терпеливым, чем дерево, свободным от самомнения и быть готовым оказывать почтение каждому, не ожидая почтения к себе.

Бхактисиддханта Сарасвати говорит, что этот стих «Шикшаштаки» надо носить вокруг своего ума подобно гирлянде. Кришне не нравится гордость, проявляющаяся в сердце Его преданных, потому что смирение — истинный признак понимания своего положения слуги. И, так или иначе, может быть, в результате преданного служения в прошлых жизнях, Джаянанда Прабху проявлял это удивительное качество смирения с самого начала. Он был естественным лидером на правах старшего, но, кроме того, обладал также необходимыми для этого качествами, самое выдающееся из которых заключалось в его признании себя слугой всех преданных. Тогда не было еще больших книг, и все мы занимались тем, что выходили петь Харе Кришна на улицу и продавали по несколько журналов «Обратно к Богу». В то время, когда подростки развлекались на улице, прыгая и распевая Харе Кришна, Джаянанда Прабху, понимая, что необходимы деньги для развития храма, работал водителем такси.

Хотя у него было высшее образование, он не смог найти себе подходящую работу и поэтому очень смиренно принял роль таксиста, чтобы своим заработком поддерживать храм. Но тот человек, которому посчастливилось проехать в его такси, был воистину удачлив. Во время движения машины Джаянанда Прабху постоянно поворачивался в сторону пассажиров, почти без остановки проповедуя им сознание Кришны, в основном рассказывая про Шрилу Прабхупаду.

В то время многим посчастливилось иметь личное общение со Шрилой Прабхупадой, поэтому для Джаянанды Прабху, так же, как и для других преданных, Прабхупада был жизнью и душой.

Однажды Шрила Прабхупада так сказал о своих отношениях с духовным учителем: «Я не знаю, кто такой Кришна, я только знаю своего Гуру Махараджа». Поскольку духовный учитель представляет нас Кришне, он очень дорог нам. И поскольку он возвышен в сознании Кришны, все его деяния для ученика представляются просто чудом. Шрила Прабхупада был настолько дорог Джаянанде Прабху, что он посвятил ему всю свою жизнь от первой встречи до момента своего ухода. Его путь отличается от обычного пути, когда вера развивается в результате общения. Все его поступки доказывают, что твердая вера в Шрилу Прабхупаду проявилась в его сердце в самом начале. Едва познакомившись со Шрилой Прабхупадой, он отдал ему все свои сбережения. Хотя это было всего лишь пять тысяч долларов, но они составляли все его накопления. И Прабхупада признал его заслугу, о чем написал во Введении к «Нектару преданности». Всего лишь за это одно-единственное деяние полного предания себя Шрила Прабхупада обессмертил своего ученика на страницах своих книг.

Вот что Прабхупада пишет во Введении к «Нектару преданности»: «„Нектар преданности“ адресован главным образом тем, кто уже присоединился к Движению сознания Кришны. Я хочу искренне поблагодарить всех моих друзей и учеников, которые помогают мне распространять Движение сознания Кришны в странах Запада, и хочу особенно отметить вклад, сделанный моим возлюбленным учеником Шриманом Джаянандой брахмачари. Я также не могу не выразить признательность директорам издательства ИСККОН-Пресс, приложившим столько усилий к тому, чтобы эта великая книга увидела свет. Харе Кришна. А.Ч. Бхактиведанта Свами».

LF3EgRZNfYQМы можем видеть, как сильно Прабхупада ценил преданность Джаянанды, который, пожертвовав духовному учителю все сбережения, показал, что отдает ему всю свою жизнь как ученик, без колебаний посвящая духовному учителю тело, ум и саму душу.

Иногда есть повод для шутки в индийских общинах, когда какой-нибудь богатый человек может для храма, для Божеств выписать чек на большую сумму, кажущийся очень значительным вкладом, но на самом деле в банке у него, тем не менее, остается на счету много миллионов долларов. Шрила Прабхупада однажды сказал: «Кришна не смотрит на то, сколько вы дали. Кришна смотрит на то, сколько вы оставили во внутреннем кармане». И мы можем понять из этого, насколько мы мало оставляем для себя, настолько же много мы получаем милости от гуру и Кришны, как это проявилось у Джаянанды Прабху, посвятившего Шриле Прабхупаде всю свою жизнь.

Известны четыре типа учеников. Самый низший уровень — четвертый, когда ученик слышит наставления гуру, но никак не реагирует на них. Ученик третьего уровня получает наставления и с причитаниями начинает их выполнять. Для ученика второго уровня характерен энтузиазм, с которым он выполняет наставления сразу, как только их получил. Если ученик уже второго уровня выполняет все наставления своего духовного учителя с верой и энтузиазмом, то что же тогда представляет из себя преданный первого уровня? 

Шрила Прабхупада объясняет в комментарии к «Шримад-Бхагаватам», что ученик первого, высшего, уровня выполняет наставления духовного учителя, не дожидаясь их, поскольку понимает умонастроение гуру. И Джаянанда был именно таким учеником, так как с самого начала своей духовной жизни он понял, что один вид проповеди Шриле Прабхупаде чрезвычайно дорог.

Шрила Прабхупада развивал проповедь по множеству направлений: поклонение Божествам, распространение книг, гурукулы. Преданные в разных уголках мира выполняли желания Шрилы Прабхупады с большим успехом. Но был еще один вид служения чрезвычайно дорогой Шриле Прабхупаде. Что же это? Ратха-ятра. Уже в пять или шесть лет он начал проводить фестивали Ратха-ятры. И Джаянанда примерно через год после того, как присоединился к Движению, понял, насколько дорого это служение для Шрилы Прабхупады, и решил начать проведение Ратха-ятр в Америке. В 1968 году он организовал Ратха-ятру в Сан-Франциско, вместе с другими преданными сделав колесницу по изображению колесницы Джаганнатхи из Джаганнатха-Пури. И эта Ратха-ятра в Сан-Франциско имела ошеломляющий успех.

12 июля 1968 года Прабхупада, находясь в Монреале, получил письмо от Джаянанды и преданных Сан-Франциско об успешном проведении Ратха-ятры и ответил им. Тогда Джаянанда получил одно из своих первых писем от Шрилы Прабхупады. 

«Мой дорогой Джаянанда, пожалуйста, прими мои благословения.

Я с благодарностью получил твое письмо, которое датировано 3 июля 1968 года. Я много слышал об успешно проведенном тобой фестивале Ратха-ятры в Сан-Франциско. Меня очень порадовала эта новость. (…)

Я также рад, что твои родители понимают важность сознания Кришны, благодаря их достойному сыну — Джаянанде. Господь Чайтанья будет очень доволен твоими возвышенными деяниями. Я вижу, что твои отец и мать очень хорошие люди, особенно я помню твою мать. И я надеюсь, что по милости Господа Кришны они примут сознание Кришны очень серьезно.

Надеюсь, что у тебя все хорошо. Твой вечный доброжелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами».

Здесь проявляется еще одно исключительное качество Джаянанды. Он думал не только о чем-то грандиозном в сознании Кришны, развивая большие программы, но обращал внимание на мелочи и заботился о каждом без исключения — будь то его родители или молодые преданные в храме. Таково истинное качество лидера — оказывать внимание не только важным людям, но и кому-то незначительному.

Я слышал, когда Джаянанда строил колесницу для Ратха-ятры, не хватало ни денег, ни преданных, так что приходилось все делать практически в одиночку, зачастую используя помощь простых прохожих. Как ему это удавалось?

04 caitanya simha  jayananda 1976Да просто невозможно было устоять перед искренним желанием Джаянанды занять любого в преданном служении и таким образом позаботится о каждом. Его рабочая одежда всегда была очень простой — джинсы и футболка. А когда какие-нибудь хиппи, проходившие мимо, начинали смеяться над ним, особенно над его бритой головой, Джаянанда весело подзывал их: «Эй, ребята, идите сюда. У меня есть кое-что интересное». Показывая фотографию Шрилы Прабхупады, он говорил им, что, вот, смотрите, мой духовный учитель тоже лысый, и пояснял: «Мы монахи. Этот процесс сознания Кришны, о котором я услышал от моего духовного учителя, очень-очень радостный, приносит много наслаждения, больше, чем вино или марихуана».

— Да ну!!! Как это может быть?

— Да, да. Это так, точно. Потому что этот мир временный, а духовный мир — вечен, полон знания и блаженства.

— Правда, что ли? Ну, давай, докажи это!

— Хотите попробовать?! Вот, смотрите. Берите гвозди, молоток и попробуйте забить несколько из них в эту колесницу, увидите, что случится с вами.

И студенты, хиппи начинали заниматься преданным служением, совершали агьята-сукрити. Естественно, при этом они чувствовали вкус. И, конечно же, каждого вдохновляло само общение с Джаянандой, поскольку его сердце было лишено зависти, а такой преданный, как говорится в шастрах, привлекателен как для порядочных людей, так и для негодяев.

Один из моих духовных братьев говорил мне, что Джаянанда привлек к сознанию Кришны больше преданных, чем кто-либо. Он проповедовал всегда и везде. Иногда это происходило при необычных обстоятельствах, например, во время ремонта машины, лежа под ней. Собирались люди; его самого они не видели, может, только ноги, но слышали слова проповеди, которые были настолько убедительными, и столько в них было преданности Шриле Прабхупаде, что у людей невольно появлялось желание заняться преданным служением.

Иногда мы составляем очень подробные планы проповеди, удающиеся или нет. Но Джаянанда продемонстрировал, как человек может быть в сознании Кришны полностью удовлетворен, занимаясь служением своему духовному учителю и Кришне. Желая развить такие же качества, как у него, люди естественным образом проявляли интерес. На самом деле Шрила Прабхупада открыл нам истинный секрет распространения Движения сознание Кришны, когда сказал: «Чистота является силой».

Jayananda-14Джаянанда начал проводить Ратха-ятры с 1968 года. Безусловно, это в основном летние фестивали. Но его служение не прекращалось и в остальное время года. Ему нравилось выходить с преданными на харинамы, на санкиртану. Иногда он читал лекции, при этом немного смущаясь, так как не считал себя таким уж умелым оратором и знатоком шастр. Но его лекции по «Бхагаватам», искренние и простые, в которых говорилось в основном о Шриле Прабхупаде и повторении Харе Кришна, очень нравились преданным.

Мне рассказывали, о чем бы ни был стих по «Шримад-Бхагаватам», Джаянанда обязательно сводил его к прославлению Шрилы Прабхупады, повторению Харе Кришна и к возвеличиванию прасада. И кто-то мог подумать: «Да, это не очень-то много». Но в этом суть. Красноречие — истина, выраженная кратко. И если у преданного есть вера в наставления духовного учителя и святое имя Господа, без сомнения, он достигнет успеха в сознании Кришны. Может быть, он и не был особенным знатоком священных писаний, но имел веру в Шрилу Прабхупаду, в повторение Харе Кришна и в прасад, причем любил его не только вкушать, но также готовить и раздавать.

Однажды преданных попросили посетить тюрьму в Сан-Франциско. Джаянанда тут же воспользовался ситуацией, чтобы приготовить огромную кастрюлю халавы с большим количеством масла, сахара и клубники, а также гору «простого чуда».

Прихватив все это с собой, преданные сели в машину и поехали, но в дороге один из них вдруг вспомнил: «Эй, мы же проводили и раньше эти тюремные программы, в тюрьму нельзя приносить никакую пищу. Вы же знаете об этом, Джаянанда Прабху». Джаянанда развернулся и сказал с улыбкой: «Ах да! Ну, ладно, тогда мы сами будем почитать эту халаву и шарики, пока едем».

Конечно же, он знал, что в тюрьму нельзя внести прасад, но очень любил его, поэтому и вдохновил преданных приготовить все эти сладости. По дороге они остановились, вкусили хороший пир и, вдохновленные, поехали проповедовать заключенным.

Любой, с кем он общался, в конечном итоге сильно привлекался им. Один мой духовный брат рассказывал случай, произошедший в Сан-Франциско. Когда он первый раз пришел в храм, то, не найдя парадный вход, зашел с черного входа и встретил там одного преданного, который перекладывал мусор в целлофановые пакеты, завязывал их и чистил мусорные баки.

Юноша никогда до этого не посещал храм, поэтому спросил преданного, который занимался мусором: «Это храм Харе Кришна?»

Тот ему ответил: «Да, это храм Харе Кришна. Ты вернулся назад, в духовный мир. По милости моего духовного учителя мы все здесь чувствуем себя счастливыми в преданном служении Кришне». И начал рассказывать этому парню о Прабхупаде, повторении Харе Кришна и о прасаде. Этот преданный, убирающий мусор, был Джаянанда.

Позже юноша присоединился к нашему Движению и как-то поделился со мной мыслями, пришедшими в тот момент: «Если мусорщик в этом храме такой святой, можно представить себе, какими качествами обладают остальные».

Джаянанда организовывал Ратха-ятры на Западном побережье. Преданные на Восточном побережье, в Нью-Йорке, тоже захотели проводить Ратха-ятры и пригласили для этого Джаянанду. И это был настоящий вызов, потому что удалось получить разрешение на проведение Ратха-ятры на самой важной улице Нью-Йорка, на самой важной улице мира — Пятой авеню.

В это время Джаянанда уже был болен лейкемией. Однажды на утренней прогулке Тамал Кришна Госвами сообщил об этом Шриле Прабхупаде. Прабхупада проявил большое внимание, подсказав, как нужно заботиться о Джаянанде и что делать в таких случаях.

Джаянанде пришлось организовывать эту Ратха-ятру в сложных условиях, так как у храма как обычно не было ни денег, ни нужного количества преданных. Он сам собирал пожертвования, материалы для колесниц, бхогу, нашел помощников. И все это он проделал практически в одиночку. Конечно, преданные принимали в этом участие, но без Джаянанды никто бы ничего не сделал.

19 июля 1976 года Шрила Прабхупада написал ему письмо (можно видеть, как взаимоотношения между духовным учителем и его учеником становятся более глубокими и нектарными): 

«Мой дорогой Джаянанда дас, пожалуйста, прими мои благословения.Я так долго хотел, чтобы Ратха-ятра проходила в Нью-Йорке. И теперь, наконец, ты помог мне осуществить эту долго вынашиваемую мечту. Колесницы Ратхи были очень крепкие и привлекательные. Я благодарю тебя и всех твоих помощников за то, что вы упорно трудились, чтобы подготовить такие прекрасные колесницы. Пусть Кришна благословит тебя за твое искреннее служение, чтобы ты мог продвигаться в сознании Кришны все больше и больше.

Я надеюсь, что это письмо застанет тебя в добром здравии. Твой вечный благожелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами».

В апреле - начале мая 1977 года болезнь Джаянанды Прабху быстро прогрессировала, но он, находясь в храме Лос-Анджелеса, тем не менее продолжал подготовку к Ратха-ятре в этом городе. Хотя Джаянанда из-за слабости и боли руководил, лежа в постели, ему удавалось настолько сильно вдохновить всех, что преданные собирали пожертвования, подготавливали колесницы и делали все остальное, необходимое для праздника с большим энтузиазмом.

Особенно у Джаянанды хорошо получалось собирать пожертвования в виде бхоги. Было одно особое место, где он добывал фрукты и овощи. Данный рынок находился под контролем одного мафиози, «бананового короля» Луи, по-моему, греческого происхождения, и все торговцы платили ему подать. Это был крупный человек с дурным характером, очень раздражительный, на любой вопрос отвечавший только криком. «Банановый король» Луи так распугал всех преданных, пытавшихся там собирать пожертвования, что они вообще перестали ходить туда. Но Джаянанда решил все же пойти и попробовать занять «бананового короля» в служении Господу Джаганнатхе. На рынке, подойдя к Луи, он просто сказал: «Мое имя Джаянанда, и я хочу, чтобы вы послужили Господу Джаганнатхе». Преданные описывали потом, что постепенно этот «банановый король» Луи, похожий на льва, под влиянием Джаянанды превратился в котенка, обезоруженный его искренностью. Каждый, кто соприкасался с Джаянандой, хотел что-то сделать для него, и это означало — сделать что-то для Прабхупады.

При общении с преданным такого высокого уровня никогда не возникает впечатление, что он ищет какой-то выгоды для себя. Наоборот, всегда очевидно его желание отдавать. На протяжении года Джаянанда в случае необходимости приходил к этому «банановому королю», и тот никогда не отказывал ему в просьбе, давая тысячи бананов, апельсинов, ананасов и т.д., потому что очень любил его. Он ласково называл Джаянанду «мой Джонни Ананда» и никогда не повышал на него голос, хотя на всех подряд кричал и ругался. Он был настолько грешен, что не мог даже правильно произнести имя Джаянанды, как Валмики в свое время не мог произнести имя «Рама».

Во время подготовки последнего фестиваля Ратха-ятры преданные никак не могли решиться подойти к «банановому королю» Луи. Но Джаянанда написал ему записку, в которой объяснил, почему не может прийти сам и попросил передать фрукты через других.

Он оставил тело в мае 1977 года в квартире, которая находилась напротив храма Лос-Анджелеса. Преданные, которые обычно находились рядом с ним, ушли в алтарную. И в тот момент, когда раковина протрубила начало мангала-арати, Джаянанда оставил тело.

Конечно, все уже знали, как недолго ему осталось пребывать в этом теле, но, по крайней мере, многие надеялись увидеть Джаянанду на Ратха-ятре. Вернувшись с мангала-арати, преданные обнаружили, что он ушел, а рядом с его изголовьем играет запись Шрилы Прабхупады «Ванде ахам». И поскольку Джаянанда в момент оставления тела слушал святые имена Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе из уст своего духовного учителя, Шрила Прабхупада делает заключение в открытом письме Джаянанде: «Если бы у тебя были материальные желания, ты бы отправился на райские планеты. Но, поскольку ты слушал кришна-киртан, я уверен, что ты отправился прямо на Кришналоку».

Даже не на Вайкунтху, а на Кришналоку, Голоку Вриндавана. Такова милость духовного учителя, гуру-крипа. Поскольку Джаянанда следовал искренней садхане (а садхана — это целеустремленное служение для удовлетворения духовного учителя), Шрила Прабхупада проявил свою необычную милость.

Джаянанда своей жизнью и даже своей смертью показал такой удивительный пример, что Шрила Прабхупада дал наставление каждый год праздновать день его ухода как день ухода великого вайшнава.

При жизни — великого, независтливого преданного, — его любили как порядочные люди, так и негодяи. И точно также после его ухода и порядочные люди, и негодяи погрузились в скорбь. Безусловно, преданные скорбели, когда он ушел. Практически все, кто его знал, рыдали. В один из майских дней я находился вместе с Йогишчандрой в одном из проповеднических центров, когда позвонили из Лос-Анджелеса. Йогишчандра — крепкий, сильный и очень решительный преданный санкиртаны, совсем не сентиментальный, услышав печальную новость по телефону, заплакал, как ребенок. На мой вопрос, что случилось, стал повторять: «Джаянанда ушел. Я не могу поверить! Джаянанда ушел…»

К сожалению, мы не способны по достоинству оценить то, что по-настоящему является ценным — личность или вещь — до тех пор, пока не потеряем их. 

садху-санга садху-санга 

сарва-шастре кайа

лава-матра садху-санге 

сарва-сиддхи хайа

Преданные продолжили подготовку к Ратха-ятре, которая прошла очень успешно только лишь благодаря личному участию Джаянанды в ее организации. Обычно после Ратха-ятры Джаянанда лично благодарил каждого, кто помогал ему. Проникнувшись этим духом, преданные отправились на рынок, чтобы поблагодарить «бананового короля» Луи за фрукты, которые тот пожертвовал для Ратха-ятры. В этот день он был в плохом настроении и кричал на каждого без разбора. Когда преданные подошли с прасадом, Луи стал разбрасывать бумаги, ручки и грубо кричать: «Убирайтесь отсюда! Никого не хочу видеть, кроме Джонни Ананды! Пускай придет Джонни Ананда». Кто-то осмелился сказать: «Луи, у нас для тебя есть печальная новость. Перед фестивалем, пару месяцев назад, Джаянанда оставил этот мир». И этот большой, грубый человек настолько расстроился, что слезы покатились из его глаз, и, ошеломленный, он стал повторять: «Джонни Ананда ушел? Мой Джонни Ананда ушел?!»

Поэтому говорится, что к преданному очень привязаны все, порядочные люди и негодяи, как при его жизни, так и после ухода из этого мира. Благодаря тому духу, который Джаянанда вложил в служение, Ратха-ятра с большим успехом продолжается до сих пор. На такие фестивали приходят самые разные люди, и многие из них помнят о Джаянанде, спрашивают о нем.

На Ратха-ятру, которую готовил Джаянанда и до которой ему не суждено было дожить, приехала телевизионная компания снимать фестиваль для национального телевидения. Вначале репортеры брали интервью у преданных, а потом решили спросить, каковы впечатления от праздника у кого-нибудь из гостей. Организаторы фестиваля забеспокоились, как бы кто-то из оппозиции, агрессивно настроенный, не сказал бы что-то негативное. Команда национального телевидения выбрала для интервью одну пожилую пару. Беседа с ними проходила в стороне, так что преданные не могли слышать их разговор, но видели, как они в большом возбуждении размахивают руками. «Да, они что-то ужасное рассказывают. Сейчас все это попадет на телевидение, и праздник будет испорчен», — огорчились преданные.

Хотя новости вышли поздно ночью, конечно же, все собрались их посмотреть. Преданных беспокоило интервью с той пожилой парой, которое могло испортить все впечатление от фестиваля, если в нем прозвучит негатив.

В репортаже показали киртан, Джаганнатху, прасад, президента храма и других преданных, отвечающих на вопросы, а потом на экране появилась эта пожилая пара. И все замерли: «Что они сейчас будут говорить?!»

Корреспондент спросила очень официально: «Вы первый раз находитесь на этом фестивале Ратха-ятры Международного общества сознания Кришны?»

Мужчина ответил: «Да», а женщина добавила: «Мы давно хотели посетить этот замечательный фестиваль. Ведь это фестиваль нашего сына». «Вашего сына? Кто же ваш сын?» «Наш сын умер, но это он начал проводить такие фестивали по указанию своего учителя, который называл его Джаянанда, а мы звали его Джим. Когда он был жив, у нас так и не нашлось времени приехать на этот фестиваль. Но теперь мы здесь, на этом замечательном празднике, который организовывал наш сын». Затем она добавила: «Какой у него замечательный учитель!»

В письме к Джаянанде Шрила Прабхупада писал: «Я помню твоих родителей, особенно мать. Я надеюсь, они станут преданными».

Это интервью стало самым удивительным событием за всю Ратха-ятру. Журналисты по милости Кришны из всей многотысячной толпы выбрали родителей Джаянанды. Преданный, рассказавший мне об этом, говорил, что они все плакали перед экраном телевизора. Казалось, Джаянанда таким образом проявился на Ратха-ятре. Поэтому говорится, что не правы те, кто считает, будто вайшнавы умирают, поскольку вайшнавы продолжают жить в звуке. Вайшнав умирает, чтобы жить, а когда он живет, то пытается распространять святое имя. Поэтому жизнь Джаянанды была очень славна, славна и его смерть тоже. И также славно памятование о нем.

Большое спасибо за возможность прославить очень дорогого мне духовного брата, вспомнить о его замечательных качествах преданности и служения Шриле Прабхупаде и Господу Джаганнатхе.

Надо позаботиться о том, чтобы в день ухода этого великого вайшнава по нашей традиции был приготовлен замечательный пир, предложен Божествам и роздан всем преданным, поскольку Джаянанда любил вкушать и раздавать прасад. Мои ограниченные способности не позволяют по-настоящему прославить такого удивительного духовного брата. Я уверен, что многие другие преданные знают о его деяниях намного больше меня.

Я хотел бы закончить словами Шрилы Прабхупады, в которых он прославляет великого вайшнава Джаянанду Прабху: 

«11 мая 1977 года. Нью-Дели. Мой дорогой Рамешвара, пожалуйста, прими мои благословения.

Большое спасибо тебе за письмо, которое ты прислал мне 1 мая 1977 года со всеми фотографиями и рисунками. Смерть Джаянанды достойна славы. Очень хорошо, что он так сказал: какой прок в этом бесполезном теле, лучше оставить его. Он замечательно покинул свое тело и ушел на Вайкунтху. Я уже послал письмо с соболезнованиями для публикации в „Обратно к Богу“. Каждый должен последовать примеру Джаянанды. Я очень горд тем, что у меня был такой хороший ученик. Изображение Джаянанды должно по возможности присутствовать на ратхе Господа Джаганнатхи, и во всех наших храмах нужно проводить праздник в его честь, так же, как празднуются дни ухода других великих вайшнавов…»

Записи и высказывания Джаянанды Прабху03 jayanandakarandhara

На форзаце своего экземпляра книги «Кришна» Джаянанда оставил свои заметки в виде следующего списка:

— Начав следовать принципам, ясно изложенным в этой книге, ты очень скоро достигнешь неведомого прежде царства душевного покоя, и даже посреди самых суровых испытаний тебя не покинет внутреннее счастье.

— Ты будешь меньше беспокоиться и больше радоваться.

— Твои сосредоточенность, память, чуткость и способность к творчеству возрастут.

— Ты станешь работать более энергично, уверенно и эффективно, и к людям будешь относиться лучше.

— Ты будешь легче достигать успеха во всем, за что бы ни взялся.

— Ты будешь мгновенно засыпать вечером, а утром подниматься свежим и отдохнувшим, хотя спал меньше, чем для тебя привычно.

— Постепенно ты поймешь истинную цель своей жизни и свою особую роль в мироздании.

«Но тех, кто поклоняется Мне, безраздельно предавшись Мне и посвящая Мне все свои действия, тех, кто занимается преданным служением и постоянно размышляет обо Мне, сосредоточив на Мне свой ум, — таких людей, о сын Притхи, Я без промедления вызволяю из океана рождения и смерти». (Бхагавад-гита, 12.6-7)

Находясь в Нью-Йорке, незадолго до своего ухода, Джаянанда сделал запись в своей записной книжке, которая сейчас находится у матаджи Джахнавы в Нью-Рамана-Рети (Алачуа, США):

Огненная ягья:

« Надо обратиться к тому, кто осознал истину. Если мы обращаемся к тому, кто осознал истину не полностью, то какое благо принесет нам такое общение?» 

Джаянанда читает лекцию по «Бхагавад-гите»:

«И вот поэтому мы должны верить, что Кришна всегда защитит нас в любом положении. Таково могущество преданного служения: оно трансцендентно по отношению к телесной концепции жизни. Преданное служение сильно, потому что способно привлечь даже Кришну. В этом сила преданного служения: преданность привлекает Кришну. Поэтому если у вас есть эта преданность, то Кришна защитит вас… Кришна сам говорит, что важно не столько служение, сколько настроение преданного, его искреннее желание общения с Кришной. Он говорит в „Бхагавад-гите“, что того, кто творит добро, никогда не одолеет зло».

Из лекции Джаянанды по «Бхагавад-гите»:

«Так что, конечно, большая наша удача, что нам довелось встретить… По милости Кришны мы встретили истинного духовного учителя, чистого преданного. Принцип развития в сознании Кришны состоит в том, чтобы принять духовного учителя… Кришна поведал „Бхагавад-гиту“ Арджуне потому, что тот был его преданным и другом. Именно в этом состоит квалификация преданного. Поскольку Шрила Прабхупада — чистый преданный, он также обладает необходимой квалификацией, чтобы рассказывать „Бхагавад-гиту“, давать наставления в соответствии со временем и обстоятельствами. А иначе как это было бы возможно? Как еще можно получить наставления, если только не через чистого преданного? Это просто невозможно, потому что познать Кришну можно только через преданность».

"Ратха-ятра изнутри..." Интервью с Джаянандой дасом

До недавнего времени Ратха-ятра была только индийским праздником. Она вошла в западную культуру опосредованно, когда англичане впервые увидели его в Пури и придумали понятие [вошедшее в английский язык] «джаггернаут» (означающее «сокрушительную, неумолимую силу») из-за колесниц Джаганнатхи, указывая на их непреодолимую, притягательную силу. Они чувствовали, что это захватывает их: необъятные балдахины и колеса, рвение преданных в ликовании поющих святые имена Господа. Конечно, имя Джаганнатх имеет несколько иное значение, нежели джаггернаут. Джаган-натх означает «Господь Вселенной» – Господь не только Индии и ее жителей, но и всей вселенной и всех живущих в ней. Cто лет назад преданный Джаганнатхи, известный как Бхактивинода Тхакур, стал писать книги о сознании Кришны на английском и посылать их в библиотеки на Западе. Его сын, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами, организовал международную образовательную программу. Эта программа дала плоды, когда в 1966 году самый преданный ученик Госвами, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада основал Международное общество сознания Кришны в Нью-Йорке.

Летом 1967 года город Сан-Франциско увидел первую Ратха-ятру, проводимую на Западе. Несмотря на то, что многие свами и йоги приезжали на Запад, никто из них не привнес такой чистоты и преданности, как Шрила Прабхупада. И ни один из них не имел видения Шрилы Прабхупады: распространить древнюю индийскую культуру сознания Кришны по всему миру в изначальном виде – не адаптированную, а как она есть. Таким образом, Шрила Прабхупада представил Господа Джаганнатху как Он есть, в первозданной форме древнего и восхитительного Фестиваля Колесниц. До него никто не смел даже подумать, что это возможно, но Шрила Прабхупада осмелился и победил.

jayananda-stroit-kolesnicyДжаянанда дас, один из первых учеников Шрилы Прабхупады, необыкновенно активно принимал участие во всех Ратха-ятрах, проводимых в Сан-Франциско, начиная с самой первой в 1967 году. За его умелую разработку и построение огромных колесниц для фестивалей в Сан-Франциско он заработал прозвище «Мистер Ратха-ятра». Для первых четырех фестивалей Ратха-ятры Джаянанда строил колесницы с нуля. И, несмотря на то, что потом использовались те же колесницы, из года в год он продолжал совершенствовать их.

Чтобы понять историю Ратха-ятры изнутри, ее прошлое, настоящее и будущее, журнал «Обратно к Богу» взял интервью у Джаянанды.

- Джаянанда, как Вы присоединились к сознанию Кришны?

- Я услышал, как Шрила Прабхупада выступал в Сан-Франциско, и каким-то образом понял, что он не собирается обмануть меня. И поэтому я захотел работать для него.

- И вот уже десять лет Вы работаете над колесницами Ратха-ятры.

- Да.

- На что были похожи первые Ратха-ятры?

- Для первой Ратха-ятры в 1967 году мы арендовали грузовик с открытой платформой без бортов и начали шествие от Хейт-Эшбери в Сан-Франциско. Мы украсили грузовик цветами, установили Божества на платформу, а девушки раздавали фрукты. В начале шествия было много людей, но когда мы повернули с Хейт-стрит, осталась группа поменьше, примерно человек 50, которая дошла с нами до пляжа.

В следующем 1968 году мы сделали нашу собственную колесницу с шафрановым шелковым балдахином, правда, небольшим, и организовали шествие через парк Голден-Гейт до пляжа. К тому времени храм в Сан-Франциско немного вырос – у нас было может быть 30 преданных – и приблизительно 100 человек шли с нами через парк. В тот год у нас было замечательное пение святых имен.

07 jayananda sf july 1973Затем в 1969 году мы построили колесницу намного больше, с большим шелковым балдахином, подобную тем, что делают в Джаганнатха-Пури в Индии. А в 1970 мы работали в течение двух месяцев и сделали три большие колесницы, практически такие же, какие мы используем сейчас. Также у нас была разного рода реклама: телевидение, рекламные щиты и объявления. Эту Ратха-ятру посетил Шрила Прабхупада. Пришло много людей, возможно тысяч двенадцать. Был потрясающий успех. Правда, случилось и несколько неприятных моментов. Одна из колесниц сломалась прямо в середине шествия, и в этот день стояла достаточно прохладная погода. Но, несмотря на холод на пляже нас сопровождали тысячи людей, и было съедено двадцать 200-литровых бочек кришна-прасада (духовной пищи, предложенной Кришне).

Через год зрительный зал, которым мы пользовались на пляже, был снесен. И в 1971 году мы решили завершить шествие в парке, на поляне Линдлей. В тот год также как и в 1972 и в 1973 годах, шествия были несколько меньше, чем в 1970-м.

В 1974 году в Сан-Франциско приехал Бхакта дас. Он стал президентом храма и решил расширить празднование Ратха-ятры. На это было потрачено больше денег, чем раньше, и около 20 000 человек присутствовали в том году. Полицейские говорили, что мы – единственные, кто может собрать такое большое количество людей вместе и при этом не создавать проблемы для них.

Шрила Прабхупада посетил праздник и выступал на поляне в парке. Он сидел под Божествами Джаганнатхи на Их пышной трехъярусной платформе. И даже ничего не понимая в происходящем, каждый мог ощутить, что это величественный, впечатляющий праздник. Еще одним прекрасным начинанием, которое мы ввели тогда, стали выставочные палатки на поляне. Можно было увидеть многообразие Ведической культуры. Были палатки поклонения Божествам, трансцендентного искусства, книг, и конечно, много палаток, в которых продавали пищу. Сейчас это стало неотъемлемой частью фестиваля.

В 1975 году я попытался сделать железные колеса, но колесницы были такими тяжелыми, что деформировали металл, вследствие чего поездка для Божеств была очень ухабистой. И нам пришлось вернуться к традиционным деревянным колесам.

- Какие указания дал Вам Шрила Прабхупада относительно Ратха-ятры?

- Я никогда не получал персональных указаний. Он просто сказал мне, чтобы все было прочным. Я ничего не придумывал – просто строил колесницы.

- Какая Ратха-ятра, по Вашему мнению, была самая лучшая?

- В Нью-Йорке в прошлом году (1976) – она была самая праздничная. До этого у меня не было опыта с таким множеством трансцендентных качеств Ратха-ятры. Знаете, для шествия нет лучше места, чем Пятая авеню – это самая важная улица в мире. И когда мы тянули колесницы по парку Вашингтон-сквер, возвращаясь домой; через несколько часов после того, как закончился праздник, тысячи людей все еще продолжали петь святые имена! Они были повсюду. Люди выходили из домов и баров, крича: «Харе Кришна!» Только в Нью-Йорке можно увидеть такой отклик в сердцах.

- Опишите из собственного опыта, какие люди принимают участие в Ратха-ятре.

- Воздействие Ратха-ятры на людей такое могущественное, что никого не оставляет равнодушным. В Нью-Йорке на улицу вышли тысячи людей, и они были поражены. Это не мои слова; телевидение брало интервью у людей на улицах, и это то, что они говорили. Еще я вспоминаю одного парня и его девушку (ей мы совсем не нравились), который сказал мне спустя некоторое время после праздника, что, увидев колесницы, двигающиеся по улице, он ощутил, как будто они сошли с небес, и что он часто с удовольствием вспоминает колесницы и наше пение святых имен.

Это привлекает людей. Это непохоже ни на что, с чем они имели дело раньше. И то влияние, которое это на них оказывает, невозможно измерить. Из года в год они совершают более или менее похожие поступки. Возможно, несколько раз увидят парад на День Благодарения. Они стоят и смотрят на большие воздушные шары, проплывающие мимо. Но каждый раз все то же самое. Однако, когда люди видят группу преданных, поющих и танцующих вокруг этих величественных, трансцендентных колесниц, они преображаются. Они были обычными земными существами, но когда они видят Ратха-ятру, они становятся ангелами. Когда люди видят улыбающегося им Господа Джаганнатху, в них проявляется все самое лучшее. Поначалу их лица выглядят так, будто не меняли выражение 25 лет, но затем, внезапно, как паутина трещин покрывает стекло, ты видишь, как их лица изменяются под влиянием непродолжительного общения. 

Что говорить о тех, кто принимает непосредственное участие в празднике?! Ратха-ятра вовлекает каждого. «Давайте, подходите к нам, танцуйте, возьмите веревку и тяните!» Мы не говорим: «Не прикасайтесь», наоборот «Присоединяйся и веселись». Это заложено в нашей природе, мы хотим стать участниками, – никто не хочет быть просто наблюдателем. И те, кто принимают участие, очищаются от всех греховных кармических реакций, просто повторяя Харе Кришна и видя Господа Джаганнатху.

- Есть ли такие, кто воспринимает это как идолопоклонство?

- Да, кто-то может думать так до праздника, но влияние фестиваля настолько сильно, что потом они чувствуют обратное. Они видят Господа Джаганнатха, видят, как Он милостив, и они могут почувствовать, что это не идолопоклонство. И, если они прочтут книги Шрилы Прабхупады, они ясно поймут, что Господь Джаганнатха не идол. Конечно, на каждом фестивале всегда присутствуют несколько скептиков. В прошлом году в Нью-Йорке один из них кричал в рупор так, что одному из наших людей пришлось вылить на него воду, чтобы он прекратил.

- Какова, по Вашему мнению, цель Ратха-ятры?

- Это празднование игр Кришны. Кришна так добр; Он приходит на землю и проявляет так много замечательных игр. Ратха-ятра празднует Его отъезд на Курукшетру с Баларамой и Субхадрой, и Его встречу там с жителями Вриндавана, где Он родился. Проявление любви между Господом и Его преданными делает эту игру одной из сладчайших. Ратха-ятра дает шанс многим людям быть занятыми в сознании Кришны. В наши храмы приходит не так много людей, но на улицах – миллионы. И это шанс для них продвинуться в духовной жизни – сюда идет фестиваль Господа Джаганнатхи! Соприкоснувшись с ним, они, становясь частью трансцендентной вибрации, очищаются.

Кроме того, для преданных это очень полезно, и может быть еще полезней для меня. Ратха-ятра – это служение, которое дало мне возможность очень многое осознать, независимо от того сознания Кришны, которым я обладаю. Это не длительный процесс. Это случается внезапно, словно взрыв. Ратха-ятра собирает много преданных, работающих вместе под руководством духовного учителя. И все трансцендентальные принадлежности присутствуют там – Божества, прасад, пение святых имен, палатки, театр – такая насыщенная атмосфера. Вы никогда не забудете это.

Принять участие в Ратха-ятра – очень хорошо для сознания Кришны преданного. Когда у вас есть эти фестивали, это дает вам большое, яркое событие, которое ждешь с нетерпением и работаешь для него. Это помогает вашей преданности.

- Что Вы можете сказать о будущем развитии Ратха-ятр?

- Очень важно, чтобы каждый храм праздновал этот замечательный праздник. Но строить три колесницы для каждого храма непрактично. Так, сейчас в Лос-Анджелесе мы собираем путешествующую группу, которая может переезжать из города в город с представлениями и колесницами, которые можно будет собрать и разобрать. Так сократятся расходы. Также мы планируем проводить Ратха-ятру круглый год – на юге зимой, на севере – летом. Так ее можно развивать, и люди будут слышать о Ратха-ятре весь год – и это будет совершенством их жизней!

- Звучит прекрасно! Спасибо Вам большое, Джаянанда.

- Спасибо Вам. Харе Кришна!

Интервью, напечатанное в журнале «Обратно к Богу» (№ 6 , июль 1977 г.)

Самадхи для Джаянанды Тхакура

В связи с признанием заслуг Шримана Джаянанды Прабху, которому Шрила Прабхупада оказал единственные в своем роде почести, повелев ежегодно праздновать день его ухода и устраивать в этот день праздник в его честь, Руководящий совет ИСККОН (Джи-би-си) в официальной резолюции за 2011 год дал свои благословения на построение самадхи для Джаянанды Тхакура в Шридхаме Маяпуре. 

Источник