Стандарты киртана в МОСК

Ведение киртана и участие в нем

holy name nectar ocean2Вести киртан или сат-сангу - это большая честь для преданного, поскольку он представляет перед Божествами всю общину. Поэтому делать это следует лишь по просьбе вайшнавов (не самовыдвигаясь). Киртан - это одна из анг преданного служения, и он должен проводиться в настроении служения, с молитвой: «Харе Кришна - о Радха, о Кришна, пожалуйста, займите меня в служении Вам.» Нам не следует петь или танцевать эгоистично, чтобы привлечь внимание других. Сознательно или нет, мы можем пытаться произвести впечатление на других, включая представителей противоположного пола. Особенно следует остерегаться проявления манер рок-музыкантов, строящих из себя героев - покорителей женских сердец. Мы должны петь, чтобы удовлетворить Кришну, и ни по каким другим причинам.

В некоторых киртанах всё внимание сосредоточено на солисте. Божества, ради которых киртан и затевается, кажутся почти забытыми. По-настоящему, преданный, ведущий киртан, направляет внимание на Божества и Святое Имя, а не на себя.

Господь Шри Чайтанья Махапрабху говорит об этом такие слова. «Я никогда не пел и не танцевал из желания показать Себя. Я танцую и пою, потому что твёрдо верю в слова Моего духовного учителя... не Моя заслуга в том, что Я танцую и пою. Это происходит само собой, по милости Верховного Господа». Такое умонастроение следует культивировать, служа Святому Имени. На самом деле не мы повторяем Святое Имя. Оно нисходит из духовного мира и начинает свой божественный танец, увлекающий умы преданных. Если и случается так, что Святое Имя нисходит во время киртана, то это происходит по Его воле. Это необходимо осознавать во время воспевания и всегда украшать себя гирляндой из слов третьего стиха «Шикшаштаки».


Авторитетность киртана

Старшие ученики Шрилы Прабхупады рассказывают, что он не хотел, чтобы мы пели «Джайа Радхе». Это может показаться странным, поскольку некоторые из наших Гаудия-ваишнава-ачарьев прославляли воспевание Радха-намы. Пение Радха-намы - это также неотъемлемая часть «народного» киртана в Северной Индии, особенно в районе Враджа. Однако, Шрила Прабхупада, будучи жителем Враджа, всё же не вводил это в практику. Шрила Прабхупада всегда заботливо защищал своих учеников от искусственного перепрыгивания на «высшие уровни» преданности. Его ограничение для нашего воспевания имени нашего высшего объекта поклонения, Шримати Радхарани, выглядит проявлением такой заботы. Какова бы ни была причина, ни Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, ни Шрила Прабхупада не приветствовали и не вводили пение Радха-намы. В Харе Кришна мантре присутствует имя Шримати Радхарани. Этого повторения вполне достаточно для обретения благосклонности Шримати Радхарани. Ведь именно Её имя в маха-мантре стоит первым.

Это также относится к пению «Радхе-Радхе! Шьям-Шьям!». Прабхупада никогда не вводил ничего подобного и был категорически настроен против подобных нововведений. Эти вопросы очень волновали преданных, поскольку чем больше они приезжали в Индию, тем больше новых киртанов появлялись в храмах по всему миру. Однажды на утренней прогулке, 8 апреля 1975 года, в Маяпуре Шриле Прабхупаде задали на эту тему вопрос:

Джайадвайта: «... Иногда я слышу, что наши преданные поют в киртане имя Кришны разными способами, которых я не слышал... Например, вчера я слышал, что кто-то пел «Нитай-Гаура, Нитай- Гаура, Нитай-Нитай-Гаура». Кто-то поёт во время киртана «Радхе, Радхе, Радхе, Радхе», как-то так».

Прабхупада: «Ну, ачарьи так не поступали. Нет вреда в том, чтобы петь «Радхе», но иногда это скатывается до изобретения чего-то нового, выдумки. Поэтому лучше придерживаться «Харе Кришна» и «Шри-Кришна-Чайтанйа Прабху Нитйананда». Иначе... Вроде тех же сахаджийев, они придумали: «Нитай Гаура, Радхе Шйама, Харе Кришна Харе Рама». Эти вещи будут постепенно появляться. Но они не санкционированы. Это называется чхара киртана, что значит «самодельный киртан». Нет вреда в том, чтобы петь «Радхе» или «Нитай-Гаура». Но лучше держаться Панча-таттвы и маха-мантры. Нам нужно следовать за махаджанами».

На следующий год, во время фестиваля в 1976 году в Майапуре, преданные пели: «Харибол, харибол, харибол, харибол!», снова и снова в гигантском бурном киртане. После нескольких минут этого действа Шрила Прабхупада послал сообщение из своей комнаты - петь мантру Харе Кришна. Шрила Прабхупада сказал, что мы - не Харибол-сампрадая. (В Бенгалии есть группа отклонившихся от сиддханты вайшнавов, известная как Харибол-сампрадая. Они бешено поют « Харибол! Харибол!» снова и снова, по несколько часов подряд.

Шрила Прабхупада замечал эту склонность преданных добавлять что-то новое еще раньше. На первом фестивале 1973 года в Майапуре Шрила Прабхупада выразил недовольство от пения множества разных мантр. Он сказал: «Они могут петь свои «нитай-гаура-хари-болы», но я буду петь «Харе Кришна» и отправлюсь домой, назад к Богу».

Святое Имя есть Святое Имя. Возможно, для ума требуется разнообразие, и садхаке сложно постоянно медитировать только на Харе Кришна мантру. Вместо того, чтобы изобретать новый кир- тан или имитировать высочайшие уровни спонтанной преданности, когда святые в порыве любви начинают прославлять Бога собственными молитвами (или оставленными их ачарьями), лучше практиковать пение бхаджанов Шрилы Бхактивиноды Тхакура и других поэтов, принадлежащих нашей цепи ученической преемственности.


Стандарты мелодий

chaitanya mahaprabhu 1Существуют стандартные мелодии, которые поются в различное время дня. В частности, на утренней программе молитву «Самсара даванала...» и Харе Кришна маха-мантру следует петь на утреннюю мелодию. Шрила Прабхупада был очень строг в отношении мелодии, которую поют во время Мангала-арати. Он хотел утреннюю мелодию и ничего больше. Он иногда останавливал киртаны, если утром пелись другие мелодии. Конечно, он не делал это каждый раз, но когда он был рядом, и был кто-то способный к восприятию, он исправлял ошибку.

«Один преданный начал петь «Гурваштаку» на нетрадиционный мотив. Я чувствовал себя неловко, зная, что Шрила Прабхупада хотел, чтобы во время Мангала-арати мы пели утреннюю мелодию. Внезапно в храм вошёл Шрутакирти и остановил киртан. Он шепнул что-то ведущему киртана, который тут же начал с начала, уже на правильную мелодию. Позже мы узнали, что Прабхупада услышал пение из своей комнаты и послал своего слугу вниз, чтобы тот всё исправил».

Согласно ведической музыкальной науке, определенные раги (основные мелодии) необходимо петь и играть в определённое время суток. В писаниях, объясняющих музыкальную науку, утверждается, что раг так же много, как форм жизни. Среди них есть 16000 основных раг, которые ранее проявились как гопи Вриндавана и которые распространились по всему миру. Каждый день делится на восемь частей (аштапрахара), для каждой из которых есть соответствующая рага. Восьмичастные вечные ежедневные игры Радхи-Кришны и Господа Чайтаньи также происходят в соответствии с тем же делением суток на восемь частей. Ачарьи Гаудия-вайшнавизма объясняют, что конечная цель музыкальной науки - дополнить и улучшить настроения Божественной Четы во время Их ежедневных игр, состоящих из восьми частей. Поэтому гаудия-вайшнавы используют традиционные ведические раги в те же промежутки времени в течение суток с особой целью - удовлетворить Верховного Господа. Помимо этого, раги, исполняемые в подходящее время, улучшают и усиливают тонкие энергии, преобладающие в соответствующие периоды. Однако, раги, исполняемые не вовремя, нарушают баланс. Те, кто знаком с ведической музыкальной наукой, могут ощутить это несоответствие и расабхасу раг, которые играются или поются в неподходящее время. Исполнение раг не вовремя считается неблагоприятным, греховным и нарушающим космическую гармонию. На эту тему в «Гарга-самхите» есть интересная история:

Однажды, путешествуя по вселенной, Нарада прибыл на планету, где обитало много красивых людей. Они жили в роскошных дворцах, одевались в потрясающие одежды и были всё время заняты пением и игрой на музыкальных инструментах.

Однако все они были инвалидами. Кто-то не имел стоп, лодыжек, или коленей. У кого-то были искривлены бёдра, у кого-то они были высохшими, у кого-то - кривая спина, кто-то не имел зубов, кто-то горбился, у кого-то - голова набекрень, а кто-то обходился без шеи. Поражённый увиденным, Нарада спросил их, кто они такие. Несчастные люди ответили: «Мы - олицетворённые раги. А сделал нас инвалидами мудрец Нарада. Опьянённый любовью, он поёт не те мелодии не в то время, с неправильными нотами и без нужного ритма. Так он изломал наши конечности».

Нарада спросил у раг: «Как я могу исправить эту ошибку?». Они послали его к богине Сарасвати; когда она осталась довольна его служением, он получил от неё музыкальную науку и стал непревзойдённым музыкантом.

Шрила Прабхупада особенно подчёркивал, что утреннюю мелодию, прабхати-сура, следует петь во время Мангала-арати. Эту рагу не надо петь после 10 утра. Шрила Прабхупада обучал утренней мелодии для Мангала-арати в её простейшей форме. Этот мотив соответствует тому, как обычно поётся начало песни «Джив, джаго».

После «Шри Шри Гурваштаки» киртан продолжается на ту же мелодию. Некоторые преданные поют «Шри Шри Гурваштаку» на правильный мотив, но затем переходят на другой. Это неправильно. Те, кто не уверены в том, как продолжать киртан на правильный мотив, могут просто вспомнить мелодию «Шри Шри Гурваштаку» или «Джив, джаго» и петь пранама-мантру Шрилы Прабхупады и все остальные мантры на тот же мотив.

Панча-таттва маха-мантра и Харе Кришна маха-мантра поются на ту же мелодию, что и «Шри Шри Гурваштаку». Когда поёте Харе Кришна маха-мантру, одну мантру можно петь с повышением, а следующую с понижением; как вариант, две мантры подряд могут петься с повышением, а следующие две - с понижением.

Киртан должен быть несложным и вестись так, чтобы собравшиеся преданные могли подпевать и подыгрывать. Лучше ориентироваться на того, кто хуже всех поёт и играет. Так киртан может получиться, хоть и простым, но слаженным и принесёт удовлетворение Господу. При этом важно всем преданным петь и играть на инструментах слаженно и с энтузиазмом.


Внимательность

Преданные должны следовать той мелодии, которую поёт ведущий. Поэтому нужно постоянно быть очень внимательными. Также все должны повторять за ведущим. Например, ведущий может спеть «Гададхара» с длинной второй «а». Но так как все привыкли петь неправильно, то могут не повторить за ним. Или спеть так, как привыкли, несмотря на то, что с точки зрения правильного произношения это ошибка. Также иногда ведущий киртана прославляет Божеств:«Джайа Нитай-Шачинандана, Нитай-Шачинандана, Нитай-Шачинандана, Нитай-Шачинандана!», а преданные вторят также, но вместо последней пары имён вставляют «Гаура-хари!». Таких видов невнимательности следует избегать. Киртан - это когда один поёт, а другие вторят вслед. Если каждый будет петь что-то своё, то санкиртана потеряет свой первоначальный смысл.


Игра на инструментах

EhIu3 RnzVMТе, кто играют на мриданге и караталах, должны находиться рядом с ведущим киртана и внимательно следить за скоростью, с которой он ведёт киртан.

Прабхупада присутствовал во время киртана, который вёл его ученик в бруклинском храме. Игрок на мриданге как раз разучивал сложные ритмы и пытался продемонстрировать в том киртане свои достижения в скорости и замысловатости ритмов. Но Прабхупада остановил музыку и сказал ударнику, что он должен следовать за ведущим. Тогда он начал киртан снова, но всё повторилось опять, и снова Прабхупада остановил киртан и попросил барабанщика следовать за ведущим («Нектар Прабхупады», 1.22).

Там, где два или более человек играют на караталах, они должны стараться играть слаженно. Пение «Харе Кришна» не требует никакого искусственно развитого художественного чувства, но всё же, если эта церемония представлена с хорошим ритмом, то люди могут больше привлечься трансцендентной музыкой.

Киртаны должны быть сладкозвучными и мелодичными, а не просто громкими, когда невозможно даже разобрать мелодию киртана. На самом деле так действует Кали. Громкие звуки заглушают Святое Имя, и в конце остаются только звон гонга и цимбал. В некоторых храмах в Индии уже ставят автоматы, которые издают звуки гонга или каратал. От киртана остаётся только громогласный звон. Сегодня современные гитары и барабаны заменяют традиционные иструменты, подчас заглушая божественные звуки каратал и мриданг. Этого следует избегать. Возможно, профессиональная игра на современных инструментах может украсить киртан и привести к успеху проповедническую программу, однако в храмах и на службах лучше придерживаться традиции. Есть множество замечательных инструментов, которые украшают киртан и приносят Божествам особенное наслаждение. Традиционными для киртана признаны музыкальные инструменты, которые гопи используют в духовном мире на Голоке Вриндавана: караталы (Судеви), мриданга (Вишакха), гонг (Рангадеви), тампура (Чампакалата), вина (Лалита), колокольчики (Читра), эсрадж (Индулекха), саптасар (Тунгавидья). Эти инструменты можно умело использовать в киртане и бхаджанах. В отношении фисгармонии нет строгих ограничений помимо храмовых служб, потому как фисгармония не является традиционным вайшнавским инструментом. Шрила Прабхупада сам использовал её и говорил, что она подходит для бхаджанов.


Поведение во время киртана

За исключением тяжелобольных, преданным не следует сидеть во время стоячих киртанов. Особенно во время арати. Лучше не становиться впереди старших вайшнавов, считая себя их слугами.

Не следует вести разговоры посреди киртана. Всё, что должно быть сказано, можно высказать позже. Те, кому необходимо срочно поговорить, могут выйти из киртана, обсудить всё и вернуться. Разговоры во время киртана представляют собой оскорбление (невнимательность к Святому Имени), а также беспокоят других преданных. Если это делается перед Божествами, это также и оскорбление по отношению к Ним.

Киртан во время арати должен продолжаться, пока в конце не прозвучит раковина. Только тогда киртан следует закончить и начать произносить Према-дхвани - не раньше.

Преданным, не играющим на инструментах, следует хлопать в ладоши, либо почтительно сложить ладони или держать руки поднятыми над головой. Не следует скрещивать руки, держать их за спиной или в карманах. Киртан и танец - прекрасное служение Божествам. Шрила Прабхупада воодушевлял всех преданных танцевать, и сам, насколько позволяло ему здоровье, участвовал в танцах. Тем, у кого не было энтузиазма, он советовал: «Прыгайте и экстаз придёт».


Танец

Gospod tancuet vozle kolesnicy DzhagannathiШрила Рупа Госвами говорит, что человек должен научиться танцевать перед Божествами для Их удовольствия. В «Дварака-махатмйе» мы встречаем как Господь Кришна говорит о значении танца перед Божеством:

«Тот, кто, танцуя передо Мной, испытывает радость и переживает глубокий экстаз преданности, у кого при этом появляются различные телесные признаки экстаза, дотла сжигает все последствия своих грехов, накопленных им за многие и многие тысячи лет». В той же книге есть такие слова Нарады: «С тела человека, который хлопает в ладоши и танцует перед Божеством, проявляя признаки экстаза, слетают все птицы его грехов». Хлопком в ладоши можно поднять в воздух целую стаю птиц. Точно так же и всех птиц своих грехов, сидящих на нашем теле, можно заставить улететь, танцуя и хлопая в ладоши перед мурти Кришны.

Несколько советов о поведении во время киртанов:

1. Танцевать нужно грациозно и с энтузиазмом, а не исступлённо и неистово.
2. Стандартный танец в гаудия-вайшнавском стиле продемонстрировал Шрила Прабхупада. Каждый может танцевать «шаг Свами».
3. В дополнение к этому, преданные могут танцевать, используя различные виды построений, например:
• ряды преданных ритмично сходятся друг с другом и затем расходятся;
• преданные формируют ряды, один за другим, и, продолжая оставаться лицом к Божествам, ритмично приближаются к Ним и удаляются от Них;
• преданные двигаются по кругу.
4. Нужно следить за тем, чтобы построение сохранялось.
5. Танцуя вместе, преданные могут поднимать руки, браться за руки и т. д. в соответствии с тем, как этого требует
построение.
6. Этот танец не предназначен для развлечения зрителей, поэтому преданные не должны просто стоять и смотреть. В танце должны участвовать все. Однако, тех, кто не хочет участвовать (особенно гостей, новичков и тех, кто болен), не следует принуждать к этому.
7. Следует избегать использования в танцах тех приёмов, которые могут вызвать травму, например:
• двое преданных берутся за руки и кружатся с неимоверной скоростью
• преданный кружится с распростёртыми руками
• детей (и даже взрослых) подбрасывают в воздух или поднимают
• во время движения по кругу преданные начинают слишком сильно толкаться
Такие танцы больше пригодны для разрушения, чем объединения преданных в киртане. Господь Шива использует такие приёмы в своём танце во время уничтожения Вселенной. Его танец носит название «Пралаи». Мы признаем его как великого вайшнава, но в выборе танцев следуем за Господом Шри Чайтаньей Махапрабху.
8. Мужчины и женщины должны танцевать в разных частях храма.
9. Нужно всегда следить за ведущим танца и подстраиваться под него. Совершенный стиль танца - это стиль Господа Чайтаньи - танцевать с воздетыми руками, с энтузиазмом и преданностью.