Что такое садхана-бхакти, а также мои воспоминания о стрельбах

sadhanaИтак, мы думали, думали, думали, насмелились и, наконец, всё-таки решились заняться этой самой бхакти-йогой. Спрашивается, ну и зачем? А затем, чтобы стать счастливыми, да по-настоящему. Чтобы счастье это не заканчивалось, а наоборот непрерывно нарастало. Короче говоря, Ананды очень хочется. Хотеть то мы может и хотим, а вот с деланием трудновато пока. Что-то не знаем, что-то не понимаем, а что-то и понимать не хотим, так как вообще уму нашему не нравится. С философией, например, трудновато пока. С этикетом вайшнавским проблемы, с сотрудничеством сложности, о руководстве слышать не желаем, если этот гуру не я любимый.

Но если серьёзно, то для того, чтобы практиковать бхакти, необходимо сначала понять, что это такое. Многие, даже после ряда лет, так и не понимают, «потусуются-потусуются» пока Бог даёт, а когда думают, что уже «не даёт», то исчезают, не совсем конечно, а фигурально, то есть оставляют общество преданных. Материальный ум упрямо тащит нас к практике лишь внешне похожей на бхакти, но при этом бхакти вовсе не являющейся. Поэтому нет ничего удивительного в том, что такая практика не дает и не может дать результатов, которые описаны в шастрах, о которых нам говорят духовные учителя и книги ачарьев.

Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» 1.2.2. говорит, что назначение садханы-бхакти – достижение садхьи, совершенства.
крити-садхья бхавет садхья-бхава са садханабхидха
нитья сиддхасья бхавасья пракатйам хриди садхйата

Для гаудия-вайшнавов это бхава и кришна-према. Её дорогую мы хотим достичь или по крайней мере развиваем желание желать достичь, когда что-то делаем по утрам и вечерам. Если не хотим, то это не садхана-бхакти. Внешне мы можем изображать бхакти, но если мы в действительности не будем практиковать садхана-бхакти, то шоу не продлится долго. Думаю, каждый из нас уже сталкивался с такими примерами из собственной жизни. Цирк уедет, а клоуны останутся.

Ишь, куда хватил, скажет мудрый читатель, говори-говори да не заговаривайся, до кришна-премы нам так далеко, как голубю до Солнца. Правильно, далековато пока, но я здесь говорю о чётком понимании цели, что служение Шри Кришне из преданности и любви – наша сиддханта. Это цель так сказать стратегическая, а ближайшая тактическая – достижение уровня ништха.

По роду своей бывшей деятельности мне не раз приходилось стрелять из разного рода огнестрельного оружия. Весь фокус меткой стрельбы состоял из соблюдения ряда правил. Во-первых, оружия не надо бояться, а садхана – это наше оружие. Взявшись за него (неё) руки и всё остальное не должны дрожать. Нам необходима определённая решимость и разум. С оружием, как и садханой необходимо обращаться по правилам, иначе беды не миновать. Делаю не как хочу, а как надо, как предписано шастрами (наставление по стрельбе), духовным учителем (главный руководитель на стрельбище), да и помощники у него имеются (в нашем случае это садху). Так вот взявшись за гуж, не говори, что не дюж. Пришёл на стрельбище – не дрейфь, становись на огневой рубеж и бери оружие в руки. Во-вторых, подними оружие до линии прицела (во-во, улучшаем день за днём наши утренние подъёмы, внимательнее воспеваем свои круги, глубже изучаем священные писания, поклоняемся в храме с верой, и всё это делаем с неподдельным интересом и пониманием, для чего всё это нужно). В-третьих, с оружием в руках не крутись, не отвлекайся, глаза направлены только в сторону цели. Сейчас нас много чего отвлекает от садхана-бхакти, слишком много в сердце других желаний, тех, что никак не связаны с Шри Кришной и служением им. Терпение, батенька, терпение и труд. Они перетрут в пыль завалы наших анартх. От пыли, конечно, часто чешется в носу и хочется чихать. Так и нам, соприкоснувшимся с практикой, порой кажется, что стали мы даже где-то похуже. Отнюдь, просто по милости преданных Шри Кришна чуть-чуть приоткрыл нам глаза на собственное сердце. Мы заглянули в него и ужаснулись, увидев там зверинец. Шрила Бхактивинода Тхакур так говорит об этом в одном из своих бхаджанов «Амара-дживана» (из «Шаранагати»):
В глубинах сердца – скопище желаний.
Я полон гнева, гордостью пропитан.
Вином тщеславья пьян, в усладе чувств погряз.
Украшен завистью, насильем, самомненьем.

Не очень-то верится, что это мы и есть. И правильно, и не верьте. Это не мы, это не наша истинная тождественность. Мы чистые испачкались, стали грязнулями, а грязь эта состоит из зависти, гордости, жадности и страхов с этим расстаться. Так вот, мы продолжаем пачкаться ежедневно, что уже и не верится что когда-то были кристально светлы. Почему эта грязь прилипла к нам, что произошло? Шастры говорят: иччха-двеша-самуттхена - из зависти к Богу и желания самим стать Богом мы оказались в этом мире двойственности и иллюзии. Пора возвращаться домой, в духовный мир. И вернуться туда возможно лишь вернувшись в наше изначальное положение дживера сварупа хая – кришнера нитья-даса. И мы пока лишь в начале этого пути. И для нас крайне важно, кто находится рядом с нами. Желательно чтобы это были преданные. Иногда они не отлакированы так внешне, как выглядит заретушированный и припудренный материалист. Поэтому всегда есть опасность обмануться и принять труп за живое, опасность променять преданных с их ещё корявой Кришна-катхой на ласкающую ум и чувства праджалпу мирских людей. Никогда не доверяй своему уму, это – плутишка и вор. По крайней мере до уровня ништха ум ведёт себя как наш враг, а с врагом хорош и кнут, и пряник. Шрила Рагхунатха дас Госвами в 4 стихе «Манах-шикши» обращается к уму ласково: «Мой дорогой ум, откажись от всех незначительных и мирских разговоров, подобных проститутке, что похищает разум и решимость – твоё настоящее богатство». Но мы помним, что пока ум уводит нас от Кришны, он – негодяй.

Может показаться, что я немного отвлёкся, а мы, если вы помните, находимся на стрельбище. Просто очень хочется крепко-накрепко усвоить самому, а заодно и напомнить другим, что если мы хотим жить счастливо, не хотим погибнуть как атма-хана, тогда «кровь из носу» нам необходимо прорваться через наслоения анартх в нашем сердце (анартха-нивритти), отказаться от всего, что наше бхакти разрушает, иначе победы нам не видать, как своих собственных ушей.

image big 4743Идём дальше. Мы добровольно пришли на стрельбище, взяли в руки оружие, не крутимся, не отвлекаемся, мы трезвы, решительны и веселы. Мы наводим пистолет на цель и совмещаем цель с прорезью и мушкой, прошу прощения за технические подробности. При этом цель видна как в дымке, основное внимание правильному прицеливанию и удержанию оружия и потихонечку терпеливо жмём на спусковой крючок. Рывков (резких скачков) нам не надо, преждевременность и скороспелость тут не в цене. Дёрнул – и пуля мимо цели, поэтому затаили дыхание (к материальной жизни) и тянем-тянем. Ошибка ждать выстрела, ошибка в преданном служении – ждать быстрого результата. Не отклоняемся, делаем точно по одному из стихов 6 главы «Бхагават-гиты»: «стэп бай стэп» (прошу прощения за отсутствие английского языка), шаг за шагом, постепенно ставим ум и чувства под контроль своего «Я». Выстрел – хорошо. Куда-то попали, но пока не в десятку, пока не кришна-према. Но что-то там есть, дырочка сбоку. Не гордимся, не смотрим на остальных свысока, а быстренько-быстренько несём мишень гуру (блин, руководителю стрельб) для корректировки нашей дальнейшей стрельбы. И снова на огневой рубеж, сперва труд, а самадхи потом. И все наши чувства и ум всё глубже и глубже погружаются в процесс, мы всё точнее и точнее, и вот задеваем уже чёрный кружок. Это асакти – привязанность к Кришне, а дальше полный экстаз. Садхана не создаёт бхаву, эта бхава уже есть в нашем сердце, но в непроявленном состоянии. Это подобно огню, который скрыт в дереве. Когда мы достигаем асакти, наше сердце становится мягким как кусок масла. Благодаря преданности проявляются все качества полубогов.

Иногда мы видим в каком-то человеке проявление качеств морали и нравственности и можем подумать, что он на уровне ништхи, но это необязательно. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что иногда очень благостный человек может постоянно проявлять благоприятные для бхакти качества, но сам он при этом не устойчив в сакшад-бхакти, то есть в слушании, воспевании, памятовании и т.д. Поэтому мы не можем говорить о нем, как о достигшем ништхи, хотя он внешне и проявляет те же качества, которыми обладают преданные на уровне ништхи. Ништха определяется через способность человека совершать сакшад-бхакти.

С другой стороны, поведение человека может не быть все время совершенным, в каких-то ситуациях он может проявить нетерпение или даже высокомерие, но если он постоянно совершает сакшад-бхакти, то он действительно достиг уровня ништхи. Всё это объясняется в «Шримад Бхагаватам» 1.2.18.

Поэтому нам следует своей ближайшей целью принять достижение ништхи.

А о более возвышенных ступенях преданного служения нам в своё время расскажут Шри Гуру и садху, когда очистим своё сердце в достаточной мере. Харе Кришна!

Ваш Бала Кришна дас
Журнал "Мир Вайкунтхи" №5 (2009 год)