О киртане, с киртаном. (Е.М. Адити Духкхаха прабху)

- Каковы основы поведения во время киртана?
- Главное - это единство. Без него киртан будет неудачным. С первых минут трудно объединить киртаном всех преданных. Обычно, чтобы образовалось единство между преданными, и, чтобы они почувствовали вкус, требуется какое-то время. Бывает 15 минут ведешь киртан, 20 минут, 30… И только потом начинается что-то необычное. Санкиртана - это совместное воспевание. И если мы во время санкиртаны не чувствуем друг друга - нет полного единства.

Можно сравнить киртан с игрой оркестра. В симфоническом оркестре - 100 человек или 120. И есть дирижер, который их ведет. И хотя у них разные партии, разные инструменты, они звучат как одно целое. И если сотни преданных будут вместе очень внимательно слушать ведущего и переживать все то, что переживает он, наступит момент, когда они станут единым организмом и начнут ощущать необычайный вкус и блаженство.

Именно таким образом можно качественно возвысить киртан. Конечно, в этом деле могут помочь разные побочные вещи. Такие, например, как мастерство музыкантов. Потому что когда они хорошо играют, никто не отвлекается. При плохой игре и ведущему трудно сконцентрироваться, и остальные чувствуют себя как-то не так. То есть эти второстепенные вещи не должны мешать главному - единению.

 

- Я правильно понял, даже если музыканты плохо играют, все равно можно добиться единения?
- Можно, но в таком случае, нужно, чтобы они сидели в одном месте. Чтобы не было такого: один играет на караталах в одном углу, другой - в другом, барабанщик - там, а певец - здесь! Музыканты должны чувствовать друг друга: локоть в локоть. Они должны смотреть друг на друга. А не так: закрыл глаза и играешь что-то там в трансе, как будто ты в самадхи находишься! Все члены команды музыкантов садятся рядом друг с другом, чтобы улавливать каждое движение бровей, каждое движение глаз. Особенно это касается ведущих: тех, кто играет на мриданге, караталах и певца. Все те, кто задает ритм, должны быть в тесном контакте. Тогда вокруг них создается другое, более широкое единение. И даже если они неквалифицированные исполнители, они должны играть то, что они умеют, а не выдумывать и не "выделываться". В киртане солирует ведущий. Все остальные - аккомпанемент. Никто не должен думать о себе как о ведущем: "Сейчас я покажу класс на караталах!" В итоге он только сбивает всех. Музыканты должны слушать ведущего и просто дополнять, украшать его пение. Им необходимо наблюдать. Допустим, если он, ускоряет темп, они должны следовать за ним. Даже если они не такие виртуозы, пусть просто играют, но при этом, не сбивая поющего. Как правило, если сбивается ритм киртана - сознание уходит, приходится тратить усилия на то, чтобы выправить ситуацию.

- Каким должно быть умонастроение во время киртана?
- В китране Божеством является Нама - Святое Имя. Когда мы воспеваем, мы прославляем Господа в форме его Святого имени. Это самая милостивая форма Господа. Поэтому здесь не может быть и речи о том, что мы можем думать о чем-то постороннем. Только концентрация на Святом Имени. Мы должны быть поглощены этим киртаном и воспеванием. Нас должен захватить звук. И если мы будем находиться в этом звуке, тогда киртан будет хорошим. К примеру, если человек дает лекцию, а тот, кто сидит напротив, его не слушает, то проповедник не сможет говорить долго. И никакого толка от подобной проповеди не будет. Таким же образом, если во время санкиртаны ведущий поет, а преданные его не слушают, размышляя о чем-то своем, то киртан будет очень слабым и незажигательным. Потому что нет связи, нет единства.

Maha Harinam Sankirtan ISKCON Amsterdam 20-8-2012, Hare Krishna with H.H. Lokanath, Sacinandana, Kadamba Kanana, Bhakti Purusottama, Chandramauli and Radhanath Swamis.