Поведение в храме

Поклоны


Слово поклон, на санскрите «намас те», означает «не мне, тебе». Таким образом, кланяясь, человек отказывается от эгоизма. Поклоны являются важнейшей частью садханы Гаудия-вайшнавов. Рагхунатха дас Госвами предлагал 1000 поклонов Господу и 2000 поклонов вайшнавам. Джаганнатха дас Бабаджи также приносил 1500 поклонов преданным и Господу ежедневно.

В «Нарадия-пуране» говорится следующее: «Человека, исполнившего великое ритуальное жертвоприношение, нельзя ставить на один уровень с тем, кто просто выразил Господу своё почтение, склонившись перед Ним». Человек, совершивший много великих жертвоприношений, получит плоды своей благочестивой деятельности, но когда они иссякнут, он должен будет снова родиться на Земле. Тот же, кто хоть раз выразил свое почтение Господу, склонившись перед Божеством в храме, больше не вернётся в этот мир, отправившись прямо в обитель Кришны.


Как совершать поклон?

Шриман Шрутакирти Прабху долгое время был личным слугой Шрилы Прабхупады. Он рассказывает на эту тему поучительную историю. «Иногда Шрила Прабхупада сочетал массаж с другими, подчас немаловажными, делами. Бывало, секретарь читал ему почту, а он диктовал ответы. Или приходил редактор санскрита с вопросами, относящимися к текстам, которые Шрила Прабхупада перевёл утром.

В тот день во время массажа редактор санскрита заходил не раз. Войдя первый раз, он поклонился по всем правилам. Следующие несколько раз, едва коснувшись головой пола, торопливо поднимался и начинал задавать вопросы. Наконец, когда это повторилось снова, Шрила Прабхупада отчитал его:
- Что это ещё за «топорик»? Ты же кланяешься. «Топорик» здесь не годится.

Когда он это говорил, то при слове «топорик» взмахивал рукой вверх-вниз, как если бы совершал рубящие движения. Шрила Прабхупада предупреждал нас, чтобы топором своего ложного эго, мы не срубили нежную лиану своего бхакти».

Такая простая вещь, как поклон, имеет большое значение - проявление уважения и почтения к тем, кто старше и превосходит нас. Шрила Бхактивинода Тхакур учит, что «если мы просто принимаем внешние правила этикета и следуем им, то наше сознание также очищается и одухотворяется». Сам принцип ведической культуры - «от внешнего - к внутреннему» - позволяет человеку обрести высший плод всех предписаний - чистую любовь к Богу. И поклоны входят в этот процесс как анга преданного служения (поклоны относятся к 64 ангам преданного служения приведенным Рупой Госвами «Бхакти-расамрита-синдху»). Возможно, кланяться начинающим преданным нравиться не так, как петь киртан или слушать кришна-катху. Но всё же это важный аспект деятельности в предан-ном служении, которым не следует пренебрегать. Однажды произошла такая история. Шрила Прабхупада путешествовал по всему миру со своим слугой. Многие ученики рассказывали слуге о своих чувствах к Шриле Прабхупаде. А он переживал об отсутствии подобного опыта у него. Каждый раз, входя и выходя из комнаты гуру, он кланялся. Минимум 150 раз в день. Однажды он зашёл и не поклонился.

Шрила Прабхупада сидя за столом сказал:
- Ты не поклонился!
Слуга сразу исправился и предложил поклон. Потом он задал вопрос:
- Что мне делать, если я кланяюсь, но ничего не чувствую?..
Шрила Прабхупада:«Просто продолжай делать это, и чувства придут».


Кому и когда совершается поклон?

Конечно, нет ограничений в совершении поклонов и оказании почтения и служения вайшнавам, гуру и Божествам. Но, всё же, есть определённые правила этикета, которые устанавливают скорее минимальные нормы.

Войдя в храм или собрание вайшнавов, следует сначала принести поклоны всем им, произнося такую молитву:

ванчха-калпа-тарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

«Я в почтении склоняюсь перед вайшнавами, преданными слугами Господа, которые могут исполнить желания каждого, они подобны океану милости и полны сострадания к падшим обусловленным душам».

В «Падма Пуране» (6.253.176) величайший из махаджан (знатоков науки о бхакти) Господь Шива говорит своей супруге Парвати:

арадхананам сарвешам вишнор арадханам парам
тасмат паратарам деви тадийанам самарчанам

«Из всех видов поклонения, самый высший - поклонение Господу Вишну. Но ещё выше - поклонение вайшнаву, преданному Господу Вишну».

После этого следует принести аштанга-пранама или дандават (упав подобно палке) Шриле Прабхупаде, повернувшись так, чтобы он был слева от нас, произнося вслух его пранама-мантру «нама ом вишну-падайа». Затем следует подойти к Божествам и, запечатлев Их облик в своём сердце, поклониться Им точно так же (встав к Ним левым боком), но произнося уже пранама-мантру гуру. Однако, духовному учителю, находящемуся на этой планете, следует кланяться правым плечом.

Если алтарь закрыт, то преданные не кланяются Божествам, так как это доставляет беспокойство Господу, который не может благословить их Своим взглядом. Обычно алтарь закрыт во время отдыха Господа.

Некоторые преданные дают обеты кланяться гуру или Божеству определённое количество раз в день. Те, кто решат попробовать принести какое-то число поклонов, могут научиться обращать внимание, кланяется ли тонкое тело вместе с грубым или продолжает стоять, как ни в чём не бывало.


Поклоны вайшнавам

В обществе преданных принято оказывать почтение вайшнавам, предлагая поклоны. Обычно после храмовых служб преданные кланяются друг другу, произнося вайшнава-пранаму «ванчха-калпа-тарубхйаш ча». В своём комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (4.3.21) Шрила Прабхупада объясняет значение поклонов:

«... Те, кто осознаёт свою духовную природу, смотрят на тело, как на храм Верховной Личности Бога, понимая, что Верховная Личность Бога в форме Параматмы находится в сердцах всех живых существ. Когда такой человек выражает своё почтение телу другого человека, на самом деле он почитает не материальное тело, а Верховного Господа, присутствующего в теле».

В комментарии к 22 стиху этой же главы он продолжает: «У вайшнавов принято кланяться друг другу, и даже когда ученик кланяется духовному учителю, учитель кланяется ему в ответ, так как эти поклоны адресованы не телу, а Сверхдуше. Господь говорит в «Шримад-Бхагаватам», что почитание преданного Господа приносит большее благо, чем поклонение Самому Господу. В соответствии с этикетом, встретив вайшнава, нужно тотчас поклониться ему, адресуя этот поклон Сверхдуше, которая находится в его сердце».

Обычно, когда преданному кланяются, он отвечает тем же. Однако преданные, занимающие высокое положение в обществе вайшнавов, не всегда отвечают на поклоны тех, кто гораздо младше их. Вместо этого они могут даровать свои благословения и пожелать успеха в духовной жизни. Так поступают инициирующие гуру и санньяси.


Медитация на Божеств

После того как мы предложили поклоны вайшнавам, Шриле Прабхупаде и, увидев Божеств, поклонились и Им, наступает время даршана, когда Господь предстает перед Своими слугами для оказания им милости. Смотреть с любовью на Божества - это преданное служение, которое доставляет Господу огромное удовольствие. Однажды Локанатх Госвами так увлёкся медитацией на облик Радха Винода, что когда пришло время готовить подношение и пришёл помощник, Радха Винод Сам принял образ Локанатха Госвами и отправился на кухню, чтобы не отвлекать Своего преданного от медитации.


Способ медитации

QpWBxoTdY4gВ шастрах не рекомендуется сразу смотреть прямо в лицо тем, кто старше нас. И в отношении Божества также есть определённые рекомендации, которые помогут нам сделать нашу медитацию осознанной и совершенной.

Это подробно описывается в «Шримад-Бхагаватам», 2.2.13:

«Начинать медитировать нужно с лотосных стоп Господа, постепенно переводя взор на Его улыбающееся лицо. В процессе медитации следует сосредоточить внимание сначала на лотосных стопах, затем на икрах, бёдрах и так постепенно переводить взгляд всё выше и выше. Чем больше ум сосредоточивается на различных частях тела Господа, тем сильнее очищается разум».

Шрила Прабхупада объясняет, что такая медитация помогает избавиться от привязанности к удовлетворению чувств. Даршан следует начинать с левого края алтаря, принимая даршан гуру-парампары, после, от Божества к Божеству, созерцать Их трансцендентные формы.

 


Как правильно сидеть в храме?

Существуют предписания относительно позы, в которой человек может сидеть в храме.

Это первое, чему учат в гурукуле. Если человек сидит правильно (в падмасане или сиддхасане), его диафрагма раскрыта, лёгкие расправлены, мозг снабжается большим количеством кислорода, что повышает способность усваивать материал. Такой человек не засыпает. Потоки праны правильно циркулируют, излечивая многие болезни. Плюс к этому у такого человека не будет проблем с мо-чеполовой системой. Патанжали Муни пишет: «Если человек сможет просидеть прямо, в лотосе, с идеально прямой спиной, 2 часа не шелохнувшись, у него открываются мистические способности». Конечно, мы следуем этим правилам не ради мистических совершенств. Наша цель - доставить удовольствие Господу.

Человек, который сидит на полу, ниже Божества или лектора, находится в смиренном положении и готов к обретению милости свыше. Сложенные ладони (жест) означают: «Мои руки не заняты. Я все другие дела отложил, и сейчас я - ваш слуга».

Не следует показывать свои стопы Божествам или вытягивать их по направлению к духовному учителю, Туласи-деви, а также другим преданным (это неуважительно). Стопы всегда должны быть закрыты.

Одна мусульманская девочка приходила в храм Господа Джаганнатха в Маяпуре, который расположен посреди мусульманской деревни. Мусульмане не очень уважительно относились к Божествам. Эта девочка каждый раз демонстративно протягивала свои ноги в сторону Божеств. Ей говорили, что это непочтительно, но она никогда не воспринимала это всерьёз. После этого у неё возникла какая-то болезнь на ногах, и теперь она вынуждена ходить на коленях.

Насколько это возможно, следует стараться не сидеть спиной к Божествам или к вьясасане. Однако иногда планировка храма может ограничивать нас в следовании этому принципу. Не следует сидеть перед Божествами, обхватив лодыжки, локти или колени. Сидячая поза с поднятыми коленями стимулирует отход газов. Можно попасть в неприятную ситуацию. Не следует спать перед Божествами.

 


Принятие и раздача чаранамриты

Раздавать чаранамриту следует очень аккуратно. Не нужно лить так много, чтобы она выливалась из руки. Шрила Рупа Госвами объясняет, что для оказания почтения достаточно трёх капель.

Нужно медитировать так: «Эта вода - сокровище! Она омывала лотосные стопы Господа». Старайтесь не проливать даже капли чаранамриты. Также не следует вытирать руку об голову. Чаранамрита не оскверняет, и поэтому после неё нет необходимости полоскать рот. После того как руку вымыли, можно вытереть её об полотенце.


Предложение лампады, воды и цветов вайшнавам

Во время арати Божествам предложенные предметы подносят Шриле Прабхупаде, а потом всем собравшимся вайшнавам. Те, кто выполняет это служение, должны предложить этот прасад сначала самым старшим вайшнавам в собрании, и уже после - каждому из присутствующих. Лучше подходить к вайшнавам не сзади, а сбоку или спереди, чтобы вас было видно.

Лампада подносится на некоторое время, пока преданные не коснутся её руками. Воду обычно брызгают на головы, а цветы подносят к лицу так, чтобы было удобно вдыхать аромат. Цветы, предложенные Божествам нужно не только нюхать (это 19 пункт из 64 аспектов преданного служения), но и касаться ими своего лба.


Отношение к священным предметам

  • Книги, чётки, караталы и т. п. нельзя держать на полу или в нечистых местах. Их нужно почитать, как принадлежности богослужения, и относиться к ним соответствующим образом. «Всё в храме должно содержаться в чистоте. Перед тем, как касаться любого предмета, относящегося к Кришне, каждый должен мыть свои руки. Мы должны всегда помнить, что Кришна - самый чистый, и поэтому только чистые могут общаться с Ним. Чистота сродни Божественности».

  • Ни к какому священному предмету нельзя прикасаться ногами. Не следует использовать ноги для выполнения того действия, которое может быть выполнено с помощью рук. Также не нужно класть книги на ноги во время лекции.

  • Если священный предмет упал на землю, его необходимо быстро поднять и коснуться им головы.
    Нельзя перешагивать через книги, преданных, прасад, предложенные Господу цветы или любые другие священные предметы.
    Все священные предметы следует держать в чистом месте и обращаться с ними бережно. Ими нельзя перекидываться, но следует бережно передавать их из рук в руки.

  • Священные предметы, такие как чётки, книги и т. п. нельзя заносить в туалет.

  • Необходимо очень бережно обращаться с изображениями гуру и Кришны. К ним следует относиться с огромным уважением и почтением. На стенах Гаудия Матха изображения накрывают тряпочками, когда все ложатся спать в этой комнате. Изображениям гуру и святых предлагают шарфы и чадары в холодное время года.

  • Нужно следить за тем, чтобы во время принесения поклонов мешочек с чётками в ваших руках не касался пола. Его лучше отложить в сторону, когда вы собираетесь кланяться. В поклоне участвуют две руки, и если что-то есть в этих руках в момент поклона - всё это предлагается объекту поклонения.

  • Очень бережно обращайтесь с параферналиями Божеств и Их одеждой, украшениями, посудой и т. д. Например, одежда и полотенца должны быть аккуратно сложены, посуда должна стоять в надлежащем месте и т. д.

  • Если человек прикоснулся рукой к полу или к чему-либо нечистому, то прежде чем касаться принадлежностей Божеств, он должен вымыть руки.

  • Кришна неотличен от Своих параферналий, поэтому плохо обращаться с параферналиями Кришны значит - плохо обращаться с Кришной. Если мы пренебрегаем этим, то истинное бхакти не проявится в наших сердцах. Необходимо постоянно помнить, что все эти вещи - не обычные предметы, а предметы, используемые в служении Кришне и поэтому заслуживающие поклонения. Асана предназначена для уважения «Бхагаватам», поэтому «Бхагаватам» всегда читается с асаны. Также на неё не нужно класть личные вещи и использовать её как полку для предметов.

Храм - это проявление Господа Баларамы, поэтому всё, что в нём находится, имеет своё предназначение. Необходимо класть всё на свои места и бережно использовать по назначению.

Караталы и мриданги должны храниться в чистоте, блестеть и украшаться красивыми верёвками.

Цветы и гирлянды, фитильки не должны быть разбросаны и лежать на полу. Их можно раздавать преданным или сжигать, вешать на дерево, опускать в реку.