Служение прасаду

Влияние пищи

Пища - главный фактор в очищении нашего сознания. Когда сознание очищается, мы сможем помнить о Боге - не раньше этого, а когда наша память о Боге станет постоянной, тогда только развяжутся все узлы нашей кармы - не раньше этого. Мы помним обо всем, кроме Бога, остальном только из-за нечистоты нашего сознания. Все начинается с пищи, и пища должна быть максимально чистой. Постоянная память о Боге приводит к развязыванию узлов кармы, затянутых нашими самскарами.

Пища влияет на память. Память - фундамент разума человека. Слово медха означает память, или способность удерживать в уме цель. Все люди в Кали-югу - дурмедха. Слабый ум, зараженный пищей в гуне страсти, делает также человека нетерпеливым и постоянно возбужденным. Люди по каждому пустяку выходят из себя, из-за этого так много ссор и конфликтов - у людей практически не осталось терпения.

Избыточная деятельность любых органов чувств, так же как и их недостаточная деятельность, приводит к болезням, потому что как избыточная, так и недостаточная деятельность органов чувств воздействует на ткани организма и на ум. Ум, по сути, состоит из пяти чувств и информации, ими поставляемой. Поэтому пища должна быть разнообразной как по вкусу (6 вкусов), так по текстуре, запаху и виду. Пища воздействует на все пять чувств. Неумеренность в использовании любых чувств приводит к тому, что мы расходуем все свои силы на усвоение пищи. Все проблемы устраняются умеренностью. Поэтому Кришна говорит

йуктахара-вихарасйа
йукта-чештасйа кармасу
йукта-свапнавабодхасйа
його бхавати духкха-ха

«Тот, кто умерен в еде, сне, труде и отдыхе, может, занимаясь йогой, избавиться от всех материальных страданий».

Уддалака Аруни утверждает, что пища делится на три части. В «Чхандогья-Упанишад» (6.5.1-2) объясняется: аннам аситам тредха видхийате.

Самая грубая часть становится испражнениями, средняя часть превращается в плоть, а самая тонкая составляющая пищи превращается в наш ум. Вода, которую мы пьем, также делится на три части: самая грубая часть выводится как моча, треть становится кровью, треть превращается в прану. Поэтому плохая вода прежде всего сказывается на жизненной энергии, а также эмоциях человека и его энтузиазме. Жиры, которые мы едим, тоже делятся на три части: грубая часть превращается в кости, средняя часть превращается в костный мозг, а самая тонкая часть превращается в речь. Таким образом, пища оказывает свое влияние на все тело.


Запрещенные продукты

Не все что предложено может быть принято. У Кришны, как и у любой личности, есть свои предпочтения. Для преданных ясно и понятно, почему нельзя есть и предлагать мясо, рыбу и яйца. Также преданные не употребляют алкоголь, наркотики и продукты содержащие их составляющие. Почему мы избегаем некоторых видов продуктов, которые возможно и не относятся к перечисленным выше видам? Дело в том, что Движение сознания Кришны не основывается на вегетарианстве. Его основная позиция в отношении пищи это прасад. Поэтому вайшнавы это не просто вегетарианцы, а если так можно сказать прасадарианцы. Преданные едят только то, что предложено Кришне. Конечно, предложить можно все что угодно. Поэтому необходимо учитывать желания Кришны и Его предпочтения, основываясь на священных писаниях. И делать это, желая доставить Ему удовольствие. Ниже перечисленные продукты если и встречаются в священных писаниях, то только как запрещен¬ные и неблагоприятно воздействующие на сознание человека.

  • Лук и чеснок

Лук и чеснок - афродизиаки, они усиливают вожделение в человеке. Ману-самхита (5.5) сравнивает их по воздействию на сознание человека с алкоголем. Как афродизиак лук уступает только чесноку.

Законы Ману: « Человек ни при каких обстоятельствах не должен есть следующие 6 вещей: лук, чеснок, грибы, лук порей (зеленый лук), свинину, и петушатину. Если чеснок просто дотронулся до пищи, ее уже нельзя есть».

  • Грибы

Грибы в Ману-самхите стоят в списке запрещенных продуктов вместе с чесноком. Большая часть растений относится к «автотрофам», питаются и зависят от солнца, минералов и питательных веществ получаемых из земли.

Животные и некоторые растения, относятся к «гетротрофам», питаются продуктами жизнедеятельности других. Грибы питаются продуктами распада (т. е. испражнений) растений и животных.

  • Шоколад

Не всегда можно встретить настоящий шоколад на прилавках магазинов. В большей степени для производства шоколада используются дешевые гидрожиры. Такой шоколад не крошится и вязнет на зубах. Ему сопутствуют консерванты бензольного ряда, длительное употребление которых чревато самыми страшными недугами, вплоть до рака крови. В другой вид подделки добавляется какао порошок. Он делается из жмыха какао-бобов. От шоколада портятся зубы и может развиться диабет. Чем же так привлекателен шоколад?

Немецкие ученые, проводя исследование, выделили в шоколаде специальное вещество под названием серотин. Оно дает положительные импульсы в нервной системе и влияет на настроение человека. Плитка шоколада, особенно горького, в котором содержится около 60% какао-бобов, вполне может развеять хандру. Не так давно открыли, что благодаря какао-маслу в организме человека освобождается гормон эндорфин, дающий сильное чувство наслаждения и фенамин, относящийся к психостимулирующим средствам.

Как видно составляющие шоколада вызывают те же самые изменения в теле, что и легкие наркотические вещества.

В шоколаде присутствуют 2 вещества: теобромин и теофилин. По своему воздействию и силе они сродни с кофеином.

Существует множество разных продуктов и все они заслуживают проверки перед предложением пищи Кришне. Шрила Прабхупада предупреждал преданных о том, чтобы они не ели то, что готовят материалистичные люди на огне, так как в эту пищу входит их сознание. Также это не рекомендуется предлагать Божествам. Преданные вкушают только кришна-прасад. Бхога это пища для наслаждений. Мы должны задавать себе вопрос: «Мой Гуру Махарадж и Кришна будут довольны этим подношением? Как они отнесутся к такому подношению, если я предложу им это?»

Не всегда даже молочные продукты, такие как сыр и творог без добавления сычуга являются чистыми. Например, фермеры могут не пользоваться сычугом, так как он для них очень дорогой. На одном рынке преданная спросила у бабушки как они створаживают молоко. Простые жители деревни ответили ей: «Не, мы сычуг не знаем. У нас все натуральное. У меня курочки есть. Так я им попки отрезаю и на них створаживаю». Поэтому даже домашние продукты необходимо проверять на состав. Кали-юга.


Что делает пищу прасадом?

В идеале, нужно есть пищу, которая:

• приготовлена преданными,
• предложена Господу преданными,
• раздавалась преданными.

Сознание того, кто готовит, того кто предлагает, того кто раздает и того кто вкушает, делает пищу «прасадом».За исключением случаев, когда это абсолютно необходимо для проповеди и служения, следует избегать пищи, приготовленной непреданными. В «Чайтанья-чаритамрите» рассказана история о том, как Рагхунатха дас Госвами приглашал раз в две недели к себе на прасад Господа Чайтанью. Он кормил Его на деньги своего отца, которые тот присылал для поддержания сына. Так продолжалось два года, по истечении которых он вдруг неожиданно перестал приглашать Махапрабху. Господь спросил Своего секретаря Сварупу Дамодару: «Рагхунатх перестал приглашать меня? Почему?» Сварупа Дамодара знал ум Рагхунатха. Он сказал: «Прабху! Рагхунатх решил, что ежедневный прием у себя дома Тебя и преданных дает ему почетное место среди преданных и усиливает его эгоизм. Кроме того он знает, что Ты не любишь есть пищу приготовленную из продуктов купленных на деньги мирских людей, но принимаешь его предложение из вежливости». Махапрабху засмеялся и сказал:

вишайира анна кхайле малина хайа мана
малина мана хайле нахе кршнера смарана

«Принятие пищи от мирского человека оскверняет ум. С оскверненным умом невозможно заниматься кришна-бхаджаной». Я не мог отклонить предложение Рагхунатха из вежливости. Я рад, что он сам решил прекратить все это. (Ч. ч. Ан. 6.278-280)

Шрила Рагхунатх Дас Госвами был очень разборчив в прасаде, только потому как следил за тем, чтобы его сознание оставалось чистым. В истории его жизни есть много примеров связанных с прасадом и его бережным отношением к сознанию.

Эти слова служат лишь воодушевлением о сохранении чистоты сознания, и не преследуют под собой цели настроить читателей на отречение от пищи. Мы должны понимать, что благоприятно сказывается на развитии сознании Кришны и что может навредить ему. И действовать в соответствии со своим духовным уровнем. В любом случае нужно иметь четкие представления о том, что поможет нам сделать пищу прасадом. Конечно слово «прасад» означает милость и она зависит от Кришны. Мы не можем просто с помощью механического ритуала добиться расположенности Кришны. Его интересует только любовь и эта любовь может проявляться таким образом.

Если я участвую в приготовлении прасада, то одену чистую вайшнавскую одежду, буду содержать кухню в чистоте (до, во время и после приготовления) и продукты, ничего не буду есть и пить на кухне, буду стараться готовить всё по рецептам и постоянно думать о Кришне. Однажды у Шрилы Прабхупады спросили: «У меня нет любви к Богу. Как же мне узнать с любовью я готовлю или нет?». Шрила Прабхупада ответил: «Любовь будет проявляться в том, насколько во время вы все делаете и в чистоте».

Если я предлагаю подношение Кришне, то буду делать это во время, позабочусь о том, чтобы всех блюд было вдоволь на подносах и расставлено все было очень красиво. Накрою подношение так, чтобы никто не видел его до Кришны. Буду предлагать в молитвенном настроении, будучи смиреннее травинки. Возможно, у меня получиться добиться расположения Кришны и Он придет и съест все подношения, подобно тому, как Он сделал это, когда Рагхунанда, заменяя своего отца в поклонении Божеству, уговорил Его поесть.

Раздавая и почитая прасад я буду помнить о том, что это является великой милостью Кришны ко мне, абсолютно недостойной личности. Так я каждый день буду соприкасаться с Кришной в Его форме милости.


Качество прасада

В нашем Движении часто можно слышать разные мнения о том, какой должен быть прасад - аскетичный или роскошный, простой или праздничный. Каждый может произносить одни и те же слова, но вкладывать в них совершенно разный смысл. Однажды разговор зашел об этом со Шрилой Прабхупадой. Он сказал:

«Преданные должны получать роскошный прасад. Простой, но роскошный. Роскошный - означает очень вкусный. Если прасад вкусный, то вы сможете есть его, даже если не голодны. Невкусный сразу же отбивает аппетит. Предназначенный для всех прасад должен быть очень хорошим, тогда все остальное тоже будет в порядке». - после он прибавил, - «Роскошный прасад предполагает гхи и сахар».