Устройство браков

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

устройство брака68-11 Что касается Уддхавы, я рад, что он женится на Лиласукхе. Она очень славная девушка, я одобряю этот брак. Они могут подождать и закончить школу, как этого хочет ее мать. Но они могут обручиться, объявить помолвку уже сейчас. (ПШП Брахмананде, 20 ноября 1968)

68-12 Что касается Рукмини, думаю, что если она хочет выйти замуж за Упендру, это хорошая мысль, и я ее одобряю. Если она, наоборот, хочет немного подождать, это тоже хорошо, но в обоих случаях Упендра должен знать о ее планах. То, что Рукмини хочет отдать решение этого вопроса в мои руки — хороший знак, но я думаю, что в этой стране лучше будет, если она сама примет решение относительно своего брака. Впрочем, идет ли речь о браке сейчас или в будущем, я даю ей свои благословения. (ПШП Джадурани, 21 декабря 1968)

68-12 Относительно брака с Нандакишорой: положение простое, оно состоит в том, что он хочет жениться, и я попросил Пурушоттаму узнать, согласишься ли ты на это предложение. В своем письме ты пишешь, что хотела бы остаться брахмачарини еще на несколько лет, и это хорошая мысль. В Индии браки между юношами и девушками устраивают их родители, но в этой стране такое невозможно, поэтому мы никогда не просим своих учеников вступить в брак, если они сами этого не хотят. (ПШП Рукмини, 19 декабря 1968)

69-06 Я очень рад твоему сообщению о делах Шачисуты. Он очень умный и серьезный преданный, но из-за своих прежних привычек немного непостоянен. Думаю, если есть подходящая девушка, ты можешь начать сватовство, тогда [женившись] он станет более постоянным. У него есть разнообразные способности, и он может быть очень полезен для нашего Движения, но поскольку он немного беспокоен, постарайся помочь ему стать очень серьезным и найти себе жену среди девушек нашего Движения. Пожалуйста, передай ему мою благодарность, поскольку он очень хорошо работает в Буффало. (ПШП Рупануге, 16 июня 1969)

69-11 Я рад, что ты получил мое письмо, адресованное тебе в Нью-Йорк. В нем я высказал свое мнение о твоей женитьбе. Это очень хорошая программа. Женись и, как ты предлагаешь, отправляйся вместе с Читсукханандой в Аргентину, чтобы открыть там отделение, я полностью это одобряю. Возьми какую-нибудь девушку, которая согласится выйти за тебя, например, Шачи-деви или какую-нибудь другую. С точки зрения индийца, не может быть и речи о том, чтобы принять жену, а потом бросить. Браки детей устраивают родители, и кого они выберут для своего сына или дочери, того дети и принимают. Даже если порой возникают разногласия, их не берут всерьез. Таким образом, во взрослой жизни эти люди счастливы. Я хочу ввести такую систему и в западных странах, по крайней мере, в среде своих учеников. Главным делом для них должно быть сознание Кришны. Остальные взаимоотношения материальны, а потому не слишком важны. Итак, постарайся открыть отделение в Аргентине, это не слишком трудно. Недавно Ваманадева, тот, что был в Колумбусе, женился и пытается, по моему совету, открыть центр в Сент-Луисе. Несколько дней назад я получил от него отчет, и он меня очень вдохновил. (ПШП Анируддхе, 26 ноября 1969)

70-04 По поводу женитьбы Кришнадаса на Хайди: этого быть не должно. С точки зрения здоровья, юноша должен быть, по меньшей мере, на пять лет старше девушки. Если юноша слабее, тогда потомство будет слабого пола, то есть, родятся девочки, а мужчин станет еще слабее. Кришнадасу не надо жениться немедленно, потому что он еще слишком молод, и ему нужно подождать еще, даже и до пяти лет, и стать сильным брахмачари. Но если найдется подходящая девушка, не старше пятнадцати-шестнадцати, самое большее, семнадцати лет, его можно женить на ней. Думаю, с женитьбой ему нужно подождать. А ты тем временем поищи другого парня для Хайди, ее нужно выдать замуж немедленно. Я рад, что она хороший переводчик, пусть она получит благословение, переводя нашу литературу. (ПШП Хамсадуте, 18 апреля 1970)

70-05 Что касается ведических требований и рекомендаций по выбору партнера для брака, то это ведическая система, здесь она неприменима. Выбором должны руководить опекуны, основываясь на астрологическом равновесии. В наш век такую систему внедрить невозможно. Единственные критерии выбора — юноша и девушка должны быть оба преданными, и юноша должен быть старше девушки, по меньшей мере, на два-пять лет. (ПШП Гурудасу, 16 мая 1970)

70-08 Что касается брака, то я даю все благословения, но девушки должны быть моложе юношей. (ПШП Бхагавану, 20 августа 1970)

70-08 По поводу твоего брака: я не возражаю, но ты должен найти девушку моложе себя. По крайней мере, она не должна быть старше тебя. (ПШП Джая-Гопалу, 25 августа 1970)

70-09 По поводу предполагаемой жены для Джитендрии: если она живет в храме, если она моложе его и если ты думаешь, что это будет удачный брак, девушка может выйти замуж за Джитендрию. Она должна во всем следовать по стопам своего мужа, и позже, когда придет время, может принять посвящение. (ПШП Бхавананде, 9 сентября 1970)

70-11 Относительно брака: обычно мужчина должен быть старше женщины. У нас нет положительного опыта в случаях, когда женщина старше. Но все должно делаться с учетом времени, места и обстоятельств, и в вашей стране такие браки не редки. Так что если ты думаешь, что эти люди подходят друг другу, можешь их поженить. (ПШП Рупануге, 4 ноября 1970)

70-11 Я очень рад, что ты решил стать грихастхой в нашем Обществе. Это путь цивилизованного и честного человека. После прохождения практики брахмачарьи и обучения под руководством духовного учителя ведическая система предусматривает ашрам грихастхи для тех, у кого сохраняется желание вести семейную жизнь. Так называемый институт свободной любви или открытого брака, разрушает человеческое общество, поэтому наш долг заключается в том, чтобы восстановить правильное течение человеческой жизни. Для этого мы вдохновляем наших учеников, которые хотят жениться, заключить договор духовного брачного союза. Такой договор заключается на основе совместимости в служении Господу, потому что сотрудничество в развитии сознания Кришны сводит к минимуму иллюзию материальной совместимости или несовместимости. Мы на практике видим, что наши семейные пары представляют собой пример для всех, который ясно говорит, что счастье в семье основывается не на удовлетворении чувств, а на искреннем служении Господу. Я уже отвечал Шриману Лочана-дасу насчет обстоятельств вокруг девушки по имени Лайза, о которой ты упоминаешь. Так или иначе, устроишь ли ты этот брак или какой-то другой, я буду счастлив благословить вас обоих в этом браке. Просто следи за тем, чтобы твоя жизнь — не важно, семейная или нет — протекала всегда на уровне чистого преданного служения Кришне, и будь счастлив, повторяя «Харе Кришна». (ПШП Гаура-Хари, 20 ноября 1970)

71-10 Что касается браков, опирайся на здравый смысл, но будь уверен, что брак не превратится в фарс. Все должно быть серьезно. Что касается возраста, то, как правило, девушка не должна быть старше юноши, но в отдельных случаях ты можешь принимать решения в соответствии со здравым смыслом. Иногда бывает, что девушка старше юноши. В Индии, в некоторых провинциях, тоже иногда случается, что девушка старше юноши. Так что пользуйся своим здравым смыслом и делай то, что нужно. (ПШП Карандхаре, 9 октября 1971)

72-10 Если Субалавиласа хочет жениться на этой африканской девушке, я не возражаю, но хочет ли она выйти за него? Прими также во внимание мнение ее родителей и старших братьев. Такой брак может стать хорошей проповедью нашего Движения в Африке, но если он породит какие-то неприятности, это будет катастрофа, как это было с девушками в Сарне . Ты должен рассудить, будет ли этот брак благоприятным, в том смысле, что не создаст ли он напряжения в семье девушки или в местной общине. (ПШП Чьяване, 26 октября 1972)

72-11 Ведическая наука жизнеустройства предписывает организовывать общество так, чтобы защитить женщин, детей, стариков и коров, потому что все эти существа простодушны и безобидны. У детей есть родители, старшие должны растить детей и защищать их, а у женщины должен быть муж. Рекомендуется женить [молодых людей] в очень раннем возрасте, тогда жена будет всегда целомудренной и верной своему супругу. В раннем возрасте, начиная с первой ночи, она никогда ни на минуту не будет забывать о нем, и останется неиспорченным ребенком, и так из нее получится превосходная верная жена. В те [ведические] времена жена была так предана мужу, что добровольно шла на смерть в кремационном костре своего супруга, не в силах жить без него. Сам я женился очень рано, а моей жене было 11 лет. Но в наших представлениях о браке не было места разводу, и Ваша дочь не разведется с тем юношей, ведь они дали обет. Наоборот, когда люди уже повзрослели, когда они уже приобрели некоторую независимость и привычки, тогда им будет труднее приспособиться к супругу или супруге, так же, как гораздо труднее гнуть бамбук, когда он уже пожелтеет. Так что могу уверить Вас в том, что Вам нечего опасаться, что Ваша дочь вышла замуж за такого славного юношу. (ПШП г-ну Лою, 7 ноября 1972)

73-07 Ты совершенно права, когда пишешь, что Кришна наградил тебя первоклассным мужем. В ведическом обществе ни одной девушке не было позволено оставаться независимой и незамужней. Независимость для женщин означает, что они уподобляются проституткам, охотятся на мужчин, в поисках того, кто позаботится о них. Поэтому так называемой независимой женщине приходится прилагать огромные усилия, чтобы сделать себя привлекательной с помощью искусственной косметики, мини-юбки и прочих вещей в том же духе. В прежние времена девочка выходила замуж за определенного мальчика в очень раннем возрасте, примерно в шесть лет. Но хотя девочка выходила замуж рано, она не начинала сразу жить со своим мужем, а постепенно училась разным вещам: готовить, убирать дом, служить мужу разными способами — и так до достижения половой зрелости. И все это время не было никакого беспокойства. Девушка знала: «У меня есть муж», — и юноша знал: «У меня есть жена — вот эта девушка». Поэтому когда юноша и девушка достигали возраста, у них не было никаких возможностей для незаконной половой жизни. А психология такова, что первому юноше, которого девушка принимает в браке, она отдает все свое сердце, и эта привязанность к мужу со стороны девушки со временем все больше и больше возрастает. Если у нее хороший муж, то есть, такой, который принял истинного духовного учителя и сосредоточен на своем служении ему, жена такого хорошего мужа без дополнительных усилий получает все благие результаты его духовного прогресса. Так что тебе повезло. Продолжай придерживаться этой установки, всегда служи своему мужу, и тогда твоя жизнь станет совершенной, и вы вместе вернетесь домой, к Богу. (ПШП Найшкарми-деви-даси, 28 июля 1973)

75-09 Я никогда не говорил, что браков больше не будет. В любом случае, по закону ты имеешь право вступить в брак, как же я могу это запретить? Меня не поняли. Пока я не написал чего-то прямо, много чего говорят, что «Прабхупада сказал». Я не возражаю против брака, но благословлять их огненным жертвоприношением, а они потом не будут жить вместе — это, я думаю, не хорошо. Если молодожены останутся вместе, то через год можно будет провести огненное жертвоприношение. Но вот менять мужа или жену по три раза в месяц — это не хорошо. (ПШП Омкара-даси, 2 сентября 1975)