Живое существо

Опубликовано в Письма Шрилы Прабхупады

Soul-Theory-620x350

67-05 По поводу твоего вопроса о присутствии вечной души: думаю, ты вспомнишь, как я несколько раз объяснял, что космическое творение, и не только космическое творение, но и духовный мир, полны личностей, которым нет числа. В материальном мире число душ очень невелико. В духовном мире вечных индивидуальностей, душ много, много больше, чем здесь. Обусловленные души подобны заключенным, и, так же, как в тюрьмах находится меньшая часть населения страны, в материальном мире душ очень мало. Узнай же от меня, что вечные индивидуальности, души есть повсюду, то есть, куда бы ты ни отправился в этом материальном мире, там присутствуют духовные живые существа, на всех планетах космоса, в водах, на земле, повсюду. (ПШП Мукунде, 5 мая 1967)

67-08 Относительно твоего вопроса: духовное существо, разумеется, вечно и неизменно; падение его носит внешний характер, подобно тому, как невозможно разрушить отношения между сыном и отцом. Мы просто пребываем сейчас в фазе забвения, и это забвение называется майей. Прекрасным примером является ущерб луны. Нам кажется, что луна меняется, но на самом деле луна неизменна. Будучи вечными слугами Кришны — таково наше конституциональное положение — мы падаем, когда пытаемся стать наслаждающимися, то есть, подражая Кришне. В этом и заключается наше падение. Кришна — Верховный Наслаждающийся, а мы, по своему вечному положению, являемся объектами Его наслаждения, и когда мы восстанавливаем это вечное положение, майя отступает. Сознание Кришны дает нам возможность совершать служение Кришне, и только это настроение служения позволяет нам восстановить свое вечное положение. Поэтому, пожалуйста, продолжай с верой повторять мантру, и Кришна покажет тебе Себя, по Своей беспричинной милости, и тогда ты узнаешь все сам, без дополнительных усилий. Я, конечно, всегда готов и рад ответить на любые твои вопросы. (ПШП Джананивасе, 27 августа 1967)

68-03 Я получил твое письмо от 21 марта 1968 и могу сказать, что страшная сцена в больнице действительно ужасна. Но мы должны понимать, что эта ужасная сцена имеет место лишь в телесной концепции жизни. Это иллюзия, созданная майей, и хотя вечная душа не имеет ничего общего с этими ужасами, но она погружается своим сознанием в тело, и тогда человеку приходится страдать от последствий этого отождествления себя с телом.
Что касается нас, то у нас дела, связанные с телесной концепцией жизни, не вызывают сострадания, хоть не остаемся мы и равнодушными. Конечно, вполне естественно испытать сострадание, когда видишь, что чье-то тело находится в таком ужасном состоянии, но если ты твердо убежден в том, что тело и душа — не одно и то же, тогда и вся картина не вызывает смятения. Конечно, на начальной стадии это невозможно, но когда мы выйдем за пределы телесной концепции жизни, и нас уже не будут беспокоить даже такие ужасные сцены, вот тогда наше положение можно будет считать надежным. Страдание одного человека и сострадание другого — и то, и другое сосредоточено в теле. Но именно это мы и должны понять, воспользовавшись знанием. Тогда никакое ужасное состояние тела не будет нас беспокоить. Это уровень освобождения. Это не означает, что мы не будем сочувствовать тем, кто страдает, но мы всегда должны помнить, что причина этих страданий кроется в телесной концепции жизни. Ты утверждаешь, что хотел бы просто покинуть этот материальный мир и быть с Кришной. Это наилучшее решение, гораздо лучше, чем заниматься выяснением вопроса, как мы попали сюда. Отсюда следует, что лучше всего для нас будет сойти со сцены, постоянно повторяя «Харе Кришна» и занимаясь духовным служением Господу Кришне. (ПШП Ядунандане, 26 марта 1968)

68-04 Теперь, относительно твоего вопроса о Брахме: он может быть избран из числа как свободных, так и обусловленных душ. В данном случае Брахма является с самого начала свободной душой, поэтому нет никакого противоречия в том, что Брахма может быть Харидасом Тхакуром. Обусловленные души вечно таковы, это означает, что невозможно проследить, как давно началось их обусловленное существование. Мы просто говорим, что неверное использование маленькой независимости, которая у нас есть, является для нас источником очень многих невзгод. Но теперь, приняв сознание Кришны, мы можем немедленно покончить с этой обусловленной жизнью. Таково сознание Кришны. Твои рассуждения верны, энергия Брахмы действительно должна сознательно направляться на проявление форм. Следовательно, Тот, кто дает это направление, является высшим управителем, Парам Ишварой. В «Брахма-самхите» говорится: ишварах парамах кршнах, сач-чид-ананда-виграхах, анадир адир говиндах, сарва карана-каранам. Кришна есть Верховный Повелитель всех повелителей, и, следовательно, является Источником всего, включая энергию Брахмы. Этот Говинда есть Причина всех причин, а у Него Самого нет причины. Как прекрасны шастры: одна единственная шлока заменяет миллиарды лет тяжелого мыслительного труда, посвященного теоретическим рассуждениям! Постарайся приводить такие доказательства. (ПШП Шивананде, 19 апреля 1968)

68-06 Да, двенадцать признаков вечной души верны, кроме «всезнающая». Всезнающей она быть не может, она просто полна знания. (ПШП Рупануге, июнь 1968)

68-06 Да, твой вопрос о воле и индивидуальности и о различии между ними: мышление, чувство и воля представляют собой тонкие оболочки вечной души. Соприкасаясь с материей, они проявляются в искаженном виде. Когда личность, душа добровольно предается Кришне и действует согласно заведенному порядку, ее мышление, чувство и воля очищаются, и тогда разница между волей и вечной душой исчезает. (ПШП Упендре, 1 июня 1968)

68-11 Твой следующий вопрос: «Является ли чистый преданный вечно свободным, и если да, то бывает ли он когда-нибудь обусловленной душой? Мы вечно обусловлены, но когда мы предаемся Кришне, становимся ли мы вечно свободными? Когда приходил Господь Иисус Христос, он казался обусловленным во времена своей юности. Был он особым воплощением или обусловленной душой, достигшей освобождения?» Ты не вечно обусловлен. Ты вечно свободен, но, поскольку мы обусловились своим желанием наслаждаться материалистическим образом жизни очень давно, в незапамятные времена, кажется, что мы вечно обусловлены. Мы не можем проследить свою историю, найти дату, когда мы стали обусловленными, поэтому для простоты это называется вечной обусловленностью. Духовное существо всегда чисто. Однако оно склонно к материальным удовольствиям, и как только оно соглашается погрузиться в материальное наслаждение, оно обуславливается, но это состояние не вечно.
Поэтому говорится, что живое существо, душа, занимает пограничное положение, иногда по эту сторону, иногда — по ту. Ты задал очень разумные вопросы. Я очень рад, что ты задаешь такие разумные вопросы и стараешься все понять. Это очень хорошо. Но лучше всего, когда человек знает, что он находится в обусловленном состоянии, и пытается исцелиться. Когда человек болен, он должен стараться избавиться от своей болезни, а не морочить себе голову вопросом, когда его болезнь началась. Нужно понять, что болезнь не является нашим вечным спутником, она временна. Так что лучше всего лечить болезнь, а не терять времени на выяснение даты, когда она началась. Забвение Кришны — это болезнь, так давай же погрузимся в сознание Кришны и избавимся от болезни. Это и есть здоровье.
Да, Господь Иисус является джива-таттвой. Это не вишну-таттва. Когда джива-татва получает от Господа особые полномочия, она называется шактйавеша-аватарой. Господь Будда и Господь Иисус Христос относятся к этой категории шактйавеша-аватар. Но когда они являлись, они не находились в обусловленном состоянии; они приходили сюда учить. Вы все должны внимательно читать Шримад-Бхагаватами Бхагавад-гиту, и вы должны уметь отвечать на подобные вопросы, и только в редких случаях обращаться ко мне. Для того, чтобы стать проповедниками, наши ученики должны уметь отвечать на любые вопросы. (ПШП Анируддхе, 14 ноября 1968)

68-11 Ты задала хорошие вопросы. Да, и Сверхдуша, и душа неизменны. Разница в том, что когда душа соприкасается с материей, возникает иллюзия, что она изменяется. Но Сверхдуша не подвержена материальному осквернению, поэтому в отношении Ее такая иллюзия не возникает. Изменение души можно уподобить превращению воды, поставленной в морозильник, в лед. Но как только температура повышается, лед снова обращается в воду. Так вот, изменчивость души подобна превращению воды в лед. Лед склонен таять и снова превращаться в воду. Из-за осквернения материей душа, пребывающая в иллюзии, отождествляет себя с материальным существованием. Но она склонна таять, возвращаясь в сознание Кришны. Поэтому, когда температура достаточно сильно повышается от соприкосновения с авторитетным духовным учителем, жизнь такой души становится успешной. Чтобы обрести такую удачу, требуется искренность, тогда Кришна Сам приведет такую душу к авторитетному духовному учителю.
Пуруша означает «Бог» или «Кришна». Что касается атмы, то существуют Параматма и дживатма. Обе они являются атмами, поскольку они духовны, но живое существо носит название дживатмы. Дживатма — это маленькая частица атмы, склонная к падению в материальную атмосферу. Она называется дживатмой. А Атма или Сверхдуша, Которая никогда не подвергается материальному осквернению, называется Параматмой или Сверхдушой. И поскольку Бог никогда не попадает под влияние материальной иллюзии, Другое Его имя — Ачьюта. Ачьюта означает «Тот, Кто никогда не падает». (ПШП Малати, 12 ноября 1968)

68-12 Ответ на твой вопрос о пограничной энергии таков: вечная душа, джива всегда носит название пограничной энергии, независимо от того, находится ли она в духовном мире или в материальном. Есть случаи, когда относящиеся к пограничной энергии души, дживы падают из духовного мира, например, Джая и Виджая. Так что способность попадать под влияние низшей энергии присутствует всегда. Поэтому индивидуальная душа, джива называется пограничной энергией Кришны. (ПШП Раяраме, 2 декабря 1968)

68-12 В ответ на твой второй вопрос: ты должна знать, что Арджуна и Кунти-деви не живут на Кришналоке. Они вечно сопровождают Кришну только в материальном мире. Как Кришна вечно пребывает в духовном мире, так Он вечно пребывает и в материальном мире, и Его игры здесь тоже вечны. В материальном мире у Кришны также есть вечные спутники, такие как Арджуна и Кунти-деви. У Арджуны и Кунти-деви есть различие между душой и телом. Но, хотя Арджуна пребывает с Кришной в бесчисленных материальных вселенных одновременно, душа, которая является Арджуной, одна. Вечная душа распространяется во множество тел, и из этого ты можешь сделать вывод, что у преданных, также, как и у Кришны, есть воплощения. Таково могущество вечной души, она беспредельна. Эту концепцию невозможно понять, находясь в обусловленном состоянии. (ПШП Шарадии, 12 декабря 1968)

68-12 На твой второй вопрос, относительно падения из брахмаджйоти, я отвечу, что душа не обязательно оттуда падает, но обычно случается именно это. В Шримад-Бхагаватам есть стих (10.2.26) , в котором говорится: «О, мой лотосоокий Господь, люди, гордящиеся тем, что они едины с сиянием Брахмана, и потому мнящие себя освобожденными, на самом деле пребывают в оскверненном сознании, ибо не заняты преданным служением Тебе. Такие люди могут достичь высокого уровня духовного сознания, но выше имперсонального брахмаджйоти им не подняться, и, поскольку они не служат Тебе, они обычно снова падают в материальное осквернение». (ПШП Харер-Наме, 21 декабря 1968)

69-03 По поводу твоих вопросов: духовная искра, душа, разумеется имеет форму, то есть, руки, ноги и т.д. Это мы узнаём из Бхагавад-гиты. Тело названо там словом васамши, что означает платье. Если бы у человека не было ног и рук, то откуда бы взялись формы одежды — куртки, брюки и рубашки? Следовательно, вечная душа имеет изначальную форму. Когда она пребывает в материальной энергии, одеяние души материально, а когда она пребывает в духовной энергии, оно духовно. Это не так трудно понять — наши ученики, до того, как познакомиться со мной, одевались в одежды материалистов, они были привязаны к чувственному наслаждению, но предавшись Кришне, они постепенно перешли к духовному платью. Это означает привязанность к удовлетворению чувств Всевышнего. (ПШП Рупануге, 14 марта 1969)

69-04 По поводу твоего вопроса о наших отношениях со Шримати Радхарани: Она является внутренней энергией, а мы — пограничная энергия. Пограничная — значит иногда внутренняя, иногда внешняя. Когда мы находимся под управлением внутренней энергии, это наша нормальная жизнь, а когда мы попадаем под влияние внешней энергии, это ненормальное состояние. Поэтому мы и называемся пограничной энергией. Мы можем находиться и там, и здесь. Но, поскольку качественно мы едины с Пурушей, для нас естественно оставаться под влиянием внутренней энергии. Наше пребывание во внешней энергии искусственно. (ПШП Лилавати, 25 апреля 1969)

69-06 По поводу первого вопроса из твоего письма: откуда мы знаем о духовном мире, если из ушедших туда никто не возвращается? Ты должна знать, что великие свободные души и воплощения, которые являются время от времени в этот материальный мир, не возвращаются в него, поскольку они неподвержены материальному осквернению и неподвластны законам материальной природы. Они являются сюда на время, чтобы вызволить падшие живые существа, а завершив свою миссию, возвращаются домой. Все это происходит по личному прямому приказу Господа. Явление Господа или великой свободной души в материальном мире отличается от явления в нем оскверненного живого существа, которое вынуждено рождаться в материальном мире из-за своего желания господствовать над ним. (ПШП Вриндаванешвари, 6 июня 1969)

69-07 По поводу твоего вопроса «В чем разница между вечными душами, составляющими брахмаджйоти, и вечными душами, пребывающими здесь, в майе?» В брахмаджйоти душа, из-за своих имперсональных взглядов, лишена тела, точно так же, как здесь, в майе, существуют привидения, лишенные грубых материальных тел. Привидения, будучи лишены грубых тел, терпят невероятные страдания, поскольку у них нет возможности удовлетворять чувства. Духовные существа в брахмаджйоти, хотя у них нет желания чувственного наслаждения, все же, как и привидения, ощущают определенные неудобства и потому падают снова в майю и развивают материальные тела. Поэтому в Бхагавад-гите говорится, что разум людей, которые придерживаются имперсональных взглядов и не развивают дремлющее в их сердцах настроение преданности, нечист, потому что, ощущая потребность в духовном теле, они снова опускаются в материальный мир.
В Бхагавад-гите Господь ясно говорит, что единственный способ избежать возвращения в материальный мир — это уйти из него на духовные планеты. Для имперсоналиста во всей ведической литературе не найти гарантии, что он не падет снова. Вывод таков, что если душа не развила духовное тело и не поднялась на одну из духовных планет, ее так называемое освобождение — не более чем иллюзия, оно не закончено. Духовное существо, падающее из брахмаджйоти в царство майи, может получить шанс вступить в общение с чистым преданным, тогда оно сможет подняться на духовные планеты Вайкунтху или Голоку Вриндавану. Из брахмаджйоти невозможно попасть прямо на духовные планеты, и в Шримад-Бхагаватам ясно сказано, что души из брахмаджйоти падают: патантйадха. (ПШП Рупануге, 24 июля 1969)

69-08 В дополнение к ответу на твой вопрос об облике вечной души обусловленного живого существа: духовный облик существует вечно, но полностью он проявляется только тогда, когда живое существо возвращается на Вайкунтху. Этот облик развивается соответственно желанию живого существа. Пока это состояние совершенства не достигнуто, духовный облик находится в скрытом состоянии, подобно тому, как дерево скрыто в семечке. (ПШП Рупануге, 8 августа 1969)

69-10 По поводу твоего вопроса: в каком-то смысле вы оба — и ты, и Махапуруша — правы. Неоспоримо то, что после разрушения вселенной живые существа пребывают внутри Маха-Вишну, погруженные в сон и недвижимые, а когда совершается акт творения, они возвращаются в свое прежнее положение и рождаются в соответствующих видах тел. Когда же, в процессе эволюции, они поднимаются до человеческой формы, у них появляется прекрасная возможность вырваться из круговорота рождения и смерти и войти в духовное царство. Но если душа не воспользуется этим шансом, она снова падает в круговорот рождения и смерти. Обусловленные души всегда пребывают внутри тела Маха-Вишну, тогда как свободные души обитают на Вайкунтхе, где они заняты служение Господу.
По своей природе каждое живое существо, даже если оно пребывает на Вайкунтхе, может пасть. Поэтому живое существо называется пограничной энергией. Однако, когда падение уже произошло, живому существу очень трудно осознать это. Потому выделяют два класса существ: вечно свободные и вечно обусловленные. Но по логике вещей, живое существо, будучи пограничной энергией, не может быть вечно обусловленным. Время безгранично, и потому обусловленные души кажутся вечно обусловленными, но с философской точки зрения они не могут быть вечно обусловленными. Поскольку мы не можем с точностью установить, когда мы стали обусловленными, то не имеет смысла и спорить об этом. Лучше сначала позаботиться о том, как избавиться от этой обусловленности; подобно тому, как пациент должен заботиться об излечении своей болезни, а не тратить время попусту на выяснение ее причины. (ПШП Упендре, 27 октября 1969)

69-12 По поводу твоего вопроса о спутниках Кришны: принцип таков: все живые существа являются экспансиями Изначального Живого Существа, Кришны. Но существуют разновидности живых существ: Вишну-таттва и джива-таттва. Вишну-таттва находится почти на уровне Верховной Личности Бога, а джива-таттва — это ее крошечная частичка. Когда являлся Господь Чайтанья, то Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху были вишну-таттвами, а Гададхара Прабху и Шриваса Прабху были шакти-таттвами. Джива-таттва входит в шакти-таттву. Все это объясняется в «Учении Господа Чайтаньи» и других наших книгах. (ПШП Джая-Говинде, 8 декабря 1969)

70-02 То, что Кришна знает будущее всех, не отменяет свободы воли. Например, кто-нибудь совершил кражу, и если я об этом знаю, я знаю также и то, что он будет схвачен и наказан. Это означает, что я знаю его будущее, но из этого моего знания вовсе не следует, что у него нет выбора: совершать или не совершать преступление. У каждого всегда есть выбор между двумя назначениями. Одно назначение — это сознание Кришны, а другое — материальное сознание. Если человек находится в сознании Кришны, Кришна знает его будущее; если он находится в материальном сознании и действует в соответствии с ним, Кришна тоже знает его будущее. Знание будущего живого существа не лишает его свободы воли, это ошибочное заключение. (ПШП Мадхудвише, 14 февраля 1970)

70-02 По поводу твоего первого вопроса: чистый преданный никогда не попадает под влияние гун природы. Иными словами, законы материальной природы неприменимы к преданному, поскольку он полностью подчинен Кришне. Так что преданный может продолжать заниматься тем, чем занимался раньше, или может сменить занятие, если хочет. Кришна не принуждает преданного ни к чему, потому что преданный действует спонтанно, повинуясь воле Господа. В таком любовном преданном служении не может быть и речи о каком-то принуждении. Сила применяется только тогда, когда душа отвергает Кришну. Подобно тому, как граждане обладают свободой подчиняться законам страны, и эта свобода относительна, свобода живого существа подчинена Кришне. Ключ к пониманию этого положения дается в Бхагавад-гите, где сказано, что вечные души суть неотъемлемые частицы Верховного Господа, а это значит, что все качества Господа представлены в незначительных количествах в каждой Его неотъемлемой частице. Это философия одновременного единства и различия, и живые существа, согласно ей, обладают свободной волей, поскольку являются частицами Кришны, а Кришна обладает свободной волей, однако свободная воля Кришны является Верховной, тогда как свобода частиц весьма незначительна. Поэтому если вечная душа из любви подчиняет свою свободную волю Кришне, это означает для нее освобождение. Она больше не вынуждена беспомощно барахтаться, она действует свободно, исполняя любовное преданное служение Кришне разнообразными способами. Отсюда практический вывод, подтверждаемый Самим Кришной в Бхагавад-гите (18.66): «Просто предайся Мне, а Я в ответ защищу тебя от всех последствий твоих грехов. Поэтому тебе нечего бояться». Таким образом, все астрологические влияния материальны, а потому они не действуют на преданного, которого защищает внутренняя энергия Кришны, благодаря тому, что он посвятил свою жизнь и душу служению Господу. (ПШП Мадхудвише, 14 февраля 1970)

70-02 По поводу твоего вопроса о падении вечной души под влияние майи: те, кто развил пассивные отношения с Кришной не больше подвержены падению в деятельность в невежестве. Обычно те, кто развил отношения с Кришной, не падают ни при каких обстоятельствах, но поскольку независимость живые существа сохраняют всегда, они могут падать с любого уровня или из любых отношений, из-за неправильного использования своей независимости. Однако взаимоотношения души с Кришной не прекращаются никогда, они только забываются под влиянием майи, поэтому их можно восстановить или возродить с помощью метода слушания святого имени Кришны, и тогда преданный включается в процесс служения Господу, то есть, возвращается в свое изначальное или конституциональное положение. Взаимоотношения души и Кришны вечны, поскольку и Кришна, и душа вечны; метод состоит только в восстановлении, ничего нового не вносится. (ПШП Джагадише, 27 февраля 1970)

70-04 Относительно присутствия души, его чувствуют все — как жизненную силу или сознание, делающие тело живым. Пока жизненная сила присутствует в теле, оно проявляет признаки жизни. Когда в последние минуты жизни человека врач щупает пульс, и слышит, как замирает его биение, он говорит: «Он ушел». Кто ушел? Все тело, вся эта машина здесь, но душа покинула его, и тело прекратило действовать. Душа ушла. Душа была здесь, и ее присутствие можно было угадать по признакам жизни, а когда душа ушла, ее отсутствие угадывается по прекращению проявления в теле признаков жизни. Так, пока поступает электричество, работает прибор, а как только электричество отключается, прибор прекращает функционировать. Мы знаем, что существует электричество, и что оно заставляет прибор работать, и мы догадываемся, что электричество отключено по тому, что прибор не работает. Таким образом, любой здравомыслящий человек может непосредственно обнаружить присутствие души. (ПШП Шьямасундаре, 15 апреля 1970)

70-04 По поводу твоих вопросов, как и откуда пали обусловленные души. Первый твой вопрос: если у души есть взаимоотношения с Господом Кришной на Кришналоке, то может ли такая душа пасть? Души наделены незначительной независимостью, которая является частью их природы, и эта небольшая независимость может быть использована ими правильно или неправильно в любое время, поэтому шанс пасть из-за неправильного использования независимости есть всегда. Но те, кто утвержден в преданном служении Кришне, используют свою независимость правильно, поэтому они не падают. (ПШП Джагадише, 25 апреля 1970)

70-04 Относительно твоего второго вопроса: видели ли когда-нибудь обусловленные души Кришну? Были ли они с Господом до того, как обусловились желанием господствовать над материальной природой? Да, обусловленные души суть неотъемлемые частички Господа, поэтому они были с Кришной до начала своей обусловленности. Как ребенок обязательно видит своего отца, поскольку отец помещает ребенка в лоно его матери, так и каждая душа видела Кришну или Верховного Отца. Но в то время обусловленные души пребывали в состоянии, именуемом сусупти, то есть, состоянии глубокого сна без сновидений, анестезии, поэтому, когда они пробуждаются в материальном мире и начинают заниматься материальными делами, они не помнят своего пребывания в обществе Кришны. Надеюсь, тебя удовлетворили эти ответы. (ПШП Джагадише, 25 апреля 1970)

70-05 Твой первый вопрос касается облика дживы, о котором говорится в Бхагавад-гите (8.18): «когда наступает ночь, они не имеют формы. «Ночью они не имеют формы» означает, что они не имеют материальной формы. Это нетрудно понять, ведь, поскольку в материальном мире мы переселяемся из одной формы в другую, значит, на самом деле у нас нет определенной материальной формы. Подобно этому, когда мы достигаем духовного совершенства, мы развиваем духовную форму, чтобы вечно жить в духовном мире. В духовном мире можно увидеть все, что мы видим здесь: землю, воду, деревья, птиц, животных, людей и т.д., и все они духовны, подобно тому, как в этом мире все это материально. Человек может это понять, когда немного продвинется по пути самоосознания. Истинный облик вечной души — это вечный слуга Кришны. Итак, этот духовный облик развивается, когда душа входит в духовный мир. (ПШП Гурудасу, 16 мая 1970)

70-06 Непадшее состояние — это сознание Кришны. Пока душа в состоянии поддерживать сознание Кришны, она не падает. Как только сознание Кришны покидает ее, она тут же падает. Это не зависит от того, где находится живое существо. В материальном мире тоже есть различные уровни материальной обусловленности, и пребывание в сиянии Брахмана — это особая разновидность оскверненного состояния. В Бхагавад-гите говорится, что обусловленные души поднимаются, благодаря своей благочестивой деятельности, в высшие планетные системы, но когда запас их благочестия иссякает, они возвращаются на землю. Подобным образом, те, кто возвышается за пределы планетных систем и попадает в сияние Брахмана, обладают склонностью падать, как и живые существа с высших планет. Поэтому те, кто считает себя освобожденными, пребывая в сиянии Брахмана, описываются в Шримад-Бхагаватам как имеющие нечистый разум. Иными словами, они на самом деле не свободны, и, поскольку они не достигли настоящего освобождения, они возвращаются вниз, в материальный мир, так же, как и живые существа, возвысившиеся до райских планет, возвращаются на землю. Мы не считаем того, кто возвысился до сияния Брахмана, действительно освобожденным. Следующий вопрос, о том, что живые существа, падающие в материальный мир, падают в него не из имперсонального Брахмана. Бытие в имперсональном Брахмане не относится к категории сознания Кришны. Те, кто пребывает в сиянии Брахмана, также являются падшими, так что вряд ли можно говорить о падении из падшего состояния. Падение это падение из непадшего состояния. (ПШП Реватинандане, 13 июня 1970)

70-07 По поводу нескольких твоих вопросов: откуда приходят души, принимающие тела микробов? Тип тела роли не играет. Эти души, и вообще все вечные души приходят с Вайкунтхи, но в материальных мирах, они принимают различные тела, соответственно своей материальной деятельности. Никаких «новых» душ нет. «Новое» и «старое» — это определения материального тела, но душа никогда не рождается и никогда не умирает, так если нет рождения, откуда же возьмутся «новые» души? (ПШП Джагадише, 9 июля 1970)

70-07 Относительно твоего вопроса по поводу Б.-г. 3.5, ведического гимна, процитированного в комментарии к Б.-г. 5.14-15, и утверждения «Когда живое существо запутывается в своих желаниях, Господь позволяет ему исполнить эти желания». Ты цитируешь: «Господь занимает душу благочестивой деятельностью, чтобы она могла возвыситься. Господь занимает ее и в греховной деятельности, чтобы она могла пойди в ад…» В основе лежит желание души, а Сверхдуша, Господь, предоставляет каждому возможность идти в рай или в ад, или на Вайкунтху, если таково желание души. Тем, кто жаждет материальных возможностей, Господь как Сверхдуша предоставляет возможность наслаждаться материальной природой, и она обеспечивает их всем для этого необходимым. Подобно этому, если душа желает духовного возвышения, Господь дает ей ведическую литературу и духовного учителя. Но Он советует всем живым существам бросить заниматься чепухой и предаться Ему. Воспользовавшись одним видом возможностей, живое существо идет в ад, а воспользовавшись другим видом возможностей, оно возвращается домой, к Богу. И те, и другие возможности предоставляются Господом.
Следовательно, можно сказать, что косвенно одних живых существ Господь посылает в ад, а других в духовный мир — но на самом деле Он просто предоставляет каждому возможности, соответствующие его желаниям. Поэтому разумный человек ничего не желает, он просто предается Господу, он желает служить Господу, и это его великолепная возможность. «Человек предполагает, а Бог располагает». Вот в чем суть. Но, будучи чистым преданным Господа, ты не должен предполагать — прими Его предположения и предайся Ему. Что касается обусловленной души, ей предлагаются те же возможности, но если она не пользуется предоставленным ей шансом возвыситься до сознания Кришны и выбирает неверное использование своей независимости для наслаждения каким-то материальным счастьем, она будет оставаться обусловленной, поскольку Господь позволит ей исполнять свои желания. Возможность всегда есть — вот как мы, например, предлагаем много способов осознать Кришну, но если человек не пользуется предоставленными возможностями, что я могу сделать? Это сознательное пренебрежение долгом. Можно привести пример со спящим человеком. Если он по-настоящему спит, его можно разбудить разными способами, но не подлежит сомнению одно: он проснется. Однако если человек только притворяется спящим, поднять его невозможно никакими силами. (ПШП Джагадише, 9 июля 1970)

70-07 По поводу твоего вопроса: «Что означает, что мы все изначально являемся существами, сознающими Кришну?» Мы всегда с Кришной. Существует ли такое место, где Кришны нет? Как же можно говорить, что раньше мы были где-то? Ты всегда с Кришной, но если ты забудешь этот факт, ты окажешься очень, очень далеко от Него. В «Ишопанишад» ясно сказано: тад дуре тад в антике, то есть «Он очень далеко, и в то же время близко». («Ишопанишад», Мантра 5) Это забвение и означает наше падение. Оно может произойти в любой момент, а мы можем тут же противодействовать этому падению, поднимаясь на уровень сознания Кришны. (ПШП Упендре, 15 июля 1970)

70-11 Все мы изначально пребываем на уровне сознания Кришны в вечных любовных взаимоотношениях с Кришной. Но, забыв Кришну, мы сводим близкое знакомство с материальным миром, майей. Как только человек начинает искренне повторять харе-кришна-мантру без оскорблений (ты знаешь, что существует десять видов оскорблений святого имени, которых следует тщательно избегать), его изначальное сознание Кришны сразу оживает. Быть в сознании Кришны означает так или иначе постоянно помнить Кришну. Когда мы произносим Его Имя, «Кришна», мы думаем о Нем, мы постоянно думаем о том, как бы сделать что-то хорошее, чтобы доставить Кришне удовольствие тем или иным служением, или же читаем книги о Кришне или беседуем о Кришне. Таким образом, мы постоянно вспоминаем Кришну, и это естественное состояние сознания. Конечно, изначально у нас есть знание о Кришне, и когда мы начинаем общаться с преданными Господа и петь и повторять Его святое имя, наша память постепенно крепнет, и мы вспоминаем, что наше естественное занятие — служить Кришне разными способами. Первый шаг, как ты отметил, это смыть грязь, затуманивающую сейчас наши духовные чувства, с помощью санкиртаны. Осознание Кришны — процесс очищающий. Если ты будешь тщательно соблюдать предписания, принятые в нашем Обществе, ты скоро полностью очистишься и тем самым достигнешь высшего совершенства жизни, сознания Кришны или любви к Богу. (ПШП Шриману Стэну, 17 ноября 1970)

71-01 Ваш главный вопрос: «Где находится душа и откуда она приходит?» Это нетрудно понять. Мы уже говорили о том, что душа обитает в сердце живого существа, а после смерти находит прибежище в другом теле. Душа берет начало в Боге, подобно тому, как искра вылетает из костра. А когда она падает на землю, она затухает. Вечная душа первоначально приходит в материальный мир из духовного мира. В материальном мире она обуславливается тремя состояниями, которые носят название гун природы. Если искра падает на сухую траву, ее огненная природа не затухает. Если искра падает на землю, она не может проявить свою огненную природу, если на земле нет для этого благоприятных условий. А если искра падает в воду, она гаснет. Так мы рассматриваем три состояния жизни. Одно из них характеризуется полным забвением собственной духовной природы. Другое — это почти полное забвение, однако сохраняется инстинктивное ощущение духовной природы. А третье — это непрерывный поиск духовного совершенства. Существует авторитетный метод достижения вечной духовной искрой, душой духовного совершенства, и при должном руководстве она очень быстро возвращается домой, к Богу, туда, откуда она некогда пала. (ПШП д-ру Бигелову, 20 января 1971)

71-04 Да, акшара означает «тот, кто не падает», а кшара означает «тот, кто падает». Живое существо есть кшара, то есть, склонно к падению в материальное существование. Но верховный Брахман — это акшара, то есть, он не падает. Материальная энергия находится под управлением акшара-брахмана. Другое значение слов акшара-брахман — это «обитатели духовного мира». Они существуют вечно и никогда не падают. Другими словами они называются нитья-мукта, а кшара-брахман назывется нитья-баддха, то есть, вечно обусловленный. (ПШП Шри Шрештхаджи , 24 апреля 1971)

71-08 В духовном небе нет рождения, так откуда же там взяться младенцам? Кришна вечно пребывает там как Кишора, 16-летний юноша. Его детские игры проявляются в материальных вселенных. Лучше всего, если ты просто будешь повторять «Харе Кришна» и отправишься на Кришналоку, и сама получишь там ответы на все свои вопросы. (ПШП Экаяни, 31 августа 1971)

71-10 По поводу твоего вопроса: душа в основе своей чиста, но она склонна приходить в нечистое состояние материального осквернения. Поэтому она называется татастха, пограничной. Она обладает свободой выбора: оставаться чистой или оскверняться. Выбор за ней. Это пограничное состояние можно понять на следующем примере: представь, что ты стоишь на берегу моря. Ты можешь оставаться на суше или иногда, ради собственного удовольствия, прыгать в воду, как это можно видеть на пляжах. Там молодые люди наслаждаются купанием. Но это купание таит в себе опасность. Если человек не умеет как следует плавать, он может утонуть. Подобным образом, душа иногда прыгает с духовного уровня в материальный океан невежества. В Ведах содержатся подробные наставления, как переплыть этот океан, но если существо — негодяй, оно не принимает этих наставлений, передаваемых через авторитетный канал, духовного учителя, и тонет. Вот каково положение.
Веды прекрасны: когда душа прыгает в материальный океан, они учат ее плавать и подсказывают, как вернуться на берег. Процесс выплывания на языке Вед называется: «жертвоприношение, благотворительность и покаяние». Тот, кто научится этим способам переплывания океана невежества, отправляется домой, к Богу. Тот же, кто не принимает этого метода плавания, тонет. В Бхагавад-гите сказано: иччха-двеша-самуттхена, сарге йанти парантапа, то есть, сбитая с толку желанием наслаждаться материальным миром, завидуя Кришне, душа приходит в материальный мир. (Б.-г. 7.27) Читай побольше нашей литературы, и ты получишь достаточный запас знания. (ПШП Упендре, 9 октября 1971)

71-11 Что касается твоего вопроса, падают души из духовного мира все сразу или постепенно, я бы ответил так: все ли заключенные в _______ свободными сразу? Нет, одни приходят, другие уходят. (ПШП Лалита-Кумаре, 15 ноября 1971)

72-01 Следующий твой вопрос касается свободной воли, ты спрашиваешь, есть она у нас или нет. Если у человека недостаточно разума, чтобы принимать решения, тогда все его решения должны быть санкционированы духовным учителем. Быть неофитом — значит не принимать независимых решений, не иметь свободной воли, то есть, подчиняться. Но когда человек уже обучен, свобода естественным образом возвращается к нему. Например, маленький ребенок может есть только то, что санкционировано его родителями, а не по собственному выбору. Свобода воли заключается в том, что когда начальник говорит, что надо сделать то-то и то-то, у тебя есть выбор: делать это или не делать. У тебя есть право не делать:

ити те джнанам акхйатам, гухйад гухйатарам майа

вимршйаитед ашешена, йатхеччхаси татха куру (Б.-г., 18.63)

«Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай все как следует, а затем поступай, как знаешь». (Б.-г., 18.63) Кришна спрашивает: «Ты принял решение сражаться?» «Да, я решил исполнить Твой приказ». Это и есть свободная воля. (ПШП Ягьешваре, 2 января 1972)

72-06 Не было такого периода в нашей жизни, когда бы мы были отделены от Кришны. Например, человек спит и в это время себя не помнит. Во сне он творит себя в каких-то образах: «Сейчас я царь, я беседую со своими советниками, а вот на меня напал свирепый тигр», — и т.д. В этом сотворении различных снов о себе есть две категории: видящий и его объект, то есть, видимое. Но как только сон заканчивается, видимое исчезает. А видящий остается. Теперь он находится в своем изначальном положении.

Наша разлука с Кришной подобна этому. Нам снится это тело и множество разнообразных отношений с окружающими предметами. Сначала приходят привязанности, назначение которых — услаждать чувства. Даже в присутствии Кришны желание услаждать чувства остается. Это дремлющая склонность забыть Кришну и создать атмосферу независимого от Кришны наслаждения. Это похоже на край пляжа: вода то покрывает полосу пляжа, то отступает. Наше положение подобно этому: иногда мы покрыты, иногда нет, как зона прилива. Как только мы забываемся, тут же появляется иллюзия. Подобно тому, как являются сны, как только мы засыпаем.

Нельзя сказать, что мы разлучены с Кришной. Как только мы пытаемся стать Господом, нас тут же покрывает майя. Раньше мы участвовали в играх Кришны, в Его развлечениях. Но период покрытия майей может быть очень, очень, очень, очень долгим, с тех пор творение было создано и уничтожено много раз. Из-за того, что этот период так долог, иногда говорят, что мы вечно обусловлены. Но этот долгий период обусловленности становится весьма незначительным, когда человек приходит в сознание Кришны. Например, во сне время может тянуться невероятно долго, но когда мы, проснувшись, смотрим на часы, оказывается, что прошло одно мгновение. Однажды Брахма усыпил всех друзей Кришны на год, но когда они проснулись, и Кришна снова появился перед ними, им показалось, что прошло одно мгновение.

Такое состояние сна называется не-свободной жизнью, она действительно похожа на сон. Хотя по материальным меркам, это может быть очень, очень долгий период, как только мы приходим в сознание Кришны, все это время рассматривается как одна секунда. Например, Джая и Виджая. Они участвовали в лиле Кришны, но, так или иначе, им пришлось спустится в этот мир из-за небольшой ошибки. Им было даровано мукти, погружение в брахма-саюджью, после того, как они были трижды убиты в обличье демонов. Эта брахма-саюджья-мукти непостоянна. Каждое живое существо хочет наслаждения, а брахма-саюджья означает минус наслаждение. Это лишь вечное бытие. Не найдя духовного блаженства, они падают, чтобы найти компромисс в материальном наслаждении. Вивекананда, например, основал множество школ и больниц. Даже у Господа Брахмы сознание материалистично: он хочет господствовать над материей. Он может пасть до положения микроба, а потом возвыситься до сознания Кришны и вернуться домой, к Богу. Таково положение вещей.
Поэтому, когда я говорю: «Да, вечная лила с Кришной существует», — я основываюсь на примере Джаи и Виджаи. Пока душа не погрузится полностью в преданное служение, она поднимается только до брахма-саюджьи, но потом падает. Но если, после миллионов и миллионов лет избегания лилы Господа, душа приходит к сознанию Кришны, все эти миллионы лет становятся незначительными, как сон.

Поскольку душа падает из брахма-саюджьи, она думает, что это ее источник, но она не помнит, что до этого она была с Кришной. Вывод таков: каким бы ни было наше прошлое, надо прийти в сознание Кришны и тут же соединиться с Кришной. Как больной — он не должен терять время на выяснение того, как и почему он заболел, лучше потратить время на излечение болезни.

На вершине дерева рос прекрасный тал. Прилетела ворона, и плод упал на землю. Это видели несколько пандитов, очень важных и очень ученых, и они развернули дискуссию. Плод упал, потому что ворона сбила его крылом. Нет, плод упал сам по себе, одновременно с появлением вороны, испугал ее, и потому она улетела. Нет, плод был спелый, и когда ворона приземлялась на ветку, он отломился. И т.д., и т.п. Какой толк в подобных дискуссиях?
Где бы ты ни находился раньше, в брахма-саюджье или с Кришной в Его лиле, сейчас ты нигде, поэтому лучше всего будет развить свое сознание Кришны и отправиться туда, неважно откуда ты пришел. Брахма-саюджья и кришна-лила — и то, и другое возможно, но когда ты пал из брахма-саюджьи или когда ты пал из кришна-лилы, остается тайной. Однако в настоящее время ты находишься в тисках майи, поэтому сейчас наша единственная надежда — это стать сознающими Кришну и вернуться домой, к Богу. Истинное наше положение — это положение слуги Кришны, а слуга Кришны должен находиться в кришна-лиле. Прямо или косвенно, мы всегда служим кришна-лиле. Даже во сне. Например, днем мы не можем никуда деться от солнца, как же можно выйти из кришна-лилы? Может быть, небо затянуто облаками, может быть, погода пасмурная, но если на дворе день, солнечный свет есть, он повсюду. Поскольку я неотъемлемая часть Кришны, я всегда связан с Ним. Мой палец, даже если он болит, остается неотъемлемой частью моего тела. Поэтому я стараюсь вылечить его, забочусь о нем, ведь это моя неотъемлемая часть. Поэтому когда мы забываем Кришну, Кришна приходит Сам, или посылает Своего представителя.

Бодрствую я или сплю — я один и тот же человек. Как только я просыпаюсь и вижу себя, я тотчас же вижу и Кришну. И причина, и следствие суть Кришна. Например, из хлопка прядут нить, а из нити делают ткань, следовательно, первопричиной является хлопок. Подобно этому, все, в конечном итоге, есть Кришна. Когда мы не можем соприкоснуться с Кришной лично, мы вступаем в контакт с Его энергиями. Поэтому ни у кого нет никакой возможности находиться вне лилы Кришны. Но в различных условиях мы видим различия. Например, в пруду и в зеркале отражаюсь один и тот же я, но эти отражения отличаются друг от друга. Одно из них плывучее и неясное, а другое неподвижное и четкое. Ни в каком состоянии, кроме сознания Кришны, мы не способны увидеть свое истинное положение, но ученый человек видит все живые существа как неотъемлемые частички Кришны. Материальное существование безлично, поскольку истинная личность покрыта. Но мы должны думать, что, поскольку я сейчас покрыт глиной, следовательно, я болен; и мы должны думать: надо взяться за дело, очистить себя, а не выяснять, как я сюда попал. Вот плод перед тобой: бери и ешь его, это главное. Бог не связан причинно-следственными связями. Он может все изменить, Он — причина всех причин. Не трать попусту время на «кака талия ньяю», логику вороны и тала. (ПШП, переданное в архив ББТ Мадхудвишей, точная дата не установлена, 1972)

73-05 Отвечаю на твои вопросы. Первый. «Что подразумевается под обусловленной душой?» Обусловленная душа — это тот, кто принимает иллюзию за действительность. Обусловленность означает, что из-за несовершенных желаний, вечная душа ставит свое удовлетворение в зависимость от материальных условий.

Твой второй вопрос: «Как она становится обусловленной, если дживатма вечно полна блаженства и знания?» Ответ таков: с материей смешивается не сама душа, а ее сознание, которое погружается в попытки наслаждаться материей. Поглощенная желанием господствовать, душа забывает, что она вечна, полна знания и блаженства, и отождествляет себя с материальной энергией. Так что влиянию подвергается лишь сознание обусловленной души.

Третий твой вопрос: «Может ли душа становиться сильнее и слабее из-за своего общения и контакта с материальной природой?» Это не духовное существо становится сильнее или слабее, это его решимость стать сознающим Кришну становится слабее или сильнее. Под влиянием гун страсти и невежества оно слабеет, а под влиянием гуны благости становится сильнее. Но сильнее всего душа становится, общаясь с чистым преданным.

Твой четвертый вопрос: «Может ли душа существовать, не будучи покрытой внешним тонким или грубым телом?» Если птица живет в клетке, а кто-нибудь придет и заберет клетку, значит ли это, что птица не сможет больше жить? Нет. Это тело — иллюзия. Мы вынуждены оставаться в нем только из-за своей привязанности к нему. Но как только душа переносит свою привязанность на Кришну, тогда всякая необходимость в этом теле отпадает.

Твой пятый вопрос: «В Бхагавад-гите говорится, что обусловленная душа неизбежно обладает четырьмя недостатками. Это относится к телу или к душе?» Недостатки присутствуют в живом существе, когда оно действует на материальном уровне. Как сказано в Бхагавад-гите, в главе 15, стих 16:

двав имау пурушау локе кшараш чакшара эва ча

кшарах сарвани бхутани кута-стхо 'кшара учйате

«Есть два типа живых существ: бренные и неизменные. В материальном мире каждое живое существо подвержено падению, а обитатели духовного мира всегда остаются неизменными». Итак, недостатки существуют лишь на материальном уровне. Всякий, кто действует в сознании Кришны, стоит выше этих недостатков.
Последний твой вопрос: «Как может душа деградировать (из-за вожделения, гнева и жадности), если она трансцендентна по отношению к телу? Не означает ли это, что душа изменчива?» Нет. Душа не изменяется, но из-за своей малости, она может забыть о своих взаимоотношениях с Кришной. Духовное качество духовной искры не меняется, она лишь забывает о своей духовной природе, сбитая с толку неуместным желанием сравняться величием с Кришной.
Надеюсь, ты сможешь все это понять. Как ты знаешь, я перевожу множество книг с санскрита на английский язык, поэтому я очень занят. Сейчас у меня есть представители, Джи-Би-Си и президенты храмов, которые достаточно квалифицированы, чтобы отвечать на твои вопросы. Конечно, если ты обращаешься ко мне, я обязан ответить на твои вопросы, потому что я твой духовный учитель. Итак, направляй, пожалуйста, свои вопросы моим представителям. (ПШП Чатурбхуджу, 9 мая 1973)

73-10 Нет, отдельные дживы не находятся в каждом атоме, в каждом атоме находится Параматма. В «Брахма-самхите» говорится следующее: андантара стха-параману-чайантара-стхам, «Который пребывает в каждом атоме». (ПШП Дхриштакету-дасу, 14 октября 1973)

75-06 По поводу твоего вопроса о душе, дживе, пребывающей в сердце, и о дживе, пребывающей в клетках тела. Они различны. И та, и другая — дживатмы, но каждая из этих джив относится к определенному телу. Есть джива в теле, и есть дживы в клетках. Например, я живу в квартире, но это не означает, что в той же квартире не могут жить другие живые существа. Там множество муравьев, мух, жуков, и они тоже живут в этой квартире. Даже в моих испражнениях живут тысячи живых существ. (ПШП Сварупа-Дамодара-дасу, 23 июня 1975)

75-09 Относительно твоего вопроса о различии между умом и душой. В Бхагавад-гите прямо сказано, что ум представляет собой низшую энергию в тонкой форме, а душа, джива — это высшая энергия. Они совершенно различны. Ум не духовен, ум — это тонкоматериальная форма. Когда душа увлекается наслаждением материальным миром, вместо того, чтобы заниматься преданным служением Кришне, это означает начало ее падения. Когда живое существо считает себя наслаждающимся, это называется ложным эго. Его конституциональное положение заключается в том, чтобы служить Кришне. Это ложное эго приводит к деградации живого существа, оскверняя его разум и ум. (ПШП Према-Батре, 28 сентября 1975)

75-11 Ты упоминаешь об известном гарвардском психологе, который интересуется истинной природой человека. Истинная природа человека — нести служение. Изначально живое существо предназначено для того, чтобы служить Кришне, но как только оно начинает неверно использовать свое пограничное положение, оно обусловливается материальной природой. (ПШП Гханашьяма-дасу, 9 ноября 1975)

76-10 Верно, что брахмаджьоти состоит из вечных душ, и что, в конечном счете, ничего иперсонального нет. Мертвая материя — это забвение Кришны. (ПШП Шрутадева-дасу, 30 октября 1976)