Прасад

Предложение пищи

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Прасад


Культура вайшнавов основана на отказе от своей независимости. В этом мире нет независимых людей, но есть иллюзия независимости, которая приводит к неисчислимым страданиям. Мы развиваем в себе сознание слуги. Прежде всего, мы отказываемся от своей независимости в еде, то есть мы не готовим для себя только. Вайшнав готовит для удовольствия Господа. Это доказательство того, что я отказываюсь от духа независимости наслаждений. Отказ от иллюзии независимости проявляется в том, что мы не готовим для себя самих, а едим остатки пищи, предложенной Кришне.

йаджна-шишташинах санто
мучйанте сарва-килбишаих
бхунджате те тв агхам папа
йе пачантй атма-каранат


«Преданные слуги Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу, которая была принесена в жертву Господу. Те же, кто готовят пищу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех».

агхам са кевалам бхункте
йах пачатйаттакаранат
йаджнашисташанам хйетат
сатаманнам видхийате

«Тот, кто готовит для себя, ест один грех. Достойные люди едят только пищу, оставшуюся после жертвоприношения».


Шрила Прабхупада многократно объясняет, как предлагать пищу в своих книгах. Для этого нужно установить алтарь с изображениями Кришны, Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады. Необходимо прочитать вслух молитвы, каждую по три раза:

  • Молитва духовному учителю:

нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале
шримате (имя своего гуру) ити намине

  • Молитва Шриле Прабхупаде

нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине

намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

«Я выражаю свое почтение Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который очень дорог Г осподу Кришне, ибо нашел прибежище у Его лотосных стоп».

«О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я почтительно склоняюсь перед тобой. Ты милостиво проповедуешь учение Чайтанйадевы и несешь освобождение странам Запада, зараженным имперсонализмом и философией пустоты».

  • Молитва Господу Чайтанье:

намо маха-ваданйайа кршна-према прадайа те
кршнайа кршна-чаитанйа- намне гаура-твише намах

«О самое милостивое воплощение Господа! Ты - Сам Господь Кришна, явившийся как Шри Чайтанья Махапрабху. Кожа Твоя золотистого цвета, как у Шримати Радхарани, и Ты щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. Я выражаю Тебе свое почтение».

  • Молитва Господу Кришне:

намо брахманйа-девайа го-брахмана-хитайа ча
джагаддхитайа кршнайа говиндайа намо намах

«Я выражаю свое почтение Господу Кришне, которому поклоняются все брахманы. Он - защитник коров и брахманов, вечный благодетель всего мира. Я снова и снова в почтении склоняюсь перед Личностью Бога, известным под именами Кришна и Говинда».

После того как молитвы произнесены, пища должна оставаться на алтаре 10-15 минут, пока Господь вкушает. Это время преданный может посвятить киртану. В конце необходимо предложить прасад духовному учителю и поблагодарив за милость принести ему свои поклоны. Хотя пища остается в том же количестве, теперь она может обрести духовные качества, если Кришна принял ее. Все зависит от степени предания себя Кришне. Великие преданные кормили Божества с рук и разговаривали с Ними. В любом случае Кришна трансцендентен и Ему нет особенной необходимости непосредственно съедать всё, что находиться на тарелках. Он может сделать подношение прасадом, просто взглянув на Него. Однако, чтобы удостоиться этого милостивого взора нужно быть преданным. Настоящим преданным.

Раздача прасада

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Прасад

Духовный брат Шрилы Прабхупады, Ананда Прабху, хотел готовить и раздавать не только Шриле Прабхупаде, но и всем его ученикам. Ананда Прабху был старше по возрасту, но все же он всегда занимал такое положение, чтобы предложить служение другим. Он немного говорил по-английски, и ученики Шрилы Прабхупады могли понять его любовь, любовь Ананды Прабху и Шрилы Прабхупады друг к другу. Общение Ананды Прабху и Шрилы Прабхупады происходило именно через служение в виде приготовления прасада.

Каждое утро все собирались на веранде около комнаты Шрилы Прабхупады. Мужчины усаживались с одной стороны, а женщины с другой. Вдоль по центральному проходу Ананда шел быстрым шагом, раздавая прасад, в то время как Шрила Прабхупада сидел в конце на деревянном стуле, перебирая свои четки и наблюдая, как преданные принимают прасад. Шрила Прабхупада обеспечивал деньгами ашрам и Ананда Прабху регулярно устраивал роскошные пиры: прожаренный картофель со специями, рис, йогурт, дал, три различных вида сабджи, жаренные чатни, малпуры, раджкели, сандеш, кхир - все это готовилось по высшему стандарту и с нектарным вкусом.

Шрила Прабхупада садился во главе двух рядов и вдохновлял всех принимать прасад: «Положите ему больше!» - говорил Шрила Прабхупада, отдавая должное приготовлению Ананды Прабху, и улыбался, видя, как его ученики принимали прасад. Преданные кончали, побуждаемые есть столько, сколько они хотели, и затем Шрила Прабхупада громко произносил Премадхавани, и все преданные громко кричали: «Джая!».

После одного такого пира Прабхупада позвал преданных в свою комнату и заметил: «Посмотрите, как он готовит! Он готовит все блюда, он служит, раздает и сам не ест до тех пор, пока всех полностью не удовлетворит. Это пример истинного вайшнава, как он должен действовать. Он более удовлетворен служением другим, чем собственным наслаждением».

Это особенное служение, исполняя которое мы можем послужить лично каждому преданному. И оно требует особого подхода и настроения от того, кто собирается раздавать прасад.


Правила раздачи прасада

1. Раздавать прасад должны квалифицированные преданные. Это не должны быть новички, не знакомые со стандартом этикета вайшнавов. (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур порой просил своих учеников-санньяси раздавать прасад всем преданным).

2. Раздатчик должен быть чист, умиротворен и удовлетворен. Если в этом есть необходимость, он может принять прасад до раздачи.

3. Накладывайте, сколько необходимо, чтобы не тратить ничего понапрасну.

4. Первыми обслуживаются брахманы, старшие и дети.

5. Вначале всегда раздается напиток.

6. Прасад раздается в такой последовательности:

• зелень и другие вяжущие блюда (салаты из зеленых частей овощей);
• рис
• жаренные блюда, дал;
• пряные овощные блюда (сабджи):
• кислые блюда (то есть райты);
• сладкие блюда.

7. Всегда предлагайте добавку. Следите за тем, чтобы все были полностью удовлетворены.

8. Не касайтесь тарелок раздаточной ложкой. Если это произошло, то ложка считается оскверненной. После этого ее необходимо вымыть с навозом или молоком.

9. Не касайтесь блюд пальцами или ногтями пальцев, это относится даже к жидким блюдам. Всегда пользуйтесь половником. Соль нельзя раздавать руками (она впитывает влагу пальцев, тем самым оскверняясь). Пользуйтесь ложкой. Раздатчики не передают специи общего пользования. Если они все же прикоснулись к ним, то необходимо помыть руки.

10. Никогда не прикасайтесь к прасаду стопами и не переступайте через него - это оскорбительно.

11. Раздавайте прасад из специальных раздаточных ведер, чистых и не используемых для других целей.

12. Не таскайте ведра по полу, не создавайте шума. Раздавайте в тишине.

13. После окончания общего приема прасада помещение необходимо вымыть.

Правила почитания прасада

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Прасад

1. В идеале принимать пищу нужно во вторую яму дня (три часа после восхода солнца), а во второй раз после сандхйа-ванданы на закате. То есть между 9 и 12 утра и около 6 вечера.

2. Перед принятием прасада необходимо вымыть руки и стопы. Также нужно сполоснуть глаза, нос, уши и живот. Перед едой нужно споласкивать рот. Почему перед едой? Потому что во рту появляется грязь от нечистых мыслей.

3. Садитесь на чистое место, там, где еще не принимали прасад. Не следует садиться или переступать через место, где уже принимали прасад, так как оно осквернено.

4. Если есть лицом на восток, то это даст здоровье, если на запад, то придут деньги, если есть лицом на юг, то придет слава, если есть лицом на север, то появится духовное знание. Нельзя есть, если рядом находятся люди, которые не едят, а только смотрят, как вы едите.

5. Вознесите молитвы прасаду. Преданный имеющий духовного учителя должен прочитать паранама-мантру своего гуру предложив этот прасад ему. Настоящий ученик не будет есть, не накормив сначала своего гуру и не спросив его позволения.

6. Начинайте вкушать только после того как начали старшие.

7. Прасад не нужно «спасать», «жрать», «хавать» и тому подобное. Прасад следует почитать в умонастроении служения.

8. Медитируйте на то, что это остатки пищи Кришны. Господь прикасался к этой пище и она пропитана Им. Мы можем ощутить Его присутствие.

9. Почему мы едим правой рукой? И закрываем нос при пранаяме только правой рукой? Потому что правая рука дает энергию, а левая - забирает.

10. После того, как вы уже начали принимать прасад, не следует больше ни к чему прикасаться правой рукой. На эту тему Харишаури Прабху рассказывает свой опыт общения с Прабхупадой:

«Днем Прабхупада прилег отдохнуть у себя в комнате. Хамсадута, Харикеша и я сидели в комнате слуг и обедали. Когда Прабхупада вышел, мы поклонились. Я сидел на полу и ел прасад ложкой. Сев обратно после поклона, я отложил ложку и положил руку на колено. Прабхупада бросил на меня сердитый взгляд и сказал: «Сперва ты ешь, а потом?», - и изобразил ребенка, который пачкает грязными руками лицо и одежду. Я чуть было не возразил: «Шрила Прабхупада, но ведь рука у меня не грязная. Я же ем ложкой!» Но подумав, я решил промолчать. Несомненно, Прабхупада лучше понимает, что такое чистота. Прабхупада рассмеялся. Проходя мимо нас в спальню, он покачал головой и произнес: «Все вы воспитаны как млечхи».

11. Лучше вкушать молча, либо вести легкую беседу. Что касается слушания лекций и киртанов, то нет четких указаний по этому поводу. Одни старшие вайшнавы говорят, что этого не следует делать и нужно думать о Кришне и петь самому. Другие говорят, что бхаджаны помогают помнить о Кришне и думать о Нем.

12. Поедание пищи в гунах: медленно, с благодарностью, в чистоте и приятном расположении духа - саттва; с наслаждением, объедаясь, торопясь, нарушая порядок, слишком большое разнообразие - раджас; на ходу, когда мы толком не понимаем, что мы едим, не чувствуем вкуса, лишь бы набить желудок, в раздраженном состоянии, смотря телевизор, на бегу - тамас.

13. Неблагоприятно прерывать почитание прасада. Даже когда входит старший нет необходимости вставать.

14. Стало принято передавать раздаточную посуду левой рукой. Принимающий пищу человек считается оскверненным полностью, а его левая рука не бывает чистой. В ведической культуре вообще не принято использовать эту руку для чистой деятельности. Поэтому всегда должны быть раздатчики, которые могут это сделать.

15. Первая отрыжка - признак того, что нужно кончать есть - обычно человек еще чуть-чуть голоден. Никогда нельзя есть до тяжести в теле.

16. Аюрведа: «На половину желудок должен быть заполнен пищей, на одну четверть водой, и на одну четверть воздухом».

17. Существуют два варианта окончания принятия прасада. В первом случае все остаются на своих местах и встают только после того, как самый старший вайшнав встал со своего места. В другом случае разрешается вставать после того как прасад прославлен словами «Шри Бхагават Прасадам ки джай!». Если необходимо уйти, то нужно спросить разрешение у старших. Очень культурно выглядит, когда преданный просит позволения уйти у соседа. Это развивает в нашем обществе культуру уважения во взаимоотношениях.

18. Нельзя переступать через прасад или место принятия прасада.

19. В помещении где почитали прасад не кланяются до того как оно вымыто. Кланяться в оскверненном месте не нужно.

20. Прием пищи - это жертвоприношение. Сам Кришна горит в нашем желудке: ахам вайшванаро бхутва пранинам дехам ашритах пранапана-самайуктах пачамй аннам чатур-видхам. Кришна не может доверить эту сверхважную функцию никому другому. Он сам переваривает пищу, которую мы едим, сам усваивает ее и превращает в нашу энергию. После еды нужно правую руку положить на левый бок (где начинается пищеварение) и несколько раз произнести имя Нараяны. Сам Нараяна переваривает пищу в образе Вайшванара-Агни (огня, который горит во всех людях - Вайшванара). После еды нужно сделать ачаман, а потом 12 раз для грихастх и 16 раз для санньяси прополоскать рот. После еды нужно сделать 100 шагов. Тот, кто сидит после еды, становится ленивым, тот, кто спит - толстеет, тот, кто бегает - догоняет свою смерть, а тот, кто ходит, получает энергию.

Экадаши

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Прасад

Во всех священных писаниях прославляется принятие прасада, и, когда говориться о его могуществе, возникает понимание того, что милость Бога абсолютно безгранична. Есть знаменитое высказывание: кхават кхават чйуте шарира та вай миле сита-рама рагхувира - "Если ты погибнешь за принятием прасада, то встретишься с Ситой и Рамой". Похоже, что единственные ограничения на принятие пра- сада существуют в дни экадаши и праздники. В святые праздники преданные держат полный пост до определенного времени, и после этого прерывают его во славу явления или ухода великих святых и воплощений Кришны. Экадаши также отводится особенное место в жизни вайшнавов. Правила соблюдения поста на экадаши описаны в 12 и 13 Виласах «Хари-бхакти-виласы» Санатаны Госвами. Вряд ли найдутся те, кто способен следовать всем этим правилам в совершенстве в наше время. Но есть некоторые моменты, которые могут помочь нам осознанно подходить к постам в этот священный для вайшнавов день.

Шрила Санатана Госвами говорит, что экадаши должны соблюдать все люди (чтобы называться людьми) в возрасте от восьми до восьмидесяти лет, так что если вы попадаете в этот возрастной промежуток, поститесь во имя Господа Хари! «Нарада Пурана» предостерегает: «Лучше совокупляться с собственной матерью, есть говядину, пить алкоголь и убивать, чем есть в день Экадаши!»

Далее там говорится:

samayasya maharogad duhkhinam sarva dehinam ekadasim upavaso’yam nirmitam paramausadham

«День Экадаши был создан как самое могущественное лекарство (парама-аушадхам), излечивающее от материальной болезни, которая вынуждает нас находиться в материальном теле и подчиняться материальному уму».

tavat papani dehe’ smin tisthanti manujadhipa yavat na upavaset jantuh padmanabha dinam subham

«О царь, пока человек не станет соблюдать пост на Экадаши, все грехи останутся в его теле».
Санатана Госвами не рекомендует даже чистить зубы в день экадаши - это нужно сделать вечером предыдущего дня. Он также советует есть только один раз в предыдущий день, дашами. Еще одна рекомендация: никому не говорить о том, что вы поститесь в этот день, делать это незаметно, а не напоказ. Но самое главное правило заключается в том, что экадаши - это Харивасара, День Господа Хари. Поэтому этот день мы должны целиком (по мере наших сил) посвятить Богу


Дни, благоприятные для поста

Шуддха-экадаши начинается за 96 минут до восхода солнца в одиннадцатый день после полнолуния и после новолуния. Однако если дашами, предыдущий день, длится хотя бы на секунду больше, то пост нужно соблюдать на следующий день - маха-двадаши. Когда экадаши перекрывается с дашами, поститься запрещено. В «Сканда Пуране» сказано, что сто сыновей Гандхари были убиты на Курукшетре потому, что она соблюдала пост на экадаши, которые перекрывались с дашами. И наоборот, когда экадаши перекрывается с двадаши - поститься нужно, потому что оба этих дня очень благоприятны для поста. В экадаши, который перекрывается с дашами, постящийся человек подвергается демоническому влия¬нию, а соблюдая пост на маха-двадаши, он приближается к Господу Хари.


Органичения в пище

Шастры рекомендуют соблюдать полный пост и даже не пить воды. Однако, если человек не может поститься сам, он может поручить это сыну или брахману. Если мы не можем поститься полностью, то рекомендуется есть только один раз, во второй половине дня, ближе к вечеру. Есть можно следующие продукты: фрукты, молоко, воду, гхи, панча-гавью и воздух - каждый следующий лучше предыдущего. В соответствии с Махабхаратой, пост на экадаши не прерывают: вода, корнеплоды, фрукты, молоко, кунжут, гхи, лекарство, желание брахмана и приказ духовного учителя.

Экадаши-врата также распространяется на Джанмаштами, Рама-навами, Нрисимха-чатурдаши и Гаура-пурниму.


Пример Господа Чайтаньи

В Писаниях встречаются несколько упоминаний об отношении Гопода Шри Чайтаньи Махапрабху к посту в экадаши. В те времена, когда он жил в Надии, в обществе считалось, что лишь вдовы должны соблюдать экадаши, а домохозяева не должны. И вот, в один прекрасный день Махапрабху попросил свою мать Шачидеви о пожертвовании: мата, море деха ека дана. Шачидеви сказала, что даст ему все, что он пожелает. И тогда Махапрабху произнес: экадашете анна на кхаибе - Не ешь зерно в экадаши. Она сразу же согласилась, и с тех пор неукоснительно следовала этому обету.

Спустя много лет, в Пури, когда преданные не знали, что им выбрать - поститься в экадаши или почитать небезызвестный прасад от Джаганнатхи, Махапрабху решил эту проблему, велев им вознести молитвы (пранаму) прасаду, а съесть его лишь на следующий день после экадаши.

Следуя примеру Шри Чайтаньи Махапрабху, Рупа Госвами в свою очередь упоминает экадаши среди 64-х аспектов садхана-бхакти. Даже те, кто достиг уровня рагануга-бхакти, или те, кто стремится к этому, тоже должны соблюдать экадаши. Таким преданным экадаши-врата позволяет укрепить почву для взращивания соответствующей бхавы. В Гаудия-сампрадае и садхаки (стремящиеся к совершенству), и сиддхи (достигшие совершенства) соблюдают экадаши, хотя и воспринимают этот обет по-разному.


На уровне садханы и совершенства

Экадаши приходится на одиннадцатый день прибывающей или убывающей луны, два раза в месяц. Луна влияет на приливы и отливы, и подобным образом, в эти два дня она выводит из равновесия жидкости нашего тела и оказывает давление на чувства. Поэтому садхаки постятся в экадаши, чтобы заглушить позывы своих чувств. Обычно они полностью воздерживаются от еды и питья, хотя в наши дни, особенно в странах Запада, вошло в привычку не есть только зерновые и бобовые продукты, которые оказывают самое большое влияние на чувства. Итак, для садхаки экадаши - это день, когда они меньше едят и больше слушают о Кришне и прославляют Его.

Однако для сиддх, достигших совершенства, экадаши - это праздник и пир. Кришна для них - друг, возлюбленный и т. д., но только не Верховный Господь Бог. Великие преданные говорят об экадаши, что в этот день, благодаря особому расположению звезд, жидкости в теле Кришны начинают бурлить, делая Его более расположенным к наслаждениям. Такие преданные уже безгранично служат Ему, и Кришна безгранично наслаждается их служением, однако экадаши позволяет еще больше служить Ему, поскольку Кришна в этот день способен принять еще больше служения, ибо Он (по их мнению) более склонен к наслаждениям в этот день. Зная, как любит Кришна вкусно поесть, они готовят роскошный пир для Него, живущего в их сердцах. Конечно, попробовав зерно в экадаши, Кришна нарушит религиозные предписания, однако, преданные не могут не исполнить Его желания, несмотря на то, что эти желания расходятся порой с принципами религии. Для таких преданных совершенством жизни является удовлетворение Кришны, а не религиозных догм - самсиддхир хари тошанам.

Вкушение прасада

Опубликовано в Прасад

9856201
   "Мне очень нравится эта идея. Повторение святого имени - это лекарство, а прасад - это диета для больных материальной болезнью".

Письмо Шрилы Прабхупады Даянанде дасу

   "Когда кто-то из преданных, желая поддержать в нас дух преданного служения, раздает прасад - остатки пищи, предложенной Всевышнему Господу, мы должны принимать этот прасад, видя в нем милость Господа, полученную из рук чистых преданных".

"Нектар наставлений", текст 4, комментаний.

1. Нельзя вкушать прасад перед Божествами и Туласи.
2. До и после еды следует вымыть руки и ополоснуть рот.
3. Для еды и питься следует полозоваться правой рукой (в особенности, если вы едите руками — левая рука считается нечистой). Левой рукой можно брать стакан с напитком.
4. Прасад нельзя выбрасывать (в самом крайнем случае остатки можно скормить животным или положить в реку, где их доедят рыбы).
5. Нельзя прикасаться к прасаду стопами.
6. Не переедайте! Шрила Прабхупада говорил: “Одна четверть желудка должна быть наполнена водой, половина пищей, а оставшаяся четверть — воздухом.”
7. Во время вкушения прасада не следует обсуждать дела. Лучше включить киртан или бхаджаны Шрилы Прабхупады. Или кто-нибудь может читать в это время истории из "Источника" или "Гауранги".
8. Следует медитировать на то, как Кришна только что пробовал это подношение. Можно также медитировать на то, как Кришна по Своей милости дает нам этот прасад. Можно вспоминать игры Господа Чаитаньи и Господа Кришны, связанные с прасадом.

   Углубление практики 

     Через несколько минут преданный принесет небольшой поднос с приготовленным кушаньем и поставит его на алтарь. Оно будет предложено Богу с молитвой: «О Господь Кришна, пожалуйста, помоги предложить Тебе это приношение с преданностью, - именно так, как Ты просишь в «Бхагавад-гите», с любовью». Произнося молитву, я предлагаю пищу Прабхупаде, а он по парампаре передает ее Кришне. Затем, усаживаясь есть, я произношу молитву, прославляющую прасад. Я выражаю свою признательность Кришне за такую прекрасную пищу. Ставлю кассету с записью лекции Прабхупады, чтобы слушать его за этой святой трапезой.

    Но когда я действительно начинаю есть, берет верх животное, в восторге наслаждающее свои чувства и съедающее больше необходимого. Общение с Богом низводится до: «Ух Ты Господи, ну и наелся же я!». И после такой самозабвенной еды, с раздутым животом ты хочешь вернуться к возвышенным молитвам-размышлениям? Это смешно… или мне следует плакать?

   Я надеюсь «вырасти» из этого. А пока «животное», по крайней мере, ест прасад, чистую пищу, предложенную Кришне с молитвами, и физическая сила, которую оно получает, используется в служении Господу. Могло быть гораздо хуже.

 Дополнительные статьи:

Прасад 
Выбор продуктов 
Как готовить для поднесения Господу  
Как предлагать еду Господу Кришне.
Раздача прасада 
Оказывать почтение прасаду.
Молитвы, читаемые перед вкушением прасада.

Раздача прасада

Опубликовано в Прасад

a 065536ed
   
 "Мы должны бережно относиться к прасаду Кришны. Лучше всего готовить ровно столько, сколько требуется, и давать каждому человеку столько прасада, сколько он хочет. По ведической традиции люди садятся рядами перед тарелками и раздатчики ходят по рядам и раздают по маленькой порции каждого блюда на каждую тарелку. Если человек отказывается от какого-либо блюда, ему его не кладут. Если кто-то хочет еще, раздатчики проходят по рядам, раздавая добавку. Таким образом ничего не пропадает и все остаются довольны".

Письмо Шрилы Прабхупады Киртираджу дасу

   Единственное, чему может уступить нектар вкушения прасада, это нектар его раздачи. Прасад нужно раздавать при любой возможности и в неограниченных количествах. В Бхагават-гите говорится, что жертвоприношение, не сопровождаемое раздачей прасада, совершается в стихии невежества. Поскольку жизнь чистого преданного – это сплошное жертвоприношение, то нужно сделать соответствующие выводы.

    Для раздачи прасада в традиционном стиле необходимо придерживаться следующих правил:
1. Разносить прасад должен квалифицированный преданный. На мужской половине, это мужчина, а на женской - женщина. Иногда, если нет квалифицированной преданной, которая могла бы разнести прасад среди женщин, то это следует сделать мужчине — и наоборот.
2. Преданные, раздающие прасад, должны быть аккуратны, умиротворены и спокойны. Если необходимо, они могут вкусить пищу перед раздачей. Они должны стараться не разговаривать во время раздачи прасада.
3. Раздавайте такое количество прасада, чтобы ничего не выбрасывалось.
4. Хозяева должны обслуживать гостей. Старшие преданные, старики и дети должны обслуживаться в первую очередь.
5. Воду или напиток раздавайте в первую очередь.
6. Обойдите всех ещё раз, чтобы каждый остался доволен. Не будьте скупыми, не жадничайте, желая оставить что-то себе. Прасад предназначен для раздачи.
7. Не прикасайтесь к тарелкам половником. Прикосновение к тарелке оскверняет его. Если половник осквернился, нужно помыть его.
8. Не прикасайтесь пальцами к блюдам и к воде. Никогда не раздавайте соль руками, пользуйтесь для этого ложкой.
9. Никогда не прикасайтесь к прасаду стопами и не перешагивайте через него.
10. Раздавайте прасад из раздаточных вёдер.
11. Не двигайте вёдра по полу и не создавайте шума, гремя посудой. Старайтесь раздавать пищу тихо.
12. После того как преданные закончили вкушать прасад, вымойте пол.

 Дополнительные статьи:

Прасад    
Выбор продуктов    
Как готовить для поднесения Господу   
Как предлагать еду Господу Кришне.
Оказывать почтение прасаду.
Молитвы, читаемые перед вкушением прасада.
Вкушение прасада    

Как готовить для поднесения Господу

Опубликовано в Прасад

0 6f1a8 443bb52e XL
   Весь цикл, связанный с прасадом – начиная от похода в магазин, и кончая его вкушением и уборкой – представляет нам идеальную возможность думать о Кришне, ибо вся эта деятельность совершается непосредственно для Его удовольствия. Это относится к категории главных методов преданного служения.
    Лучше всего в мире готовит Шримати Радхарани, поэтому во время готовки можно медитировать на то, как Она это делает, считая себя Ее смиренным слугой. 
    Преданные не пробуют то, что готовят. Сперва это должен вкусить Кришна. Если Вы готовите с любовью и преданностью, то у Вас все будет получаться отменно, и в любом случае Кришна обязательно примет Ваше подношение – Он обещает это в Бхагавад-гите. 
    Посуда, в которой готовится прасад должна быть отдельной, и никогда не использоваться самим. То же касается губок для мойки посуды и другой утвари. 
Кухня, также как и алтарная, всегда должна поддерживаться в идеальной чистоте. Прежде чем готовить, обязательно тщательно вымойте руки.
   Нельзя касаться нечистых предметов, лица и волос. Так что после соприкосновения с этими вещами необходимо помыть руки. 
   Тот, кто готовит должен совершить омовение и надеть чистую одежду ( имеется в виду одежда в которой не ходили в туалет и не вкушали, в общем одежда, после стирки).
    Нужно помнить, что истинная цель всего этого - выразить нашу преданность и благодарность Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление для Кришны всю вашу любовь к Нему, и тогда Он примет ваше подношение.

 Дополнительные статьи:

Прасад 
Выбор продуктов 
Как предлагать еду Господу Кришне. 
Раздача прасада 
Оказывать почтение прасаду. 
Молитвы, читаемые перед вкушением прасада. 
Вкушение прасада  


 

Выбор продуктов

Опубликовано в Прасад

продукты 2
   Понимание высшей цели вегетарианства определяет прежде всего выбор продуктов, которые мы собираемся предложить Кришне. В Бхагавад-гите Господь Кришна говорит, что пищу можно подразделить на три категории, в зависимости от гун материальной природы — благости, страсти и невежества. Молочные продукты, злаки, сахар, овощи, фрукты и орехи и т.п. относятся к гуне благости, и это можно подносить Господу. Но пищу, которая в страсти и невежестве, не подносится Ему. Кришна объясняет в Бхагавад-гите, что такая пища «вызывает страдания, несчастья и болезни» и что она «безвкусная, разложившаяся и дурно пахнущая». Нетрудно догадаться, что речь идет о мясе, рыбе, яйцах и т.д. Это суть пищи, относящаяся к низшим гунам материальной Природы, как, впрочем, и грибы. Их не следует предлагать Кришне. Кофе и чай, как ни парадоксально, представляют собой наркотические средства (они содержат кофеин), и их также нельзя предлагать Кришне. Зато взамен можно заваривать чай из множества чудесных, ароматных, вкусных и целебных трав.

      При покупки продуктов очень важно помнить о том, что мясо, рыба  и яйца могут  входить   в состав вегетарианских продуктов, поэтому необходимо внимательно изучать этикетки и в сомнительных случаях спрашивать продавца или обращаться на фабрику. Например, некоторые сорта кисломолочных продуктов и сметаны содержат желатин, который делается из рогов, копыт и костей забитых на бойне животных. Необходимо также убедиться, что сыр, который вы покупаете, не содержит сычуга — фермента, извлекаемого из тканей телячьего желудка.

 Дополнительные статьи:

Прасад 
Как готовить для поднесения Господу 
Как предлагать еду Господу Кришне.
Раздача прасада 
Оказывать почтение прасаду.
Молитвы, читаемые перед вкушением прасада.
Вкушение прасада

Прасад

Опубликовано в Прасад

    Прасад - (санскр. प्रसाद; prasāda — «божественная милость», «божественный дар»)
   Поскольку Кришна обладает наивысшим могуществом и абсолютно духовен, все, что приходит в соприкосновение с Ним, также становится абсолютно чистым и духовным, подобно тому, как Солнце своими лучами может извлекать чистую, свежую воду из озера, вода которого загрязнена. Что уж говорить об очищающей силе Всевышнего Господа Кришны, Который без каких бы то ни было усилий творит миллионы солнц!

    Так же и пища — если ее поднести Шри Кришне, становится полностью духовной и превращается в Прасад, милость Господа.

   Прасад в бхакти-йоге имеет очень большое значение. В других системах йоги человек должен искусственно сдерживать свои чувства, тогда как в бхакти-йоге он может занимать их разнообразной приносящей удовлетворение духовной деятельностью. Благодаря такой деятельности чувства постепенно одухотворяются и их начинают привлекать духовные наслаждения, далеко превосходящие те, что доступны нам в материальной жизни.

   Господь Чайтанья, воплощение Всевышнего Господа, явившийся в Индии пятьсот с 5880890470 2da60f50c1лишним лет тому назад, так говорил о прасаде: «Каждому доводилось прежде пробовать эти материальные блюда, однако сейчас они приобрели необыкновенный вкус и удивительный аромат; даже их аромат, не говоря уже о вкусе, притягивает ум и заставляет человека забыть о всех прочих лакомствах, потому что духовный нектар с губ Кришны коснулся этой обычной пищи, и ей передались все Его духовные качества».

    Прасад непосредственно с подноса, предложенного Кришне, называется махапрасадом, или "сверхмилостью". Хотя нет никакой разницы между прасадом и махапрасадом, махапрасад очень дорог преданным, так как напоминает им об особенной связи с Господом. Это дело трансцендентных сантиментов. Подобным образом, остатки прасада, который вкусил духовный учитель или чистый преданный, называют маха-махапрасадом, или "сверх-сверх-милостью".

 Дополнительные статьи:  

Выбор продуктов 
Как готовить для поднесения Господу 
Как предлагать еду Господу Кришне.
Раздача прасада  
Оказывать почтение прасаду.
Молитвы, читаемые перед вкушением прасада.
Вкушение прасада  
    

/span