Энциклопедия

Кто такой наставник?

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Ответы на важные вопросы

Бала Кришна дас

ENs u0aivdUЯ понимаю, что в данном случае речь идёт о духовном наставнике. В общем, широком смысле понимания термина "духовный наставник" это синоним понятия "духовный учитель". Если Вы внимательно почитаете книги Шрилы Прабхупады, Шрилы Бхакти Ракшак Дев Госвами Махараджа, Шрилы Гоур Говинды Свами Махараджа по теме «гуру-таттва», а также книгу Шрилы Шиварамы Махараджа "Шикша-гуру", то увидите синонимичность этих понятий. Причём под термином "духовный наставник" понимается как дикша-гуру, так и шикша-гуру, так как самая общая обязанность духовного учителя давать ученику (подопечному) шикшу - духовные наставления, собственно отсюда и "духовный наставник". Шикша - это последовательные и согласованные наставления, ведущие человека к Шри Кришне. Духовный учитель (духовный наставник) может находиться на одном из 3-х уровней: высшем (уттама-адхикари), среднем (мадхьяма-адхикари) и начальном (каништха-адхикари). Шрила Прабхупада пишет об этом в комментарии к 5 стиху "Нектара наставлений" (заключительный абзац). Здесь же Шрила Прабхупада отмечает, что лучшим духовным наставником является уттама-адхикари. Почему? Шрила Прабхупада здесь же даёт ответ: "Вайшнавы-неофиты (т.е. каништха-адхикари) и вайшнавы, стоящие на средней ступени (т.е. мадхьяма-адхикари), тоже могут принимать учеников, но только из числа преданных того же уровня, и при этом нужно отдавать себе отчёт в том, что последние (т.е. ученики), действуя под их недостаточно компетентным руководством, не смогут достичь ощутимого прогресса на пути к высшей цели жизни (т.е. к преме - любви к Богу)". Из этой фразы Шрилы Прабхупады понятно, что мадхьяма-адхикари и даже каништха-адхикари могут действовать в качестве шикша-гуру и дикша-гуру. Тем не менее, для них есть два серьёзных ограничения: 1) они не могут дать ученику (подопечному) прему - любовь к Богу из-за того, что у них самих в сердцах ещё сохраняется грязь (конечно, у мадхьяма-адхикари в значительно меньшей степени, так как он находится на стадии массированного очищения от анартх); 2) преданные уровня каништха-адхикари могут принимать подопечными преданных этого же уровня, а мадхьяма-адхикари - преданных каништха-адхикари и мадхьяма-адхикари.

Как это понимать? Преданный каништха-адхикари - это уровень от шраддхи (веры в процесс преданного служения Богу) до анартха-нивритти. Деятельность каништхи-преданного на этом этапе определяется специальным термином аништхита-бхаджана-крия (включает в себя 6 ступеней неустойчивого бхакти). То есть, допустим преданный уровня таранга-рангини (последняя ступень неустойчивого бхакти) вполне может принять подопечным человека, находящегося на ступени утсаха-майи или вишайа-сагара.

Подобно этому преданный мадхьяма-адхикари, находящийся на 1 ступени уровня ручи (устойчивого вкуса, но пока ещё зависящего от внешних факторов) может принять подопечным преданного, находящегося на ступени ништха (твёрдая устойчивость). Общий принцип: вы можете передать другому человеку то, чем обладаете сами. Следует знать, что квалификация гуру (духовного наставника) определяется тем, насколько он знает Кришну (йеи кришна-таттва ветти сеи гуру хайа). Уттама-бхакте Шри Кришна открывается в полной мере, из-за полного предания такого преданного Богу; мадхьяма-адхикари ещё стоит в материальном мире, но он устремлён в мир духовный; каништха-адхикари пока неустойчив на пути бхакти, хотя и старается следовать наставлениям своего духовного учителя.

Квалификация духовного наставника уровня уттама-адхикари описана во многих стихах священных писаний, например: ШБ 11.3.21; ШБ 5.5.18; Мундака-упанишад 1.2.12; Ч.Ч, Мадхья, 7.128 и 15.117. Очень важна 1 глава Ч.Ч., Ади "Духовные учители", здесь очень много важных стихов, например 1.46-1.49. Много стихов квалификации преданных посвящены в Ч.Ч., мадхья-лила и ШБ 11 песнь. Важны также стихи ШБ 3.29.8-12 и дальше. Обратите Ваше внимание также на важный стих -  Б.Г. 4.11.

В «Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, 1 глава, текст 47 - шикша-гуру описывается как "бхакта-шрештха" - это о преданном уттама-бхакте. Вместе с тем, Шрила Прабхупада комментируя этот текст - "шикша-гуруке та джани кришнера-сварупа антарьями бхакта-шрештха эи дуи рупе", отмечает, что всех гуру можно разделить на две категории: освобождённые и не освобождённые. Почитайте внимательно комментарий, он Вам многое прояснит. Шрила Шиварама Махарадж также разбирает комментарий к этому тексту в своей книге "Шикша-гуру".

Теперь о понятии "духовный наставник", который стал использоваться в ИСККОН в последние годы. По-моему мнению, противопоставление понятий «шикша-гуру» и «наставник» неверно, так как разговор идёт об одном - гуру-таттве. Моё понимание, основанное на том, что я уже описал Вам выше, заключается в том, что наставники, которых мы чаще всего принимаем в общинах, относятся к категории «шикша-гуру», но являющиеся каништха-адхикари, а, следовательно, «не освобождёнными». Отдельно необходимо обсуждать, с какой ступени бхакти преданный считается освобождённым. Но, в общем и целом такую личность называют «дживан-мукта» и она проявляет качества, указанные в «Чхандогья-упанишад» 8.7.1, можно также почитать на эту тему комментарии Шрилы Прабхупады на «Шримад-Бхагаватам» 5.4.5 и 5.11.12.

Исходя из вышесказанного наставления таких «не освобождённых» наставников носят не абсолютный, а относительный характер, т.е. как и пишет Шрила Прабхупада в последнем абзаце комментария к 5 стиху НН - "действуя под их недостаточно компетентным руководством". То есть данные наставления необходимо проверять на соответствие шастре, гуру и садху.

Ещё о качествах наставника можно почитать в книгах "Наука самоосознания", "Путешествие вглубь себя", "Ученье Господа Капилы", Ману-самхите и т.д. Тема поистине бездонная.