Энциклопедия

Зачем нужен наставник?

Автор: Апурва-прити деви даси. Опубликовано в Ответы на важные вопросы

Бала Кришна дас

balakrishna2Отвечаю вкратце.

Причины для принятия духовного учителя (духовного наставника):

1) гуру помогает понять глубинный смысл Вед (бхакти-йога наилучшим образом решает все наши насущные потребности);
2) помогает разрешить кажущиеся противоречия (пример: в 6 и 7 главах Б.Г. Кришна говорит, что гьяна лучше кармы, а в 12 главе ставит карму выше гьяны и медитации; у философа меньше материальных желаний и в этом смысле он ближе к Богу, но с другой стороны философов не так уж и много, но многие люди способны двигаться к Богу на платформе кармы, и в этом смысле она лучше для многих);
3) помогает развить нам божественные качества (практически невозможно стать смиренным, если мы не принимаем гуру);
4) учит нас практике предания (а не отвлечённой теории);
5) отвлекающих моментов в жизни так много, что без проводника к Богу мы не в состоянии продвинуться в познании Абсолютной Истине.

Несколько цитат на данную тему.

Шримат Бхагаватам 11.22.10.: «Покрытый невежеством с незапамятных времён, человек не способен достичь самосознания самостоятельно, и потому нуждается в обществе личности, которая обладает истинным знанием об Абсолютной Истине и может наделить его этим знанием».

Шрила Прабхупада, комментарий к Б.Г. 11.54: «Кришну нельзя постичь, просто рассуждая о Нём. Тот, кто не прошёл подготовку под руководством истинного духовного учителя, не может даже вступить на путь познания Бога».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур «Беседы об Абсолюте» стр.56-57: «Порой нам кажется, что мы по собственной воле можем возносить молитву Господу и по собственной же прихоти заняться чем-то иным. Такой образ мыслей, несомненно, указывает на отсутствие смирения и терпения. Чтобы избежать подобных ловушек ума, шастры настоятельно рекомендуют принять прибежище у истинного духовного учителя – тогда мы сможем оставаться в смиренном состоянии и действовать в соответствии со стихом тринад апи суничена. Наставления о том, как научиться взывать к Господу, мы получаем также от духовного учителя. Их цель – приучить нас полагаться на Бога, зависеть от Его милости Шрила Прабхупада: «Собственными усилиями нельзя стать преданным. Некоторые самонадеянно заявляют: «Зачем мне гуру?» Наверное, раньше у них были плохие учителя. Не следует думать: «Захочу, пойду к гуру, а не захочу, буду дома читать книги и сам всё познаю». Но даже, если он прочтёт Б.Г. тысячи раз, он всё равно не поймёт в ней ни слова, поскольку не обратился к ачарье».

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, глава 7, текст 53: «Не следует самонадеянно полагать, что, просто читая книги, можно понять природу трансцендентного любовного служения Господу. Необходимо стать слугой вайшнава. Как говорил Нароттам Дас Тхакур: «Чхадийа вайшнава-сева нистара пайечхе кеба — без самоотверженного служения чистому вайшнаву невозможно продвинуться в духовной жизни». Мы должны всегда отдавать себе отчёт в том, что имеем дело с планом адхокшаджа и потому неспособны своим материальным умом и ограниченными интеллектуальными способностями осознать его реалии. Мы должны обратиться к вайшнаву и вечно служить его лотосным стопам — в этом заключается вся суть сознания Кришны»