22 января 2018 - Явление Вишнуприи Тхакурани

visnupriya

nimai visnupriyaВишнуприя Деви - вторая жена Шримана Махапрабху. Она была украшена множеством добродетелей, но главным её украшением была безраздельная любовь к Гаурангачандре.

Шримати Вишнуприя Деви была украшена всевозможными великолепными добродетелями. Она была предана своим родителям и ревностно следовала всем предписаниям священных текстов. Она поклонялась Туласи Деви, соблюдала обет аскета, каждый день трижды принимая омовение в Ганге.

В «Навадвипа-дхама-махатмье» рассказывается история о том, как Господь Рамачандра раскрыл жене тайну Своего грядущего явления в образе Шри Гауранги. При этом он сказал ей: «В разлуке с тобой Я буду поклоняться золотому Божеству Ситы в Айодхье (это случилось после того, как Рама вновь вернулся на престол, а Сита отправилась в изгнание, в ашрам Вальмики Муни). А ты, в разлуке со Мною (в образе Гауранги) будешь поклоняться Моему Божеству, и распространять Мою славу». Шримати Вишнуприя, будучи воплощением Ситы, испытала на себе всю тяжесть этих слов Господа. В настроении разлуки восемьдесят лет она служила Божеству Дхамешвары Махапрабху.


 Свадьба Гауры-Вишнуприи

Каждый раз, встречая у Ганги Шачи Мату, Вишнуприя смиренно кланялась ей. Шачи Деви часто приходила в голову мысль, что она могла бы стать идеальной невестой для ее сына Нимая. После того, как Лакшмиприя Деви, первая жена Господа Чайтаньи, умерла, не пережив разлуки с Господом, Нимай Пандит женился на Шримати Вишнуприи Деви. В «Чайтанья-мангале» и «Чайтанья-бхагавате» приводится подробное описание их свадебной церемонии.

Однажды Шачимата позвала к себе Кашинатху Пандита и сказала ему:

- У меня есть к тебе одна просьба. Сходи к Раджа Пандиту (Санатане Мишре) и скажи, что если он хочет, пусть отдаст руку своей дочери моему сыну.

Кашинатх отправился в дом Шри Санатаны Мишры и передал ему предложение Шачидеви. Раджа Пандит рассказал обо всем жене и близким родственникам, и все единодушно согласились, что лучшего мужа для Вишнуприи не будет.

Довольный, Кашинатх подробно рассказал обо всем Шачимате, и та облегченно вздохнула и, не теряя времени, стала готовиться к свадьбе. Ученики Нимая обрадовались предстоящей свадьбе своего учителя. Один из них, Буддхиманта Хан, был очень богат и тут же предложил:

- Я оплачу все расходы!

Праздник прошла по-царски, и даже самые богатые люди Навадвипы говорили между собой, что не видели более роскошной свадьбы. Так Господь Чайтанья женился на Вишнуприи. Это произошло в 1505 году.


Гаурачандра принимает санньясу

В «Чайтанья-мангале» Лочана дас Тхакур рассказывает об играх, не упоминающихся больше нигде. Он повествует об удивительно трогательной беседе, состоявшейся вечером за день до принятия Господом санньясы между Господом Гаурангой и Вишнуприей Деви.

Вишнуприя деви не находила себе места, предчувствуя неизбежную беду. Приняв вечерний прасад, Господь Гауранга появился в их комнате немного отдохнуть. Вишнуприя бросилась к Нему и села у Его лотосных стоп.

Лицо ее было печально. Ее нежные руки, словно две лианы обхватили стопы Махапрабху, которые Вишнуприя прижала к сердцу. Слезы стекали по ее лицу и капали на сари, покрывавшее грудь, и на стопы Гауранги.

Господь привстал на постели и спросил:

- Дорогая, почему ты плачешь? Что с тобой?!

Он посадил Вишнуприю на колени и, ласково коснувшись ее нежного лица, заговорил с нею. Вишнуприя снова опустилась к Его стопам и, крепко прижимая их к груди, проливала слезы, не в силах вымолвить ни слова. Не сводя глаз с любимого лица, она, наконец, заговорила, и ее дрожащий нежный голос без конца прерывался всхлипами и глубокими вздохами.

- О Господь моей жизни и сердца! Я слышала, Ты собираешься принять санньясу, и эта новость разбила мне сердце. Вся жизнь моя, богатства, красота, наряды и украшения, мои взгляды и жесты только для Тебя! Если Ты оставишь меня, чего все это стоит?

Я не знаю ничего, кроме Твоих лотосных стоп. На кого ты покидаешь меня? Твоя мать Шачи стара и слаба. Разве ты можешь оставить ее? Чего Ты добьешься, оставив Своих дорогих преданных - Адвайту, Шривасу, Мурари и остальных? Как ты уйдешь от них и примешь санньясу? Неужели Ты хочешь принять санньясу из-за меня, никчемного существа, пытающегося удержать Тебя в материальном мире?! Если так, то позволь мне последний раз взглянуть на Тебя и выпить яд. И тогда Ты сможешь счастливо оставаться дома. О Господь, молю, не уходи. У меня нет никого, кроме Тебя. Когда я смотрю в Твое лицо, сердце мое горит жарким пламенем, предчувствуя неминуемую разлуку.

Вишнуприя замолчала. Мягко улыбаясь, Господь поднял жену и снова посадил к Себе на колени. Желая как-то облегчить ее горе, Он пошутил:

- Кто сказал тебе, что Я ухожу из дома? Ведь Я всегда делюсь с тобой Своими планами. Не сокрушайся без причины, - и Гауранга нежно поцеловал Вишнуприю.

Так, в разговорах, незаметно прошла ночь.

Уже близился рассвет, а жгучая боль в сердце Вишнуприи не стихала.

Посмотрев в любимое лицо Гауранги, она положила Его прохладные мягкие руки себе на грудь и сказала:

- Не лги. Я вижу, что ты хочешь обмануть меня. Ты Верховный, никто не может управлять Тобою. Ты можешь поступать, как пожелаешь. Принимай санньясу, если хочешь, но прошу только, скажи правду. Ты собираешься принять санньясу?

- Послушай, любимая, - ответил Гауранга. - Сыновья, мужья, мать, отец, мужчина, женщина - все это временные обозначения. Разве есть на свете что-нибудь ближе и дороже сердцу человека, чем лотосные стопы Кришны? Все, что ты видишь в этом мире лишь проявление Его внешней энергии. Не сожалей о том, чего нет. Освободись от всех дурных предчувствий и посвяти себя служению Господу Кришне.

Желая развеять все печали и заблуждения любимой жены, Гауранга вдруг явил перед Вишнуприей Свой четырехрукий облик, но даже после такого откровения Вишнуприя продолжала видеть в Гауранге своего возлюбленного мужа, а не Верховного Господа. Она упала Ему в ноги и разрыдалась:

- Почему же я должна так жестоко страдать?

Не в силах стерпеть эти муки, Гауранга тоже заплакал. Он вновь посадил жену на колени и сказал:

- Послушай, Вишнуприия, не думай о том, куда Я пойду. Если ты будешь хранить в сердце память обо Мне, если всегда будешь думать о Моих лотосных стопах, ты не расстанешься со Мной. Я обещаю тебе это.

Вишнуприя задумалась на мгновенье и ответила:

- Господь мой, Ты волен поступать, как пожелаешь. Кто может противиться Тебе?!

Гауранга ничего не отвечал. Вишнуприя низко опустила голову, чтобы Он не видел ее слез. Гауранга, чувствуя, что сердце Его вот-вот разорвется от сострадания, снова заговорил. Голос его звучал тихо, в нем слышалась такая нежность и любовь, которую невозможно описать словами

Это была последняя ночь, которую Господь Чайтанья провел дома. На следующее утро, на рассвете, Он ушел. ("Гауранга. Послание любви", том 1)


Дхамешвар Махапрабху

dhameshwarЭто прекрасное Божество, сделанное из дерева ним, ранее принадлежало Вишнуприи, супруге Господа, которая поклонялась ему после того, когда Чайтанья Махапрабху принял санньясу. Она начала поклонение, когда ей было всего шестнадцать, и продолжала до самого ухода (по некоторым данным, она дожила до девяноста шести лет). Впоследствии Божество перешло к преданному слуге Вишнуприи, Вамшивадане Тхакуру, который считается воплощением флейты Кришны. Он-то и перенес его сюда после ухода своей госпожи. На алтаре также хранятся деревянные сандалии, которые когда-то носил Шри Чайтанья Махапрабху. Напротив алтаря, у дальней стены, согласно ведической традиции, установлено божество Гаруды.

В Навадвипа-дхама-махатмье Шрила Бхактивинода Тхакур рассказывает краткую историю этого Божества: Существует очень красивое Божество Гауранги, принадлежащее Вишнуприи, которое в будущем брахманы из рода Джаганнатхи Мишры перенесут в Саттикару. Спустя четыреста лет после явления Господа Гауранги в этот мир поклонение Божеству вновь поднимется на высочайший уровень.

Поклонение в храме по-прежнему поддерживают священники из рода Мишры (отца Шримати Вишнуприи). Эта обязанность передается по наследству. Разные семьи отвечают за поклонение в разное время года.

шри-гаурарпанам асту